Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:05, реферат
Настоящая работа выполнена на основе записей сделанных фольклорной экспедицией Барнаульского музыкального училища в сёлах Тулата и Красный партизан в 1988году.
В данный сборник вошли образцы наиболее интересные в исполнительском плане. Записаны они от сибирских казаков, песенная традиция которых своими корнями уходит в 18 век, когда в Чарышском районе начали создаваться засечные линии.
Настоящая работа
выполнена на основе записей сделанных
фольклорной экспедицией
В данный сборник вошли образцы наиболее интересные в исполнительском плане. Записаны они от сибирских казаков, песенная традиция которых своими корнями уходит в 18 век, когда в Чарышском районе начали создаваться засечные линии.
Все исполнители – коренные сибиряки, и поэтому в песнях присутствует единая манера пения, отличная от других казачьих песенных традиций, встречающихся на территории России.
Прежде чем приступить к характеристике местного песенного фольклора, немного расскажем об истории его формировании, связанной с поэтапным заселением русскими людьми алтайских земель.
1этап – 16-17 век – на Алтай приходят выходцы из северных районов Европейской части страны, в последствие их стали называть старожилами. Кроме того, на протяжении 17 века на территории Алтайского края направляются небольшие русские отряды для сбора ясака (подати) с немногочисленных, оставшихся в горных долинах алтайцев.
2 этап –
первая половина 18 века. В первой
четверти 18 века опустившие местности
по верхнему течению реки Оби
и её притоки начинают
В 1717 году основывается Белоярская крепость, в 1718 году – Бийская. В середине 18 века была построена укрепленная линия, протянувшаяся от Усть-Каменогорска до Бийска (крепости Чарышская, Ануйская и другие).
.в крепостях и других укрепленных пунктах (форпостах, маяках) царское правительство размещало отряды служилых людей, а позднее казаков (выходцев с Дона). Так возникла Бийская казачья линия. Чтобы снабдить гарнизоны хлебом, царские власти насильно переселяли сюда крестьян из северных губерний и Приуралья. Их называли «приведенцами».
Одновременно
шло самовольное переселение
русских людей. Бежавшие от помещичьей
неволи крепостные, работные люди с
уральских заводов, уходившие от
религиозных преследований
К числу первых русских селений, возникших на Алтае, относятся расположенные на Правобережье Оби деревни – Кислуха, Бобровка, Санникова. В окрестностях Бийска раньше других основывались деревни – Соколова, Фоминская.
Со второй четверти 18 века начинается принудительное заселение территории Алтайского Горно-заводского округа крестьянами в связи с развитием Горно-заводского дела на Алтае. В 1729 году на реке Белой по приказу Акинория Никитича Демидова был построен завод, который назвали Колывано-Вознесенским. Для работы на нём (а позже и на других открывшихся рудниках) приписывались крестьяне из близлежащих деревень, переселялось большое количество крестьян и работных людей не только из близлежащих деревень, но и из соседних областей Западной Сибири.
3 этап – 1761 год – после указа Екатерины второй о поселении в Сибири староверов из Польши («поляки»)
4 этап –
1861 год – после отмены
Всё это создавало пёструю картину жизненного уклада, традиций, нравов, обычаев «Но сложный состав фольклора на этой территории не означает хаотического смешения традиций и стилей» (А.М. Мехнецов).
Фольклористы – исследователи А.М. Мехнецов и В.М. Щуров прослеживают в Сибирских традициях два основных музыкально-этнографических слоя :
1-старожильческий (16-18 век)
2-новосельческий (Первая половина 19, начало 20 века)
У русских старожилов Алтая сложились три группы населения, различающихся по происхождению, вероисповеданию, по жизненному укладу:
«сибиряки» (православные)
«казаки» (православные)
«кержаки» (староверы)
В соответствии с этим у каждой из этих групп в песенном фольклоре есть свои жанровые и стилистические особенности.
Традиции сибиряков отличаются от других преобладанием многоголосной ткани, диссонирующих созвучий, и в то же время теплотой, мягкостью звучания. В текстах лирических протяжных песен часто показывается тема ссылки, каторги, многочисленные огласовки согласных звуков, словообрывы, в сочетании с ритмически свободным напевом придают таким песням текучий, переливающийся, нескончаемый характер развития музыкальной ткани:
Да ты, острог,
Да ты, (а-ё-а)о, ты (а) ты (е-е)
Яер – (ё) – т(ы) да е – да,я
А – строг белыка…
Ой, да острог кА(я) меной.(Шипуновский р-н)
«Кержаки», то есть старообрядцы по своей природе люди очень замкнутые, они свято чтут религиозные обряды, издавна сложившийся строгий семейный порядок. И в настоящее время они недоброжелательно относятся к новым людям в их сёлах.
Для песенного стиля кержаков характерны резкие, остроинтоноционные ходы и терпкие секундовые интонации.
В среде старообрядцев ещё бытует духовный стих. В селе Берёзовка Усть-Коксинского района, Горно- Алтайской автономной области, в 1982 году фольклорной экспедицией от двух братьев Сургаева Михаила Пантелеймоновича 1909 г. Р. Записаны духовные стихи : «Всё в радости горе», «Христос с учениками из храма выходит». У некоторых жителей этого села сохранились предметы национального русского костюма: сарафан, рубахи из домотканого сукна, плетённые пояса.
По- своему оригинальна песенная традиция алтайских казаков. В их репертуаре множество песен, общих по содержанию с казачьими песнями Дона, Урала, Терека, но звучание этих песен отличается большей мягкостью, Алтайские казаки поют в низком, грудном регистре негромко, как бы напевая. Казачья песенная традиция хорошо сохранилась в Чарышском районе. Примером может служить песня на любовную тематику, представленная в сборнике.
Местная песенная традиция развивается преимущественно в малых группах. От неё во многом зависит тип многоголосия, который прежде всего определяется жанровой принадлежностью песен. В Алтайском крае многоголосие представлено главным образом двухголосием. Оно начинается в виде терцовой вторы уже в самых простых песнях, в более развитых – при сочетании различных видов полифонии (подголосочной, контрастной), также очевидно опора на терцовое двухголосие.
Оно в определённой мере способствует единой устремлённости движения голосов, позволяет использовать широкообъёмные звукоряды, усиливает яркость, тембровую красочность и выразительность звучания.
Из обрядового фольклора в Алтайском крае распространены свадебные песни, которые по своей популярности могут сравниться только с лирическими.
В целом для сибирской свадьбы характерна пышная праздничность: обильные пиршественные угощения с песнями, плясками, величаниями. Время свадеб приходилось, главным образом, на зимний период – «мясоед», до великого поста.
Лирические песни во всём многообразии жанра образуют важнейшую и, пожалуй, самую представительную сторону песенной культуры сибирских старожилов.
Особый интерес к лирическим песням объясняется не только их высокими музыкально- поэтическими достоинствами. В структуре жанра, в особенностях содержания, в средствах языка различных историко-стилевых пластов песенной лирики нашли отражение и своеобразие процессов заселения и освоения Сибири, и новые пути, по которым шло общественное развитие, а вместе с ним художественная культура.
Проголосочные песни в целом сдержаны, повествовательны по характеру. Тематика охватывает все стороны жизни алтайцев, но особо значимой и самобытной является лирико-эпическая традиция. Она представлена в исторических, солдатских, рекрутских песнях, кроме того широко и многопланово любовно-лирическая тематика.
Работные люди горно-промышленных заводов выражали свои чаяния, угнетённое социально-неравное положение также в песнях. Часто в них высмеивалась заводская управа, глупые приказчики .