История города Зеленодольск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 15:56, доклад

Описание работы

История района уходит в седую древность на многие тысячи лет назад. От тех времен не сохранилось письменных документов, и поэтому главным источником наших знаний о прошлом выступают археологические материалы. Наш город расположен на левом берегу Волги в 40 км выше Казани. Он является административным центром большого и густонаселённого района, который расположен по обеим волжским берегам.

Файлы: 1 файл

История района уходит в седую древность на многие тысячи лет назад.doc

— 37.50 Кб (Скачать файл)

 

История города Зеленодольск.

 

    История района уходит в седую древность на многие тысячи лет назад. От тех времен не сохранилось письменных документов, и поэтому главным источником наших знаний о прошлом выступают археологические материалы.                                                                     Наш город расположен на левом берегу Волги в 40 км выше Казани. Он является административным центром большого и густонаселённого района, который расположен по обеим волжским берегам.                                                                                                                                                                                                     Зеленодольский район богат достопримечательностями. На его территории располагается Раифский Богородицкий мужской монастырь. Он был основан в начале 17в. Иноком из Москвы. Правобережье было обжито гораздо раньше. Этому способствовали богатые черноземные земли.  Старинные села – Нурлат, Ачасыры, Ширданы, Мамадыш - Акилово и другие насчитывают по 700 – 800 лет.                                                                                                   Напротив Зеленодольска на большом острове расположился Свияжск. Город со второй половины 16 в. до 1932, ныне село. Он был основан Иваном Грозным как крепость – форпост для взятия Казани. Сооружение Свияжска — уникальный случай в истории русского градостроительства. По своей площади крепостные сооружения Свияжска превосходили сооружения Новгорода Великого, Пскова и даже Московского Кремля. Крепость была обнесена деревянной стеной протяженностью 2550 метров, составленной из городней — прямоугольных срубов, заполненных внутри землей и камнями. На всем протяжении стены усиливались восемнадцатью башнями. Свияжск сыграл значительную роль во взятии Казани. Деревянные укрепления Свияжска были разобраны лишь в первой трети 18 в. Но постепенно город утрачивал свое торговое значение, оставаясь при этом одним из важнейших центров паломничества. В 1781, с учреждением Казанского наместничества, Свияжск был объявлен уездным городом. Архитектура города серьезно пострадала при пожаре в 1795. До 1917 в Свияжске проживало не более 3 тыс. человек. Советское время явилось периодом полного упадка Свияжска. После 1917 монастыри (среди них Успенский и Иоанно-Предтеченский) и храмы были закрыты, паломничество практически прекратилось. Ансамбль Свияжского Успенского мужского монастыря, дошедший до наших дней, является уникальным памятником Поволжья.                                                                                                                      

 

 

 

Строительство железной дороги Казань - Москва в 1893 году, а 1895 строительство  Паратских мастерских по ремонту  судов коренным образом изменило жизнь нашей округи, которая со временем становиться промышленно развитым регионом. С Паратских мастерских и ведёт свой отсчёт Зеленодольск, который получил статус города в 1932 году. Интересно заметить, что село Зеленый Дол основано в 1865 году.

Следы жизнедеятельности  древних насельников края относятся  к рубежу 6 и 5 тысячелетий до н. э. В это время здесь жили немногочисленные племена. Их влекло изобилие рыбы, дичи и плодородность здешних земель. Прошло ещё несколько тысячелетий, и мирное течение жизни нарушилось вторжением воинственных скотоводческих племён с запада. Причины этих вторжений до сих пор невыяснены учёными. Вторжение протекало постепенно. Нот если на протяжение нескольких тысячелетий активную роль в истории края играли ирано- и германо-балтоязычные племена, то в середине первого тысячелетия до н. э. ведущая роль в культуро генезе принадлежит коренным жителям этих мест – финно-уграм, предкам современных марийцев, мордвы и удмуртов. Устанавливались связи и прочные пути с другими народами. Но вскоре неизвестно что заставило исчезнуть племена доселе заселявшие наши просторы почти на 1000 лет.  Именно в этот период эти места не заселялись. В пятом веке Европа страдала от засух, чрезмерных дождей и жестких морозов. Это привело к тому что люди начали переселяться с Запада на Восток. В следующие несколько веков природу сильно лихорадило. Климатические изменения закончились лишь к 13 веку. Из Монголии докатилась последняя волна глобального переселения народов. Войска объединенной коалиции под предводительством Батыя огнём и мечом прошлись не только по Булгарии, но и по нашим краям. Тому есть доподлинные доказательства близ деревни Городище. 15 – 18 века оставили яркие следы жизни в этом месте. В период Казанского ханства это был один из богатейших и заселённых районов государства.                                                                                                         

В конце 19 века начинается стройка железных дорог  в наших краях. Железная дорога строилась ударными темпами. Вязовые превратились в главную базу стройки. К осени 1893 года активизировались работы на участке Васильево - Зелёный Дол. Линия Казань – Зелёный Дол была сдана в эксплуатацию в июне1894 года. Первый пассажирский поезд прибыл из Зелёного Дола в Казань 11 июня этого же года. В принципе станции не было, стоял лишь столб с вывеской и два жандарма, буфета тоже не было. Осень 1898 года заставила подумать правительство о постройке моста через Волгу.

 

 

 

Так как лед  был очень ненадёжен. Вследствие этого многие бакалейщики, мануфактуристы, галантерейщики потерпели серьёзные убытки. Они предоставили правительству иски на крупные суммы. Государственные грузы тоже задерживались из за отсутствия переправы на длительный срок. Тем самым убытки терпели все. 20 января 1911 года стало датой начала строительства Романовского моста. Строительство шло ударными темпами. Были ужасные условия труда и проживания рабочих. Было потрачено 9,5 млн. рублей. Загублено множество жизней, но к 1913 году мост был закончен. Но долгожданные монаршие особы на открытие моста не пожаловали.                 Город продолжает жить. Переживает гражданскую войну. И вновь сталкивается с проблемой. На этот раз тому виной ста голод, но снова город пережил это время благодаря поставкам из других регионов и из за границы. В частности гуманитарная помощь пришла в Казань из США.  Возрождение после всех тягот войны, после сильного голода затянулось на долгие годы. Спустя годы город креп, вставал на ноги, множество предприятий вновь начали функцианировать. Но вот вновь случилась беда. Война. Город стал работать на победу нашей страны. Большой вклад в победу вложил завод «Им. Серго» и завод «Им. Горького». «Серго» снабжал передовую настолько необходимыми боеприпасами, завод «Им. Горького» строил так нужные в те годы военные корабли, все мужчины уходили на фронт, остальное трудоспособное население работало не щадя себя на благо победы. И совместными усилиями народ добился желаемого. Послевоенные годы были не менее трудными. Со временем город хорошел день ото дня, предприятия выходили на новый уровень. У города благодаря народу появился шанс жить и процветать.    

Единая историческая цепочка связывает нас с далёким  прошлым. Древности района подтверждают одну истину: история состоит из деталей и любой из грандиозных событий в истории, повлиявшие когда то на тысячи и даже на миллионы человек, имеет непосредственную связь с маленькой точкой на карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе История города Зеленодольск