1.Введение.
2.Общие географические
сведения о России.
3.География машиностроения.
4.Экономические связи России
с КНР,КНДР,МНР и Кубой.
5.Список используемой
литературы.
1.Введение.
Экономическая география –
наука, изучающая размещение и территориальную
организацию субъектов мирового хозяйства.
Одна из ее основных частей – регионалистика
(региональная социально – экономическая
география ), анализирующая закономерности
территориальной организации общественных
процессов в конкретных районах страны.
Особенностью является рассмотрение в
ней объектов с точки зрения территориальной
организации , то есть размещения , взаиморасположения,
взаимодействия и управления.
2.Общие географические
сведения о России.
Географическое
положение включает в себя
три компонента – физико – географическое
положение, экономико – географическое
и геополитическое положение и означает
особенности положения страны или другого
географического объекта на физической,
экономической и политической картах
мира.
Физико – географическое
положение России ( то есть положение по
отношению к основным природным объектам
Земли – материкам и океанам, полюсам,
экватору ,начальному меридиану ) характеризуется
понятием «северность».
Россия расположена
в северной части материка
Евразия ,занимает около 40% площади Европы
и 30% площади Азии. Расстояние между крайней
северной материковой точкой (мыс Челюскин
) и крайней южной ( граница с Азербайджаном
у г. Базардюзю ) – около 4 тыс. км ,между
крайней восточной (мыс Дежнева) – около
9 тыс. км.
Россия – самое
северное государство мира. Почти
2/3 ее территории относится к
зоне Севера. Россия расположена между
78 и 41 градусом с. ш. , в то время как зарубежная
Европа – между 71 и 36 градусом, а США (без
Аляски ) – между 49 и 25 градусом с. ш.
Специфическое
физико-географическое положение
влияет на возможности экономического
развития. В первую очередь это
относится к сельскому хозяйству:
в России зона рискованного
земледелия охватывает около 95% территории.
«Северность» России
накладывает существенные ограничения
на освоение территории. Громадные издержки
страна несет из – за необходимости обогрева
зданий, увеличения объемов конструкционных
материалов, производство теплой одежды
и обуви, строительства и поддержания
дорожно-транспортной сети, укрепления
инженерных сооружений.
Экономико-географическое
положение России – это отношение какого-либо
места, района или города к внешней среде,
имеющей то или иное экономическое значение.
Компоненты экономико-географического
положения- транспортно-географическое,
промышленно-географическое, агропромышленное,
рыночное. Транспортно-географическое
положение страны, то есть положение относительно
важнейших международных транспортных
путей, в Российской империи и СССР характеризовалось
тем, что имелось четыре достаточно обширных
выхода в Мировой океан: Балтийский, Черноморский,
Северный, Тихоокеанский. Геополитическое
положение России – оценка места страны
на политической карте мира – также существенно
изменилось. В геополитическом положении
России в 90-е годы ХХ в. Произошли следующие
изменения:
1.По периметру России
образовались новые суверенные
государства, в том числе непосредственно
на границе пять государств-членов
СНГ и три государства Балтии.
2.По отношению к России возникло
ближнее и дальнее зарубежье.
3.Образовались частично
«прозрачные» границы с ближним
зарубежьем, к 18 субъектам Федерации,
бывшим пограничными в рамках
СССР, прибавилось еще 25.
4.Было ликвидировано военное
присутствие России в ряде
стран Европы.
5.Блок НАТО расширился
на восток, к границам России.
6.Образовался анклав –
Калининградская область.
Появление на границах
России восьми новых государств
потребовало разработки многих
новых вопросов во внешней
политике России. В частности, очень
важны для страны отношения
с Украиной, ставшей одним из
крупнейших государств Европы. Экономический
и геополитический потенциал
Украины вызывает повышенное
внимание к ней со стороны США и Западной
Европы.
Положение России
в зоне Каспийского бассейна
существенно изменилось. Каспийское
море, бывшее раньше фактически
внутренним озером СССР, становится
ареной взаимоотношений пяти
независимых государств – России, Азербайджана,
Ирана, Туркменистана и Казахстана. Каждое
из них имеет свои притязания на минеральные
и биологические ресурсы Каспия.
Серьезный вопрос
– взаимоотношения с мусульманскими
государствами на юных рубежах России,
а также странами Юго-Восточной Азии.
По суше Россия граничит
на северо-западе с Норвегией и Финляндией,
на западе и юго-западе — с Эстонией, Латвией,
Белоруссией, на юге — с Грузией, Азербайджаном,
Казахстаном, Монголией, Китаем, на юго-востоке
— с КНДР.
Большая часть морских границ
проходит на севере, по водам морей Северного
Ледовитого океана и на востоке — по морям
Тихого океана. На севере Россия граничит
с США, Канадой, на востоке — с США, Японией.
На западе имеются морские границы со
Швецией, Польшей, Германией и другими
прибалтийскими государствами, на юге
— с Украиной, Грузией (по водам Азовского
и Черного морей). Границы с Азербайджаном
и Казахстаном проходят по водам внутреннего
Каспийского моря. До распада СССР Россия
граничила лишь с во-семью зарубежными
государствами, а границы с Украиной, Белоруссией,
Казахстаном и др. в пределах бывшего СССР
были внутренними. Границы, совпадающие
с рубежами СССР, большей частью закреплены
в международных договорах, они оборудованы
пограничными заставами и таможнями, охраняются
пограничными войсками. Значительная
часть границ с государствами СНГ пока
не обладает всеми атрибутами, присущими
государственной границе, и является достаточно
«прозрачной» для проникновения людей
и грузов. Такая ситуация, к сожалению,
наносит ущерб хозяйству страны и представляет
собой угрозу для ее безопасности.
Россия находится одновременно
в трех климатических поясах, отличающихся
господствующими воздушными массами и
радиационным режимом. Среди них: умеренный,
арктический и субарктический. Если брать
отдельный климатический пояс, то даже
в его пределах имеются зональные различия,
что прежде всего, характерно для умеренного
пояса, где климат тайги может смениться
климатом пустыни.
К арктическому российскому
поясу относится побережье Северного
Ледовитого океана в Сибири, включая все
его острова, (за исключением самого южного
острова Новой Земли), острова Вайгача
и Колгуева, а также другие острова, которые
находятся в Баренцевом море, а точнее
– в южной его части. В этом районе очень
мало солнечной радиации и поступает она
сюда только летом, все остальное время
здесь преобладает холодный арктический
воздух. Западная часть пояса теплее благодаря
влиянию Атлантики. Все солнечное тепло,
которое поступает на территорию этого
пояса летом, в значительном количестве
теряется из-за отражения лучей снегом
и льдом.
Субарктический пояс
начинается от Восточно-Европейской равнины
и Западной Сибири, а на северном востоке
протягивается до 60° северной широты.
Характерной особенностью данного пояса
является постоянная смена воздушных
масс в течении сезонов. Зима здесь суровая,
а лето достаточно прохладное (температура
воздуха в июле колеблется от +4°С на самом
южном острове новой Земли до +14°С в районе
южной границы пояса). Следует также отметить,
что заморозки могут произойти в любой
из месяцев. Невысокие температуры приводят
к постоянной повышенной влажности воздуха
и заболоченности региона. В пределах
этого пояса можно выделить три климатических
области, которые имеют разный климат.
Сибирская субарктическая область самая
суровая, здесь на территории России наблюдаются
самые низкие средние температуры в январе.
Две остальных области — Атлантическая
и Тихоокеанская не такие суровые, зимой
сюда попадает теплый воздух с умеренных
широт. Что касается осадков, то на территории
субарктического пояса их выпадает разное
количество, от 400 мм на равнинах до 1000
мм на вершинах плато Путорана. В летнее
время ветры с моря не позволяют воздуху
нагрется, в связи с чем, на этой территории
формируется климат и тундр, и лесотундр,
а в Сибирской области — редколесий и
северной тайги.
Третий Российский климатический
пояс – это умеренный. Его особенностью
является господство воздушных масс, приходящих
с умеренных широт в течение круглого
года. Вместе с этим, большие различия
наблюдаются в количестве солнечной радиации,
которая в разные сезоны года поступает
на поверхность. Зимой ее поступает мало,
при этом значительная часть отражается
снежным и ледовым покровом, а летом приток
солнечного тепла увеличивается. Поэтому
вполне естественно, что в этом поясе холодная
зима и теплое лето. По всей территории
пояса с севера на юг, а также с востока
на запад климат сильно меняется. При этом,
с северных границ, по мере продвижения
на южные, увеличивается сухость воздуха
и уменьшается количество осадков. Также
характерными является перемена в структуре
баланса приходящей энергии, с чем связаны
изменения климатических зон в пределах
пояса от климата тайги до климата пустыни.
Помимо этого температурные изменения
происходят и с запада на восток, причиной
чего являются циркуляционные условия,
т.е. повторяемость воздушных масс. Таким
образом, в третьем климатическом поясе
России выделяются четыре подтипа: муссонный,
резко континентальный, континентальный
и умеренно-континентальный.
3.География машиностроения.
Машиностроение — главная отрасль промышленного
производства, влияющая на развитие других
сфер хозяйственной деятельности и отражающая
уровень научно-технического состояния
и обороноспособности страны. В развитых
странах на долю машиностроения приходится
25-35% ВВП и примерно столько же от общей
численности занятых в экономике. Аналогичные
показатели для НИС, для других развивающихся
стран доля промышленности — 15-20%, в НРС
— менее 10%. Ведущие тенденции — рост объема
производства при углублении специализации
и кооперации различных машиностроительных
отраслей, расширение сфер использования,
улучшение потребительских свойств конечной
продукции. Особенностью машиностроения
развитых стран является растущее многообразие
продукции машиностроения, ее высокое
качество и конкурентоспособность. Доля
машиностроительной продукции в экспорте
Японии составляет 65%, США, Германии, Швеции
— 45-48%.
Машиностроение принято делить
на следующие подразделения: общее машиностроение
(производство средств производства и
станкостроение), электротехника и электроника,
транспортное и сельскохозяйственное
машиностроение.
Полный объем тяжелого машиностроения
(горно-шахтное, металлургическое, научно-прессовое
оборудование и др.) представлен в ведущих
развитых странах. Лидерами в станкостроении
являются Япония, Германия, США, Англия,
Швеция и Швейцария. На долю развивающихся
стран приходится менее 10% выпуска станков
(Южная Корея, Тайвань, Бразилия, Индия).
Из недр электротехнической
промышленности быстро выдвинулась электронная
индустрия, являющаяся в настоящее время
наиболее динамичной отраслью, продукция
которой используется во всех сферах (ежегодно
реализуется продукции на более чем 1 трлн.
долл.). В объеме производимой продукции
на долю электронных машин и ПК приходится
около 50%, электронных компонентов (микросхемы,
диски, процессоры и т. п.) — 30%, бытовой
электроники — 20%. Электроника развивается
в направлении миниатюризации изделий,
повышения их надежности, долговечности
и качества. В разработке новых процессоров,
микросхем и компьютерных систем, а также
программного обеспечения лидерами являются
США и Япония. В производстве комплектующих
и бытовой электроники заметную роль играют
Республика Корея, страны Юго-Восточной
Азии.
Транспортное машиностроение
развивается в направлении совершенствования
конструкций, повышения экономичности
двигателей и уменьшения токсичности
выбросов, использования новых материалов,
компьютеризации обслуживания и управления,
повышения надежности и безопасности.
В производстве автомобилей ведущими
компаниями являются: «Дженерал Моторс»
(около 9 млн. автомобилей в год), «Форд»
(7 млн.), «Тойота» (5 млн.), «Фольксваген»
(4,5 млн.), «Нисан» (3 млн.), «Фиат» (2,8 млн.).
Из развивающихся стран собственное автомобилестроение
налажено в Южной Корее, Бразилии, Турции
и Индии. Быстрыми темпами растет автомобилестроение
в Китае.
В мировом судостроении и производстве
железнодорожного подвижного состава
наряду с развитыми странами все более
заметную роль играют развивающиеся страны.
В судостроении на долю Японии и Ю. Кореи
приходится более 50% мировой сборки морских
судов.
Крупнейшей авиакосмической промышленностью
(по объему производимой продукции и технологических
разработок) располагают США (около 75%
производства авиатехники развитых стран)
и Россия. Из других стран авиакосмическим
производством выделяются Франция и Англия.
Машиностроение — ведущий комплекс промышленности,
обеспечивающий оборудованием все другие
комплексы. В 2007 г. на вид экономической
деятельности “Производство машин и оборудования”
пришлось 6% объема отгруженных товаров
собственного производства страны, здесь
было занято 1,1 млн. чел. или 1/10 всех занятых
в промышленности, функционировало более
22 тыс. предприятий или более 5% предприятий
обрабатывающих производств.
Машиностроение — одна из отраслей
отечественной промышленности, значительно
пострадавшая от экономического кризиса.
Основные причины кризиса отечественного
машиностроительного комплекса:
демилитаризация экономики;
возросшая в 1990-е гг. конкуренция
зарубежных средств производства и предметов
потребления;
резкое сужение рынка сбыта
продукции отрасли в самой России и в остальных
странах СНГ — основных ее потребителях;
прогрессирующий моральный
и физический износ оборудования машиностроительных
предприятий.
Начиная с 1999 г. положение в
отечественном МК стало улучшаться. В
развитии машиностроения приоритетными
являются два основных направления. Первое
связано с решением социальных проблем:
выпуск машин и оборудования для агропромышленного
комплекса, легкой промышленности, медицинской
техники и оборудования. Второе — развитие
электроэнергетической и электротехнической
промышленности, производства вычислительной
техники, приборостроения и станкостроения.
Машиностроение относится к
числу наиболее распространенных в территориальном
отношении отраслей. Но в одних районах
оно имеет профилирующее значение, а в
других удовлетворяет внутренние потребности,
дополняет промышленный комплекс. Почти
90% продукции МК производится в европейской
части России. В Сибири и на Дальнем Востоке
отрасль представлена в основном предприятиями
электротехнической промышленности, тракторного
и сельскохозяйственного машиностроения,
по выпуску кузнечно-прессового и литейного
оборудования. Рациональность дальнейшего
размещения предприятий МК в этих районах
обусловливается возрастающей потребностью
в продукции, а также наличием энергии,
топлива, металла, водных ресурсов, промышленных
площадок, пригодных к строительству.
Здесь можно создавать энерго- и металлоемкие
отрасли.