Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 00:13, реферат
Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов. К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию – производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения.
География машиностроения мира
Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления. Включает также металлообработку, ремонт машин и оборудования. Для нее особенно характерно углубление специализации производства и расширение ее масштабов. К перечисленным подразделениям машиностроения следует добавить и «малую» металлургию – производство стали и проката, как в литейных цехах машиностроительных предприятий, так и на отдельных специализированных предприятиях по производству литья, поковок, штамповок, и сварных конструкций для машиностроения. В указанной структуре отрасли наиболее сложным является машиностроение, включающее такие важнейшие под отрасли, как машиностроение для межотраслевых производств (электронная и радиопромышленность, приборостроение, станкостроительная и инструментальная, подшипниковая промышленность и др. ); производство оборудования для отраслей народного хозяйства(строительно-дорожное машиностроение, транспортное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и др. ); для отраслей промышленности (энергетическое машиностроение, металлургическое, горношахтное и горнорудное машиностроение, химическое машиностроение, производство технологического оборудования для текстильной промышленности и др. ); для непроизводственной сферы(коммунальное машиностроение, производство бытовых приборов и машин, военная техника и др. ).
Факторы размещения
По отраслевому составу
состоит более чем из 70 отраслей (в зависимости от выпускаемой продукции).
Среди них можно выделить:
1) транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение,
авиастроение и др.);
2) сельскохозяйственное машиностроение (тракторостроение, производство
комбайнов);
3) приборостроение;
4) производство технического оборудования и т.п.
В зависимости от технологии производства выделяются:
Трудоемкое и наукоемкое машиностроение, - требующее больших затрат труда,
высокой квалификации работников, постоянного внедрения научных достижений
(приборостроение, производство вычислительной техники, радиоэлектроника,
роботостроение, и другие новейшие отрасли);
Металлоемкое машиностроение, - требующее больших затрат металла, так
называемое «тяжелое машиностроение» (тракторостроение, производство
кузнечно-прессового оборудования, энергетического машиностроения и пр.).
Факторы размещения
различны. Среди основных можно выделить:
1.Фактор трудоемкости; (Производство машин требует больших затрат труда. Например, для изготовления ткацкого станка необходимо затратить 1000 часов рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения.)
2.Фактор наукоемкости;
3.Сырьевой фактор;
4.Потребительский фактор;
5.Транспортный фактор;
6. Фактор территориальной концентрации.
В соответствии с этим отрасли
«тяжелого машиностроения»
районах, где расположены предприятия черной металлургии (северо-восток США,
Рурский район в Германии, Уральский район в России, Верхняя Силезия в
Польше).
Так, предприятия по производству металлоемкого оборудования для
самого машиностроения, черной металлургии, химической промышленности,
энергетики тяготеют к районам черной металлургии.
Приборостроение, радиоэлектроника, производство точных машин
размещаются в районах, имеющих трудовые ресурсы высокой квалификации. В
размещении предприятий по выпуску бытовых приборов и машин огромную роль
играет потребительский фактор, наличие покупательского спроса.
предприятий имеются вокруг Детройта (США), Вольфсбурга (Германия), Нижнего
Новгорода (Россия) и т. д.
Повышается роль развивающихся стран в выпуске бытовой и
радиотехники. Лидирующее положение наряду с Японией, США, Германией
занимают Гонконг, Республика Корея, Малайзия, Сингапур, Бразилия.
В мировом (невоенном) судостроении ведущие позиции занимают Япония
и Республика Корея. В то же время многие «вчерашние» лидеры (США,
Великобритании, Германия, и др.), по сути, свернули свое судостроение,
переключившись главным образом на судоремонт.
Очень важную роль в
другие отрасли транспортного машиностроения (вагоностроение,
самолетостроение), производство технологического оборудования для
промышленных предприятий, станкостроение и т. д.
Машиностроение мира сосредоточено в четырех главных регионах: Западной Европе, США, Японии, Восточной Европе.
Отрасли машиностроения |
Страны – лидеры |
Факторы размещения |
Особые примечания |
Станкостроение |
ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия |
Потребительский сырьевой |
Лидерами в станкостроении являются развитые страны. |
Военно-промышленная электротехника |
США, ФРГ, Великобритания |
Научный трудовой |
Военно-промышленная электроника представлена в основном в развитых странах |
Бытовая электроника |
Южная Корея, Тайвань, Китай |
Трудовой |
Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому широко представлена в развивающихся странах, особенно в новых индустриальных странах. |
Судостроение |
Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика |
Сырьевой, Потребительский |
Ведущие позиции занимают Япония, Южная Корея, которые нуждаются в больших поставках сырья, поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроения в этих странах объясняется потребительским фактором. Важное значение имеет стоимость труда рабочих в развивающихся странах. Бывшие производители судов - США, Великобритания перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты) |
Авиастроение |
США, ФРГ, Франция, Россия |
Трудовой, Потребительский, Сырьевой (алюминий) |
Авиастроение представлено в основном только в развитых странах |
Железнодорожное машиностроение |
Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика |
Сырьевой |
Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны |
Автомобилестроение |
Легковые: Япония, США, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания. Грузовые: США, Япония, Канада, Россия |
Сырьевой, потребительский |
Пока автомобилестроение представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок уже давно сосредоточена в развивающихся странах (Южной Корее, Китае, Бразилии, Мексике), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и различием в оплате между рабочим развитой страны и развивающейся |
Системная проблема транспортного машиностроения России заключается в дисбалансе между структурой производственных мощностей, техническим уровнем продукции транспортного машиностроения и потребностью отечественного железнодорожного транспорта в современном высокопроизводительном подвижном составе для безусловного выполнения в полном объеме грузовых и пассажирских перевозок по сети железных дорог.
При формировании путей решения системной проблемы следует исходить из двух её составляющих:
1. Производственные мощности
по отдельным видам подвижного
состава предприятий
2. Технический уровень
значительной номенклатуры
Непринятие мер по решению системной проблемы отрасли приведет к следующим последствиям (инерционный сценарий развития):
· неспособности российского транспортного машиностроения самостоятельно обеспечить российские предприятия железнодорожного и городского рельсового транспорта современным подвижным составом в необходимых объемах, то есть через несколько лет для удовлетворения отложенного спроса на железнодорожную технику потребуются импортные поставки ее из-за рубежа;
· усугублению технологического отставания продукции российского транспортного машиностроения от мирового уровня и, как следствие, к снижению ее конкурентоспособности на российском и мировом рынках сбыта;
· вытеснению российских производителей продукции транспортного машиностроения с традиционных внешних рынков сбыта (страны СНГ) зарубежными производителями продукции транспортного машиностроения, в первую очередь, украинскими и китайскими производителями;
· получению иностранными производителями полного контроля над отдельными сегментами российского рынка железнодорожного подвижного состава, в том числе высокоскоростного (свыше 250 км/ч), что обусловлено практически полным отсутствием российских разработок в этой области.
В результате российское транспортное машиностроение может перейти под контроль иностранных компаний, как это уже произошло в странах Восточной Европы. Такой вариант развития не соответствует интересам национальной экономики, национальной и экономической безопасности страны, государственной политике развития наукоемких отраслей промышленности.
Следует отметить особую значимость транспортного машиностроения в обеспечении государственной целостности, обороноспособности и экономической независимости страны. В этой связи организация работ по решению системной проблемы отрасли является государственной задачей.
Это обусловлено следующими факторами:
Железнодорожный транспорт:
· обеспечивает свыше 40% грузовых и пассажирских перевозок,
· обеспечивает около 98% воинских перевозок,
· максимально приспособлен для массовых перевозок грузов и пассажиров в условиях чрезвычайных ситуаций;
· для отдельных регионов является единственным видом доступного транспорта;
· является единственным доступным видом пассажирского транспорта в межрегиональном сообщении для большей части населения страны ввиду его низкой по сравнению с авиаперевозками ценой;
Городской рельсовый транспорт:
· является важной составляющей транспортной инфраструктуры крупных и средних городов, участвует в обеспечении в них социальной и экономической стабильности, поэтому, несмотря на незначительную долю объема производства трамвайных вагонов и вагонов метрополитена в общем объеме производства отрасли также требует государственного участия в вопросах своего развития.
Мировой опыт показывает, что развитие транспортного машиностроения во многом определяется государственной политикой, направленной на создание благоприятных условий для осуществления инвестиций, защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции, создание предпосылок для выхода на внешние рынки сбыта.
Причем даже в развитых странах протекционистская политика в отношении отечественного железнодорожного машиностроения носит не временный, а постоянный характер в силу особого значения этой отрасли.»[1]
«Перспективы развития ОПК в
большей степени, чем в других подотраслях
Декларированная основная цель «Стратегии» - за счёт увеличения производства гражданской авиатехники и сопутствующих услуг к 2015 году увеличить объемы производства российской авиапромышленности в 2,8 раза. В документе и приложениях к нему дано описание планов, облика и структуры авиакомплекса страны с учётом создания вертикально интегрированной структуры – объединенной авиастроительной продукции отечественных авиастроительных предприятий на рынок авиационных перевозок. Стратегия включает в себя и проработку ресурсного обеспечения, анализ ситуации на мировом и российском рынках авиатехники и услуг, бизнес-планы по важнейшим проектам, основные объемы и адресный план финансирования . В документе представлен проект технического перевооружения как предприятий-производителей авиатехники, так и научно-исследовательских институтов и уникальной стендовой базы.
Среди перспективных проектов, заложенных в Стратегии, хотелось бы отметить план по производству и модернизации самолётов Ан-124 ( самолёт-перевозчик крупногабаритных грузов). До 2020 года планируется изготовить 50-80 единиц таких самолётов. Данный проект интересен не только с экономической точки зрения ( цена одного такого самолёта составляет около120 млн. долл.). Развитие проекта Ан-124 закрепляет производственные связи с Украиной (АНТК им. Антонова, завод «Авиант»), т.к. на модернизированный вариант Ан-124 предполагается установить новую версию двигателя украинской разработки, что позволит увеличить грузоподъемность на 20-25%.
http://festival.1september.ru/
http://www.ref.by/refs/17/
http://www.spishy.ru/referats/
http://school.xvatit.com/