Чарышский район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 17:05, реферат

Описание работы

Настоящая работа выполнена на основе записей сделанных фольклорной экспедицией Барнаульского музыкального училища в сёлах Тулата и Красный партизан в 1988году.
В данный сборник вошли образцы наиболее интересные в исполнительском плане. Записаны они от сибирских казаков, песенная традиция которых своими корнями уходит в 18 век, когда в Чарышском районе начали создаваться засечные линии.

Файлы: 1 файл

Чарышский район.docx

— 18.18 Кб (Скачать файл)

Настоящая работа выполнена на основе записей сделанных  фольклорной экспедицией Барнаульского музыкального училища в сёлах Тулата и Красный партизан в 1988году.

В данный сборник  вошли образцы наиболее интересные в исполнительском плане. Записаны они от сибирских казаков, песенная традиция которых своими корнями  уходит в 18 век, когда в Чарышском районе начали создаваться засечные линии.

Все исполнители  – коренные сибиряки, и поэтому  в песнях присутствует единая манера пения, отличная от других казачьих песенных традиций, встречающихся на территории России.

Прежде чем  приступить к характеристике местного песенного фольклора, немного расскажем  об истории его формировании, связанной  с поэтапным заселением русскими людьми алтайских земель.

1этап –  16-17 век – на Алтай приходят  выходцы из северных районов  Европейской части страны, в последствие их стали называть старожилами. Кроме того, на протяжении 17 века на территории Алтайского края направляются небольшие русские отряды для сбора ясака (подати) с немногочисленных, оставшихся в горных долинах алтайцев.

2 этап –  первая половина 18 века. В первой  четверти 18 века опустившие местности  по верхнему течению реки Оби  и её притоки начинают заселять  русские люди.

В 1717 году основывается Белоярская крепость, в 1718 году – Бийская. В середине 18 века была построена укрепленная линия, протянувшаяся от Усть-Каменогорска до Бийска (крепости Чарышская, Ануйская и другие).

.в крепостях  и других укрепленных пунктах  (форпостах, маяках) царское правительство размещало отряды служилых людей, а позднее казаков (выходцев с Дона). Так возникла Бийская казачья линия. Чтобы снабдить гарнизоны хлебом, царские власти насильно переселяли сюда крестьян из северных губерний и Приуралья. Их называли «приведенцами».

Одновременно  шло самовольное переселение  русских людей. Бежавшие от помещичьей неволи крепостные, работные люди с  уральских заводов, уходившие от религиозных преследований старообрядцы, пробирались на Алтай и основали здесь маленькие деревни.

К  числу  первых русских селений, возникших  на Алтае, относятся расположенные  на Правобережье Оби деревни –  Кислуха, Бобровка, Санникова. В окрестностях Бийска раньше других основывались деревни – Соколова, Фоминская.

Со второй четверти 18 века начинается принудительное заселение территории Алтайского Горно-заводского округа крестьянами в связи с развитием Горно-заводского дела на Алтае. В 1729 году на реке Белой по приказу Акинория Никитича Демидова был построен завод, который назвали Колывано-Вознесенским. Для работы на нём (а позже и на других открывшихся рудниках) приписывались крестьяне из близлежащих деревень, переселялось большое количество крестьян и работных людей не только из близлежащих деревень, но и из соседних областей Западной Сибири.

3 этап –  1761 год – после указа Екатерины  второй о поселении в Сибири  староверов из Польши («поляки»)

4 этап –  1861 год – после отмены крепостного  права и Столыпинской реформы на Алтай переселялись выходцы из различных губерний Европейской части России.

Всё это создавало  пёструю картину жизненного уклада, традиций, нравов, обычаев «Но сложный состав фольклора на этой территории не означает хаотического смешения традиций и стилей» (А.М. Мехнецов).

Фольклористы  – исследователи А.М. Мехнецов и В.М. Щуров прослеживают в Сибирских традициях два основных музыкально-этнографических слоя :

1-старожильческий  (16-18 век)

2-новосельческий (Первая половина 19, начало 20 века)

У русских  старожилов Алтая сложились три  группы населения, различающихся по происхождению, вероисповеданию, по жизненному укладу:

«сибиряки» (православные)

«казаки» (православные)

«кержаки» (староверы)

В соответствии с этим у каждой из этих групп  в песенном фольклоре есть свои жанровые и стилистические особенности.

Традиции  сибиряков отличаются от других преобладанием многоголосной ткани, диссонирующих созвучий, и в то же время теплотой, мягкостью звучания. В текстах лирических протяжных песен часто показывается тема ссылки, каторги, многочисленные огласовки согласных звуков, словообрывы, в сочетании с ритмически свободным напевом придают таким песням текучий, переливающийся, нескончаемый характер развития музыкальной ткани:

Да ты, острог,

Да ты, (а-ё-а)о, ты (а) ты (е-е)

Яер – (ё) – т(ы) да е – да,я

А – строг  белыка…

Ой, да острог кА(я) меной.(Шипуновский р-н)

«Кержаки», то есть старообрядцы по своей природе  люди очень замкнутые, они свято  чтут религиозные обряды, издавна  сложившийся строгий семейный порядок. И в настоящее время они недоброжелательно относятся к новым людям в их сёлах.

Для песенного  стиля кержаков характерны резкие, остроинтоноционные ходы и терпкие секундовые интонации.

В среде старообрядцев  ещё бытует духовный стих. В селе Берёзовка Усть-Коксинского района, Горно- Алтайской автономной области, в 1982 году фольклорной экспедицией от двух братьев Сургаева Михаила Пантелеймоновича 1909 г. Р. Записаны духовные стихи : «Всё в радости горе», «Христос с учениками из храма выходит». У некоторых жителей этого села сохранились предметы национального русского костюма: сарафан, рубахи из домотканого сукна, плетённые пояса.

По- своему оригинальна  песенная традиция алтайских казаков. В их репертуаре множество песен, общих по содержанию с казачьими  песнями Дона, Урала, Терека, но звучание этих песен отличается большей мягкостью, Алтайские  казаки поют в низком, грудном регистре негромко, как бы напевая. Казачья песенная традиция хорошо сохранилась в Чарышском районе. Примером может служить песня на любовную тематику, представленная в сборнике.

Местная песенная традиция развивается преимущественно  в малых группах. От неё во многом зависит тип многоголосия, который прежде всего определяется жанровой принадлежностью песен. В Алтайском крае многоголосие представлено главным образом двухголосием. Оно начинается в виде терцовой вторы уже в самых простых песнях, в более развитых – при сочетании различных видов полифонии (подголосочной, контрастной), также очевидно опора на терцовое двухголосие.

Оно в определённой мере способствует единой устремлённости движения голосов, позволяет использовать широкообъёмные звукоряды, усиливает яркость, тембровую красочность и выразительность звучания.

Из обрядового фольклора в Алтайском крае распространены свадебные песни, которые по своей  популярности могут сравниться только с лирическими.

В целом для  сибирской свадьбы характерна пышная праздничность: обильные пиршественные  угощения с песнями, плясками, величаниями. Время свадеб приходилось, главным  образом, на зимний период – «мясоед», до великого поста.

Лирические  песни во всём многообразии жанра  образуют важнейшую и, пожалуй, самую представительную сторону песенной культуры сибирских старожилов.

Особый интерес  к лирическим песням объясняется  не только их высокими музыкально- поэтическими достоинствами. В структуре жанра, в особенностях содержания, в средствах языка различных историко-стилевых пластов песенной лирики нашли отражение и своеобразие процессов заселения и освоения Сибири, и новые пути, по которым шло общественное развитие, а вместе с ним художественная культура.

Проголосочные песни в целом сдержаны, повествовательны по характеру. Тематика охватывает все стороны жизни алтайцев, но особо значимой и самобытной является лирико-эпическая традиция. Она представлена в исторических, солдатских, рекрутских песнях, кроме того широко и многопланово любовно-лирическая тематика.

Работные  люди горно-промышленных заводов выражали свои чаяния, угнетённое социально-неравное положение также в песнях. Часто в них высмеивалась заводская управа, глупые приказчики .

Список  литературы

1. В. Арефьев. «К вопросу о сибирской народной песне»

Г.Иркутск 1899г. Вып№1

2. В. Пешняк. «Русские народные песни Алтайского края»

Г.Баранаул 1980г.

3.Я. Кошелев. «Вопросы русского фольклора Сибири»

Г. Томск 1963 г.

Диплом  Соловьёвой И. 1995 З.О.№28

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Чарышский район