Гора Тайшань (Китай)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 15:59, реферат

Описание работы

Начиная с 1986 года Китайское правительство начало давать информацию в ЮНЕСКО об объектах Всемирного наследия. С 1987 года по 1999 год, число объектов Всемирного наследия в Китае достигло 23.
В 1987 году в Список Всемирного наследия вошла и гора Тайшань в провинции Шаньдунь.

Содержание работы

Введение
3

1. Географическое положение, особенности ландшафта
4
2. История и религиозное значение
6
3. Храмы и памятники
11
4. Тайшань как туристический центр
15

Заключение
17

Список использованной литературы
18

Приложения
19

Файлы: 1 файл

ref_taishan.doc

— 1.86 Мб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Владимирский государственный  университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Кафедра Музеологии

 

 

 

 

 

 

Гора Тайшань (Китай)

 

 

 

Выполнил:

студент гр. ЗХЭд-109

Д.П. Яковлева

 

Руководитель:

Доцент Л.Г. Гужова

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2013

Содержание

Введение

3

   

1. Географическое положение,  особенности ландшафта

4

2. История и религиозное значение

6

3. Храмы и памятники

11

4. Тайшань как туристический центр

15

   

Заключение

17

   

Список использованной литературы

18

   

Приложения

19


 

 

Введение

Китай – страна со своеобразной культурой, уходящей в древность историей, этнографическим многообразием, обилием природных красот и достопримечательностей. Сопредельное положение Китая с большим числом азиатских стран, его огромная территория, лежащая в разных природно-климатических поясах, разнообразный рельеф, многочисленные реки и озера, богатая флора, целебные источники, многообразие уникальных памятников природы и культуры, наличие китайской диаспоры в разных странах мира, значительные успехи в экономическом развитии, политический курс на укрепление международного сотрудничества, а также внимание со стороны властей к туристической индустрии создают широкие предпосылки для развития в стране международного туризма.

Начиная с 1986 года Китайское  правительство начало давать информацию в ЮНЕСКО об объектах Всемирного наследия. С 1987 года по 1999 год, число объектов Всемирного наследия в Китае достигло 23.

В 1987 году в Список Всемирного наследия вошла и гора Тайшань в провинции Шаньдунь.

 

1. Географическое положение, особенности ландшафта

Тайшань (кит. 泰山, буквально Гора Восхода, то есть Восточная гора) – горный хребет в китайской провинции Шаньдун самая высокая вершина Юйхуандин (玉皇顶) – Пик Нефритового Императора (высота 1545 м). Гора Тайшань находится к северу от города Тайань и к югу от столицы провинции, города Цзинань. У подножья горы высота 150 м над уровнем моря. Основание горы занимает площадь 426 км2. Горы Тайшань украшают 112 пиков, из которых каждому с древних времен было присвоено свое имя. Кроме главных пиков еще имеется 98 отвесных скал, 18 пещер, 58 причудливых камней, 102 горных ручья, 56 водоемов и водопадов.

Горы Тайшань (рис. 1) представляют собой наклонённый сбросовый массив, высота которого увеличивается с севера на юг. Это древнейший образец палеометаморфического образования кембрийского периода на востоке Китая. Тайшаньский комплекс сложен намагниченными, метаморфическими и осадочными породами с вкраплениями пород другого происхождения, относящимися к архею. Подъём рельефа в этом регионе начался в протерозое, к концу протерозойской эры нынешние окрестности Тайшаня стали частью материка.

Помимо Пика Нефритового Императора интерес представляют и другие образования, такие как Пик Небесной Свечи, Утёс Веера, Котловина Задней Горы или Мост Бессмертных – уникальная в своем роде арка, как будто собранная из упавших друг на друга в правильном порядке валунов (рис. 2).

Из-за высоты горы климат изменяется вертикально. У подножья умеренно-тёплый климат, на вершине – умеренный. Средняя температура января у подножия –3 градуса, на вершине –9 градусов, температура июля у подножия +26 градусов, на вершине +18 градусов. Среднегодовое количество осадков у подножья – 750 мм, на вершине – 1132 мм1.

80% горной системы покрыто лиственными лесами, которые охраняются государством. Флора горы очень богатая, насчитывается более 1000 видов растений, из них около 500 – лекарственные. Растительный мир по мере подъема в горы плавно меняется. Нижний уровень занят небольшими дубравами, сливающимися в сплошной пояс дубовых лесов. Каждая из таких дубрав образована чистым насаждением дуба только одного вида, редко встречаются смешанные леса. На горных массивах растет более 7 видов дубов, а значит, на здешних склонах можно насчитать около десятка разнообразных дубрав. Некоторые деревья известны с давних времён и имеют большое культурное значение. В частности, кипарис династии Хань, посаженный императором У-ди, дерево танских учёных (которому более 1300 лет), Сосна, приветствующая гостей (500 лет) и Сосна пятого ранга, названная так императором Цинь Шихуаном, пересаженная 250 лет назад.

На горе обитает 11 видов  млекопитающих, более 122 видов птиц. В протоках на высоте 300 – 800 метров над уровнем моря обитает рыба Varicorhinus macrolepis, одна из пяти наиболее известных съедобных рыб в Китае.

 

2. История и религиозное значение

Следы пребывания человека в окрестностях Тайшань имеются ещё с эпохи палеолита. В этих местах археологами зафиксированы поселения периода неолита. В то время в окрестностях горы развивались три культуры – сначала Бэйсинь (4700 – 3400 гг. до н.э.) и Давэнькоу (3700 – 3100 гг. до н.э.), затем Луншань (2100 – 1600 гг. до н.э.). Во время эпохи Чжоу периода Весны и Осени (771 – 453 гг. до н.э.) по горе проходила граница царства Ци на севере и царства Лу на юге. Названию города Тайань придается смысл «пока стоит гора Тайшань, держится и вся страна» – оба знака в названии города имеют разные значения слова «мир, стабильность».

В книге Шу И Цзи (или Собрание причудливых историй) написанной Чжэнь Фаном из династии Лян, говорится, что: «Когда Паньгу2 умер его голова превратилась в Четыре Священные Горы, глаза стали солнцем и луной, жир его тела стал реками и морями, волосы – лугами и лесами». Предания династий Цин и Хань сообщают, что голова Паньгу стала Восточной Горой, грудь – Центральной Горой, левая рука – Южной Горой, правая – Северной Горой, и его ноги стали Западной Горой. Эта легенда и дала существование понятию: Восточная Гора – Тайшань – главная из Пяти Священных Гор3.

Тайшань была местом священнодействия с незапамятных времён, по меньшей мере, со времён периода Шан. В какое-то время церемония на горе Тайшань приобрела официальный статус; гора стала главным местом, где Император обращался к Небу и Земле (церемония фэншань 封禪). Во время церемонии фэн (封), проводившейся на вершине горы, Император благодарил Небо за вручённую власть. Во время же церемонии шань (禪), проходившей у подножия, Император благодарил Землю за ниспосланный урожай. В 219 г. до н. э. император Цинь Шихуан, провёл церемонию на вершине горы Тайшань и провозгласил объединение всей Империи. После него многие китайские императоры совершали торжественные церемонии на вершине горы по случаю каких-либо особо важных событий.

У-ди, император Ханьской династии, впервые поднялся на Тайшань в 110 г. до н. э., а затем в течение последующих 22 лет поднимался на нее еще 7 раз.

 В древних летописях говорится, когда У-ди поднялся на самый верх Тайшань, он прямо-таки не знал, как выразить свой восторг, и только восклицал: «О, какая высота! Какая безграничность! Какое величие! Какое своеобразие! Какое могущество! Какая сила! Просто уму непостижимо!».

В главе о Феншань «Исторических записок» известный историограф Сыма Цянь из Западной династии Хань (220 – 206 г. до н.э.) писал о 72-х обрядах Феншань, исполненных на горе Тай до этой династии. Многие известные китайские императоры, правившие после Западной династии Хань, также выполнили обряды Феншань на Тайшане. Некоторые даже сделали надписи на скалах, чтобы оставить истории память о совершении ими обрядов Феншань. Последним, кто выполнил обряд Феншань на горе Тай, был император Чжень династии Сун (960 – 1279 гг.)4.

Начиная с династий Юань (1271 – 1368 гг.) и Мин (1368 – 1644 гг.), обряд Феншань превратился в церемонию поклонения. Император Цянь Лун династии Цинь провел одиннадцать церемоний поклонения на Тайшане и даже шесть раз побывал на Пике Дай.

С 1987 года гора Тайшань причислена к Всемирному Наследию ЮНЕСКО. В 2003 году гору посетило 6 миллионов паломников и туристов. По новому проекту с 2005 года культовые сооружения восстановлены, а современные строения, вредящие ландшафту, удалены.

В китайской мифологии Тайшань – священная гора. Как место жертвоприношений небу она связывается с мифическим правителем Шунем и даже с первопредком Фу-си. В апокрифических текстах рубежа н.э. дух горы Тайшань рассматривается как внук верховного небесного государя, который призывает к себе души умерших людей. Считалось, что на горе хранятся золотые шкатулки с нефритовыми пластинами, на которых записаны сроки жизни людей.

К первым векам н.э. относятся представления о горах Тайшань как подобии загробного мира, мифологические предания о встречах с владыкой Тайшань (рис. 3) – Тайшань фуцзюнем («управитель Тайшань»); считалось, что недалеко от Тайшань, у холма Хаоли, собирались души умерших.

В поздней мифологии  Тайшань воспринималась как посредник между повелителем людей и верховным небесным божеством; под горой находился как бы другой, подземный Китай. Божество Тайшань рассматривалось как божество рождения (возможно, это связано с представлением о Тайшань, как о восточном пике, восток же ассоциировался с восходом солнца и началом жизни) и смерти; считалось, что особые амулеты – камни с горы (шиганьдан), положенные перед входом в дом или у начала улицы, защищают от злых духов.

В «Сань цзяо coy шэнь цзи» («Записки о поисках духов трёх религий», XVI в.) Тайшань назван внуком неба и земли, его родословную возводят к Паньгу и женщине из рода Цзинь-хун («золотая радуга»). Владыка Тайшань ассоциируется ещё с Тай-суй (планета Юпитер и соответственно её дух), так как Фу-си дал владыке Тайшань титул Тай-суй, повелев ведать списками небесных бессмертных (сянь) и носить фамилию Суй (буквально «год») и посмертное имя Чун (буквально «поклонение»). Во времена Шэнь-нуна ему был пожалован чиновничий пост, а при ханьском императоре Мин-ди – титул юаньшуай («главнокомандующий»): он стал ведать судьбами людей, распределением знатности и богатства, 18 (по другим источникам, 16) судилищами загробного мира и 75 управами в нём. В народных верованиях владыка Тайшань именуется Тай-шаньван («князь горы Тай») и почитается также как глава 7-го судилища ада. Согласно этому же источнику, у владыки Тайшань есть жена Шумин куньдэ хуанхоу («кроткая и мудрая государыня, владычица сил земли»), пять сыновей и дочь, которой обычно считают богиню Бися юаньцзюнь5.

Даосские сочинения  в свите владыки Тайшань также называют Дунъюэ шанцин сымин чжэньго чжэньцзюня («истинный государь, сановник высшего ранга и вершитель судеб, поддерживающий порядок в стране»), под которым имеется в виду Мао Ин, старший из трёх братьев Мао, два божества, ведающие счастьем, – Цзэн-фу («добавляющий счастье») и Люэ-фу («убавляющий счастье»), Дунъюэ цзысунь цзютянь вэйфан шэнму юаньцзюнь («совершенномудрая матрона Восточного пика, богиня девяти небес, охранительница женских покоев, дарующая сыновей и внуков»), то есть, по-видимому, чадоподательница Сунцзы няниян, и др.

Китайцы верят, что Тайшань – символ божества. У неё самый величественный вид, она, как гигантская башня вздымается из земли и смотрит из центра во все направления Китая. Древние китайские ученые описали гору Тай, как «землю, вытянутую из земли до небес» и как «столб держащий небеса». Ее также называли «центром мира» и «соединением Неба и Земли». Древние китайские сказания повествуют о мистической горе Кунь Лунь. Считалось, гора Кунь Лунь была местожительством богов и императора богов. Примерно 7000 – 8000 лет назад, боги передавали людям, как необходимые навыки и знания для выживания на земле, так и моральные ценности для ведения достойной человеческой жизни. Предки китайцев вели процветающий образ жизни у горы Кунь Лунь. Около 4700 лет назад Желтый Император создал великую блестящую китайскую цивилизацию в районе горы Кунь Лунь. В древних литературных хрониках говорится: «Желтый Император проживает на туманной горе Кунь Лунь». «На вершине горы Кунь Лунь расположен Дворец Желтого Императора». Фактически, гора Кунь Лунь, «гора в центре мира» это и есть сегодняшняя Восточная Гора или Тайшань.

Долгие годы в Китае  бытовало поверье, согласно которому, бросившись в бездну с вершины  горы Тайшань, можно тем самым  избавить своих родителей от болезни и смерти. Так как безграничное почитание старших лежит в основе китайской морали, это поверье в свое время вызывало настоящую эпидемию самоубийств – чтобы спасти родителей, дети кидались в пропасть со скал Тайшаня. Только на рубеже XIX – XX веков власти начали вести борьбу с этим обычаем.

 

3. Храмы и памятники

На территории горы имеется 22 храма, 97 развалин, 819 каменных плат, 1018 рисунков и надписей на скалах. На горе выдолблено и построено 7200 ступеней до самой вершины, имеется 11 ворот, 14 галерей, 14 киосков и 4 павильона.

Храм Божества Горы Тай 岱庙 (Даймяо) — самый большой и древний комплекс на горе, он занимает площадь 96 тыс. м² Храм построен во время династии Цинь. Храм Даймяо был построен в 221 – 220 гг. до н.э., в 618 – 1279 гг. его реставрировали и расширяли. Главный зал храма Тянькуандянь («Дворец, дарованный небом») был сооружен в эпоху династии Сун (в 960 г. – 1127 г.). Со времени правления династии Хань (206 до н. э. – 220 н.э.) храм стал повторять архитектуру императорского дворца и Храма Конфуция в Цюйфу). В храме – пять главных залов и много дополнительных помещений. Во Дворце в Зале Небесных Подарков сохранилась настенная роспись «Путешествие божества горы Тай» (Рис. 4). Роспись покрывает восточную, северную и западную стены зала и имеет 3,3 метра в высоту и 62 в длину. Сюжет изображения – Божество горы Тай, осматривающее гору. По легенде она была создана при династии Сун. Она ярко отображает фантазию автора, представившего 691 участника смотра окрестностей. Храм окружён кипарисами, посаженными ещё во времена династии Хань, около 2100 лет назад.

Информация о работе Гора Тайшань (Китай)