Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 13:46, контрольная работа
В настоящее время, в связи с окончанием перехода российского общества к рыночной экономике и проведением различных реформ, изучение экономического, образовательного и социального состава населения представляется довольно актуальным, так как эти характеристики дают представление о структуре общества и качестве жизни населения.
Целью данной работы является характеристика экономического, социального и образовательного состава населения в России и мире.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и структура населения 4
1.1. Население как объект демографии 4
1.2. Структура населения 6
2. Экономический состав населения 9
2.1. Экономически активное и неактивное население 9
2.2. Уровень безработицы 12
3. Образовательный и социальный состав населения мира и России 16
3.1. Образовательный состав. Уровни образования стран мира 16
3.2. Социальные группы населения 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе. Представляет собой разницу между уровнем безработицы в текущий момент экономического цикла и естественным уровнем безработицы. Для разных стран естественным признаётся разный уровень безработицы.
сезонная — зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики.
технологическая — безработица, связанная с механизацией и автоматизацией производства, в результате которой часть рабочей силы становится излишней либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
Зарегистрированная — незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учёт.
Маргинальная — безработица слабо защищённых слоёв населения (молодёжи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
Неустойчивая — вызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).
Структурная — обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий, причём существует 2 типа структурной безработицы: стимулирующая и деструктивная.
Институциональная — безработица, возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться в естественном рыночном хозяйстве.
Фрикционная — время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.
Скрытая – формально занятые, но фактически безработные лица; в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется.
Особое
место в демографическом
Уровень безработицы - процент безработных от общего количества гражданской рабочей силы4. Для каждой страны существует официальные данные по допустимым для экономического роста размерам безработицы. Уровень безработицы изменяется под влиянием циклического характера развития экономики. Обычно рост безработицы сопровождается падением курса национальной валюты.
Можно выделить следующие последствия безработицы:
Рост безработного населения
свидетельствует о
В 2008 году удельный вес общей
численности безработных
в численности экономически активного
населения в России составил 6,3%5.
Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования.
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)6:
1) основное общее образование;
2) среднее (полное) общее образование;
3) начальное профессиональное образование;
4) среднее профессиональное образование;
5) высшее профессиональное образование;
6) послевузовское
Уровень общего и специального
образования обуславливается
Образовательный уровень населения – одна из важнейших характеристик общества и страны.
Можно выделить группу ведущих стран мира в сфере образования: Австралия, Великобритания, Германия, Индия, Испания, Канада, Корея, Китай, Нидерланды, Польша, Россия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Япония.
Из этой группы стран наиболее высокие показатели уровня образования населения имеют:
индекс образования - Австралия, Испания, Канада, Финляндия (индекс образования 0,99);
доля взрослого населения с высшим образованием – США (30%), Нидерланды (28%), Канада, Австралия, Корея (23%);
количество студентов вузов - США (13,2 млн.), Индия (11,8 млн.), Китай (10,8 млн.), Россия (6,9 млн.);
доля студентов вузов в населении страны:
с учетом фактора масштаба – Польша (5,4% при количестве студентов 2 млн.), Россия (4,8% при количестве студентов 6,9 млн.), США (4,4% при количестве студентов 13,2 млн.);
без учета фактора масштаба – Финляндия (5,6% при количестве студентов 0,3 млн.);
доля взрослого населения с третичным образованием – Россия (54,6%), Канада (44,6%), США (39,1%).
В международных рейтингах
в области образования в
Следует подчеркнуть, что США намного опережают другие страны по большинству показателей, в том числе в таких важных областях как экспорт образовательных услуг, международные рейтинги университетов, дистанционное образование. Единственное слабое место – результаты международных исследований функциональной грамотности школьников.
Россия во всех перечисленных
областях значительно уступает не только
США, но и ряду других стран, особенно
Великобритании, занимающей 2-е место
по численности иностранных
Слабые места российского образования – недостаточная функциональная грамотность школьников (на уровне США) и низкий академический рейтинг российских университетов.
В качестве положительных результатов следует отметить 8-е место в мире по количеству вузов, вошедших в число лучших 5000 в конкурсе университетских веб-сайтов, а также наличие в стране мегауниверситета с численностью студентов более 180000 (8-е место).7
Учёные разработали модель прогноза численности населения планеты и отдельных стран, в которой образование является одним из определяющих факторов — наряду с привязанной к образованности рождаемостью, а также смертностью и миграцией. В четырёх просчитанных сценариях роста народонаселения к 2050 году влияние всех факторов, кроме образования, было одинаковым. Инерционный сценарий, при котором все страны оставляют расходы на образование на нынешнем уровне, дал численность населения в 9,9 млрд; оптимистичный, когда все принимаются инвестировать в образование, как Сингапур и Южная Корея, «ограничился» 8,8 млрд.
Исследователи подчёркивают, что это базовая модель: разрыв между сценариями развития при учёте всех последствий инвестиций в образование (рост «человеческого капитала» и улучшение качества жизни) будет разительным8.
Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.
Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.
Социальная стратификация (расслоение общества) - иерархически ранжированное социальное неравенство, а также процесс, в результате которого индивиды и группы оказываются неравными друг-другу и иерархически сгруппированными согласно социальным признакам. Стратификационная система подразумевает характерное расслоение и способ его утверждения.
Начиная с 30-х гг. В Советской литературе устоялось положение о том, что в социальной структуре СССР есть три класса:
1. Рабочий класс;
2. Колхозное крестьянство;
3. Интеллигенция.
Данное положение не соответствовало социальной структуре общества, являясь ненаучной. С начала перестройки (80-е - 90-е гг.) понимание социальной структуры общества изменилось, например академиком Заславской была предложена новая структура, основанная на конкретных социологических исследованиях:
1. Рабочий класс:
- высокообразованные, политически активные;
- средне-образованные (наиболее массовый тип);
- рабочие (берут от государства больше, чем дают);
2. Крестьянство:
- сельские рабочие;
- фермеры;
- колхозники;
3. Интеллигенция;
4. Военнослужащие;
5. Предприниматели;
6. Крупные хозяйственные руководители;
7. Государственные и партийные работники;
8. Высшее политическое руководство;
9. и т.д. (студенты, пенсионеры, деклассированные элементы, бомжи, священнослужители...).
В настоящее время существует несколько моделей стратификационных систем. Среди них Западная и Восточная.
Западная (на примере США); включает семь статусных групп:
1. "Высший высший класс" - главные управляющие общенациональных компаний, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, известные архитекторы, артисты;
2. "Высший класс" - главные
управляющие средних фирм, инженер-механик,
газетные издатели, врачи с частной
практикой, практикующий юрист,
3. "Высший средний класс"
- банковские кассиры,
4. "Средний средний класс" - банковские служащие, дантисты, учителя начальных школ, начальники смен на предприятиях, служащие страховых компаний, управляющие крупных магазинов,..;
5. "Низший средний класс" - автомеханики, парикмахеры, бармены, продавцы, служащие отелей, квалифицированные работники, работники почты, полицейские, водители грузовиков...;
6. "Средний низший класс"
- таксисты, среднеквалифицированные
рабочие, бензозаправщики,
7. "Низший низший класс" - домашняя прислуга, садовники, привратники, мусорщики,...
Восточная (на примере Индии - кастовая система). Имеет место, в основном в странах, с азиатским способом производства (способ производства определяет зависимость всех трудящихся от государства, чиновников, занимающихся распределением благ):
1. "Высший слой" (Кшатрии)
- вначале, были воины,
2. "Брахманы" или "Брамины"
- священнослужители,
3. "Обслуживающий слой" (Вайшьи) - заняты обслуживанием "Высшего слоя";
4. "Шудры" (Зависимые) - основная часть населения, имеет свою иерархию;
5. "Отверженные" (парии).
Существуют смешанные стратификационные системы, кроме того, по мнению учённых, люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Поэтому важным механизмом социальной стратификации является социальная мобильность, которая определяется, как изменение индивидом, семьёй, социальной группой, местом в социальной структуре общества.
Вертикальная мобильность - перемещение индивидуумов, социальных групп из одной страты в другую, при котором существенно меняется социальное положение (восхождение, нисхождение).
Горизонтальная мобильность - переход от одной социальной группы к другой, находящейся на одном социальном уровне.
Географическая мобильность (миграция) - смена места жительства, перемещение на другую территорию.
Некоторые стратификационные тенденции современного российского общества:
1. Постепенное становление
классовой системы, при
2. Изменение в структуре
занятости. Новые профессии,
3. Поляризация по имущественному признаку;
4. Актуализация физико-
Итак, население в демографии - это не только совокупность людей, проживающая на определенной территории, но самовоспроизводящаяся совокупность людей, т.е. основным признаком населения помимо качественного (совокупность людей) и территориального (проживающая на определенной территории) является способность к постоянному возобновлению через процесс смены поколений, то есть через процессы рождаемости и смертности.