Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 18:36, реферат
Датой основания Костромы официально признан 1152 год (эту дату предложил историк В.Н.Татищев) , хотя точных указаний на это нет, как нет и абсолютно убедительных доказательств того, что город был основан именно на том месте, где сейчас располагается его центр. Большинство исследователей считают, что в древние времена существовало поселение на правом берегу Волги, на территории большого села Городище, а торгово-ремесленный посад на левом берегу появился в XI-XII веке, на высоком берегу притока Волги – реки Сулы. Позднее, в начале XIII века, по указу великого князя Ярослава Всеволодовича была возведена крепость. Происхождение названия города тоже спорно – одни исследователи утверждают, что имя городу просто дала здешняя река Кострома, другие же убеждены, что имя города связано с древним языческим божеством.
1. Введение
2. Основание города.
3. Природные ресурсы
4. Демографическая ситуация
5. Производственный потенциал
6. Финансовый потенциал
7. Инфраструктура
8. Заключение
Литература
Производственный потенциал
Костромская область — один из крупнейших субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ. Костромская область сегодня — это: — территория — 60,2 тыс. кв. км; (0,35 % территории России); — население на 01.01.2012 — 666, 31 тыс. чел (0,46 % населения России), — ВРП в 2010 году — 92,3 млрд руб. (0,20 % ВВП России).
Костромская область имеет выгодное транспортно-географическое положение. Расположение Костромской области в центре европейской части Российской Федерации является предпосылкой для превращения области в центр, обеспечивающий межрегиональное и международное взаимодействие по ряду аспектов: экономическому, информационному, транспортному, коммуникационному, социальному, культурному и другим. Через ее территорию проходят основные железнодорожные (связывающие г. Москву с г. Владивостоком), водные и автомобильные магистрали, соединяющие северо-западные направления Российской Федерации. Костромская область относится к промышленно-аграрным регионам. Традиционной производственной ориентацией Костромской области является лесное и сельское хозяйство, электроэнергетика и машиностроение, текстильная промышленность.
Бюджет.
Исполнение консолидированного бюджета Костромской области составляет по доходам 22 265,1 млн рублей, из них — 14 236,0 млн рублей налоговые и неналоговые доходы, 8 029,1 млн рублей — безвозмездные поступления, по расходам 23 567,6 млн рублей, дефицит бюджета 1 302,5 млн рублей (данные за 2011 год).
Валовой региональный продукт.
Основной отраслью экономики Костромской области является промышленность, которая формирует более 30 % ВРП. На втором месте по удельному весу — торговля и общественное питание (14,1 %), затем сельское хозяйство (11,0 %), транспорт и связь (9,5 %). Отличительной чертой структуры ВРП Костромской области является высокий удельный вес сельского и лесного хозяйства — 11,0 % ВРП (4 место в ЦФО и 18 место в Российской Федерации), производства и распределения электроэнергии, газа и воды 10,0 % в ВРП (2 место в ЦФО), низкая доля обрабатывающих производств — 23,6 % в ВРП (8 место в ЦФО).
Потребительский рынок.
За 2011 год оборот розничной торговли составил 59 579,4 млн рублей, в товарной массе на 11,8 процента превысив уровень 2010 года за счет роста платежеспособного спроса населения, а также повышения качества услуг, оказываемых торговыми предприятиями. За январь — июнь 2012 года оборот розничной торговли увеличился на 7,2 процента к уровню соответствующего периода прошлого года и составил 30 376,1 млн рублей. В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составляет 48,1 процента, непродовольственных товаров — 51,9 процента. В разрезе форматов торговли сохраняется тенденция динамичного развития торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в условиях стационарной торговой сети, они формируют 93,5 процента оборота розничной торговли, а розничные рынки и ярмарки — 6,5 процента. В 2011 году оказано платных услуг населению на 16 523,6 млн рублей, на 2,8 процента выше уровня 2010 года. В I полугодии 2012 года оказано услуг населению на 8 270,3 млн рублей, превысив аналогичный уровень прошлого года на 8,4 процента. В декабре 2011 года к декабрю 2010 года индекс потребительских цен на товары и платные услуги составил 105,7 процента (при среднероссийском показателе — 106,1 процента), в том числе на продовольственные товары — 101,7 процента (РФ — 103,9 процента), непродовольственные товары — 106,0 процента (РФ — 106,7 процента), платные услуги — 111,2 процента (РФ — 108,7 процента). Общий уровень инфляции в 2011 году на потребительском рынке Костромской области ниже аналогичного показателя в 2010 году на 5,2 процентных пункта (в среднем по Российской Федерации — на 2,7 процентных пункта). В июне 2012 года к декабрю 2011 года индекс потребительских цен на товары и платные услуги составил 103,3 процента (РФ — 103,2 процента), в том числе на продовольственные товары — 104,8 процента (РФ — 104,7 процента), непродовольственные товары — 102,9 процента (РФ — 102,3 процента), платные услуги — 101,5 процента (РФ — 102,3 процента). Общий уровень инфляции в июне 2012 года на потребительском рынке Костромской области на 2,1 процентных пункта ниже аналогичного показателя в июне 2011 года.
Промышленное производство.
Область обладает богатыми
лесосырьевыми ресурсами и
Ювелирное производство.
Ювелирное производство является традиционным видом деятельности для Костромской области. В настоящее время на территории региона функционируют более 1 200 ювелирных предприятий и индивидуальных предпринимателей. В целях повышения социально-экономического потенциала региона, сохранения и развития ювелирного производства на территории Костромской области организована деятельность ювелирного кластера. Крупные предприятия отрасли, имеющие многолетний опыт работы (ОАО «Красносельскийювелирпром», ОАО «Костромской ювелирный завод») и молодые ювелирные предприятия (ООО "Костромская ювелирная фабрика «Алькор», ООО "Костромская ювелирная фабрика «Топаз», ООО «Аквамарин», ООО «Инталия», ООО «Диамант», ООО "Ювелирный завод «Платина» и другие) отличает высокое качество выпускаемых изделий, внедрение новаций в производственный процесс.
Текстильная отрасль.
Костромская область исторически является текстильным краем, где расположены старейшие льнокомбинаты России: ООО «БКЛМ-Актив», ОАО «Льнообъединение им. И. Д. Зворыкина», ООО СП «Кохлома». На их долю приходится 32,8 % общероссийского производства готовых льняных тканей. Костромские льнокомбинаты являются основными экспортерами в России льняных тканей в страны дальнего и ближнего зарубежья, их доля составляет 45 % общероссийского экспорта. Первое в России текстильное предприятие ООО "СП «Кохлома» реализовало два инвестиционных проекта, заменило устаревшее оборудование на прогрессивные и эффективные производственные линии, что позволило выпускать экологически чистую конкурентоспособную на мировом рынке продукцию. В настоящее время в инвестиционной фазе находится третий проект предприятия — «Организация производства пряжи вихревым (аэродинамическим) способом прядения». Это позволит расширить рыночную нишу за счет организации высокотехнологичного производства пряжи принципиально нового способа прядения и в становлении первым в России универсальным производителем.
Машиностроение.
Костромская область не относится к крупным машиностроительным центрам России, и всё-таки машиностроительный комплекс играет в области заметную роль. В 1993 году здесь было занято 32 тыс. человек, то есть более 30 % всех работников промышленности области. Для нужд текстильной промышленности работают заводы «Текстильмаш» (прядильные, мотальные машины), «Цвет» (оборудование для окраски и отделки тканей), «Красная маёвка» (чесальная, игольно-планочная гарнитура), для деревообрабатывающей промышленности — завод «Кодос» (деревообрабатывающие станки). Поскольку собственной металлургической базы Костромская область не имеет, то тяжёлое машиностроение развито слабо и представлено заводами «Рабочий металлист» (ныне АО «Экско»), известное экскаваторами и бурильными машинами, и завод «Строммашина», выпускающий дробильное оборудование для промышленности строительных материалов. Завод «Мотордеталь» относится к автомобильной промышленности и выпускает детали для двигателей автомашин «Камаз», «Газ», «ВАЗ», «Москвич». Кроме этого, более или менее крупные машиностроительные предприятия нашей области расположены в Нерехте и Галиче.
Отличительной особенностью машиностроительного комплекса Костромской области является широкая диверсификация выпускаемой продукции: гидравлические автомобильные краны, нефтегазовое и химическое оборудование, элементы микропроцессорной системы управления двигателем внутреннего сгорания, электрощитовое оборудование, дробильно-сортировочное оборудование, продукция литейного производства, оборудование для отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, энергосбережения, красильно-отделочное оборудование для текстильной и легкой промышленности, оборудование для переработки резиновых смесей, технологическая оснастка для всех видов текстильного оборудования, детали цилиндропоршневой группы на двигатели к автомобилям КамАЗ, ГАЗ, УАЗ, МАЗ, КрАЗ, БелАЗ, многоцелевые водометные катера семейства КС, несамоходные суда: нефтеналивные баржи, баржи для перевозки сыпучих и штучных грузов; продукция оборонно-промышленного комплекса и другое. Машиностроение и металлообработку Костромской области представляют порядка 20 крупных промышленных предприятий. Лидерами выступают: ГП КО «Мотордеталь», ОАО «Галичский автокрановый завод», ООО «Стромнефтемаш», ОАО «Газпромтрубинвест», ОАО "Электромеханический завод «Пегас», ОАО «Костромской судостроительно-судоремонтный завод», ОАО «Калориферный завод», ООО "Концерн «Медведь», ОАО «Цвет», ООО «Брендфорд», ООО «Судиславский завод сварочных материалов» и другие. ООО «Судиславский завод сварочных материалов» реализует инвестиционный проект по строительству цеха по производству сварочной омедненной проволоки. ОАО "Электромеханический завод «Пегас» номинировано в качестве поставщиков электронных компонентов на последние модели автомобилей выпуска «АВТОВАЗа». Компания «Мотордеталь» подписало лицензионный контракт с немецким концерном «Kolbenschmidt», который позволит предприятию использовать в своем производстве технологии, ноу-хау крупнейшего производителя деталей для двигателей внутреннего сгорания. ОАО «Галичский автокрановый завод» реализует инвестиционный проект по созданию и освоению серийного производства новых моделей гидравлических кранов за счет модернизации производства. В 2011 году были поставлены на производство автокраны новых моделей: КС-55729-3В (грузоподъемностью 32 т), КС-65721-6 (грузоподъемностью 60 т), КС-65713-7 (грузоподъемностью 50 т.). ОАО «Костромской судостроительно-судоремонтный завод» завершил строительство слипа (спускоподъемного устройства) грузоподъемностью 2 400 тонн. Основным инновационным направлением перспективы развития завода в области судостроения является строительство морских толкаемых составов (буксир плюс баржа). Это первые в России толкаемые составы смешанного река- море плавания. Грузоподъемность состава составляет 4 700 тонн.
Энергетика.
Костромская область относится к энергоизбыточным территориям Центрального федерального округа. Потребление электроэнергии для собственных нужд Костромской области составляет около четверти от объёма выработанной электроэнергии. В целом, энергетическая обеспеченность является как фактором потенциального развития (привлекательные условия для создания новых производств), так и фактором создания условий устойчивости экономики (поставки электроэнергии в крупные энергодефицитные регионы центра и северо-запада Российской Федерации, снижение издержек производства в теплоэнергетике). Сегодня в области работают четыре тепловые станции: Костромская ГРЭС (государственная районная электростанция) в Волгореченске, ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 (теплоэлектроцентрали) в Костроме и Шарьинская ТЭЦ.
Костромская ГРЭС — одна из крупнейших тепловых станций не только в России, но и в Европе. Здесь впервые в практике мирового энергостроения установлен блок мощностью 1 млн. 200 тыс. киловатт. После выхода ГРЭС на проектный режим работы суммарная мощность электростанции области увеличилась почти в пять раз и составляет сейчас около 4 тыс. киловатт. Костромская ГРЭС считается самой экономичной, так как на единицу затрат топлива вырабатывается больше энергии, чем на аналогичных станциях. Суммарная мощность всех электростанций области такова, что позволяет не только обеспечивать собственные потребности, но и снабжать электроэнергией соседние регионы: получая 14 % электроэнергии извне, Костромская область поставляет в другие регионы 80 %. В 1979 году в Буйском районе было начато строительство Костромской АЭС. Проект предусматривал возведение двух реакторов, их тип неоднократно менялся. В 16 км к югу от г. Буя был построена первая очередь посёлка строителей и эксплуатационников Чистые Боры и ряд объектов инфраструктуры. После аварии на Чернобыльской АЭС строительство было приостановлено, а в начале 1990-х годов полностью заморожено. В октябре 2008 года государственная корпорация Росатом приняла решение возобновить строительство на базе недостроенной Костромской АЭС. Ожидается, что Центральная АЭС будет построена к 2017—2019 годам и станет снабжать электроэнергией Московскую агломерацию и Центральный регион России.
Транспорт.
Принципиальный шаг в развитии области — превращение её в крупный транзитный узел автомобильных дорог. Работа в рыночных условиях, нестабильность финансирования, реструктуризация отрасли стали серьёзным испытанием для костромских дорожников. Но, несмотря на все трудности переходного периода, был сохранён дорожный комплекс области, трудоспособный, деятельный коллектив дорожников, что дало свои положительные результаты. Продолжается строительство транспортного коридора межрегионального значения «Санкт-Петербург — Екатеринбург», с вводом, в эксплуатацию которого будет обеспечен выход на Санкт-Петербург и западноевропейские транспортные коммуникации. Узкоколейная железная дорога Бельниковского торфопредприятия находится в посёлке Номжа Нейского района. Газификация Костромской области имеет глобальное значение в развитии области и носит важнейший социальный и производственный характер. Главная задача на современном этапе — строительство магистрального газопровода «Буй — Шарья».