Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:02, контрольная работа
Рождественский собор (XII-XVIвв.) - старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы - и расписано лучшими византийскими мастерами.
Введение
1. Карта маршрута.
2.Технологическая карта
3 .Экскурсия.
4. Портфель экскурсовода
Список литературы
-Теперь давайте
перекусим и отдохнем, после чего
продолжим наш нелегкий
Монастырь был основан
в 1352 году князем суздальским и нижегородским
Константином Васильевичем как мужская
обитель Святого Спаса. Он расположился
к северу от города и в то время
находился за его пределами, одновременно
исполняя и функцию форпоста. Место,
которое он занимает, было очень
выгодно стратегически: высокий
обрывистый берег Каменки сам
по себе являлся дополнительной защитой.
Изначально, как и все суздальские
монастыри, он был деревянным, и поэтому
от его первых построек ничего не осталось - они сгорели в XVII веке во время польско-литовского
нашествия. Первый игумен монастыря - Евфимий - был в начале XVI века канонизирован,
а его обретенные мощи признаны святыми
и сохранялись в монастыре, в храме Спаса
(ныне это – придел Преображенского собора),
построенном над местом погребения игумена
Евфимия.
Уже в XV веке монастырь был довольно
богат: ему принадлежало множество сел,
деревень и земель в среднерусской полосе.
Все это было пожаловано монастырю князьями
и боярами, благоволившими к нему. Спасо-Евфимиеву
монастырю принадлежала и примыкавшая
к нему большая слобода Скучилиха, в которой
были построены Смоленская и Симеоновская
церкви. Здесь жили каменщики и кирпичники,
и прочий «работный люд».
В XVII веке монастырь обстраивается
новыми крепостными стенами, с огромными
и мощными оборонительными башнями, видными
издалека над высоким берегом реки. Из-за
стен выглядывают и многочисленные главы
монастырских храмов и крыши его построек.
От Каменки и от Покровского монастыря
Спасо-Евфимиев монастырь
виден во всей своей красе и мощи.
Центральное сооружение
Собор увенчан мощным пятиглавием. Широкие
барабаны - световые, с узкими высокими
окнами-прорезями. Барабаны поменьше венчают
два храмовых придела. С востока к собору
примыкают глубокие алтарные апсиды с
гладкими стенами и глубокими нишами окон
без наличников.
Интерьер собора очень богат. Росписи
конца XVII века выполнены костромскими
мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным.
При реставрации собора в южном приделе
были обнаружены и под руководством А.П.Некрасова
частично расчищены фрески XVI века, изображавшие главным
образом житие игумена Евфимия.
Рядом с собором, с восточной
его стороны, находился фамильн
В 2008 году раскопки в монастыре возобновились.
Бетонная плита советских времен была
снята и передана детской школе-интернату
Кадетского корпуса им. Д.М.Пожарского
в г.Радужный Владимирской области. Мавзолей
Пожарских был восстановлен по обмерам,
чертежам и фотографиям, в большом количестве
сохранившимся в архивах. В полном объеме
воссоздан резной декор фасадных стен
по рисункам из архивов. Бронзовая дверь
с барельефом и горельефом выполнены в
мастерских Российской академии художеств.
На главном фасаде установлена копия мозаичной
иконы Спаса Вседержителя. Новый мавзолей
поставлен не на месте прежней усыпальницы,
а немного дальше от апсид собора. 10 ноября
2009 года мавзолей был освящен архиепископом
Владимирским и Суздальским Евлогием.
На месте прежней часовни-усыпальницы
установлен памятный каменный крест.
Небольшую площадь перед
Спасо-Преображенским собором окружают
еще два незаурядных сооружения: звонница
и Успенская трапезная церковь.
Успенская церковь (1525) - уникальный образец русского
зодчества XV-XVI веков. Здание объединяет в себе
церковь и трапезную палату - хозяйственное строение. Шатровая
центрическая церковь построена по типу
«восьмерик на четверике» и увенчана шатром,
опирающимся на два яруса кокошников.
Маленькую главку придела также поддерживают
кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие
эффект ажурности и пышности. Под гладким
граненым шатром сделана деревянная кровля - полица, добавляющая легкости
и стройности всему храму и гармонирующая
с крытой лемехом главкой.
С западной стороны к церкви пристроена
двухэтажная трапезная палата, в которой
размещались хозяйственные помещения.
В нижнем этаже были складские помещения
и кухня, второй этаж был занят просторным
трапезным залом, перекрытым сложной системой
сводов, поддерживаемых стенами и центральным
столпом. В подвалах под трапезной хранились
богатые запасы монастырской провизии. С юга к Успенской церкви примыкают палаты архимандрита (XVI-XVIIвв.), с интересным опоясывающим
их на уровне второго этажа балконом-гульбищем.
Звонница (XVI-XVIIвв.) имеет сложную структуру и длинную историю строительства. В первой половине XVI века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы». Она служила молельной церковью для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, позднее сосланной в покровский монастырь и, вероятно, построена была на средства, выделенные из великокняжеской казны. По стилю церковь сходна с соседней Успенской. В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в XVII веке, - еще две. Таким образом составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к псковской архитектуре, декорированная весьма разнообразно. На башенке-часозвоне, соединяющей столп и аркаду, сделан круг, вероятно, предназначенный для помещения в него часов. Колокола звонницы были отправлены в переплавку в 1930-х гг., и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного в углу собора. Сейчас он находится в музейной экспозиции.
Восточнее Спасо-Преображенского собора
находится Никольская больничная
церковь (1669) с больничной палатой для
монастырской братии. Первый этаж двухэтажного корпуса,
перекрытый сомкнутыми сводами, был отведен
под трапезную, а второй занимали больничные
покои, ряд маленьких окон которых украшен
резными наличниками. Никольская церковь,
возведенная как молельня для больных
монахов и узников монастырской тюрьмы,
декорирована скромно и увенчана одной
деревянной главкой. Несколько оживляют
гладкую белую стену перспективный портал,
окна с наличниками и ряд кокошников.
Сейчас в здании размещается «Золотая
кладовая».
Братский корпус (XVIIв.) - двухэтажное каменное здание, вытянувшееся параллельно северной стене монастыря, Г-образное в плане. Здесь располагались кельи монахов. Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, по результатам исследований И.А.Столетова, южный двухэтажный корпус и весь первый этаж. Келейная архитектура секционного типа довольно редка для построек такого назначения. Здание поделено на несколько секций, состоящих каждая из трех каменных клетей - сеней и двух жилых комнат. Фасады здания украшены скромно, главным образом оконными наличниками с кокошниками, а также пилястрой на южном фасаде.
К весьма примечательным для истории монастыря постройкам относится тюремный корпус, где в 1766г. по указу Екатерины II была организована тюрьма для «безумствующих колодников», иначе говоря, политических преступников. Первоначально узников помещают в больничный корпус, но так как его не хватает, в XIX веке тюрьма расширяется, и монастырские постройки возле Никольской церкви перестраиваются в корпус с камерами-одиночками, а вокруг них строится высокая глухая каменная стена. Суздальская тюрьма имела печальную славу одной из самых жестоких в России. В 1905-1907гг. она была упразднена, но ненадолго. Уже в 1923г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы. Сейчас экспозиции в тюремном корпусе посвящены как истории заключенных царской России, так и узникам политизолятора советских времен.
Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVIIв.) - массивный, впечатляющий памятник
монастырского зодчества. Вероятно, она
была въездной башней до времени постройки
новой крепостной стены с башнями.
Основание надвратной церкви исследователи
относят к началу XVII века (по другим источникам –
даже к концу XVI века). В городской описи 1628-1629гг.
церковь уже упоминается как каменная
двухшатровая. К 1722г. она уже названа пятиглавой - за эти сто лет здание претерпело
существенные изменения. Позднее церковь
была перестроена в одноглавую. В ней два
арочных проезда - под центральной частью – больший,
и меньший – под высоко поднятой папертью.
Паперть украшена пятью красивыми окнами
с висячими «бусинами» и резными перспективными
килевидными наличниками. Сама церковь
декорирована главным образом с южной
стороны, считавшейся, вероятно, парадной.
Между двумя окнами помещен киот для иконы,
убранной оттуда в советское время и сейчас
снова помещенной на место. С востока к
основному четверику примыкает массивная
трехапсидная алтарная часть.
Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева монастыря охватывают высокие кирпичные стены с башнями (XVIIв.). До XVII века стены оставались деревянными; в 1660г. после польско-литовского нашествия монастырь был обнесен новой тыновой оградой, через 10-20 лет замененной на сохранившиеся до наших дней каменные стены и башни. Все сооружение построено с расчетом на ведение оборонительного боя: со стороны реки - естественного укрепления - стены ниже, с южной стороны (ул. Ленина) - наоборот, значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.
Главная проездная
башня в высоту достигает двадцати
двух метров и доминирует с южного фасада
стены. В ее массивном прямоугольном в
плане объеме проделаны две проездные
арки, в которых сейчас располагаются
книжная лавка и билетная касса музея.
В ее декоре совмещаются строгость и узорочье;
над почти абсолютно гладкой нижней частью
в верху башни в изобилии размещены бойницы
и кирпичные украшения: наличники, колонки,
карнизы, пояски. Венчает башню четырехскатная
крыша. В эту крышу в XVIII веке ударила молния, но восстановили
ее нескоро, только в 1860г.
Прочие башни украшены гораздо скромнее,
но разнообразие их форм не может не оживлять
общего вида стен. Выходящие на берег реки
башни проще и скромнее; напротив, с восточной
части стены, выходящей к городу, башни
декорированы более нарядно, с зубцами
и широкими лопатками.
Стенам монастыря не пришлось выполнять
свою оборонительную функцию: к тому времени,
когда они были построены, нападения на
город прекратились.
Комплекс Спасо-Евфимиева
Далее возвращаемся
через торговые пути и
Портфель экскурсовода.
Центральная улица Суздаля. Старое фото начала XX века.
После посещения Владимира, царь Николай II, его дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия в открытом автомобиле, в сопровождении свиты, около 4-часов дня направились в Суздаль.
Евфросиньевская я рмарка на Торговой площади Суздаля. Старое фото начала XX века.
Город Суздаль оживлялся в базарные дни - окрестные крестьяне по субботам и воскресеньям съезжались на торг.
Вид на Суздальский кремль. Фото начала XX века.
Список использованной литературы.
1. Федеральный закон «Об
основах туристской
2. Положение Министерства
транспорта Российской
3. Распоряжение премьера Правительства Москвы от 20 марта 1998 г. №224- РЗП «О формировании единой системы аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов в г. Москве»./Извлечение в кн.: B.C. Сенин. Организация международного туризма. Учебник. - М.: Финансы и статистика. 2000
4. Дворниченко В.В., Савина Н.В. Организация экскурсионной деятельности. - М. - Мн.: МИГМТ - БГЭУ, 2000.
5. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005
6. Интернет рессурс suzdal.org.ru
7. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2004.
8. Емельянов Б.В. Организация работы экскурсионного учреждения, -М.: ЦРИБ «Турист», 1987.
9. Святославский А.В. Городская экскурсия./Основы теории и практики. - М.: ЦПТК, 2001.