Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 19:07, реферат
ЮАР является одним из государств-основателей ООН. До 1961 – член британского Содружества наций. В том же году ЮАР вступила в Организацию африканского единства и Сообщество развития Юга Африки.
Геополитическое положение
ЮАР
ЮАР является одним из государств-основателей
ООН. До 1961 – член британского Содружества
наций. В том же году ЮАР вступила в Организацию
африканского единства и Сообщество развития
Юга Африки.
С начала 1960-х годов до 1994 роль ЮАР в деятельности
ООН была весьма ограничена, поскольку
большинство членов ООН резко осуждало
политику апартеида и сохранение вплоть
до 1990 контроля ЮАР над Намибией вопреки
резолюциям ООН.
В 1963 Совет безопасности ООН призвал к
установлению эмбарго на поставки оружия
в ЮАР, а в 1977 принял специальную резолюцию
об обязательном для всех членов ООН соблюдении
этого эмбарго. В 1974 году Генеральная ассамблея
ООН приняла решение временно приостановить
членство ЮАР в ООН.
В отношениях с другими странами субрегиона
в конце 70-х—80-х годах, особенно с «прифронтовыми»
государствами, политика ЮАР соединяла
политическое давление с угрозой вооруженной
агрессии, дестабилизации внутреннего
положения в соседних странах, экономическим
шантажом. Внешняя политика правительства
Претории в субрегионе, направленная на
создание «буферной зоны» у границ ЮАР,
вовлекла в сферу влияния и малые страны
региона. Так, в качестве дополнительного
инструмента контроля за положением в
Лесото ЮАР использовала оппозиционную
правительству Освободительную армию
Лесото, контингенты которой дислоцировались
на территории Южной Африки. ЮАР неоднократно
проводила диверсионно-террористические
акции против Свазиленда и Лесото с целью
захвата активистов АНК и ПАК. Экономическая
дестабилизация в регионе оказала негативное
влияние и на положение дел в Анголе, Намибии,
Мозамбика, Малави. В 1986—1987 гг. наряду
с ведением необъявленной войны против
Анголы ЮАР осуществляла агрессивные
акции против Мозамбика, Замбии, Зимбабве,
Ботсваны.
Отношения ЮАР с неафриканскими странами
концентрировались на двух главных направлениях.
Одно из них — развитие сотрудничества
с государствами, политические и экономические
интересы которых не препятствовали поддержанию
связей с Южной Африкой. К их числу относились
прежде всего Израиль, Чили, Парагвай,
Тайвань, Южная Корея. Важнейшее место
в этой группе стран отводилось Израилю.
С конца 60-х годов ЮАР все в большей мере
использовала свои связи с этим государством
для преодоления своей растущей изоляции
в мировом сообществе, особенно в отношении
поставок вооружений и передовых технологий.
Второй, чрезвычайно важной сферой внешнеполитической
деятельности ЮАР, являлись отношения
с ведущими западными державами, прежде
всего с Соединенными Штатами Америки,
Великобританией, ФРГ, Францией, Японией,
которые были ее главными торгово-экономическими
партнерами. ЮАР, являющаяся важнейшим
источником золота и стратегического
сырья для мирового рынка, имела для Запада
первостепенное значение.
С нарастанием южноафриканского конфликта
осложнились отношения Запада с «третьим
миром». Открытая защита системы расового
неравенства, существовавшей в ЮАР, становилась
для Запада все более затруднительной,
в том числе вследствие широкой международной
кампании против апартеида, в которую
были вовлечены многие общественные движения
и неправительственные организации Северной
Америки и Западной Европы
Стремясь ослабить режим апартеида, в
середине 1980-х годов, внутренняя оппозиция
расистскому режиму и ее сторонники в
демократических странах Запада призвали
ООН к введению жестких экономических
санкций против ЮАР, включая такие меры,
как ограничение торговых связей и вывоз
инвестиционных фондов. К санкциям присоединился
ряд межправительственных организаций,
в том числе Европейское сообщество, Содружество
наций. Страны ЕС, Канада и США ввели эти
санкции, несмотря на упорное сопротивление
некоторых политических сил, в частности,
Республиканской партии в США и Консервативной
партии в Великобритании.
Экономические санкции оказали сильное
психологическое воздействие на белых
правителей ЮАР и способствовали постепенному
переходу страны к многорассовому демократическому
обществу в начале 1990-х годов. По мере осуществления
этого перехода в 1992–1994 санкции были постепенно
отменены.
С 1994 в силу объективных условий ЮАР стала
ведущей политической и экономической
региональной державой на Юге Африки.
ЮАР поддержала проведение переговоров
о прекращении огня в Анголе, Мозамбике
и Конго.
Одним из главных и новым направлением
внешней политики ЮАР в начале 90-х годов
стало установление официальных контактов
с Советским Союзом, а позднее с Россией
и другими членами СНГ. На протяжении всей
истории существования Южной Африки антикоммунистический
курс был характерной чертой ее внешнеполитической
деятельности.
Со своей стороны, Советский Союз, разорвав
консульские отношения с ЮАР в 50-х годах,
неизменно проводил политику осуждения
режима апартеида, оказывал политическую
и военно-политическую помощь силам национального
освобождения на Юге Африки, активно поддерживал
антирасистские и антиколониальные тенденции
в мировой политике.
В феврале 1991 г. между СССР и ЮАР было подписано
соглашение о создании в Москве и Претории,
при посольствах Австрии, секций интересов
двух стран. 28 февраля 1992 г. Россия и ЮАР
установили между собой дипломатические
отношения.3 Установлению дипломатических отношений
между Россией и ЮАР активно способствовало
общество «Россия — Южная Африка», развивающее
деловые, научные и культурные отношения
на неправительственном уровне. Несмотря
на трудности в обеих странах, в отношениях
между ними наступил этап, который характеризуется
стремлением к сотрудничеству на равноправной
и взаимовыгодной основе, свидетельством
чему стало подписание в октябре 1993 г.
соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве
между Российской Федерацией и Южно-Африканской
Республикой.
В 1994 ЮАР вновь стала полноправным членом
Организации Объединенных Наций.