Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:21, реферат
Иркутская область - достаточно типичный регион Азиатской России. Область удалена от основных мест концентрации промышленного производства и населения, находящихся в европейской части России. Развитые зарубежные страны и на западе, и на востоке находятся на большом удалении и не имеют непосредственных границ с областью. На севере и на юге слабозаселенные и неосвоенные территории дают мало возможностей для развития экономических связей. Область может служить связующим звеном между странами Запада и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Введение
Иркутская область - достаточно
типичный регион Азиатской России.
Область удалена от основных мест
концентрации промышленного производства
и населения, находящихся в европейской
части России. Развитые зарубежные
страны и на западе, и на востоке
находятся на большом удалении и
не имеют непосредственных границ с
областью. На севере и на юге слабозаселенные
и неосвоенные территории дают мало
возможностей для развития экономических
связей. Область может служить
связующим звеном между странами
Запада и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Однако, в силу слабого развития
коммуникационной инфраструктуры, малой
интегрированности экономики
С обширностью территории
Иркутской области сочетаются большие
масштабы природно-ресурсного потенциала.
Важнейшее значение имеют водные
и гидроэнергетические ресурсы,
уже освоенные на Ангаре. Более 80%
территории области покрыто лесами,
суммарные запасы древесины составляют
9 млрд. м3; имеются большие запасы
угля, нефти, газа, железной руды, калийных
солей, слюды, золота, поваренной соли,
гипса, талька, асбеста, графита и
других полезных ископаемых. Уже разведанные
запасы не только полностью обеспечивают
местные потребности, но и дают возможности
для вывоза в другие регионы России
и за рубеж. Высокая эффективность
использования природных
В данной работе я рассмотрел актуальные экономические проблемы нашего региона.
1. Краткая характеристика региона
Иркутская область расположена на юге Восточной Сибири, граничит с Красноярским краем, Читинской областью, Республикой Бурятия, Республикой Тыва и Республикой Саха (Якутия).
Территория - 767,9 тыс. кв. км (4,5% площади России).
Население - 2712,9 тыс. человек (1,9% населения России).
Основные
минеральные ресурсы - уголь, нефть,
железная руда, золото. Регион обладает
значительными запасами редких металлов:
ниобия (65% общероссийских запасов), тантала
(45%), лития (50%), рубидия, цезия, бериллия.
В области действуют более 50 тыс. малых и крупных промышленных предприятий, многие из них входят в крупнейшие российские корпорации - «Русал», группу «Мечел», Евразхолдинг, «Илим Палп».
По территории Иркутской области проходят основные транспортные магистрали, связывающие восточную и западную части России.
Большие возможности развития индустрии отдыха в Иркутской области связаны с озером Байкал. В регионе расположен также крупнейший в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод.
2. Экономические проблемы и перспективы
2.1 Отрицательная демографическая динамика
Численность населения Иркутской области росла до начала 1990-х гг., затем она начала снижаться. Причины: сокращение рождаемости, возросшая смертность, а главное - начавшейся отток населения. За период 1990-2008 гг. численность населения области сократилась на 300 тыс. чел. (более 10% жителей). Область ежегодно покидало более 16 тыс. чел. (сопоставимо с населением г. Байкальска). Выезжали преимущественно общественно-активные и высококвалифицированные специалисты, представители «среднего класса», которые не смогли реализоваться в данном регионе. Это свидетельствует о наличии глубинных проблем и социальной некомфортности на данной территории. Необходим комплекс мер по стабилизации ситуации и возобновлению в регионе положительной демографической динамики.
2.2 Провал в жилищном строительстве и ЖКХ
В период 1990-2000-е гг. резко снизились объемы строительства. По показателю вводимого жилья на душу населения Иркутская область оказалась на последних местах среди субъектов СФО. При этом росла площадь аварийного и ветхого жилья. Несмотря на некоторый рост жилищного строительства в начале 2000-х гг. (в основном в областном центре и крупных городах) его объемов недостаточно для решения жилищной проблемы, модернизации и замещения устаревающего жилищного фонда.
Активизация
жилищного строительства может
стать своеобразным катализатором,
стимулирующим развитие региональной
экономики и повышающим качество
жизни населения области.
2.3 Низкий уровень
развития малого
Предпринимательством
занимается наиболее активная часть
населения. Предприниматели работают,
не считаясь со временем, практически
не требуя для своего развития государственных
ресурсов. При этом они расширяют
налогооблагаемую базу. Во всех
развитых странах мира малый и средний
бизнес играет важную роль в устойчивом
росте национальной экономики и повышении
благосостояния граждан. Уровень развития
малого предпринимательства является
своеобразным критерием социально-экономического
благополучия той или иной территории.
В Иркутской области следует существенно
активизировать развитие данного сектора
экономики. Опыт реализации предыдущих
Программ «Поддержки и развития малого
предпринимательства в г. Иркутске» показывает,
что эффективными могут быть только меры
комплексной поддержки.
· необходимую нормативно-
· развитую инфраструктуру
поддержки малого и среднего предпринимательства,
обеспечивающую научно-методическое,
информационное, образовательное и
консультационное сопровождение начинающих
и действующих
· обеспечение предпринимателям доступа к материальным и финансовым ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса;
· содействие в расширении рынков сбыта производимых товаров и услуг;
· надежную защиту прав и законных интересов предпринимателей;
· взаимодействие между бизнесом в лице объединений предпринимателей и властью;
· благоприятное отношение общества к предпринимательской деятельности.
Создание комплексной
системы развития малого и среднего
предпринимательства - задача долговременная.
Для ее реализации необходимы не только
воля властей и наличие финансовых
ресурсов, но определенный уровень
предпринимательского сообщества и
общества в целом, который характеризуется
весом малого и среднего предпринимательства
в экономике конкретной территории,
механизмом выработки решений по
регулированию вопросов, связанных
с условиями развития бизнеса, уровнем
осознания предпринимателями
Приоритетные направления
поддержки малого и среднего бизнеса
необходимо определять исходя из сложившейся
социально-экономической
Наименование показателей |
Ед. изм. |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
|
Число малых предприятий |
единиц |
3851 |
4456 |
4966 |
5447 |
7166 |
|
Число индивидуальных предпринимателей (по данным ФНС) |
человек |
27133 |
27893 |
22304 |
16360 |
15900 |
|
Численность работающих на МП |
человек |
40675 |
41408 |
36987 |
42391 |
43810 |
|
Объем выпуска продукции МП |
млн. руб. |
8746 |
12535 |
15894 |
12197 |
20662 |
|
Фонд оплаты труда МП |
млн. руб. |
849,3 |
1408 |
1554 |
1227 |
3062 |
|
Среднемесячная зарплата на МП |
руб. |
2327 |
2833 |
3583 |
4170 |
6180,7 |
|
Выручка от реализации на МП |
млн. руб. |
40969 |
40448 |
46921 |
40213 |
132159 |
|
Инвестиции в основной капитал МП |
млн. руб. |
72,3 |
91,2 |
294,3 |
161,5 |
301,3 |
|
Доля налоговых поступлений от СМП в собственных доходах бюджета города |
% |
8,8 |
7,5 |
12,2 |
18,3 |
20,1 |
|
Общие данные, характеризующие развитие малого предпринимательства в Иркутске, свидетельствуют о позитивных тенденциях в его развитии. Так, объем выпуска продукции и выручка от ее реализации в 2008 году по отношению к 2004 году увеличились в 2,4 и 4 раза соответственно. Приток инвестиций в основной капитал увеличился 4,2 раза. Наблюдается увеличение заработной платы работников малых предприятий, которое подтверждает общую картину роста заработной платы во всех сферах экономики России. В настоящее время в г. Иркутске плотность малых предприятий на тысячу населения почти в 2 раза превосходит данный показатель по России и характеризуется положительной динамикой. Структура малых предприятий по видам экономической деятельности в течение ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе. За период 2004-2008 годы, в общем количестве малых предприятий предприятия оптовой и розничной торговли занимают наибольший удельный вес (диапазон от 48 до 53%). Вторыми место по удельному весу в структуре по видам экономической деятельности следуют организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (13-15%). Строительные организации составляют около 13%, предприятия обрабатывающего производства - 7%.
Положительные тенденции
отмечены в сфере налогообложения
субъектов малого предпринимательства.
Следует отметить, что, согласно выводам
сделанным по итогам «Мониторинга действующей
ситуации в сфере налогообложения
субъектов малого предпринимательства»,
существующие системы налогообложения
в целом устраивают порядка 70% Субъектов
Малого Предпринимательства. В части ранжирования
сложности для СМП основных налогов, уплачиваемых
по различным системам налогообложения,
были названы налоги, дающие в совокупности
наибольшую налоговую нагрузку и расчет
которых наиболее сложен. Субъекты всех
систем налогообложения в числе наиболее
сложных указали: налог на прибыль, НДС
и ЕСН. То есть, введение единого налога
на вмененный доход заменило для малого
бизнеса ведение учета по наиболее сложным
для уплаты предпринимателями налогам.
Из вышеназванных (налог на прибыль, НДС
и ЕСН), все налоги вошли в единые, установленные
законодательством.
· освобождение от обязанности заполнения многочисленных форм налоговой отчетности.
· отмена авансовых платежей.
· освобождение от обязанности применения контрольно-кассовых машин.
Но при этом, и на уровне
предприятия необходима грамотная
организация бухгалтерского и налогового
учета, непрерывный мониторинг законодательства,
оценка налоговых последствий сделок
не только с точки зрения налогового,
но и смежных отраслей законодательства.
· недостаточные меры государственной и муниципальной поддержки;
· нестабильность законодательной базы, регулирующей деятельность данной сферы;
· административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора, пожарного надзора и др.);