Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 12:44, курсовая работа
Цель работы: раскрыть содержание мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений Кавказской горной страны.
Задачи:
Раскрыть понятие и дать природную характеристику Кавказской горной страны;
Определить классификацию и понятие опасных природных явлений;
Рассмотреть понятие мониторинга, прогнозирования и отдельные виды опасных природных явлений Кавказской горной страны;
Определить прогноз и провести оценку опасных природных явлений по регионам Кавказской горной страны.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..…………………3
ГЛАВА 1. Характеристика Кавказской горной страны и теоретические аспекты опасных природных явлений…….5
Понятие и географическая характеристика Кавказа ………………..5
Определение опасных природных явлений и их классификация…10
Глава 2. Виды опасных природных явлений Кавказа: география, мониторинг, прогнозированиЕ……………………16
Понятие мониторинга и прогнозирования…………………………16
Землетрясения……………………………………………………......23
Лавины……………………………………………………………......27
Сели…………………………………………………………………...32
Оползни……………………………………………………………….37
Пульсирующие ледники……………………………………………..38
Обвалы………………………………………………………………..40
Пыльные бури………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….......45
БИБЛИГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………..47
- сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;
- единую государственную автоматизированную систему радиационного контроля;
- единую государственную систему экологического мониторинга;
- специальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Все отношения и взаимосвязи приведенных выше систем (подсистем) в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определены соответствующими нормативно-правовыми актами.
Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являются:
- сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;
- прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов; организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев, (элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- организация и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;
- создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы;
- организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.
Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности.
При этом главной составляющей являются наземные средства Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, ее основных звеньев, подведомственных Росгидромету, Минсельхозу России, Минздраву России и Министерство природных ресурсов России.
Космические средства мониторинга предназначаются, в основном, для выявления и уточнения обстановки, связанной с лесными пожарами, наводнениями и другими крупномасштабными, опасными природными явлениями и процессами с незначительной динамикой.
Авиационные средства используются для тех же целей, что и космические, а также для получения данных о состоянии радиационной обстановки, обстановки в зонах широкомасштабных разрушений, о состоянии магистральных трубопроводов и другой обстановки (дорожной, снежной, ледовой и т.п.). Они имеют более широкие возможности, по сравнению с космическими средствами, как по составу объектов наблюдения, так и по оперативности и поэтому находятся на оснащении целого ряда соответствующих мониторинговых подразделений с учетом сфер ответственности последних.
Общий порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования определяется Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным приказом МЧС России от 12 ноября 2001 г . № 483, а ее отдельных звеньев и элементов – положениями, утвержденными соответствующими федеральными министерствами, ведомствами, региональными и территориальными органами управления государственной обороны.
В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.
Прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя достаточно широкий круг задач (объектов или предметов), состав которых обусловлен целями и задачами управленческого характера.
Наиболее значимыми и остро необходимыми задачами (объектами или предметами) прогнозирования являются:
- вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.) и, соответственно, масштабов чрезвычайных ситуаций, размеров их зон;
- возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их определенных совокупностей;
- потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.
Для решения задач прогнозирования используются соответствующие методики.
В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также для принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В последние годы активно внедряются методы планирования мероприятий по данной проблеме на основе прогнозирования и анализа рисков чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций являются:
- выявление и идентификация возможных источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на соответствующей территории;
- оценка вероятности (частоты) возникновения стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф (источников чрезвычайных ситуаций);
- прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов, источников чрезвычайных ситуаций на население и территории.
При выявлении источников чрезвычайных ситуаций наибольшее внимание уделяется потенциально опасным объектам, оценке их технического состояния и угрозы для населения, проживающего вблизи от них, а также объектам, находящимся в зонах возможных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.
На следующем этапе проводится оценка вероятности возникновения стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф и величины возможного ущерба от них, которые и характеризуют риск соответствующих чрезвычайных ситуаций.
Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций, вызываемых стихийными бедствиями, авариями, природными и техногенными катастрофами, осуществляется соответствующими территориальными звеньями (центрами).
Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на территории страны в целом осуществляется МЧС России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.
Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами федеральных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в организации мониторинга окружающей среды, неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и прогнозировании чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:
- создание, постоянное совершенствование и развитие на всех уровнях соответствующих систем (подсистем, комплексов) мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- оснащение организаций и учреждений, осуществляющих мониторинг окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, современными техническими средствами для решения возложенных на них задач;
- координация работ учреждений и организаций на местном, территориальном и федеральном уровнях по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;
- координация работ отраслевых и территориальных органов надзора по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах;
- создание информационно-коммуникационных систем для решения задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- создание информационной базы об источниках и масштабах чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование нормативной правовой базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- определение органов, уполномоченных координировать работу учреждений и организаций, решающих задачи мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение с установленной периодичностью (в экстренных случаях немедленно) представления данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, соответствующих анализов роста опасностей и предложений по их снижению;
- своевременное рассмотрение представляемых данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятие необходимых мер по снижению опасностей, предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению их возможных масштабов, защите населения и территорий в случае их возникновения.
Рассмотрим детально каждый из видов опасных природных явлений, которые присущи Кавказкой горной стране, также определим прогноз и проведем оценку этих опасных природных явлений по регионам Кавказской горной страны [30].
2.2. Землетрясения
Землетрясения – это сильные колебания земной коры, вызываемые тектоническими или вулканическими причинами и приводящие к разрушению зданий, сооружений, пожарам и человеческим жертвам.
Основными характеристиками землетрясений являются: глубина очага, магнитуда и интенсивность энергии на поверхности земли.
Глубина очага землетрясения обычно находится в пределах от 10 до 30 км, в ряде случаев она может быть значительно больше.
Интенсивность энергии на поверхности земли измеряется в баллах. Она зависит от глубины очага, магнитуды, расстояния от эпицентра, геологического строения грунтов и других факторов. Для измерения интенсивности энергии землетрясений в нашей стране принята 12-балльная шкала Рихтера.
Таблица 1. Оценка интенсивности землетрясения по шкале Рихтера
Баллы |
Интенсивность |
Краткая характеристика последствий |
1 |
Неощутимое |
Отмечается только сейсмическими приборами |
2 |
Едва заметное |
Ощущается отдельными людьми, находящимися в покое |
3 |
Слабое |
Ощущается небольшой частью людей |
4 |
Ощутимое |
Распознается по легкому дребезжанию и колебанию посуды, оконных стекол, скрипу дверей |
5 |
Умеренное |
Общее сотрясение зданий, колебание мебели, трещины в оконных стеклах, штукатурке, пробуждение спящих |
6 |
Значительное |
Ощущается всеми, откалываются куски штукатурки, легкое повреждение зданий |
7 |
Сильное |
Трещины в стенах каменных зданий. Здания антисейсмической конструкции и деревянные здания не разрушаются |
8 |
Очень сильное |
Трещины на крутых склонах гор и сырой почве, сильное повреждение зданий |
9 |
Разрушительное |
Сильное повреждение и разрушение каменных зданий |
10 |
Опустошительное |
Крупные трещины в почве, оползни, обвалы, разрушение каменных построек, деформация рельсов на железных дорогах |
11 |
Катастрофическое |
Широкие трещины в земле, многочисленные оползни и обвалы, полное разрушение каменных зданий |
12 |
Сильнейшая сейсмическая катастрофа |
Изменения в почве огромных размеров, многочисленные трещины, обвалы, оползни, отклонения течений рек, ни одно сооружение не выдерживает нагрузки и разрушается |
Землетрясения наносят большой материальный ущерб и уносят тысячи человеческих жизней [4].
В 1990 г. специалисты по геодинамике и сейсмологии впервые дали прогноз сильных землетрясений на Кавказе на последующие четыре года, который полностью подтвердился. Было отмечено повышение сейсмической активности, что свидетельствует о возможной подготовке сильного землетрясения. Чтобы дать прогноз времени этого катастрофического события, авторы статьи предлагают организовать сеть наблюдений за краткосрочными предвестниками землетрясений.
Сильные землетрясения на Кавказе –
Спитакское (1988), Рачинское и Джавское
(1991), Бари-сахское (1992) – в корне изменили
традиционное представление об умеренном
уровне сейсмической опасности этого
региона [1]. В начале 1994 г. установлен рост
геодинамической активности на Кавказе
– в Шемахинском, Владикавказском и Минераловодском
районах.
Активизация процессов сейсмичности на
Северном Кавказе и в Предкавказье свидетельствует
о риске возникновения землетрясений
в ближайшем будущем. Наиболее вероятно,
что это событие произойдет на северном
склоне хребта и в Предкавказье, в пределах
Транскавказского поднятия. По оценкам,
базирующимся на компьютерной обработке
больших массивов геолого-геофизических
и сейсмологических данных, прогнозируемая
магнитуда (энергетическая характеристика)
землетрясения может составить от 7,0 на
северном склоне хребта до 5,9 в Предкавказье.
Вследствие неблагоприятных грунтовых,
гидрологических и инженерно-геологических
условий землетрясения здесь будут способствовать
дальнейшему усилению уже активизированных
сейсмогравитационных процессов – оползней,
селей, обвалов, лавин и др.
Таблица 2. Динамика землетрясений на Кавказе по годам
Год |
Очаг землетрясения |
Количество баллов по шкале Рихтера |
1994 |
ЦентральныйКавказ и в зоне Минераловодского выступа |
от 3,0 до 4,8 |
2008 |
Чеченская республика |
5,5 |
2013 |
ГрузияАзербайджанКарачаево-Черкесия |
5,13,505,2 |
2014 |
На границе Азербайджана и Дагестана |
5,30 |
По данным Республиканского центра сейсмологической службы (РЦСС), Национальной академии наук Азербайджана (г. Баку), на территории Азербайджана в 2012 г. зарегистрировано 3300 землетрясений различной силы.
По
данным Национальная служба сейсмической защиты
Армении
(г. Ереван), на территории Армении в течение
2012 г. зарегистрировано
179 землетрясений. Это меньше, чем в течение
2011 г. – 222 подземных толчка, но больше,
чем в 2010 г. – 150 землетрясений.