Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 20:35, реферат
В данной работе расматриваются договоры Российской федерации и КНР по деморкации границе. Хочу обратить внимание на книгу Галеновича Ю.Н «Россия и Китай в XX веке: граница». В данной книге дается много информации о конфликтах и их урегулировании на Российско-Китайской границе.
Современная государственная граница между РФ и КНР. Современные очертания приобрела после окончательной демаркации в 2005 году (с территориальными уступками в пользу Китая). Современная протяжённость — 4209,3 км (для сравнения длина российско-казахстанской границы — 7 512,8 км). Распадается на два участка — длинный восточный и короткий западный (около 50 км).
Введение 3
Соглашение между Российской Федерацией и КНР о российско-китайской государственной границе на ее западной части. 4
Соглашения 1996 г. и 1997 г. 5
Завершение демаркации российско-китайской границы. 7
Проблемы на российско-китайской границе. 9
Вывод 11
Список литературы. 12
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный политехнический университет»
Институт международных образовательных программ
Кафедра «Международные отношения»
РЕФЕРАТ
Дисциплина: «Политическая география Китая»
Тема: Демаркация российско-китайской границы
Оглавление
Любое организованное общество существует на определенной территории, функционирование и безопасность которого регулируется государством. Однако неприкосновенность, целостность и безопасность территории страны могут быть обеспечены лишь в том случае, если границы территории четко маркированы и признаются не только этим государством, но и всем мировым сообществом. Отсутствие официально оформленного размежевания рано или поздно приводят к спорам и разногласиям между сопредельными странами. На протяжении всей мировой истории конфликты и разногласия по поводу размежевания границ были и остаются одной из самых важных проблем для любого независимого государства.
Российско-китайские отношения имеют длительную историю, а так же огромное количество конфликтов. Именно поэтому и были заключено множество договоров по демаркации границы. Но несмотря на это вооруженные конфликты повторялись.
В данной работе расматриваются договоры Российской федерации и КНР по деморкации границе. Хочу обратить внимание на книгу Галеновича Ю.Н «Россия и Китай в XX веке: граница». В данной книге дается много информации о конфликтах и их урегулировании на Российско-Китайской границе.
После распада СССР к западу от российско-монгольской границы у России остался лишь 55-километровый участок границы с Китаем. Именно эта часть советско-китайской границы вышла на передний план в дальнейшем ходе пограничных переговоров. Стоит отметить, что здесь переговорный процесс имел, по сравнению с восточной частью, ряд существенных различий и особенностей. Проблем с его делимитацией не было. На подавляющем протяжении западная часть границы была сухопутной и проходила главным образом по горным рубежам со сложным рельефом. Редемаркация и проверка границ не проводились здесь с XIX в.: подавляющее число погранзнаков на местности были в силу разных причин утрачены, описание границы в договорах и протоколах в ряде мест было недостаточно совершенным, и прохождение границы на таких участках толковалось сторонами по-разному. Самый крупный по площади участок границы на Памире южнее перевала Уз-Бель вообще никогда не был окончательно определен в договорном порядке. Фактическая граница проходила на этом участке так, как это было описано в нотах, которыми обменялись российская и китайская сторона в конце XIX в., по линии соприкосновения позиций, занимавшихся в то время войсками сторон, и проходившей по Сарыкольскому хребту.1
Другим вопросом, по которому у сторон были различия во мнениях, был «формат» документов по юридическому оформлению согласованных частей границы, т.е. будет ли это соглашение между четырьмя странами СНГ с одной стороны и КНР — с другой, или с каждой стороной у КНР будут отдельные соглашения о границе. Ведь в 1992 г. участки бывшего СССР унаследовали Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Западная часть границы бывшего СССР с КНР наряду со сравнительно коротким участком, проходившим по территории бывшей РСФСР, шла главным образом по территории именно этих трех стран. Поначалу совместная делегация высказывалась за первый вариант, а Делегация КНР за то, чтобы соглашения заключались по отдельности. Впоследствии обстановка сложилась так, что стороны пошли по пути отдельных соглашений КНР с каждой из стран СНГ, граничащих с Китаем. В результате был открыт путь к продолжению переговоров по пограничным вопросам с КНР. Возобновлена была и регулярно проходила деятельность всех рабочих групп делегаций, начавшаяся в 1993 г.
В апреле 1996 г. во время визита Б. Ельцина в Китай пять стран подписали соглашение об установлении мер военного доверия в приграничных районах. Документ утвердил взаимные обязательства о неприменении силы или угрозы силой, неиспользовании вооруженных сил, размещенных в приграничных районах, для проведения наступательных операций и воздержании от любого рода военной деятельности, которая могла бы угрожать миру и стабильности. Соглашение также устанавливало количественные ограничения на военные учения в приграничных районах, определяло способы уведомления о различных видах военной деятельности и шагах, предпринимаемых каждой стороной в случае возникновения чрезвычайной ситуации в приграничной области. Оно предусматривало сотрудничество соседних военных округов с пограничными войсками. Стороны заявили, «что будут строго соблюдать Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части от 16 мая 1991 г. и Соглашение о российско-китайской государственной границе на ее Западной части от 3 сентября 1994 г. Стороны согласились продолжить переговоры в целях справедливого и рационального разрешения остающихся несогласованными пограничных вопросов. Стороны полны решимости в возможно короткие сроки завершить демаркационные работы, предусмотренные двумя вышеупомянутыми соглашениями, и параллельно провести переговоры по вопросу о совместном хозяйственном использовании отдельных участков вдоль границы, отходящих по итогам демаркации к другой Стороне».2
В апреле 1997 г. было подписано соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах. Россия согласилась сократить на 15% свои вооруженные силы, дислоцированные в 100-километровой приграничной зон.3 Соглашение распространялось на следующие отдельные виды и параметры вооруженных сил и типы вооружений и военной техники: «военно-воздушные и сухопутные войска, войска противовоздушной обороны, личный состав, танки, боевые бронированные машины пусковые установки тактических ракет, артиллерийские системы калибра 122 мм и выше, боевые самолеты (штурмовая и противовоздушная авиация) и боевые вертолеты. Разведывательная авиация не подлежала сокращению, но стороны обязались регулярно обмениваться соответствующей информацией. Под действие соглашения не подпадают ракетные войска стратегического назначения, стратегическая авиация, военно-морской флот и войска противоракетной обороны».
Глубина района применения соглашения составляет 100 км для обеих сторон. Хабаровск и Владивосток являются двумя специфическими в военном отношении районами, которые исключены из района применения положений о проведении инспекций. Были также подготовлены проекты протоколов, которые определяли географические границы района применения соглашения, районов проведения инспекций, последовательность сокращений и порядок обмена информацией. Россия согласилась с предложением КНР о том, что количественные параметры соглашения не будут обнародованы до его вступления в силу.
К этим соглашениям также присоединились Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан, что позволило обеспечить стабилизацию ситуации на всем протяжении бывшей советско-китайской границы.
Стоит заметить, что, несмотря на все успехи, в Министерстве обороны России есть люди, которые испытывали и испытывают сомнения в отношении долгосрочных намерений КНР в военной сфере. Подозрительность в отношении Китая, особенно Китая, превращающегося в полноправную мировую державу, все еще очень сильна среди российских военных и дипломатов. В декабре 1996 г. тогдашний министр обороны И. Н. Родионов включил Китай в список стран, представляющих потенциальную угрозу для России, хотя впоследствии под давлением со стороны членов правительства, отвечающих за отношения с Пекином, был вынужден взять свои слова обратно.
Соглашение между правительствами РФ и КНР о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек было подписано в ходе визита президента РФ Бориса Ельцина в Китай, который прибыл в КНР для участия в неформальной встрече на высшем уровне, 9 декабря 1999 г.. Подписи под документом и двумя протоколами к нему в присутствии лидеров двух стран поставили министр иностранных дел РФ Игорь Иванов и его китайский коллега Тан Цзясюань. В этих документах речь шла о линии прохождения границы между нашими двумя странами за исключением несогласованных участков, т.е. островов Тарабаров и Большой Уссурийский у города Хабаровска и острова Большой на реке Аргунь. Соглашение предусматривало, что стороны должны не реже двух раз в год поочередно на территории государства каждой из сторон проводить регулярные консультации по разрешению практических вопросов, связанных с выполнением положений настоящего соглашения. Это соглашение было временным, подписанным сроком на пять лет. Здесь также был упомянут вопрос об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Номинально это касалось России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана. По сути дела, речь шла о сокращении вооруженных сил всеми четырьмя сторонами, за исключением китайской стороны, у которой в стокилометровой зоне вдоль границы на своей территории практическине было вооруженных сил. Зато они были в районах непосредственно за этой зоной.4
В совместном информационном коммюнике о неформальной встрече Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина и Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя было отмечено, что «Президент Российской Федерации и Председатель Китайской Народной Республики дали высокую оценку завершению работ по демаркации согласованных участков российско-китайской государственной границы. Отмечена чрезвычайная важность продолжения в конструктивном и деловом ключе поиска решений по несогласованным участкам границы, принятия необходимых мер для поддержания статус-кво и нормального порядка на границе».5
18 июля 2000 г. Президент РФ В.В.Путин и Председатель КНР Цзян Цзэминь подписали Пекинскую декларацию, в которой, в частности, содержались положения о том, что «успешная реализация не имеющего прецедента в истории Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о совместном хозяйственном использовании отдельных островов и прилегающих к ним акваторий пограничных рек от 9 декабря 1999 г. является еще одним важным шагом, направленным на превращение российско-китайской границы в полосу добрососедства и дружбы.
Россия и Китай намерены в конструктивном и деловом духе продолжать переговоры с целью ускорения выработки вариантов решений по несогласованным участкам границы между двумя государствами. До этого будет сохраняться статус-кво на несогласованных участках границы между двумя государствами».
Подписанием Пекинской декларации обе стороны выразили удовлетворение в связи с началом практической реализации соглашений между Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.6
Китай и Россия разошлись
во мнениях, где должен пролегать западный
участок их совместной границы. И хотя
спор идет о микроскопической по меркам
обеих стран территории — всего 17 га земли
в Горном Алтае — он вновь напомнил о почти
полувековом остром противостоянии между
двумя соседями по территориальному вопросу,
которое в 1969 году даже вылилось в кровопролитный
вооруженный конфликт за остров Даманский.
И, к сожалению, в этом споре вновь отчетливо
проявилось, насколько Китай окреп за
последние десятилетия, а Россия на его
фоне, наоборот, резко сдала.7
По территории Республики Алтай проходит
850-километровая граница России с тремя
иностранными государствами — Китаем,
Монголией и Казахстаном. При этом протяженность
российско-китайской границы в регионе
— всего 55 км. И вот из-за этой горной (высота
2500 — 3000 метров) труднодоступной территории,
не оборудованной пунктами пропуска, на
которой — во всяком случае, пока — не
ведется, по сути, никакой хозяйственной
деятельности, и возник спор. И что-то подсказывает,
что Россия, в конце концов, пойдет на уступки
— лишь бы не омрачать отношения с мощным
соседом.8
Китай так же форсированными
темпами строит дороги вдоль российско-китайской
границы. Так, в уезде Цзяинь провинции
Хэйлунцзян интенсивно идет прокладка
двух автотрасс - 114-километрового участка
Хэйхэ - Цзяинь и 103-километровой автодороги
Суйбинь - Цзяинь. Об этом сообщает журнал
ChinaPro. Открытие движения на всей протяженности
этих автотрасс планируется 1 октября
этого года.
Кроме того, с начала текущего года в провинции
Хэйлунцзян вдоль границы с Россией, стартовало
строительство ряда автодорог второго
класса. Это 97-километровый участок автотрасс
Баоцин - Мишань, 36-километровый участок
дороги, соединяющей поселок Фуюань и
остров Хэйсяцзы (Большой Уссурийский),
а также 73-километровый участок транспортной
магистрали Хутоу - Улиньдун.
Как отмечают некоторые эксперты, строительство
дорог вдоль границы России имеет для
Китая двойное назначения. Их можно использовать
для развития местной экономики и туризма,
а в случае политического обострения и
начала военных действий с Россией – для
переброски войск и боевой техники и вооружения.9
Так же существует
проблема нелегальной иммиграции и контрабанды
, только за последнее десятилетие было
задержано огромное количество браконьеров
и контрабандистов с китайской стороны
.
На данный момент у значительной части населения России существуют опасения относительно возможной китайской колонизации Сибири — медленного, но массового заселения гражданами КНР российских территорий. Часто утверждается, что это может иметь негативные последствия для Российской Федерации, так как в последующие годы численность китайцев в Сибири якобы может превысить славянское население, что может привести к сепаратизму Сибири в пользу Китая. Некоторыми экспертами и политическими организациями это воспринимается как реальная угроза существованию Дальнего Востока в составе РФ.
Существует распространенное утверждение, что в китайских учебниках содержатся карты территорий российского Дальнего Востока и Сибири в составе Китая. Например, по словам политолога, президента Института Стратегических оценок Александра Коновалова, в китайских учебниках Сибирь и Дальний Восток часто окрашены в китайские цвета. Китай — в будущем серьёзная головная боль для России, также отметил эксперт10.
В целом можно сказать, за последние годы КНР и Россия не только прочно встали на путь сотрудничества, но и построили механизмы, делающие его возможным. Для реализации достигнутых соглашений созданы межправительственные рабочие группы по торговле, сотрудничеству в области обороны и энергетики. Сторонам удалось в значительной мере устранить или, по крайней мере, ослабить унаследованные от прошлого источники напряженности во взаимоотношениях. Нельзя недооценивать последствия этих достижений и структурных изменений. Как минимум, их следует рассматривать в качестве гарантии против внезапного ухудшения отношений и средства оперативного решения проблем еще до того, как они перерастут в кризисные ситуации.