Центральный район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 02:40, реферат

Описание работы

Это обусловлено его выгодным экономико-географическим положением, наличием потребителей и квалифицированной рабочей силы. Он обладает мощным экономическим потенциалом, разветвленной сетью железных и шоссейных дорог, трубопроводов и линий электропередачи. Чрезвычайно широки его межрайонные связи. Занимая около 3% площади страны, он сосредотачивает около 20% населения.

Содержание работы

Центральный район 2 стр.

Условия развития хозяйства 5 стр.

Население 9 стр.

Структура и территориальная организация хозяйства 11 стр.

Основные направления развития 22 стр.

Список литературы 24 стр.

Файлы: 1 файл

Центральный район.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

           Многие  малые города  района  имеют функции туризма или отдыха.  Таковы, например,   Суздаль, Ростов, Плес, Таруса. Особый  тип  малых  городов  в районе – города  науки.   Первый   из них, г.  Жуковский,  возник    в 20- е    годы ХХ в.     После     Великой  Отечественной   войны в районе  было создано  несколько  десятков городов    такого  типа,  Среди них Обнинск , Дубна , Пущино,  Протвино.

               На  формирование    системы   городского  расселения и создание  системы  городов Центра  решаюшее  влияние  оказывает  Москва.    Вокруг нее сложилась  радиально-кольцевая  структура  расселения,    которую  принято     считать  англомерацией  первого  порядка.    Это  сама   Москва   и  прилегающие  к ней  города  Московской  обл.,  развитие   которых  тесно   связано  с потребностями  столицы.  Зона  влияния Москвы  простирается   на  западе  до  границ  района   с Белоруссией, на северо-западе  соприкасается  с зоной  влияния Санкт-Петербурга, на востоке  подходит  к Нижнему  Новгороду.   В Московской области вокруг  некоторых городов уже сложилась система агломераций  второго  порядка.  Продолжается  процесс  формирования   новой  системы  сельского  расселения.   В Центральном  районе   сложилась  непростая  демографическая  ситуация,  которая  определяется  отрицательным  естественным  приростом населения,  особенно городского.   Вследствие  этого, например,  в районе  сокращается численность населения.

          Почти   во всех  областях  района  и   в самой  Москве  происходит  процесс  старения  населения,  особенно  городского.  Проблему  обеспечения  района  трудовыми рксурсами  частично  решают  путем  привлечения  сюда   временных  мигрантов  из  Украины, с  Северного Кавказа.

         В  районе  сохраняется  высокий  уровень   безработицы, особенно  в  Ивановской  области, Костромской  и Брянской  областях.

 

             Структура и территориальная  организация хозяйства

      Хозяйство  Центрального  района  -  сложное  сочетание  отраслей  материального  производства и непроизводственной сферы.   Для промышленности  характерна  сильная диверсификация  производства.  Чрезвычайно разветвлены ее  межрайонные и внутрирайонные  связи, в том числе по кооперированию  производства. На  базе  привозного  сырья и топлива здесь производят  продукцию, которую поставляют  во  все районы  страны  и на эжкспорт.  Сельское хозяйство по  объему  производства  намного уступает  промышленности  и ориентировано на удовлетворение  местных потребителей  овощами и картофелем,  молоком,  продуктами  свиноводства  и птицеводства.  Исключительно важны транспортные  функции  района.   Выделяется  он  среди  других  и рекреационной  деятельностью.  Москва – один  из наиболее  посещаемых  в стране  отечественными  и иностранными  туристами  город.  Всемирно  известен  туристский  маршрут  по «Золотому  кольцу».

          В   советсткое  время  Центральный   район  подвергся  коренной  реконструкции. Она  существенно   изменила  структуру  и территориальную   организацию  его хозяйства.  Из  преимущественно  текстильного  он превратился  в районе  диверсификационной  индустрии, для которой характерно  преобладание  трудоемких  и наукоемких  отраслей  машиностроения  и химической  промышленности.  В то же  время в нем сохранила и даже  увеличила свое  значение  как отрасль специализация текстильная промышленность.

          Промышленность  -  основное  звено  хозяйственного  комплекса  Центрального  района.  Она  имеет  глубокие  исторические  корни,  формировалась  в процессе  развития  российской государственности,  пройдя   несколько  стадий:  мелкотоварного  производства,  мануфактуры,  крупного    машинного производства.  Социалистическая  индустриализация  увеличила концентрацию  производства.  В годы  советсткой  власти  в районе   возникло  много крупных предприятий,  даже   предприятий – гигантов, что заметно усилило позиции его промышленности.  По  некоторым видам промышленной   продукции Центр стал  монополистом  в стране.

          Переход   к рыночной  экономике  стимулировал  появление  различных  форм  собственности  и новых промышленных  структур.  Произошла  своего  рода  переоценка  ценностей   Вызванные  перестройкой   кризисные явления в большой мере  коснулись тех отраслей  промышленности,  продукция которых оказалась неконкурентноспособной  по  сравнению с импортной. Это относится прежде  всего к машиностроению  и текстильной промышленности,  позиции которых заметно ослабли, причем  не только  абсолютно,  но  и относительно.

         В  структуре   промышленности  Центрального  района  господствующее   положение по-прежнему  занимает  машиностроение.  В 1998 г.  на  него  пришлось 24,8%  ее суммарной  продукции.Вслед  за  машиностроением  идут  пищевая промышленность (22,9%), электроэнергетика   (20,6%), химическая  и нефтехимическая (7,1%)  и легкая  промышленность (4,8%).

         Таким  образом , на  профилирующие   отрасли,  определяющие  направление  специализации  района  -  машиностроение,  химическую,  нефтехимическую  и  легкую (  преимущественно текстильную)  промышленность, -  приходится  почти  2/5  промышленного  производства.

         Основу  промышленности  района  составляет  сочетание  и взаимодействие  машиностроительного,  пирометаллургического  черных   металлов,  нефтеэнергохимического, лесоэнергохимического, текстильно-промышленного, индустриально-аграрного и индустриально-строительного энергопроизводственных  циклов (ЭПЦ).Наиболее полно, т.е.  всеми или почти всеми структурными компонентами,  представлены  машиностроительный, лесоэнергохиический и текстильно- промышленный  циклы. В основе  других ЭПЦ находятся  главным  образлом  завершающие стадии. Профилирующие  циклы,  конкретнее – производства,  связанные  с  выпуском  машин, химикатов  и тканей  ,  имсеют  межрайонное  значение.  Другие  циклы относятся  к     внутрирайонным.

       Топливно-  энергетический  комплекс             представлен высокоразвитой электрознергетикой  и отраслями  топливной  промышленности  внутрирайонного значения -  угольной, торфяной, нефтеперерабатывающей.  Район  -  крупнейший  в  стране  производитель  и потребитель  электроэнергии .   ОЭС  Центра -   самая  мощная   объединенная  энергетическая   система, в которой   Москва   -  наиболее крупный  электроэнергетический  узел.  Москву  обслуживают располагающиеся в пределах  ее городской черты и вдоль Московской  кольцевой автомобильной дороги  ТЭЦ,   использующие  в качестве  топлива природный газ  и  мазут.  Неподалеку  от  города  в  довоенные  годы  были  построены  Каширская, Шатурская  ГРЭС  и др.  Первоначально они  были  ориентированны  на  местные  виды    топлива  -  торф  и бурый  уголь,  теперь  используют  в основном  природный газ. На  переферии района  расположены самые мощные  электростанции  - Костромская ГРЭС  на газе, Калининская и Смоленская АЭС.  В большинстве областных центров района  обычно  имеются 1-2   теплофикационные электростанции.  Роль ГЭС в ОЭС Центра  невелика. Поэтому  пущены  первая  Загорская ГАЭС  и ГТЭС  в  Ивановской области.Имея  сезонный  избыток  электроэнергии, Центр  поставляет ее в соседние  экономические районы, в первую  очередь в Волго-Вятский, и даже  в  Поволжье. В целом за год объем производства  электроэнергии  превосходит  его  потребности  в ней, хотя и не намного. Электроэнергетика  района  отличалась  высокими темпами  развития, превышавшими  темпы  роста  потребностей в электроэнергии.   Центральны  район  -  зачинатель  развития  отечественной атомной  энергетики. Первая  в мире  Обнинская АЭС  была  введена в  действие  в !(%;  году.  По  производству  электроэнергии     ( более  150 млрд кВт-ч в 1988 г)  район    находится    на первом  месте  в  России. Он  дает  почти 1/5  всей  электроэнергии  в  стране.

      Добыча  угля  в  последние  годы  сократилась  многократно   и на уровне  1998 года  составила   около   3,5  млн т.  Многие  нерентабельные  шахты закрыты.  Это  повлекло  за  собой   необходимость  решения  сложной   проблемы  трудоустройства  высвободившейся  рабочей  силы.  Объемы  добычи  угля  в Подмосковном  бассейне  определяются  топливно-энергетическим  балансом  всей  европейской  части   страны.  Добыча  торфа  постепенно  сокращается.В  перспективе значение  торфа  как  топлива  сойдет  на нет.Основным  направлением  его  использования ( как  органического  удобрения)  становится  повышение плодородия  сельскохозяйственных  земель. Это вызывает  ориентацию  торфяной  отрасли на  удовлетворение  нужд  АПК.

       Нефтепереработка  развита в Ярославле,  Рязани  и Москве  в масштабах,  лишь  частично  обеспечивающих  потребности самого Центра.       Нефть поступает по трубопроводам из разных  районов страны.   Природный газ поступает по  разветвленным системам  газопроводов  из  Западной  Сибири  и некоторых  районов  европейской    части   России.   Это обеспечивает  высокую  степень  газификации  производства  и жилищно-коммунального   хозяйства  Центра.  Для  мелких  децентрализованных  потребителей  производится  сжиженный  газ, который частично  используют  и на  автотранспорте.

         Машиностроительный  комплекс      в первую  очередь определяет     производственный  профиль Центрального  района.  Его межрайонное значение  очень велико.   Благодаря  наличию  квалифицированных  кадров  и мощному научно-техническому  потенциалу  особенно   развиты трудоемкие и неметаллоемкие  отрасли:  приборостроение,  электротехника   и электроника,   станкостроение.Велика  также доля  района   в общероссийском  производстве  транспортных  средств  и оборудования,  сельскохозяйственной  техники,  технологического   оборудования для  легкой  промышленности  и электроэнергетики.       Специфика   машиностроения  района  -   высокий  уровень  развития   общемашиностроительных  отраслей:  производства  режущего  и  измерительного  инструмента,  подшипников,  электрооборудования,  нормалей,  литья  из  черных  и  цветных  металлов.  Это  обеспечивает  большие  преимущества  в  условиях  необходимости   часто  менять    модели   выпускаемых  изделий.    Предприятия   этих   отраслей   расположены   в   машиностроительных   «кустах»      вблизи  центров   автомобильной,   авиационной   промышленности   и  станкостроения,   обеспечивая  их  потребности.     Приборостроение  представлено  производствами  опытной  аппаратуры  для  научных  исследований,  средств  контроля  производственных процессов,  изделий  оптико- механической  техники.  Ведущий  центр -  Москва  с ее  окружением.  Станкостроение  специализировано на   изготовлении  автоматических  станков и линий,  агрегатных  станков,  гибких  производственных  систем,  станков с числовым  программным управлением, т.е.  самого новейшего оборудования,  определяющего научно- технический прогресс  машиностроения  страны. Центры  станкостроения :  Москва,  Коломна,  Иваново,  Рязань,  Егорьевск.  

         Основу  машиностроения    района  составляют  предприятия  ВПК.    Их  развитие началось  в годы  Первой мировой войны и достигло  апогея  в советское время.  В  современных  условиях  предприятия  ВПК  проходят    мучительный  процесс    конверсии  производства,  который  осложнен  отсутствием  финансовых  средств    и мощной  конкуренцией  со  стороны  ведущих   стран  мира  и на внутреннем  рынке    товаров  длительного  пользования, и на  внешнем  рынке  систем  вооружений. Осложняет  процесс   и государственная политика  проведения  конверсии,  которую скорее декларируют,  чем финансируют.

          Предприятия  ВПК  в  районе  занимают  ведущие  позиции  в разработке  новых  образцов  и видов, а также  в  производстве  систем  вооружений  для  всех  родов   войск.  В Центре  осуществляют  разработки  и  частичное  производство  всех  видов  ракетно-реактивного  вооружения,  систем  противовоздушной  обороны  и  артиллерийских  систем залпового  огня.  Крупнейшие  предприятия  этого  профиля  расположены  в  Москве,  Мытищах ,  Туле  , Муроме.

Боевое, охотничье  и  спортивное  оружие  разрабатывают  и  производят  в  Климовске,    Туле, Коврове.

       В пределах  центрального  района  сконцентрированы  ведущие силы  в области создания  и испытания новых образцов  авиационной техники.  Именно  здесь впервые в мире  в начале  20 –х  годов ХХ  века  был создан  первый  в мире  техноград – центр  фундаментальной  и  прикладной науки  в  области  авиастроения – г.  Жуковский.  В  Москве  сосредоточены все  ведущие  конструкторские  фирмы  страны  по  созданию  самолетов, вертолетов,  авиационных  моторов, авионики,  систем  жизнеобеспечения  летчиков  и космонавтов.   Помимо  Москвы   авиационную  технику  производят  в  Химках,  Люберцах.  Дубне,  Луховицах,  авиационные  моторы  -  в Москве  и Рыбинске.  Мировой рынок авиационной техники растет  заметными темпами. Идет  процесс перехода  на  новое  поколение   военных  и гражданских  самолетов  и  борьба  за  освоение  этого  рынка.  Наукоемкость авиационной  промышленности  во  многом  определяет  позиции  ведущих  стран  мира  в  технологическом  соревновании,  а следовательно, и в  будущее  их  экономики.  Центральный  район  занимает  в этой  борьбе  ведущие  позиции  в мире  и пока  удерживает  их.

     С  развитием   авиационной  промышленности  связаны  приборостроение,  электроника,  оптикомеханическая  промышленность,  производство композитных  материалов,  новых  видов  твердых   пороховых  и жидких  ракетных  топлив.  Предприятия этого профиля широко  представлены  во  многих  областных центрах района  (Владимир, Рязань,  Брянск,  Калуга)  и малых городах ( Лыткарино,  Красногорск,  Муром,  Серпухов,  Ковров,  Сергиев  Посад),  формируя  специализированные  машиностроительные  «кусты».  Всего в пределах  Центрального  района  сосредоточено около1/3  такого  рода  предприятий в стране.

       Развитие   крупномасштабного транспортного  машиностроения  обусловлено  центральным  положением      района  и наличием  в нем густой  сети   путей  сообщения.   Здесь  изготавливают   тепловозы  ( Коломна,  Муром,  Людиново),  железнодорожные  вагоны  ( Брянск,  Тверь,  Вышний  Волочек),  секции  электропоездов ( Демихово),  вагоны  для    метрополитена ( Мытищи),   подвижной состав  и оборудование  для узкоколеек  ( Калуга),  морские суда  ( Рыбинск),  речные  суда  (  Москва,  Рыбинск,  Кострома),  мотоциклы и мотороллеры (  Ковров,  Тула),   самолеты   и   вертолеты.  Автостроение  представлено  крупными  автомобильными заводами  -  ЗИЛ и «Москвич» в Москве,   Брянске и Серпухове,  автобусными -  в Ликино,  Голицино,  Яхроме,  моторными -  в Ярославле и Тутаеве и многочисленными  предприятиями – смежниками,  обеспечивающие головные  заводы  узлами,  деталями   и   комплектующими  изделиями  в  порядке  кооперации.

Информация о работе Центральный район