Экономико-географическая характеристика Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 07:41, курсовая работа

Описание работы

Японцы называют свою островную страну Страной восходящего солнца. Красный круг, изображенный на государственном флаге Японии, символизирует восходящее солнце. В течение многих веков Японией правили императоры, которым до XX века приписывалось божественное происхождение. В наши дни роль и обязанности императора носят формальный характер. Реальная власть в стране принадлежит демократическому парламенту. Он состоит из палаты представителей и палаты советников. В парламенте представлены социалистическая, либеральная и коммунистические партии, но с 1955 года наибольшей популярностью пользуется консервативная либерально-демократическая партия. В наши дни Япония славится на весь мир своими могущественными корпорациями и развитой электронной промышленностью. При этом она остается страной, глубоко почитающей и бережно хранящей традиции и обычаи предков. Большая часть населения Японии живет в многонаселенных городах, расположенных на береговых равнинах.

Содержание работы

Введение 3
1 Экономико-географическое положение 4
1.1 Административно-территориальное устройство 7
2 Природные условия и ресурсы 9
3 Население Японии 10
3.1 Демографические проблемы 11
4 Характеристика хозяйства страны 12
4.1. Специализация промышленности 12
4.1.1 Металлургия 13
4.1.2 Энергетика 13
4.1.3 Судостроение 14
4.1.4 Производство цветных металлов 15
4.1.5 Машиностроение 15
4.1.6 Рыболовство 16
4.1.7 Горнодобывающая промышленность 16
4.1.8 Обрабатывающая промышленность 17
4.2. Сельское хозяйство 18
5 Транспорт 19
6 Экономика 21
Заключение 23
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

курсовая обмен.doc

— 871.00 Кб (Скачать файл)

     5. ТРАНСПОРТ

     В Японии, несмотря на преобладание гористой местности, хорошо развита инфраструктура. Все четыре острова связаны между  собой туннелями и мостами.

     В Японии железная дорога является основным средством перевозки пассажиров. Она является массовым и высокоскоростным транспортом между основными городами, и для пригородных пассажиров, ежедневно совершающих поездки в мегаполисы. Семь железнодорожных компаний Японии, находившиеся в руках государства до 1987 года покрывают большую часть страны. Также есть железнодорожные сервисы, предоставляемые частными компаниями, региональными правительствами, и компаниями, основанными обеими сторонами. Японские поезда известны тем, что они всегда ходят точно по расписанию. Пять станций (Синдзюку, Икэбукуро, Сибуя, Умэда, Иокогама) обслуживают по 2 миллиона пассажиров в день каждая, делая японцев нацией, которая больше всех пользуется железными дорогами в расчёте на душу населения (Рисунок 4).

     

     Рисунок 4. Сеть высокоразвитых железных дорог  «Синкансен»

     Общая продолжительность железных дорог  — 23 670,7 км, из которых 2 893,1 км электрифицированная  со стандартной шириной колеи 1 435 мм и 89,8 км узкой колеи, которая тоже электрифицирована. Около половины из 20 656,8 км 1067-мм пути и 40 км 762-мм пути электрифицировано.

     Длина автодорог - более 1,14 млн км, из них 60 000 км - по хайвеям и автострадам. Обеспеченность автомобилями на душу населения - 552 на 1000 человек - самая высокая в мире. Наряду с многочисленными аэропортами внутреннего назначения есть международные аэропорты в Токио, Нарите и Осаке.

     Внутренние  судоходные пути общей протяженностью 1770 км играют второстепенную роль, тогда  как японские морские порты осуществляют самый высокий в мире оборот. Важнейшие трансокеанские порты расположены в городах Кобе, Хиросима, Нагоя, Чиба, Токио и Сакаи [9]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. ЭКОНОМИКА

            На конец 2009-го финансового года Япония занимала второе место в мире (после США) по номинальному значению ВВП, который составляет более 5 трлн долларов США, однако, по данным экспертов, в августе 2010-го по этому показателю китайская экономика обогнала японскую; и третье место по паритету покупательной способности (после США и Китая. Банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации и строительство играют значительную роль в экономике страны. Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ, текстиля и пищевых продуктов. Сектор услуг составляет три четверти внутреннего валового продукта [12].

            По состоянию на 2007 Япония занимала 19-е место по отношению ВВП к отработанным часам. Согласно индексу Биг-Мака японские рабочие получают самую высокую почасовую зарплату в мире. В Японии низкий уровень безработицы, но в 2009 году он стал повышаться и составил 5,2 %. Крупнейшие компании включают в себя Toyota, Nintendo, NTT DoCoMo, Canon, Honda, Takeda Pharmaceutical, Sony, Nippon Steel, Tepco, Mitsubishi и 711. Кроме того в ней располагается несколько крупнейших банков и Токийская фондовая биржа. Токийская фондовая биржа занимает второе место в мире по рыночной капитализации. В 2006 году 326 японских компаний входили в Forbes 2000, что составляет 16,3 % списка.

           В 2009 году Япония занимала 13 место по индексу лёгкости ведения бизнеса и 19 место по индексу экономической свободы (пятое среди тридцати азиатских стран). Капитализм в Японии имеет много особенностей, например, заметную роль в экономике страны играют кэйрэцу. Также распространено пожизненное трудоустройство работника в одной и той же компании. Японские компании известны такими методами управления компаний как «Принципы Toyota». В последнее время Япония несколько отошла от этих норм.

          В 2007 году основными партнёрами Японии по экспорту были США (20,4 %), Китай (15,3 %), Южная Корея (7,6 %), Тайвань (6,3 %), Гонконг (5,4 %), а по импорту — Китай (20,5 %), США (11,6 %), Саудовская Аравия (5,7 %), ОАЭ (5,2 %), Австралия (5 %), Южная Корея (4,4 %) и Индонезия (4,2 %). Япония экспортирует механические транспортные средства, электронику и химические вещества. В страну ввозятся станки и оборудование, ископаемое топливо, еда (в особенности говядина), химические вещества, текстиль и промышленное сырьё. Правительство Дзюнъитиро Коидзуми провело ряд реформ, поощряющих рыночную конкуренцию, и в результате выросли иностранные инвестиции [3]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Япония  – островное государство в  северо-западной части Тихого океана, расположенное близ побережья Восточной  Азии. Япония – сравнительно небольшая  по площади страна. Общая площадь Японии – 377819 кв. км., что составляет одну двадцать пятую территории США, одну двадцатую площади Австралии и всего 0,3 % поверхности суши.

     В стране недостаточно запасов природных  ресурсов для внутреннего потребления, что ставит страну в зависимость  от импорта. Помимо этого, в стране происходят частые землетрясения, что наносит существенный ущерб хозяйственной деятельности страны.

     Япония  – густонаселенная страна. Современное  население Японии составляет 127,433,404 человека (2007 г.). На 1 кв. км. приходится более 340 человек. Демографическое положение  страны находится в стабильном состоянии, но через несколько десятков лет может произойти кризис в связи с невысокой рождаемостью. Это может привести к переносу производственных мощностей в страны с благоприятным кадровым потенциалом.

     Япония  является конституционной монархией. При данном государственном строе Император осуществляет определенные церемониальные функции и служит «символом государства и единства нации», но юридически Император безвластен и лишен права голоса в вопросах управления государством.

     Государство всё больше освобождает себя от непосредственной хозяйственной деятельности, если она может осуществляться достаточно эффективно частными компаниями под эгидой и контролем государства. В стране стабильная политическая ситуация, что благоприятно влияет на международные отношения.

     Япония  активно развивается в экономическом  плане. По основным экономическим показателям  – валовому внутреннему продукту и промышленному производству –  Япония вышла на 2-е место в  капиталистическом мире. По итогам 2007 года, валовой внутренний продукт Японии составляет 5,103 триллионов долларов. ВВП на душу населения равен 33,800 долларов, а темп прироста составляет 1,9%. Япония является одним из крупнейших производителей товаров в мире, что, безусловно, благоприятствует ее репутации на международной арене.

     Япония  активно участвует в международном  товарообмене. Она является крупнейшим поставщиком автомобилей и электроники. Важная роль отводится экспорту технологий и высокотехнологичной продукции. В то же время страна вынуждена  импортировать сырье и топливо, что связано с небогатым запасом ресурсов. Доля Японии в мировом обороте составляет 7,4%.

     Помимо  внутреннего гражданского потребления, важным составляющим валового национального продукта Японии можно считать инвестиции. Количество инвестиций с каждым годом продолжает расти, что говорит о расширении отношений Японии с другими странами в области движения капитала.

     Важную  роль Япония играет в международном  обмене технологиями. Она является главным новатором в области  технологий и высокотехнологичной продукции и производителем продукции наукоемких отраслей промышленности.

     Участие Японии в международной миграции рабочей силы крайне незначительно. В стране достаточное количество рабочих мест. Несмотря на небольшую  заработную плату, перед японцами открываются широкие возможности в продвижении по карьерной лестнице. Кроме того, важную роль играют национальные особенности японцев.

     Взяв  на себя роль посредника между Западом  и развивающимся миром, Япония успешно  ее играла, наводнив своими товарами рынки Юго-Восточной Азии, Африки, Латинской Америки, Европы и США, тем самым превратив свою экономику в экспортоориентированную. Однако, лишившись из-за роста заработной платы возможности торговать по низким ценам, Япония начала терять лидерство в экспорте. Государство и корпорации вынуждены были сворачивать традиционные производства, частично перенеся их в страны с дешевой рабочей силой и сосредоточив в самой Японии отрасли с высокой долей добавленной стоимости. Но превратить всю Японию в технополис, сбросив традиционные отрасли в другие страны, невозможно. Сегодня Япония вынуждена искать новые экспортные ниши и резервировать их на будущее. Потенциальный партнер у Японии всего один – Россия. Развитие японо-российских связей во всех областях способствует процветанию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а в дальнейшем и во всем мировом сообществе.

     Япония - страна огромных возможностей. Она  имеет многовековое культурное наследие, но при этом современная Япония необычайно технологически развитая страна. Япония абсолютно не похожа на другие страны Азии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников: 

1 Анисимцев Н.В., Бунин В.Н., Денисов Ю.Д. и др. Япония в современном мире: Факторы стабилизации развития и безопасности. - М.: МАКС-пресс, 2000. – 254с.

2 Википедия: Японские острова.РД: [http://ru.wikipedia.org/wiki/Японские_острова]

3 Журнал «Япония сегодня». – [http://www.japantoday.ru.]

4 Загадочная Япония. – [http://leit.ru.]

5 Кофман В. Япония: карманная энциклопедия. - М. Юнити, 2005.

6 Культура Японии. Географические и природные особенности Японии. – [http://www.japan.org.ua]

7 Масанори М. Современная технология и экономическое развитие Японии. - М.: Экономика, 2003.

8 Материалы сайта «Страны мира». – [http://www.countries.ru/]

9 Максаковский  В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. ΙΙ : Региональная характеристика  мира. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2007. – 480 с. : ил., карт.

10 Современная Япония. Справочник. Москва, 2006

11 Социально-экономическая география зарубежного мира/ Под ред. В.В.Вольского. - М.: Дрофа, 2001. – 560с.: ил., 96 л. цв. Вкл.

12 Япония по-русски. – [http://japonia.ru.]  

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Японии