Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:33, контрольная работа
Данная работа посвящена исследованию общественных процессов в такой среде человеческого обитания, как город. Исследование производится на примере городов России в их историческом развитии. Актуальность работы обуславливается непроходящим интересом к социологии города среди исследователей широкого спектра: историков, философов, социологов, культурологов. Высока степень изученности этой темы: труды, посвященные социокультурным процессам в городе, созданы институтами географии и истории мировой культуры Российской Академии наук, Л. А. Зеленовым, А. С. Сенявским.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Город как среда развития общества. 4
2. Историческое развитие городов России. 5
2.1. Древнерусский город. 5
2.2. Обзор социальных процессов в городах в IX-XIX веках. 7
3. Социально-экономический облик городов и специфика функционирования городского управления после реформ 1870 и 1892 гг. 9
3.1. Экономическое положение городов. 10
3.2. Города и их административный статус. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
ЛИТЕРАТУРА 14
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Контрольная работа по предмету:
Геоурбанистика
На тему:
«Города России до 1917 года»
Выполнила:
Студентка 4 курса ОЗО
Божога А.И.
Проверил:
преподаватель Латун В.В.
Ростов-на-Дону
2013
Оглавление
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Город как среда развития общества. 4
2. Историческое развитие городов России. 5
2.1. Древнерусский город. 5
2.2. Обзор социальных процессов в городах в IX-XIX веках. 7
3. Социально-экономический облик городов и специфика функционирования городского управления после реформ 1870 и 1892 гг. 9
3.1. Экономическое положение городов. 10
3.2. Города и их административный статус. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
ЛИТЕРАТУРА 14
Данная работа посвящена исследованию общественных процессов в такой среде человеческого обитания, как город. Исследование производится на примере городов России в их историческом развитии. Актуальность работы обуславливается непроходящим интересом к социологии города среди исследователей широкого спектра: историков, философов, социологов, культурологов. Высока степень изученности этой темы: труды, посвященные социокультурным процессам в городе, созданы институтами географии и истории мировой культуры Российской Академии наук, Л. А. Зеленовым, А. С. Сенявским.
Рассмотрение общественных процессов ведется в тесной связи с культурным и духовным развитием общества русских городов на разных исторических этапах, так как не представляется возможным отделить эти составляющие человеческой жизни. Выявление уникальных особенностей развития общества на разных этапах является целью данной работы. Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач: выявить особенности города как среды развития общества, рассмотреть социальное развитие городов России в исторической перспективе и коренные общественные перемены в начале ХХ века.
Для наиболее яркой презентации
социальных процессов в городе на
некоторых этапах исторического
развития осуществляется сравнительный
анализ с процессами, протекающими
в деревне. Такой подход позволяет
открыть новые грани
С самого начала своего существования человеческое общество обнаруживает склонность к созданию сложных многоуровневых структур во всех сферах жизни. По мере развития оно стремится к усложнению общинной иерархии, разветвлению и расширению общественных связей, созданию новых более сложных социальных институтов и ролей. Все эти связи, пронизывающие различные слои общества и сферы человеческой деятельности, призваны укрепить единство человеческого коллектива, одновременно предоставляя его членам многообразные возможности развития сущностных сил личности. Таким многообразием в единстве является и место человеческого существования – город.
Период существования
традиционных земледельческих обществ
с родоплеменным устройством
велик, и по мере их развития накапливаются
новые знания и технологии в производстве
различных продуктов
Прогресс в этих областях
порождает изменения в
Так человеческая цивилизация проходит путь от хаоса к порядку – космосу. С древнейших времен, характеризующихся господством мифологического сознания в обществе, человек понимает первостепенную важность создания и поддержания порядка в своем существовании. Этим целям служили ритуалы годового солярного цикла праздников, имевшие космоукрепляющий характер. Наведение порядка в пространстве началось с понимания символического значения центра, вокруг которого организуется среда человеческого существования. При этом центр является сакральным местом, которое отмечено признаками святости, избранности. Это символическое место творения мира, все остальные постройки вокруг него имеют подчиненное значение.
Возникновение города является необходимым этапом в развитии человеческой культуры, так он представляет собой не просто сумму различных видов человеческой деятельности, но всегда нечто большее. Наряду с кумулятивной (накопительной) и интегрирующей (объединяющей) функциями[2] он выполняет более широкие и сложные действия. С некоторого момента исторического развития город, созданный и изменяемый человеком, сам начинает менять его. Как сложнейший целостный механизм он создает новые значения, которые не может создать вся совокупность его элементов без теснейшего взаимодействия в пределах города. Эта уникальность его функционирования способствует еще большей сакрализации города, не просто как организованного в пространстве места существования, но как онтологического центра жизни.
Скрепленный незыблемыми
духовными связями организм города
становится сильнейшей движущей силой
развития общества. В нем происходят
все главные события и
Древнерусское государство в IX — начале XIII в., вплоть до монгольского нашествия, было одним из могущественных государств Европы. Его ядром являлись русские земли, где еще в VI в. расселялись славянские племена лесостепной полосы от Киева до Воронежа. Позднее союз племен, среди которых выделялось племя «русь» («рось», «рос»), первоначально селившееся на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева) и давшее имя союзу, образовал обширное и сильное феодальное государство — Киевскую Русь, достигшую могущества в конце X — XII вв. Престиж Киевской Руси в XI — XII вв. был столь велик, что дворы Франции, Византии, Англии, Венгрии, Польши, Швеции охотно вступали в династические связи с киевскими князьями. Дочь Ярослава Мудрого Анна была королевой Франции, его внучка Евпраксия (Адельгейда) — императрицей Священной Римской империи.
В недрах исторического процесса, развитие которого привело к образованию обширного древнерусского феодального государства, формируются города. По оценкам, масштабы градостроительства в Киевской Руси были велики. В IX — X вв. здесь насчитывалось 26 городов, в XI в. возникло 62, в XII в.— 120, в первой трети XIII в.— 32 города.
В скандинавских источниках Русь именовалась
страной городов. В основе формирования
городов лежало развитие торговли,
ремесел, необходимость обороны
от набегов кочевников. Ремесло было
на очень высоком уровне: русские
изделия славились далеко за рубежами
страны. Привлекателен был облик
городов: позолоченные купола церквей
в древнерусских городах
Рис. 1. Структурная схема г. Суздаль
Макроположение древнеруссих городов определялось их размещением: 1) на важнейшем торговом пути «из варяг в греки», где наибольшее значение приобрели города, занимавшие ключевое положение в бассейне Днепра (Киев), Западной Двины (Полоцк) и на линии Ловать—Ильмень—Волхов (Новгород); 2) в интенсивно осваивавшихся землях Волго-Окского междуречья и к северу от него, куда после монгольского нашествия сместился основной ареал расселения в Древней Руси; 3) на юго-восточной степной окраине русских земель, где города-заставы принимали на себя беспрерывные удары сменявшихся нашествий завоевателей-кочевников.
Микроположение диктовалось
Микрогеография древнерусских городов отличалась четкостью. Большие города, как правило, структурно состоят из двух частей: в кремле («детинце») размещались князь, духовная власть, бояре, дружина; в посаде («подоле») жили ремесленники, купцы, землепашцы. Ремесленники селились по профессиям, их кварталы образовывали «концы»: кузнечные (подальше от центра города из-за частых пожаров), гончарные (у оврагов с глиной), мясницкие (у трактов, по которым пригоняли скот), кожевенные (ближе к воде) и др.
Официальной датой образования русского государства считается 862 год – призвание варяжского князя Рюрика новгородцами для управления страной. Как мы видим, город играл большую роль в жизни славянских общин, так как все серьезные политические решения принимались населением «старших» областных городов, которым подчинялись «младшие» города, или «пригороды». Самыми крупными и значительными впервые века существования Руси были Киев и Новгород.
В это время управление
в городских обществах «
Разумеется, города были средоточием
духовной жизни народа, поэтому с
принятием и распространением христианства
расцвело монументальное храмовое строительство.
Первый каменный храм был построен
в 1030 году в Новгороде – Георгиевский
собор Юрьева монастыря. С тех
пор было возведено множество
грандиозных храмов и монастырских
комплексов в русских городах, которые
сохранились до сегодняшнего дня, пережив
многие столетия потрясений. Это уверенное
и мастерски исполненное
Но Древняя Русь не была единым централизованным государством, поэтому большую роль в общественной жизни приобретали отдельные «волости». Князья – потомки Рюрикова рода – вели непрекращающиеся споры о распределении «столов» – стольных городов волостей. Как уже было отмечено, население городов, собираясь на вече, самостоятельно решало вопрос о приглашении того или иного князя. И поэтому управление городом, точнее – его внешней политикой, было для князя занятием первостепенной важности. Но деятельность князя скорее была службой, чем властью, так как значительно ограничивалась вечем.
Но такое положение
не может обеспечить долговременной
стабильности, поэтому возникает
необходимость централизации
Итак, Москва становится центром
складывающегося русского государства.
Вместе с усилением политической
власти города растет и его духовное
значение. После падения Византийской
империи со столицей в Константинополе
в мире не осталось независимых православных
государств, кроме России. Это обстоятельство
и женитьба Ивана III на последней
византийской царевне Софии позволили
считать Московского князя