Экономико географическая характеристика Фанции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы определяется тем, что Франция - высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава, занимающая ведущие места в Европейском союзе и стабильно входящая в первую мировую десятку. Франция занимает четвертое место в мире по уровню экономического развития и по объему экспорта, соответственно, уровень жизни в этой стране – один из самых высоких в мире.
Целью работы является выявление экономико-географического положения страны и изучение территориальной организации основных отраслей хозяйства и расселения населения.

Содержание работы

ГЛАВА 1 ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
1.1 Географическое положение и общие сведения о стране
1.2 Природно-ресурсный потенциал Франции
1.3 Трудовые ресурсы
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА ФРАНЦИИ. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВА
2.1 Общая характеристика экономики Франции
2.2 Промышленность
2.3 Сельское хозяйство
2.4 Транспорт
2.5 Внутрирегиональные различия Франции
ГЛАВА 3 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ФРАНЦИИ
3.1 Импорт. Экспорт.
3.2 Туризм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ФРАНЦИЯ.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

На долю машиностроения приходится более 2/5 промышленных рабочих  и стоимости промышленной продукции. Франция — одна из передовых стран  в мире по производству и экспорту машин и промышленного оборудования. Главные статьи международной специализации - производство автомобилей, авиационной и космической техники, вооружения, оборудования для АЭС. Ежегодно выпускается 3,5—4,0 млн. автомобилей. Причем свыше 90 % машин производят две компании — «Рено» (государственная) и «Пежо-Ситроен». Более 4/5 продукции составляют легковые автомобили, свыше 1/2 из них экспортируется (но 1/3 покупаемых в стране автомобилей — импортируемые). Головные заводы находятся в пригородах Парижа, Лиона. 
Авиаракетная промышленность Франции лидирует в Западной Европе. Конструируются разные виды гражданских и военных самолетов, вертолетов и ракет для многих стран. Французские ракеты "Ариан" используются многими странами ЕС для запуска спутников (основной космодром Франции — Куру во Французской Гвиане). Главные авиационные заводы в Париже и Тулузе принадлежат государству. Другие важные центры этой промышленности — в Бордо, Бурж, Мариньян.

Развито производство электротехники и электроники, особенно изготовление производственного электрооборудования, но бытовых электроприборов страна больше закупает, чем продает. Значительная часть предприятий (например, по выпуску ЭВМ) принадлежит американскому капиталу. Около 2/5 этого производства приходится на заводы столицы. Слабее позиции Франции в общем машиностроении, в частности в станкостроении и выпуске сельскохозяйственных машин. Во внешней торговле такой продукцией она обычно имеет пассив.

Главная особенность  размещения машиностроения в целом  — его высокая концентрация в  Большом Париже (почти 1 /4 всех занятых). Велика также роль Лионского и Северного районов.

Франция входит в число первых пяти стран мира по производству и экспорту химикатов; специализация — производство минеральных  удобрений (есть своя сырьевая база), синтетического каучука и пластмасс. Крупные заводы есть почти во всех районах. На местном сырье получили развитие: в Лотарингии — углехимия и производство соды, в Эльзасе — производство калийных удобрений, в Ландах — лесохимия и т.д. На импортном сырье выросла крупная нефтехимия в промышленных узлах Марселя и Нижней Сены, дешевая электроэнергия привлекла в Альпы и Пиренеи электрохимию, в Лионском районе текстильная промышленность стимулировала развитие смежных химических производств. Развитие трубопроводного транспорта стимулировало строительство новых химических заводов в Лионе и Страсбурге.

Важнейшая отрасль  легкой промышленности — текстильная  — утратила свое былое значение во французской экономике, но по масштабам  и качеству продукции она по-прежнему занимает видное место в мире. Так, по производству тканей Франция наряду с Италией и Германией лидирует в Западной Европе, отличаясь от этих стран более высокой долей в потреблении хлопка и шерсти и меньшей — химических волокон. Из-за кризиса сбыта текстильных товаров на внешних и внутреннем рынках текстильное производство давно уже находится в упадке. Число занятых с середины 50-х гг. сократилось в 3 раза.

Текстильная промышленность сосредоточена в трех районах. На севере (Рубе, Туркуэн, Армантьер, Камбре) сконцентрированы шерстяные, льняные, джутовые фабрики и значительная часть хлопкопрядения. Склоны Вогезов и Эльзас — главные районы хлопчатобумажной промышленности (центры Мюлуз, Эпиналь). Лион, прежде славившийся производством тканей из натурального шелка, теперь — центр главного ареала выделки химических волокон и тканей из них. Важнейшие производители трикотажа — Труа, Париж и Рубе.

Большое значение имеет швейная промышленность. Ее изделия пользуются большим спросом  и за пределами страны. Главный "законодатель мод" и центр по выпуску одежды и галантереи — Париж. Крупные масштабы имеет пищевая промышленность, особенно славятся французские вина, сыры, кондитерские изделия. 
Таким образом, из перечня основных центров отдельных производств видно, что промышленность размещена неравномерно. 1/5 часть продукции создается в Париже и его пригородах (Иль-де-Франс), еще столько же — в Лионском и Северном районах, вместе взятых, то есть всего на 17 % территории страны. Уровень индустриализации на севере и востоке страны значительно выше, чем в Центральной, Западной и Южной Франции, где нет крупных промышленных районов, хотя имеются отдельные важные промышленные узлы (Марсель, Тулуза, Бордо, Нант, Клермон-Ферран).

Всемирную славу  снискал себе маленький южный  городок Грас. На его фабриках делают французские духи и другие парфюмерные изделия, пользующиеся огромным спросом и популярностью во всём мире.

 

 

2.3 Сельское  хозяйство

 

 

Франция занимает первое место в Западной Европе по производству зерна, молока, сахарной свеклы, второе — по производству мяса и картофеля (после Германии) и винограда (после Италии), является крупнейшим экспортером продуктов сельского хозяйства. Структура сельского хозяйства характеризуется большим разнообразием отраслей при примерном равенстве значения растение - и животноводства.

В растениеводстве  главное — производство зерна (сборы 55—60 млн. т в год). Ведущая культура — пшеница, занимающая обычно около 1/4 пашни и 1/2 площади под зерновыми  культурами. Основные пшеничные районы — Северо-французская и Аквитанская  низменности. Средняя урожайность — более 60 ц/га. Велико значение кукурузы (главные посевы — на юго-западе) и ячменя. На бедных почвах Центрального массива культивируются рожь, в дельте Роны — рис. Важную роль играют широко распространенный картофель и сахарная свекла, посевы которой, как и сахарные заводы, сосредоточены в Северо-Французской низменности. В некоторых местах немалое значение имеют хмель, лен, табак, подсолнечник, рапс, цветочные плантации (у Ниццы).

Велика роль виноградарства и овощеводства; они дают по 8—10 % всей стоимости продукции сельского хозяйства. Основная часть винограда идет на изготовление вина — в среднем более 60 млн. л в год. По производству виноградных вин и их качеству Франция занимает первое место в мире. Марки напитков "Шампанское", "Коньяк", "Кагор" и многие другие широко известны за пределами страны. Главный район виноградарства — Лангедок дает около 1/3 производства вин, но это преимущественно рядовые вина. Марочные вина производят в районе Бордо (Жиронда), в Шампани, Эльзасе, долине Луары.

Плодоводство  и овощеводство являются основной специализацией многих небольших районов, снабжающих овощами и фруктами города и промышленные районы, в первую очередь — Париж. Из плодовых деревьев умеренных широт  наиболее распространены яблоневые (особенно на северо-западе), грушевые и персиковые. Для Средиземноморского района характерны сливы и цитрусовые.

Животноводство  имеет мясомолочное направление, важнейшая  отрасль — разведение крупного рогатого скота (21,5 млн. голов, 1994 г.). Главный  животноводческий район Северо-запад, здесь 1/3 поголовья крупного рогатого скота, развиты свиноводство и коневодство. Вторым районом по поголовью крупного рогатого скота и свиней и главным ареалом овцеводства является Центральный массив. В Парижском и Северном районах плотность скота не столь велика, но интенсивность животноводства здесь выше. Мало развито животноводство в средиземноморской Франции, где бедна кормовая база. В последние годы сельское хозяйство страдает от обострения аграрного кризиса, вызванного ограниченностью внутреннего рынка и противоречиями аграрной политики ЕС (ограничивается производство зерна, молока, винограда).

Рыболовство играет большую роль в экономике многих городов на побережье Атлантического океана и Ла-Манша. Основной район  рыбной ловли — воды Северного моря и Северной Атлантики (сельдь, треска). Но импорт морепродуктов больше экспорта. Главные рыболовные порты — Булонь, Лорьян и Ла-Рошель. Развит устричный промысел.

 

 

2.4 Транспорт

 

 

Франция — страна высокоразвитого транспорта, пионер строительства скоростных железных дорог. Во внутренних перевозках людей и грузов первенствует автомобильный транспорт, на 1000 жителей приходится 420 личных автомобилей. Остальная часть внутренних перевозок грузов обеспечивается главным образом железнодорожным и трубопроводным транспортом. Транспортная сеть Франции имеет ярко выраженную радиальную конфигурацию с единым центром — Парижем. В столице сходятся важнейшие железные дороги, автострады, внутренние водные пути.

Железнодорожное сообщение. Железнодорожный транспорт Франции — сеть железных дорог во Франции, находящаяся в собственности «Réseau Ferré de France» (RFF) и под управлением «Национальной компании французских железных дорог» (SNCF). Длина— 34 тыс. км, 35 % — электрифицировано. Главные железнодорожные магистрали: Париж — Лион — Марсель; Париж — Тур — Бордо; Париж — Лимож — Тулуза и другие пути, связывающие столицу и периферийные районы. Важнейшие нефтепроводы и продуктопроводы: Марсель — Лион — Страсбург и Гавр — Париж.

Со всеми  крупными городами страны, а также с соседними странами Европы столицу связывают местные и ночные поезда, в том числе TGV («Trains à Grande Vitesse» — высокоскоростные поезда). Железнодорожное сообщение существует со всеми соседними странами, кроме Андорры.

Метро во Франции имеется в Париже, Лионе, Марселе, Лилле, Тулузе, Ренне. В Руане — частично подземный скоростной трамвай. Помимо системы метро, в Париже существует сеть RER (Reseau Express Regional) – линии пригородных электричек, проходящие в Париже под землёй и пересекающиеся с линиями метро.

Автомобильный транспорт. Сеть автомобильных дорог достаточно плотно покрывает всю территорию страны. Общая протяжённость автодорог: 951500 км.

Основные дороги Франции делят на следующие группы:

  • Автотрассы — название дороги составлено из буквы A с номером дороги. Допустимая скорость — 130 км/ч, обязательное наличие заправок каждые 50 км, бетонная разделительная полоса, отсутствие светофоров, пешеходных переходов.
  • Национальные дороги — префикс N. Допустимая скорость — 90 км/ч (при наличии бетонной разделительной полосы — 110 км/ч).
  • Департаментальные дороги — префикс D. Допустимая скорость — 90 км/ч.

В городах допустимая скорость — 50 км/ч. Использование ремней безопасности — обязательно. Дети до 10 лет должны перевозиться в специальных сидениях.

Авиационное сообщение. Во Франции около 475 аэропортов. 295 из них имеют асфальтированные или бетонные взлетно-посадочные полосы, а оставшиеся 180 — грунтовые (данные на 2008 год). Самый большой французский аэропорт — аэропорт Руасси-Шарль-де-Голль, расположен в пригороде Парижа. Главную роль играет государственная компания Air France, которая осуществляет авиарейсы практически во все страны мира.

Морской транспорт. Большая часть (3/4) морских перевозок идет через четыре порта: Марсель, Гавр, Дюнкерк и Руан. В их грузообороте преобладает импортная сырая нефть. Марсель — второй порт Западной Европы после Роттердама, обслуживает связи Франции со странами Средиземного моря, Индийского и Тихого океанов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ФРАНЦИИ

 

 

3.1 Импорт. Экспорт.

 

 

Внешние экономические связи Франции весьма интенсивны и многообразны, имеют огромное значение для жизни республики. Сумма прямых инвестиций Франции за границей — 20—25 млрд. дол. Вывозится главным образом производительный капитал, зачастую в форме создания промышленными корпорациями своих филиалов за пределами республики. Великие государственные зарубежные капиталовложения в экономических и политических целях. Основная сфера приложения французского капитала — страны Западной Европы, особенно Бельгия, Люксембург, Германия, Швейцария и страны Африки. Растет значение экспорта капитала в США, страны ОПЕК и Латинской Америки.

Параллельно нарастает  проникновение иностранного капитала во Францию, больше всего из стран ЕС и США (15—18 млрд. дол.). Позиции иностранного капитала наиболее сильны в новых, более прибыльных отраслях производства.

По величине оборота внешней торговли Франция  уступает в мире лишь США, Германии и Японии. Стоимость экспорта составляет более 20 % от величины ВВП. Типичен дефицит торгового баланса, который полностью или частично покрывается прибылями от заграничных капиталовложений, туризма и других активных статей платежного баланса.

Товарный состав французского экспорта весьма разнообразен, что свидетельствует не только о разносторонности экономики страны, но и об относительно слабой специализации Франции в мировой торговле (например, по сравнению с Германией и Великобританией). В экспорте Франции выше, чем в экспорте этих стран, доля продовольствия и промышленного сырья и ниже доля готовых изделий, особенно машин и промышленного оборудования (1/3 стоимости экспорта). Франция — крупный импортер такой продукции.

На мировом  рынке наиболее весомы позиции Франции  в области транспортного машиностроения (автомобили, самолеты и вертолеты, локомотивы), а также экспорта оружия, оборудования для АЭС, космической техники, производственной электротехники и химикатов, стали и алюминия, тканей и одежды. По стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров Франция уступает только США (вина, зерно, молочные продукты, сахар и др.).

Страна —  мировой лидер в экспорте спиртных напитков, но в то же время — крупный  покупатель дешевых вин из средиземноморских  стран. Структурные слабости экономики проявляются в том, что в экспорте ниже, чем в экспорте США, Японии и Германии, доля товаров повышенной и высокой технологии. Франция — первый в регионе экспортер электроэнергии (результат успехов в развитии ядерной энергетики). Вместе с тем в импорте, помимо машин и оборудования, очень велико значение топлива (особенно нефти) и промышленного сырья. Громадный импорт нефти — главная причина дефицита торгового баланса.

Информация о работе Экономико географическая характеристика Фанции