Экологическая паспортизация. Экологический паспорт предприятия. Структура паспорта природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:03, реферат

Описание работы

В последние десятилетия в нашей стране происходят сложные социальные процессы, затрагивающие различные сферы жизнедеятельности человека: политику, экономику, культуру и др. Время характеризуется возрастанием опасности преступных посягательств, как на личность, так и на государственные и общественные институты. В этих условиях в обществе обострилась потребность в обеспечении безопасности жизнедеятельности

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Экологическая паспортизация предприятия………………………………....4
2.Структура экологического паспорта……………………………………..…...7
3.Основоная цель и принципы экологической паспортизации……………….9
4.Виды ответственности и наказаний за нарушения природоохранного законодательства………………………………………………………...............10
Заключение ………………………………………………………………….......12
Список литературы………………………………………………………...........14

Файлы: 1 файл

техногенные системы.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

 

Основная цель и принципы экологической паспортизации

   Основная цель и назначение экологического паспорта - создание информационной базы данных рационального природопользования, сети регулярной отчетной информации, формирование и упорядочение первичных экологических данных предприятий, получение информации для определения экономичности используемых технологий с целью дальнейшей сертификации, обязательного экологического страхования, регулирования налогообложения и т. д.

 Экологический паспорт построен на принципах, включая единый системный подход к проблеме охраны окружающей среды. Он является первичной базой данных по воздуху, воде, почве, отходам и т. д. и обязателен для всех природопользователей.

 В форму экологического паспорта как нормативно-технического документа заложены технологические планировки природопользователя, операционные карты, технологические инструкции, ГОСТы, ТУ на основные и вспомогательные материалы.При заполнении форм составляются балансовые схемы материальных потоков, рассчитываются расходы энерго- и материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, эффективность производства.Индивидуальный экологический паспорт природопользователя реализован по блочному принципу - обобщенные сведения, база данных по воде, воздуху, отходам, по состоянию окружающей среды. При этом стратегия экологического паспорта рассчитана на любого природопользователя, независимо от формы собственности, любую специфику производства -химическую, сельскохозяйственную, оборонную, лесоперерабатывающую и др.

  Использованные принципы объектно-ориентированного программирования позволили состыковать базы данных ресурсных природопользователей, периодически их обновлять, выявлять грязные производства, вводить экономические методы управления, связывать кадастры природных ресурсов с влиянием технологии переработки конкретного материала у природопользователя, создавать банк данных по природоохранным и ресурсосберегающим технологиям.

  Заполненный экологический паспорт дает возможность разработать формы государственной отчетности для любого уровня управления, а также города, территории, иметь информацию по полигонам, отходам производства и динамики их влияния на окружающую среду. Кроме того, предлагаемая схема построения экологического паспорта позволяет прогнозировать создание аварийных ситуаций, рассчитывать зоны поражения.

 

Виды ответственности  и наказаний за нарушения природоохранного законодательства

   Государство обеспечивает рационализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания природоохранительного законодательства и контроля за его соблюдением.

  Природоохранительное законодательство - это система законов и других юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.

  Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться и т. д. Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая схема достижения совпадения интересов общества и отдельных природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т. д.

  Объектами природоохранительного законодательства являются как природная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например, озеро Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международное право.В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и рационального использования природных богатств включено в Конституцию. Существует около двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г.

  Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее защите.

  Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.

  Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления ответственности за экологические правонарушения, вышеназванный закон формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает принципы международного сотрудничества в этой области и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тревожная экологическая  ситуация сложилась во многих регионах нашей страны в результате некомпетентного  хозяйствования, недостатка знаний и  действий вслепую, потребительского отношения  к природным богатствам.

Решение экологических  проблем в огромной степени зависит  от постановки экологического образования  и воспитания подрастающих поколений. Мы должны хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных  явлений, уметь предвидеть и оценивать  последствия вмешательства в естественное течение различных процессов, иметь четкое представление о том, что природные ресурсы не бесконечны.Развитие хозяйственной деятельности приводит к усилению негативного влияния на окружающую среду.С целью охраны окружающей природной среды разработана система контроля и надзора за ее состоянием. Она включает государственный, общественный и производственный контроль.

Основными стратегическими  целями экологической политики России являются:

  • последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;
  • последовательное достижение на каждой территории надлежащего качества среды обитания, отвечающего не только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;
  • восстановление и сохранения биосферного равновесия генетического фонда животного и растительного мира;
  • рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.

Реализации перечисленных  направлений должно способствовать формирование эффективной системы  органов государственного управления в области экологии и природопользования.

Задачами экологического контроля являются: наблюдение за состоянием окружающей среды, ее изменениями под  воздействием хозяйственной и иной деятельности; проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

Основными государственными мерами охраны окружающей среды являются: экологическая экспертиза хозяйственной деятельности предприятия – проверка соответствия ее экологической безопасности; экологическая сертификация товаров и оказываемых услуг, т.е. подтверждение экологической безопасности их производства, а также экологического качества или чистоты реализуемой продукции; экологические платежи, введение экологического паспорта предприятия, так как экологический паспорт предприятия дает комплексную оценку влияния предприятия на окружающую среду, организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия, объема затрат на эту деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авраменко И.М.Природопользование. Курс лекций для студентов вузов.-СПб: Издательство «Лань», 2003.
  2. Агапов Н.Н., Шевчук А.В. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. Учебное пособие. – М.: Классика плюс, 1999,
  3. Бобылев С.Н. Экологизация экономического развития. – М.: МГУ, 1993.
  4. Васильев С.А., Фомин С.А. Экологическая оценка и оценка воздействия на окружающую среду. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2003,
  5. ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования. Государственный стандарт РФ. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 1998.
  6. Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды». Отв. Ред. Боголюбов С.А. – М.: ИНФРА – М., 1997 г.
  7. Коробкин В.И., Предельский Л.В.Экология.- Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001
  8. Николайкин Н.И. Экология: Учеб. для вузов / Н.И. Николайкин, Н.Е.Николайкина, О.П. Мелехова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дрофа, 2003
  9. Об охране окружающей среды: Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1
  10. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999,
  11. Современные механизмы экологического регулирования. Экологическая оценка и экологическая экспертиза. Экологический менеджмент. - М.: Cоциально-Экологический Союз, Эколайн, 1998,
  12. Шамилева И.А. Экология: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004,
  13. Экологический аудит. Учебно-практическое пособие. – М.: «Экзамен», 1999г,
  14. Экологический мониторинг: шаг за шагом / Е.В. Веницианов и др., Под ред. Е.А. Заика. — М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2003.
  15. Экология и экономика природопользования. Учебник для вузов. / Под ред. Э.В. Гирусова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998.
  16. Экология и экономика природопользования. Учебник для вузов. / Под ред. Э.В. Гирусова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998,

 

 




Информация о работе Экологическая паспортизация. Экологический паспорт предприятия. Структура паспорта природопользования