Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 02:40, реферат
Это обусловлено его выгодным экономико-географическим положением, наличием потребителей и квалифицированной рабочей силы. Он обладает мощным экономическим потенциалом, разветвленной сетью железных и шоссейных дорог, трубопроводов и линий электропередачи. Чрезвычайно широки его межрайонные связи. Занимая около 3% площади страны, он сосредотачивает около 20% населения.
Центральный район 2 стр.
Условия развития хозяйства 5 стр.
Население 9 стр.
Структура и территориальная организация хозяйства 11 стр.
Основные направления развития 22 стр.
Список литературы 24 стр.
Многие малые города района имеют функции туризма или отдыха. Таковы, например, Суздаль, Ростов, Плес, Таруса. Особый тип малых городов в районе – города науки. Первый из них, г. Жуковский, возник в 20- е годы ХХ в. После Великой Отечественной войны в районе было создано несколько десятков городов такого типа, Среди них Обнинск , Дубна , Пущино, Протвино.
На формирование системы
городского расселения и создание
системы городов Центра решаюшее
влияние оказывает Москва.
Вокруг нее сложилась
Почти во всех областях района и в самой Москве происходит процесс старения населения, особенно городского. Проблему обеспечения района трудовыми рксурсами частично решают путем привлечения сюда временных мигрантов из Украины, с Северного Кавказа.
В районе
сохраняется высокий уровень
Структура и территориальная организация хозяйства
Хозяйство Центрального района - сложное сочетание отраслей материального производства и непроизводственной сферы. Для промышленности характерна сильная диверсификация производства. Чрезвычайно разветвлены ее межрайонные и внутрирайонные связи, в том числе по кооперированию производства. На базе привозного сырья и топлива здесь производят продукцию, которую поставляют во все районы страны и на эжкспорт. Сельское хозяйство по объему производства намного уступает промышленности и ориентировано на удовлетворение местных потребителей овощами и картофелем, молоком, продуктами свиноводства и птицеводства. Исключительно важны транспортные функции района. Выделяется он среди других и рекреационной деятельностью. Москва – один из наиболее посещаемых в стране отечественными и иностранными туристами город. Всемирно известен туристский маршрут по «Золотому кольцу».
В
советсткое время Центральный
район подвергся коренной
реконструкции. Она
Промышленность - основное звено хозяйственного комплекса Центрального района. Она имеет глубокие исторические корни, формировалась в процессе развития российской государственности, пройдя несколько стадий: мелкотоварного производства, мануфактуры, крупного машинного производства. Социалистическая индустриализация увеличила концентрацию производства. В годы советсткой власти в районе возникло много крупных предприятий, даже предприятий – гигантов, что заметно усилило позиции его промышленности. По некоторым видам промышленной продукции Центр стал монополистом в стране.
Переход
к рыночной экономике стимулировал
появление различных форм
собственности и новых
В структуре промышленности Центрального района господствующее положение по-прежнему занимает машиностроение. В 1998 г. на него пришлось 24,8% ее суммарной продукции.Вслед за машиностроением идут пищевая промышленность (22,9%), электроэнергетика (20,6%), химическая и нефтехимическая (7,1%) и легкая промышленность (4,8%).
Таким образом , на профилирующие отрасли, определяющие направление специализации района - машиностроение, химическую, нефтехимическую и легкую ( преимущественно текстильную) промышленность, - приходится почти 2/5 промышленного производства.
Основу промышленности района составляет сочетание и взаимодействие машиностроительного, пирометаллургического черных металлов, нефтеэнергохимического, лесоэнергохимического, текстильно-промышленного, индустриально-аграрного и индустриально-строительного энергопроизводственных циклов (ЭПЦ).Наиболее полно, т.е. всеми или почти всеми структурными компонентами, представлены машиностроительный, лесоэнергохиический и текстильно- промышленный циклы. В основе других ЭПЦ находятся главным образлом завершающие стадии. Профилирующие циклы, конкретнее – производства, связанные с выпуском машин, химикатов и тканей , имсеют межрайонное значение. Другие циклы относятся к внутрирайонным.
Топливно- энергетический комплекс представлен высокоразвитой электрознергетикой и отраслями топливной промышленности внутрирайонного значения - угольной, торфяной, нефтеперерабатывающей. Район - крупнейший в стране производитель и потребитель электроэнергии . ОЭС Центра - самая мощная объединенная энергетическая система, в которой Москва - наиболее крупный электроэнергетический узел. Москву обслуживают располагающиеся в пределах ее городской черты и вдоль Московской кольцевой автомобильной дороги ТЭЦ, использующие в качестве топлива природный газ и мазут. Неподалеку от города в довоенные годы были построены Каширская, Шатурская ГРЭС и др. Первоначально они были ориентированны на местные виды топлива - торф и бурый уголь, теперь используют в основном природный газ. На переферии района расположены самые мощные электростанции - Костромская ГРЭС на газе, Калининская и Смоленская АЭС. В большинстве областных центров района обычно имеются 1-2 теплофикационные электростанции. Роль ГЭС в ОЭС Центра невелика. Поэтому пущены первая Загорская ГАЭС и ГТЭС в Ивановской области.Имея сезонный избыток электроэнергии, Центр поставляет ее в соседние экономические районы, в первую очередь в Волго-Вятский, и даже в Поволжье. В целом за год объем производства электроэнергии превосходит его потребности в ней, хотя и не намного. Электроэнергетика района отличалась высокими темпами развития, превышавшими темпы роста потребностей в электроэнергии. Центральны район - зачинатель развития отечественной атомной энергетики. Первая в мире Обнинская АЭС была введена в действие в !(%; году. По производству электроэнергии ( более 150 млрд кВт-ч в 1988 г) район находится на первом месте в России. Он дает почти 1/5 всей электроэнергии в стране.
Добыча
угля в последние годы
сократилась многократно
и на уровне 1998 года составила
около 3,5 млн т. Многие
нерентабельные шахты закрыты.
Это повлекло за собой
необходимость решения
Нефтепереработка развита в Ярославле, Рязани и Москве в масштабах, лишь частично обеспечивающих потребности самого Центра. Нефть поступает по трубопроводам из разных районов страны. Природный газ поступает по разветвленным системам газопроводов из Западной Сибири и некоторых районов европейской части России. Это обеспечивает высокую степень газификации производства и жилищно-коммунального хозяйства Центра. Для мелких децентрализованных потребителей производится сжиженный газ, который частично используют и на автотранспорте.
Машиностроительный комплекс в первую очередь определяет производственный профиль Центрального района. Его межрайонное значение очень велико. Благодаря наличию квалифицированных кадров и мощному научно-техническому потенциалу особенно развиты трудоемкие и неметаллоемкие отрасли: приборостроение, электротехника и электроника, станкостроение.Велика также доля района в общероссийском производстве транспортных средств и оборудования, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования для легкой промышленности и электроэнергетики. Специфика машиностроения района - высокий уровень развития общемашиностроительных отраслей: производства режущего и измерительного инструмента, подшипников, электрооборудования, нормалей, литья из черных и цветных металлов. Это обеспечивает большие преимущества в условиях необходимости часто менять модели выпускаемых изделий. Предприятия этих отраслей расположены в машиностроительных «кустах» вблизи центров автомобильной, авиационной промышленности и станкостроения, обеспечивая их потребности. Приборостроение представлено производствами опытной аппаратуры для научных исследований, средств контроля производственных процессов, изделий оптико- механической техники. Ведущий центр - Москва с ее окружением. Станкостроение специализировано на изготовлении автоматических станков и линий, агрегатных станков, гибких производственных систем, станков с числовым программным управлением, т.е. самого новейшего оборудования, определяющего научно- технический прогресс машиностроения страны. Центры станкостроения : Москва, Коломна, Иваново, Рязань, Егорьевск.
Основу машиностроения района составляют предприятия ВПК. Их развитие началось в годы Первой мировой войны и достигло апогея в советское время. В современных условиях предприятия ВПК проходят мучительный процесс конверсии производства, который осложнен отсутствием финансовых средств и мощной конкуренцией со стороны ведущих стран мира и на внутреннем рынке товаров длительного пользования, и на внешнем рынке систем вооружений. Осложняет процесс и государственная политика проведения конверсии, которую скорее декларируют, чем финансируют.
Предприятия ВПК в районе занимают ведущие позиции в разработке новых образцов и видов, а также в производстве систем вооружений для всех родов войск. В Центре осуществляют разработки и частичное производство всех видов ракетно-реактивного вооружения, систем противовоздушной обороны и артиллерийских систем залпового огня. Крупнейшие предприятия этого профиля расположены в Москве, Мытищах , Туле , Муроме.
Боевое, охотничье и спортивное оружие разрабатывают и производят в Климовске, Туле, Коврове.
В пределах центрального района сконцентрированы ведущие силы в области создания и испытания новых образцов авиационной техники. Именно здесь впервые в мире в начале 20 –х годов ХХ века был создан первый в мире техноград – центр фундаментальной и прикладной науки в области авиастроения – г. Жуковский. В Москве сосредоточены все ведущие конструкторские фирмы страны по созданию самолетов, вертолетов, авиационных моторов, авионики, систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов. Помимо Москвы авиационную технику производят в Химках, Люберцах. Дубне, Луховицах, авиационные моторы - в Москве и Рыбинске. Мировой рынок авиационной техники растет заметными темпами. Идет процесс перехода на новое поколение военных и гражданских самолетов и борьба за освоение этого рынка. Наукоемкость авиационной промышленности во многом определяет позиции ведущих стран мира в технологическом соревновании, а следовательно, и в будущее их экономики. Центральный район занимает в этой борьбе ведущие позиции в мире и пока удерживает их.
С развитием авиационной промышленности связаны приборостроение, электроника, оптикомеханическая промышленность, производство композитных материалов, новых видов твердых пороховых и жидких ракетных топлив. Предприятия этого профиля широко представлены во многих областных центрах района (Владимир, Рязань, Брянск, Калуга) и малых городах ( Лыткарино, Красногорск, Муром, Серпухов, Ковров, Сергиев Посад), формируя специализированные машиностроительные «кусты». Всего в пределах Центрального района сосредоточено около1/3 такого рода предприятий в стране.
Развитие
крупномасштабного транспортног