Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 18:33, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - исследовать развитие науки об управлении в Древней Греции. Задачами курсовой работы являются:
1) рассмотрение состояния управленческой науки в эпоху Античности:
2) изучение основных идей выдающихся ученых Древней Греции;
Предметом исследования является история практики управления в Древней Греции. Объектами исследования являются управленческие идеи и в Древней Греции.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………стр. 2
Глава 1 Истрия Древней Греции……………………………………..стр. 4
1.2. Дополисная история Древней Греции..........................................стр. 8
1.3 Этапы развития государственности.……………………………..стр.13
1.4. Первый этап (IX-VI вв. до н.э)…………………………………..стр. 14
1.5. Второй период (V - первая половина IV вв. до н.э)……………стр. 16
1.6. Третий период развития политико-правовой мысли Древней Греции (IV - II вв. до н. э.)………………………………………………………….стр. 20
Выводы к главе……………………………………………………….стр. 24
Глава 2. Теоретическая часть………………………………………..стр. 25
2.1 Разработка проблем управления в Древней Греции……………стр. 26
2.2. Научная мысль прошлого об управлении …………………… .стр. 29
Литература……………………………………………………………стр. 34
Из произведений мыслителей Древнего Рима, в которых развиваются оригинальные идеи политики, прежде всего следует отметить поэму “О природе вещей” Тита Лукреция Кара, работы “О государстве” и “О законах” Марка Туллия Цицерона. Немало для развития политической мысли древнего мира сделали и такие древнеримские мыслители, как Сенека, Эпиктет, Плиний Старший, Марк Аврелий, Гай Светоний Транквилл и другие.
Тит Лукреций Кар (99-55 гг.до н э.) развивал мысли древнегреческих философов о договорном характере государства. Он полагал, что общество, общественная организация (право, законы) возникают как продукт взаимного соглашения людей.
Марк Туллий Цицерон (106-43 г. до н. э.), развивая идеи Аристотеля, утверждал, что люди от природы наделены богами врожденной тягой к общению. Государство также возникает природным путем - на основе семьи. Он полагал, что государственная власть должна быть вручена мудрецам, способным приблизиться к пониманию мирового божественного разума. Его политические и правовые взгляды изложены в трех сочинениях - «О государстве», «О законах», «Об обязанностях». В отличие от Платона и Аристотеля, считавших, что государство и естественное право неотделимы, Цицерон утверждал, что сначала появляется естественное право, и только потом - государство и писаный закон.
Изучал Цицерон и формы государственного правления в поисках наилучшего варианта. В зависимости от численности тех, кто управляет государством, он выделил три простые формы правления: монархию (царскую власть), аристократию (власть оптиматов), демократию (власть народа). Все эти формы несовершенны, но приемлемы. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. При этом демократию Цицерон ставил на последнее место, отдавая предпочтение царской власти. Хотя каждая из них по-своему привлекательна: монархия - благодеяниями, аристократия - мудростью, демократия - свободой. Но под влиянием обстоятельств они могут потерять свои позитивные качества, выродиться в неправильные формы. Выход из сложившейся проблемы Цицерон нашел следующий: для получения идеальной формы правления следует равномерно смешивать позитивные качества каждой из форм. Таким образом, получается политический идеал - аристократическая сенатская республика - смешанная форма правления, в которой монархические черты представлены в виде власти консулов, аристократические - правлением сената, демократические - народным собранием и властью трибунов.
Заслуживают внимания космополитические идеи и естественно-правовые положения, выдвинутые представителями римского стоицизма, наиболее яркими среди которых были Луций Анней Сенека (около 4 г. до н.э. - 65 гг. н.э.) и Эпиктет (50-138 гг.). Сенекасчитал, что неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы» играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная - естественное государство, членами которого по закону природы являются все люди. Поэтому Сенека призывал признать необходимость мировых законов и руководствоваться ими. По его убеждению, перед лицом мирового закона равны все люди - свободные и рабы, граждане Рима и варвары, мужчины и женщины.
У Эпиктета призывы к надлежащему исполнению той роли, которая ниспослана каждому судьбой, дополняются резкой критикой богатства и осуждением рабства. В основе его миропонимания лежала философия свободы. Он учил людей дорожить своей свободой - свободой слова, действий, выбора. Он не только проповедовал свои идеи, но и сам придерживался их, соединяя теорию с практикой. Его идеалом был Сократ, он часто ссылался на его мысли, жизнь, и особенно смерть. Так же, как и Сократ, Эпиктет не написал ни одной строчки. Его философская концепция была изложена в беседах, диалогах, записанных его благодарными и верными учениками.
Он учил, что свобода человека зависит не от внешних обстоятельств, а прежде всего от внутреннего состояния его души. Есть рабы, которые мечтают о свободе. Но часто, получив ее, они ради еды идут на преступления, становясь рабами желудка. Даже сенаторы по-своему рабы, если они унижаются перед императором. Просто это рабы, которые ходят в сенат.
В чем же настоящая свобода? Свободен только тот, чьи поступки определяются его совестью. «На каждом шагу своей жизни человек должен поступать согласно с законами правды и добра, начертанными в его душе, - тогда он воистину будет свободен. Люди только потому несчастны, что не живут согласно этим законам правды и добра».
Свободу Эпиктет считал наивысшим благом, и потому человек свободный не может быть несчастным. Если, наоборот, человек страдает, убит горем, то это верная примета того, что человек стал невольником (обстоятельств или чувств). Если человек унижается перед кем-то - то он самый обыкновенный раб. Свободный человек распоряжается только тем, чем может распоряжаться, - он распоряжается собой. И никогда не покушается на свободу других. Если человек желает управлять другими - он раб своего инстинкта власти над людьми.
Выводы
Итак, мыслители Древней Греции и Рима разрабатывали идеи свободы человека, справедливости, гражданства, ответственности. В классическом греческом полисе власть носила политический характер - свободные афиняне, принимая участие в осуществлении власти, могли одинаково сурово призвать к ответу и человека из народа, и великого вождя. Данная власть базировалась на уважении человеческого достоинства, осознании людьми своих прав, гражданском самосознании. Рационалистический подход к жизни предполагал опору на здравый смысл и моральные максимы.
Греческие мудрецы и римские юристы утверждали, что первоосновой порядка в обществе должны быть не насилие и жестокость, не варварские издевательства над людьми, а справедливое законодательство. А это привело к оформлению сути понятий «гражданин» и «гражданство», а вместе с ними и представлений о правах человека. Осознание своих прав, умение отстаивать их считалось неотъемлемым признаком каждого гражданина.
Глава 2 Теоретическая часть
2.1 Разработка проблем управления в Древней Греции
Довольно значительные успехи в развитии управленческой мысли были достигнуты в эллинистический и римский периоды. Общепризнанно, что именно в этих древних цивилизациях были заложены основы экономических, правовых, политических и управленческих воззрений ученых средневекового Востока, а сформулированные ими ключевые положения общественной мысли постоянно комментировались, развивались последующими поколениями и стали своего рода классикой общественной мысли.
Возникновение раннерабовладельческих государств на греческих островах Эгейского архипелага (Лемнос, Мелос, Сирое) относится к XX—XVII вв. до н.э. Чуть позже начался процесс формирования аналогичных государств ахейцев на материковой части Греции (в населенных центрах Микен, Тиринф, Афины, Пилос и др.), где в XVI—XIII вв. до н.э. значительного прогресса достигли земледелие и ремесла. Ахейцы научились изготовлять орудия и утварь из бронзы, стали разводить крупный рогатый скот и лошадей, перешли от мотыжного земледелия к плужному. Ахейцы вели обширную заморскую торговлю, одновременно используя свои суда для Юрских разбоев и грабительских походов. В связи с развитием производительных сил стала укрепляться частная собственность, возникало имущественное неравенство, верхушка общества обращалась в богатую воинственную аристократию. Ахейские цари становятся крупными рабовладельцами. Однако бесконечные междоусобные войны довольно скоро привели экономику и культуру ахейских государств к упадку. Так называемая «микенская эпоха Древней Греции» завершилась около 1100 г. до н.э., когда на материковую Грецию с севера вторглись другие крупные греческие племена дорийцев. Микены были разрушены и прекратили свое существование как крупный культурный и политический центр. Другая часть дорян захватила земли Мессении и Лаконии, где после длительной и жестокой борьбы лишь в IX в. до н.э. в долине реки Эврота на базе порабощения коренного населения возникла Спартанское примитивное государство.
Появление в Средней Греции горцев-дворян и их переселение привело к исчезновению власти микенских династов, но при этом долго еще сохранялись родоплеменные отношения, присущие общественной организации дорийских общин. Постепенно в Греции стал распространяться тип независимых общин, объединявшихся вокруг поселений, основанных еще в микенскую эпоху. Их старейшины приобретали статус царей (басилевсов), а из среды общинников стали выделяться знать и демос. К знати относились «лучшие» граждане, составлявшие элиту гражданских общин Греции. Господствующее положение этого общественного слоя определялось не пережитками родоплеменных отношений, а было обусловлено рядом экономических и политических преимуществ, более обширных, чем у других общинников, например, находившимися в их распоряжении земельными наделами (клерами) или поддержкой дружин-гетерий. Крупные объединения мелких землевладельцев и ремесленников составляли демосы, которые были достаточно независимыми. Свободные общинники объединялись не вокруг крупных землевладельцев (из числа знати), а в относительно малочисленные товарищеские филы и фратрии, которые играли важную роль в обороне малочисленных гражданских общин. Был еще один компонент социальной структуры греческого архаического общества того периода — зависимое население, в которое входили рабы и прикрепленные к клерам зависимые земледельцы. Положение этой прослойки общества было различным в разных полисах VIII— VI вв. до н.э.
Дальнейшее развитие производительных сил в греческих государствах, происходившее в VIII—VI вв. до н.э., привело к отделению ремесла от земледелия, способствовало расширению и росту городов и развитию форм социально-политической организации древнегреческого общества. Власть царей-басилевсов, которые, по сути, всегда были «первыми среди равных», постепенно почти везде устраняется, и руководство общественной и политической жизнью в городах Греции переходит к знати. Рост населения в Греции остро обозначил проблему земельной собственности. Именно в это время стали складываться первоначальные системы наделов (клеров). В городах сосредотачивались безземельные крестьяне. Нехватка земли обусловила начало Великой колонизации, которая, в свою очередь, дала очередной толчок развитию ремесла и торговли.
В этот же период в Древней Греции происходит качественное развитие полисов. С упразднением царской власти в полисах стала складываться система магистратур. Государственные должности находились в распоряжении знати. Власть должностных лиц была достаточно ограниченной (прежде всего представительскими и культовыми Функциями). Важным элементом в управлении полисами было народное собрание, которое было предназначено для обеспечения политических прав всех свободных граждан. В целях стабилизации развития форм полисного строя и гарантии контроля над ним со стороны знати создаются своды законов, в равной степени обязательные для всех слоев населения. Эти законы и были основой модели полицейского управления.
Источниками античной управленческой мысли периода ее расцвета являются законы города-государства — легендарного мифического Ликурга, Дракона, Солона, Клисфена, Перикла, а также публичные выступления и трактаты философов, историков, знаменитых граждан. Лишь позднее появляются произведения, в которых большое и важное место занимают и управленческие вопросы: «Домострой» и «О доходах» Ксенофонта, «Государство» и «Законы» Платона, «Политика», «Афинская Полития», «Никомахова этика» Аристотеля и др. Объектом законов, регулирующих управление хозяйством полисов, была Спарта, которая к VI в. до н.э. стала самым сильным и значительным государством греческого мира. Социально-экономическая, политическая и правовая система Спарты позволила сформировать строго организованную военную демократию и обеспечивала максимум военной сплоченности спартиатов. Их уравнительное социальное положение, отсутствие частной собственности, экономически обособленная семья способствовали подчинению власти и обычаям. Сами спартанцы не занимались ни хозяйственной Деятельностью, ни ремеслами, ни промыслами. Принадлежавшие им (только на правах пользования) равные земельные наделы (клеры) обрабатывали илоты — завоеванные и порабощенные ими жители Лаконии и Мессении, имевшие в то же время свои семьи и свое хозяйство. Илоты же поставляли продовольствие и все необходимое, а долю спартиата-землевладельца, его жены и детей. Основы государственного строя и управления Спарты были заложены в VII в. до н.э. Ликургом.
2.2 Научная мысль прошлого об управлении
В результате развития общества
культура как таковая сумела выразить
себя в философии, через которую оказала
непосредственное влияние на формирование систем управления государством.
Яркой иллюстрацией этому служит целая
плеяда таких блестящих философов, так
или иначе высказывавшихся об обществе
и о роли управления в его структуре, как
Сократ, Платон, Аристотель, Гераклит,
Демокрит.
Гераклит считал, что управление как видоизменяющийся
процесс должно исходить из принципа неравенства
граждан, который базируется на убеждении
философа о разном духовном потенциале
людей, поэтому Гераклит не признавал
демократии как оптимальной формы управления.
Вместе с тем он отвергал и тиранию на
том основании, что она, якобы, не дает
раскрыться человеку, подавляя его волей
одной личности, тем самым не давая дальнейших
перспектив развития государству и обществу.
Наилучшей формой управления, по Гераклиту,
являлась олигархия, которая в наибольшей
мере способствует важнейшему принципу
управления государством – принципу законности.
Иначе подходил к вопросам управления
в рамках государственной власти Платон. В своих трудах он создал целую систему
теории идеального государства, а следовательно,
и идеального государственного управления,
которое базируется на принципах жесткой
детерминации вертикальных связей в государственном
аппарате. Поэтому система управления
Платона склоняется в сторону олигархии
и тирании. В идеальном государстве, считал
Платон, управление общиной граждан находится
в руках философов, не имеющих ни семьи,
ни частной собственности.
Во многом воззрения древнегреческих
философов, закрепленные в системе управления
полисами, реализовались во властной управляющей
структуре Древнеримской республики,
чем обеспечили определенную их преемственность.
Однако, несмотря на это, в организации
управления Древним Римом существовала
одна особенность, которая во многом сформировала
иной подход к управлению – это наличие
права как четкой и разветвленной системы
законов. Основываясь на праве, управляемые
и управляющие субъекты могли пользоваться
горизонтальными связями. Именно в этом
и состоит одна из важнейших новаций системы
Римского права, значение которой трудно
переоценить. Данный синтез определенных
древнегреческих достижений в совершенно
новой форме был возможен лишь в смешанном
государстве, каким и являлась Римская
республика, т.е. там, где гармонично сочетались
элементы монархии (власть консулов), аристократии
(сенат) и демократии (комиции) (рис. 2.5).
Рис. 2.5 Система управления Древнеримской республики
Таким образом, в системе
государственного управления Римской
республики видно наилучшее воплощение управленческих
поисков Древнего мира. Этот всплеск государственно-управленческой
мысли и практики был недолговечен. Республиканская
форма правления была вытеснена авторитарными
имперскими структурами. В период империи
развитие субъективного начала достигло
крайности – волюнтаризма. В частности,
это проявилось в формировании личности
с ярко выраженными эгоистическими интересами.
Здесь уже нет свойственного грекам патриотизма,
основанного на единстве полиса и личности,
напротив, тут царит произвол по имя достижения
частных интересов, который мог сдерживаться
только устрашением и принуждением.
Формирование структур социального управления
в средиземноморском пространстве не
было единственным и абсолютно уникальным.
В других частях мира наблюдаются схожие
процессы возникновения государственно-управленческих
структур, но при этом имеющих заслуживающие
внимания отличия и особенности, например
история Китая.
Обращаясь к истории Китая, необходимо
подчеркнуть, что поначалу развитие институтов
социального управления существенно не
отличалось от развития древних обществ
в других регионах мира. Однако в Китае
со времени Конфуция (551 – 79 гг. до н.э.)
традиционное начало в управлении обществом,
как ни в одной другой стране, особенно
культивировалось и, органически слившись
с началом рациональным, оказалось необычайно
возвеличенным, что за сравнительно короткий
срок привело к канонизации традиционализма.
Созданная Конфуцием и его учениками этическая
система, основанная на пиетете перед
древностью, т.е. на признании незыблемости
традиций и норм обычного права, с течением
времени обрела силу официальной идеологии
и нормативной системы поведения.
Конфуций опирался на принцип гуманности
(любви к людям) и развитое чувство долга,
основанное не на страхе и материальной
выгоде, а на собственном убеждении действовать
во имя блага других. Конфуций резко отрицательно
воспринимал появление новых законов.
Новую, реалистическую ориентацию в этике
и политической идеологии Древнего Китая
представляли сторонники «школы закона»,
или «школы фа» (Шень Бу-хай, Шан Ян, Хань
Фэй-цзы и др.), так называемые легисты
(фа-дзя). Видный представитель легизма
Шан Ян (IV в. до н.э.) говорил: «Подражание
древним состоит в управлении при помощи
добродетели, подражание современным
– во введении законов, в которых на первом
месте наказания». Когда Шан Ян стал правителем
в царстве Цинь (IV в. до н.э.), легизм стал
быстро внедряться в качестве официальной
идеологии. Общая направленность мероприятий
Шан Яна сводилась к централизации власти
и управления, принятию законов о наказании
и поощрениях и к унификации административной
системы.
Негодование по поводу политики легистов
привело к взрыву всеобщего недовольства.
Таким поводом послужил мятеж группы опасавшихся
расправы крестьян, явившийся началом
мощного восстания (209 г. до н.э.), которое
снесло эту слишком искусственно насажденную
систему управления.
После крушения легизма конфуцианство
скоро обрело значение официальной идеологии.
Принимая на себя такую роль, оно вместе
с тем сохранило те положения и институты
легизма, без которых нельзя было бы эффективно
управлять огромной империей. Административное
деление территории на провинции и уезды,
иерархическая структура чиновничьего
аппарата, система наказаний, коллективная
ответственность – все это было сохранено
и согласовано с принципами конфуцианства
не без встречной реформации последнего.
По свидетельству историков, процесс синтеза
конфуцианства и легизма протекал около
столетия. В основном он закончился при
императоре Уди (140-87 гг. до н.э.).
Система управления, наряду
с государственными органами, включала
в себя разнообразные механизмы корпоративного
и общинного саморегулирования, а управляемость
общества в целом в значительной мере
гарантировалась, как и в условиях первобытной
истории, институтами социализации индивидов. Всеохватывающая нормализация поведения
людей, а равно и способ реализации норм
придавали жизни средневекового общества
застойный характер.
Крестьяне освобождаются от воинской
повинности и других общественных дел
и сосредоточивают свои усилия исключительно
на земледельческом труде. Для них становится
обузой участие в народных собраниях и
суде, так как это сопряжено с отрывом
от их основного дела, от которого зависело
их материальное благополучие. Имеются
документальные свидетельства, что крестьяне
уклонялись от участия в общественных
делах и, чтобы не платить штрафы за это,
вообще отказывались от своих прав, что
в условиях средневековья означало отказ
от независимости, от личной свободы. Таким
образом, выделение особого класса,
прерогативой которого становилось государственное
управление и правосудие, порождалось
и сверху, и снизу.
С течением времени во многих странах
Европы государственное вмешательство
в экономическую жизнь последовательно
возрастает и в XVII–XVIII вв. становится весьма
многосторонним и настолько жестким, что
уже сковывает дальнейшее развитие. Перед
буржуазной революцией 1789-1794 гг. во Франции
«производство подвергалось самой придирчивой
и мелочной правительственной регламентации.
Для значительного числа товаров были
установлены определенные образцы, как
правило, давно устаревшие, а малейшее
уклонение от них влекло уничтожение готовой
и вполне доброкачественной продукции.
Множество специально контролирующих
инспекторов постоянно следили за тем,
чтобы не пропустить в свет каких-либо
«опасных» нововведений в изделиях промышленности
и сельского хозяйства».