Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 23:06, реферат
Аргентина — одна из наиболее крупных и экономически развитых стран Латинской Америки. По размерам территории — 2,8 млн. кв. км — она занимает второе место в латинской Америке после Бразилии, а по численности населения — 28 млн. человек (1981) — третье после Бразилии и Мексики
Аргентина — страна с разнообразной природой; в то время как на западе поднимаются снежные вершины Анд, на востоке простираются бескрайние степные равнины Пампы; на севере палят жаркие лучи тропического солнца, на юге подступают льды Антарктики.
Добыча угля не получила в Аргентине большого развития, учитывая сравнительно небольшие запасы его и невысокое качество. Уголь добывают в районе Рио-Турбио (400—600 тыс. т в год) Значительную часть потребляемого угля Аргентина ввозит.
Электроэнергетика —одна из наиболее быстро развивающихся отраслей аргентинской промышленности. Ведущее место в электроэнергетике занимают две государственные компании — «Агуа и энерхиа электрика» (АЭЭ) и «Сервисное элсктрикос дель Гран Буэнос-Айрес» (СЭГБА). Первая компания обслуживает внутренние районы страны, вторая — главным образом Буэнос-Айрес.
Основу аргентинской электроэнергетики составляют тепловые электростанции — свыше 80% производства электроэнергии. Они имеют, как правило, небольшую мощность, сконцентрированы в основном в Пампе. Одна из главных сложностей аргентинской электроэнергетики заключается в том, что топливно-энергетические ресурсы сосредоточены на юге и на севере страны, а основные центры потребления электроэнергии находятся в прибрежном районе. Дефицит электроэнергии испытывает, прежде всего, наиболее развитый в промышленном отношении район Пампы, и особенно Буэнос-Айрес.
Текстильная промышленность — одна из наиболее старых и хорошо развитых отраслей. Она почти полностью базируется на собственном сырье. Характерен большой разрыв между отдельными стадиями производства: первичная обработка сырья тяготеет к его источникам, конечные же стадии производства — ткачество, отделка тканей — размещаются в центрах потребления. Наиболее развиты отрасли шерстяная, льняная, хлопчатобумажная.
Одна из наиболее типичных и распространенных
по всей стране отраслей аргентинской
промышленности — кожевенно-обувная.
Она связана с развитием
Пищевая промышленность — традиционно наиболее развитая отрасль — сохраняет по-прежнему свою важную роль, несмотря на сокращение ее доли в стоимости промышленной продукции. Тесно связанная с сельскохозяйственным производством, она базируется на богатом и разнообразном сырье. Характерная особенность аргентинской пищевой промышленности — ее большое экспортное значение. Среди экспортных отраслей особое место занимает мясохладобойная промышленность. По масштабам и уровню развития этой специфической для страны отрасли Аргентина выделяется в капиталистическом мире. Она принадлежит к числу крупнейших мировых производителей (более 1 млн. т) и экспортеров (около 600 тыс. т) мяса, главным образом говядины.
Современная мясохладобойная промышленность выросла из саладерос, т.е. солилен, — первых промышленных предприятий Аргентины по переработке продуктов животноводства, которые производили мясо, кожу и жир.
К концу XIX в. возник новый тип предприятий — фригорифик, включающий процесс от забоя скота до производства различных мясопродуктов, главным образом охлажденной говядины, которая становится основным предметом вывоза из Аргентины. Этому способствовало и появление пароходов-рефрижераторов.
На современном крупном
Из отраслей пищевой промышленности экспортное значение имеют мукомольная, маслобойная, производство растительных масел (подсолнечного, оливкового) и виноделие. Аргентина занимает четвертое место в капиталистическом мире, по производству вина.
Преимущественно на внутренний рынок работают отрасли: сахарная, плодоовощная, консервная. Все они ориентируются на сырьевые районы.
Сельское хозяйство
Среди стран Латинской Америки Аргентина выделяется относительно высоким уровнем развития сельского хозяйства, сравнительно небольшим удельным весом его в стоимости ВВП (12%), довольно разнообразной структурой сельскохозяйственного производства. Она почти полностью удовлетворяет свои потребности в продовольствии и является одним из ведущих экспортеров его на мировой рынок.
Аграрный строй
Агротехнический уровень аргентинского сельского хозяйства довольно низок; проявлением этого служит низкая урожайность основных сельскохозяйственных культур, низкая продуктивность скота. Животноводство базируется на естественных пастбищах. Длительное использование одних и тех же пастбищ приводит к их истощению, а в результате — к снижению продуктивности скота. Низкие темпы развития сельскохозяйственного производства обуславливают узость внутреннего рынка, что в свою очередь тормозит экономическое развитие страны в целом.
Аграрная реформа — одна из самых острых проблем аргентинской экономики.
Сельскохозяйственные угодья занимают в стране 138 млн. га, из них обрабатывается 1/5 , остальное составляют луга и пастбища. Длительная моноспециализация на одних и тех же землях привела к снижению продуктивности почв, ухудшению состояния пастбищ, широкому развитию одного из самых бедственных явлений — эрозии. В некоторых районах (например, в провинции Ла-Пампа) степень разрушения почв эрозией настолько сильна, что часть земель здесь практически непригодна для сельскохозяйственного использования. Это служит одной из причин массового оттока отсюда сельского населения.
Преобладающий тип специализации
аргентинского сельского
Животноводство играет ведущую
роль в сельском хозяйстве страны,
главная его отрасль — разведен
Главный район разведения крупного рогатого скота — Пампа. Это обусловлено лучшим состоянием здесь кормовой базы естественные пастбища Пампы благодаря хорошему увлажнению и мягкому климату отличаются более высоким содержанием питательных веществ. В Пампе сосредоточены и основные посевы кормовых трав, главным образом люцерны. Молочное животноводство не играет в Аргентине большой роли. Основная молочная порода — голландско-аргентинская. Специализированные зоны молочного животноводства сложились вокруг Буэнос-Айреса и в южной части провинции Санта-Фе, в областях с достаточным увлажнением и хорошими сочными кормами
Овцеводство — вторая крупная отрасль аргентинского животноводства. Аргентина — одна из ведущих овцеводческих стран капиталистического мира по поголовью овец (33 млн. голов в 1980 г) и настригу шерсти (около 200 тыс. т) она уступает Австралии и Новой Зеландии. Овцеводство в Аргентине распространено почти повсеместно, но специализированные районы его сосредоточены в Пампе и Патагонии. В Пампе преобладает мясошерстное овцеводство.
Из других отраслей животноводства
в Аргентине развиты
В растениеводстве основное место занимают старые, традиционные культуры экспортного значения — зерновые и масличные. Главная зерновая культура — пшеница. По сбору ее (около 8 млн. т в 1980 г.) и экспорту (более 3 млн. т в 1980 г.) Аргентина занимает одно из ведущих мест в мире, хотя и значительно уступает США, Канаде, Австралии, Франции. Пшеница возделывается в Пампе и реже встречается за ее пределами. Наиболее распространены твердая и полутвердая пшеница. Вторая по значению зерновая культура — кукуруза (сбор более 6 млн. т в 1980 г.). В отличие от пшеницы, которая была завезена сюда испанцами, кукуруза — местная культура, она выращивается почти повсеместно, но основная область ее распространения — Пампа с ее теплым климатом и достаточным увлажнением. Кукуруза используется и как продовольственная, и как кормовая культура. Такое же значение имеют и другие зерновые рожь, овес, ячмень. Аргентина выделяется как крупный экспортер кормового зерна.
Помимо зернофуражных культур большое значение имеют посевы кормовых трав, наиболее распространена люцерна.
На втором месте после зерновых
по стоимости продукции
Значительное место в растениеводстве Аргентины занимают садоводство, овощеводство, виноградарство.
Овощеводство представлено пригородным
хозяйством, распространенным близ крупных
городов, и, прежде всего близ Буэнос-Айреса,
и специализированными
Транспорт
Аргентина обладает довольно густой транспортной сетью и имеет значительный объем грузовых и пассажирских перевозок. Однако структура транспортной сети отражает длительную зависимость страны от внешнего рынка. Пути сообщения строились преимущественно иностранными монополиями в период развития экспортного хозяйства во второй половине XIX — начале XX в. Их основное назначение состояло в том, чтобы обеспечить вывоз сельскохозяйственной продукции, поэтому они были направлены из внутренних сельскохозяйственных областей к портам, прежде всего к главному порту — Буэнос-Айрес. В результате в Аргентине сложилась четко выраженная радиальная конфигурация транспортной сети с центром в Буэнос-Айресе, за что ее нередко называют «страной-веером».
Во внешних перевозках ведущее
место занимает морской, а также
воздушный транспорт, во внутренних
— железнодорожный и
Протяженность железных дорог — 46 тыс. км. Аргентина занимает первое место в Латинской Америке по объему пассажирских перевозок, но по размерам грузооборота железных дорог она значительно уступает Бразилии и Мексике. Главные недостатки аргентинских железных дорог — разноколейность, низкое техническое состояние, резко неравномерное распределение по территории страны. Густой железнодорожной сетью по существу обладает лишь район Пампы. Вся железнодорожная сеть Аргентины была национализирована после второй мировой войны и принадлежит государству.
Большая часть территории Аргентины
имеет равнинный рельеф и благоприятна
для строительства
Внутренний водный транспорт большой роли не играет; судоходство развито главным образом по рекам Парана и Уругвай. В низовьях Параны расположены ведущие речные порты, которые одновременно служат и морскими портами Росарио, Сан-Николас, Санта-Фе, Вилья-Конститусьон.
После второй мировой воины интенсивно развивается трубопроводный транспорт. Нефтепроводы протянулись от нефтяных месторождений к основным центрам нефтепереработки и потребления нефтепродуктов — в Буэнос-Айрес, Ла-Плату, Сан-Лоренсо. Главные газопроводы Кампо-Дуран — Буэнос-Айрес, Пико-Трункадо — Буэнос-Айрес.
Морской транспорт играет доминирующую роль во внешних перевозках грузов, немалое значение он имеет и для внутренних связей между прибрежными районами страны, учитывая большую длину ее береговой линии. По размерам торгового и танкерного флота Аргинина уступает в регионе лишь Бразилии.
Аргентина имеет регулярное воздушное сообщение почти со всеми странами Америки и со многими странами Европы.
Внешние экономические связи Аргентины
В международном разделении труда
Аргентина выступает
Основным торговым партнером Аргентины в течение длительного времени была Великобритания; в последние десятилетия ее доля в товарооборот страны резко сократилась. Теперь главные торговые партнеры Аргентины — это США. ФРГ, Бразилия, Италия, Япония, Нидерланды. В импорте доминирующее положение занимают США, в экспорте традиционно выделяются европейские страны — Нидерланды, Италия. Все большее место во внешней торговле Аргентины занимают страны Латинской Америки, которые служат основными покупателями ее промышленных товаров. Аргентина — член Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ), на долю которой приходится ¼, внешнеторгового оборота страны. Экономические связи Аргентины с латиноамериканскими странами носят разносторонний характер: осуществляются совместные проекты гидротехнического строительства, научно-технических исследований, разработок полезных ископаемых и т.д.