Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 15:47, отчет по практике
Цель: изучение размещения и территориальной организации производительных сил в Ханты-Мансийском автономном округе, выявление проблем в данной сфере и пути их решения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Оценить ресурсный потенциал региона
2. Изучить особенности экономики региона
3. Изучить отрасли специализации региона
4. Исследовать специфику развития и размещения производительных сил
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.Ресурсный потенциал Ханты-Мансийского автономного
округа ……………………………………………………………………………….........6
1.1.Природно-ресурсный потенциал региона ………………………………...6
1.2.Человеческий потенциал региона …………………………………………10
ГЛАВА 2. Размещение и территориальная организация производительных сил в Ханты-Мансийском автономном округе…………………………………….16
2.1. Структура хозяйства региона ……………………………………………..16
2.2. Анализ развития и размещения производительных сил в регионе…….17
2.3. Анализ территориальной организации экономического региона …….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..42
Список использованной литературы ……………………………………....44
«Производство электроэнергии за 2013 год,млрд. кВт. ч.»
Рис.12
Спрос на электроэнергию в округе определяется отраслями нефтегазового комплекса. (Рис.13).
«Структура электропотребления на территории автономного округа по отраслям хозяйственного комплекса за 2005 год»
Рис.13
В совокупности на долю нефтедобычи,
газопереработки и транспорта углеводородов
приходится 78,5 % от общего объема электроэнергии,
потребленной в централизованном секторе
электроснабжения округа. Доля коммунально-бытового
хозяйства в электропотреблении округа
составляет 9,1 %. Душевое потребление электроэнергии
в коммунально-бытовом хозяйстве Югры,
полученное без учета вахтовиков, составляет
3,2 тыс. кВт*чел., что существенно выше показателей
Свердловской (1,9 тыс. кВт*ч/чел.), Челябинской
(1,5 тыс. кВт*ч/чел.) областей и Пермского
края (1,2 тыс. кВт*ч/чел.). Это объясняется
в том числе высоким удельным весом (70
%) общего жилого фонда в округе, оснащенного
напольными электроплитами для приготовления
пищи.
«Потребность в электроэнергии на душу населения в 1998-2005 гг. на Приполярном Урале, в Югре и соседних территориях»
Территории |
Душевное электропотребление (с окрулением), тыс.кВт*ч/чел. | |
1998г. |
2005г. | |
ХМАО |
25,8 |
34,7 |
Березовский район ХМАО |
3,4 |
4,5 |
Тюменская область (с округами) |
14,6 |
21,7 |
Пермский край |
6,2 |
7,7 |
Свердловская область |
8,0 |
9,5 |
Челябинская область |
7,6 |
8,9 |
В условиях падающей нефтедобычи на этапе до 2015г. рост потребности в электроэнергии и электрической мощности обоснован необходимостью использования электроемких методов повышения отдачи пластов.
При этом наибольшее снижение добычи на действующих нефтяных месторождениях ожидается в районе Сургутских и Когалымских электрических сетей. Полученные с учетом отмеченного выше уровни потребности в электроэнергии и электрической мощности на перспективу до 2015—2020 гг. приводятся в табл. 2. Прирост потребности в электроэнергии по Югре в период до 2015—2020 гг. оценивается в 10-12 % от уровня 2005г.
«Потребность в электроэнергии и электрической мощности ХМАО на перспективу до 2015-2020 гг.»
Показатели |
2005г |
2006г |
2007г |
2012г |
2013г |
2010г |
2015г |
2020г |
Электропотребление, млрд. кВт-ч |
51,3 |
53,3 |
54,3 |
55,2 |
56,0 |
56,3 |
56,7 |
60,0 |
Максимум электрической нагрузки, совмещенный с Тюменской энергосистемой, МВт |
6928 |
7200 |
7350 |
7480 |
7600 |
7650 |
7720 |
8250 |
В качестве основных направлений развития электроэнергетики автономного округа предполагается строительство и ввод новых энергетических мощностей и электросетевых объектов, а также восстановление основных фондов путем реконструкции и технического перевооружения, что обеспечит дальнейшее развитие такой жизненно важной и конкурентоспособной отрасли, как энергетика. Сегодня к приоритетным вопросам перспективного развития генерирующих мощностей следует отнести сооружение седьмого энергоблока на Сургутской ГРЭС-2, строительство третьего энергоблока Нижневартовской ГРЭС; реконструкцию Сургутской ГРЭС-1. Не менее актуален вопрос возобновления строительства Няганьской ГРЭС. В связи с быстрым ростом электропотребления в Ханты-Мансийском автономном округе появился ряд узких мест энергосистемы в части электрических сетей. Ликвидация их рассматривается в качестве первоочередной задачи. В связи с ростом потребления электроэнергии промышленными предприятиями нефтегазового комплекса и растущими потребностями развивающихся городов и населенных пунктов необходимо выполнение мероприятий для повышения пропускной способности сетей и увеличения установленной мощности силовых трансформаторов подстанций Основными энергосберегающими мероприятиями, реализованными в ЖКХ, являются:
3. Лесопромышленный комплекс.
Лесной фонд автономного округа не однородный по площади, составу насаждений, запасу древесины и другим лесорастительным условиям. По учёту лесного фонда на 01.01.2013 года общая площадь земель составляет 49 140 720 гектар, в том числе 214 375 гектар земель, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организации и земель запаса, на которых располагаются леса. (защитные леса 5 %, эксплуатационные 95 %,). Площадь, покрытая лесной растительностью составляет 56 % от лесного фонда. Лесистость территории 53,7 %.Лесная промышленность ХМАО наиболее развита в Кондинской и Кон-
динско-Тавдинской провинциях.
Преобладающие породы:
Общий запас древесины составляет 3 065,89 млн. кубометров, из них:
Распределение площади покрытой лесной растительностью по группам возраста:
На формирование запаса насаждений существенное влияние оказывает полнота древостоев:
Расчетная лесосека составляет 35 645,9 тыс. кубометров, в том числе по хвойному хозяйству 19 819,4 тыс. кубических метров.
Сегодня в округе вырубается 8-9% от расчетной лесосеки или около 2,5 млн. кубических метров, по хвойному хозяйству расчетная лесосека осваивается на 10 %. Приведенные данные свидетельствуют о значительных запасах лесосырьевых ресурсов в округе и имеющихся потенциальных возможностях развития данного сектора экономики. В таблице 5 приведены данные по лесным ресурсам в Республике Коми, России в целом, Финляндии и США, которые показывают уровень использования лесных ресурсов в сравнении с ХМАО. Учитывая самовозобновляемый характер лесных ресурсов, их следует рассматривать в качестве одного из основных факторов для реструктуризации экономики округа, развитие которой в настоящее время строится исключительно на базе невозобновляемых запасов углеводородов.
Финансовая неустойчивость лесопромышленного производства связана с опережающим ростом стоимости транспортных затрат, горючесмазочных материалов, электроэнергии, продукции машиностроения. За 1991-1998 годы транспортные затраты по сравнению с ценами на лесопродукцию увеличились в 4,5 раза. Серьезным дестабилизирующим фактором в деятельности предприятий является отсутствие у них достаточных оборотных средств.
Неустойчивая работа предприятий привела к резкому снижению оплаты труда. Средняя зарплата по отрасли значительно ниже, чем в других отраслях промышленности, что ведет к потере кадрового потенциала, тем более что закрепление и формирование кадров в лесной отрасли округа всегда являлись проблемой.
Сложившаяся структура производства
лесной промышленности округа неудовлетворительна.
Она ориентирована в основном на выработку
качественных хвойных сортиментов, поставку
их в круглом виде за пределы округа, в
том числе на экспорт, а также на производство
хвойных пиломатериалов и незначительный
выпуск столярных изделий и мебели. Лесопромышленный
комплекс ХМАО имеет самую худшую среди
многолесных регионов России структуру
выпуска продукции, и особенно конечной
продукции, пользующейся спросом на рынке,
имеющую высокую цену и потребительскую
стоимость. Поэтому главной проблемой
развития лесного комплекса округа является
совершенствование структуры производства
и потребления древесины, всемерное развитие
лесопильно-
4. Агропромышленный комплекс.
Ханты-Мансийский автономный округ расположен в трех сельскохозяйственных подзонах:
Сельское хозяйство не играет заметной роли в экономике округа (в нем занято около 15 тыс. человек, или 2% от общей численности занятых). Наличие достаточно больших площадей сенокосов и пастбищ позволило развить в округе мясомолочное животноводство. На фоне высоких темпов промышленного освоения сельское хозяйство развивалось медленно (носило очаговый характер, размещаясь в основном вблизи водных магистралей). Проводимые в РФ экономические реформы за последние годы привели его к кризисному состоянию. Так, за период реформ произошло резкое сокращение площади сельскохозяйственных угодий с 1576,7 тыс. га в 1985 году до 611,7 тыс. га в 1997 году. Если до 1991 года сельскохозяйственным производством в округе занимались 11 колхозов, 20 совхозов и 206 подсобных хозяйств разных промышленных ведомств, то в 1998 году насчитывалось 4 колхоза, 9 совхозов, 4 птицефабрики и 43 подсобных хозяйства. Подсобные хозяйства промышленных предприятий производили сельхозпродукцию для внутренних нужд ведомств. В связи с реорганизацией некоторых промышленных предприятий крупные подсобные хозяйства перешли в агропромышленный комплекс округа. С 1992 года в ХМАО создаются новые сельскохозяйственные формирования различных форм собственности – акционерные общества, муниципальные предприятия, крестьянские фермерские хозяйства. В начале реформы было создано 1287 крестьянских фермерских хозяйств. Всего в округе насчитывается 131 предприятие сельскохозяйственного назначения и пищевой промышленности. В 1998г. ими произведено продукции на 92 млн. руб. Агропромышленный комплекс в этом году получил дотацию из окружного бюджета в сумме 62 млн. руб. (в основном в виде топлива, кормов, стройматериалов и т. д.) Виды деятельности данных предприятий следующие: оленеводство, животноводство, общественное питание, рыбодобыча, свиноводство, звероводство, птицеводство, овощеводство, охотничий промысел, национальные промыслы, переработка рыбы, переработка молока, производство хлебобулочных изделий, производство молочной продукции, производство мясопродукции, производство пива, производство рыбопродукции, закупка – сбыт.