Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа
Целью написания работы является изучение эстетики ландшафта.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть основополагающие понятия эстетики как философской дисциплины;
изучить некоторые виды эстетического восприятия ландшафта;
определить, что такое феномен пейзажа и рассмотреть его разновидности.
Введение…………………………………………………………………………….. 3
Часть I. Гармония и красота окружающего мира………………………………… 4
Глава 1. Исходные понятия…………………………………………………………4
Эстетика……………………………………………………………………...4
Гармония……………………………………………………………………..4
Красота……………………………………………………………………….5
Эстетическое восприятие…………………………………………………...5
Эстетика ландшафта…………………………………………………………6
Глава 2. Гармонические каноны природы………………………………………... 6
2.1. Золотое сечение……………………………………………………………..6
2.2. Симметрия…………………………………………………………………...9
Часть II. Эстетика ландшафта……………………………………………………..11
Глава 3. Феномен пейзажа………………………………………………………....11
3.1. Ландшафтная сущность. Пейзаж – явление……………………………...12
3.2. Пейзажная композиция .…………………………………………………..13
3.3. Точки пейзажного обзора…………………………………………………16
3.4. Классификация природных пейзажей………………………………….........19
3.5. Эмоциональность пейзажа………………………………………………..23
3.6. Ландшафт и этнический характер………………………………………...24
Заключение …………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………………29
Светлая березовая роща, залитый солнцем высокоствольный бор или дубрава всегда ассоциировались на Руси с чувством радости, бодрости и жизнеутверждения. Другое дело — угрюмый, сумрачный ельник (рамень) или болотистый черноольшаник (ольс). Они способны воздействовать угнетающе. Грохочущий водопад в горах возбуждает. Речушка, тихо струящаяся в низких уремных берегах, настраивает на идиллический лад. Заросший пруд в тенистом парке сентиментален. Скалистые приморские утесы в оторочке пенистого прибоя романтичны.
В медицине достаточно глубоко разработана теория психофизического влияния цвета на органы человеческих чувств. Она с успехом может быть использована при анализе эмоциональности пейзажей. Красный, оранжевый, желтый относятся к теплым цветам. Они действуют наступательно, возбуждают и активизируют. Синий, голубой, фиолетовый — холодные цвета. Их считают успокаивающими, умиротворяющими. Зеленый занимает промежуточное положение. Это цвет эмоционального равновесия, физического и психического здоровья. Он самый жизнерадостный и особо любимый на Руси, так как ассоциируется с цветовой гаммой лесов, лугов и садов — вечных спутников жителей средней полосы.
Специального упоминания заслуживает исследование цветовых характеристик пейзажей, предпринятое еще в начале XX века В. П. Семеновым-Тян-Шанским. Он выявил оптически дополнительные цвета, особенно украшающие пейзаж. Например, «на почти исключительно зеленом в общем весной и летом фоне великой Русской равнины, с ее лесами, лугами, степями и недозревшими еще полями до страды, наиболее эффектный контраст в солнечную погоду производят оптически дополнительные к зеленому красный, малиновый и розовый цвета, свойственные спелым ягодам, маку, шиповнику, кипрею лесных гарей, красному грибу и мухоморам. Этот цвет как раз излюбленный у большинства населения нашей равнины» [14, с. 264].
Цветовые оттенки, резкость или мягкость их сочетаний в пейзажах связываются В. П. Семеновым-Тян-Шанским с климатическими условиями того или иного региона. По его мнению, «в странах с резким материковым климатом население более привержено к резкости и яркости цветовых оттенков в своей орнаментике и живописи, ибо сама природа здесь резче, чем в странах приморских, где природные оттенки смягчены влажностью воздуха и испарениями. Так, французы и японцы органически склоны ко всегда нежным красочным оттенкам, русские и турецкие племена — к резким, ярким, кричащим» [14, с. 264].
Следуя народным традициям, опираясь на исследования в области психотерапии, учитывая опыт талантливых художников-пейзажистов и мнения экспертов, мы можем ставить вопрос об эмоционально-психологическом подходе к классификации пейзажей. Такого рода классификация — дело будущего. Но, исходя из субъект-объектного понимания пейзажа, она вполне реальна. Пожалуй, именно этот вид классификации пейзажей в наибольшей мере мог бы соответствовать духовной сути эстетического направления в ландшафтоведении. А пока мы говорим о пейзажах веселых и грустных, романтических и сентиментальных, возбуждающих и гнетущих, жизнерадостных и угрюмых, очаровательных и суровых, привлекательных и отталкивающих.
3.6. ЛАНДШАФТ И ЭТНИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР
Проблема влияния ландшафтной среды на психологический облик, нравы, духовную культуру этносов практически не изучена. Хотя постановка ее известна с античных времен (Гиппократ, Геродот, Палибий). Позже к ней не раз обращались многие географы, историки, писатели. Но всякий раз дело ограничивалось предположениями и догадками, а не фундаментальными научными разработками. Психологи, касавшиеся этой проблемы, также мало продвинули вперед ее решение [5, 8]. Действительно, она необычайно трудна.
Дело в том, что коллективный характер этносов определяется многими взаимосвязанными факторами. К ним можно отнести не только этнический ландшафт, но и социально-экономическую среду, исторические судьбы народов, культурные и нравственные традиции, религиозные догматы и др. Отчленить их один от другого практически невозможно. В итоге формируется этнический менталитет, суть которого состоит в характерных для данного этноса типах восприятия и толкования мира, определяющих нормы поведения групп людей и индивидумов.
Согласно Л. Н. Гумилеву [7], этнос и его ландшафтное окружение неразрывны. Каждый этнос вживается в свой этнический ландшафт, создает и обустраивает его. Одновременно ландшафт активно участвует в формировании нравственно-духовного облика этноса. В результате образуется этноландшафтная геоэкосистема, в которой прослеживаются прямые и обратные связи между этнической и ландшафтной подсистемами. Помимо материально-энергетических связей в ней ярко проявляют себя всевозможные информационные связи, в том числе духовные, вплоть до сакральных, выражающихся в священной, обрядовой сопряженности этноса и ландшафта. В каждой этноландшафтной системе возникает своя особая духовная аура.
Замечательный
образец анализа этноландшафтно
Бесспорно, этнический ландшафт — великий воспитатель и творец нравов, обычаев, традиций людей, веками в нем живущих и обустраивающих его. Вслед за Гумбольдтом об этом же писал известный историк В. О. Ключевский: «Человек поминутно и попеременно то приспосабливается к окружающей его природе, к ее силам и способам действия, то их приспосабливает к себе самому, к своим потребностям, от которых не может и не хочет отказываться, и на этой двусторонней борьбе с самим собой и с природой вырабатывает и свою сообразительность и свой характер, энергию, понятия, чувства и стремление, а частью и свои отношения к другим людям. И чем более природа дает возбуждения и пищи этим способностям человека, чем шире раскрывает она его внутренние силы, тем ее влияние на историю окружающего ею населения должно быть признано более сильным...» [10, с. 62].
Психологические
стереотипы, возникающие в процессе
жизни и труда людей в
Этнический ландшафт — своеобразная «эстафета» поколений. С ним от поколения к поколению, от эпохи к эпохе передаются накопленные веками материальные и духовные богатства народа. Так этнический ландшафт растит и формирует свой социум.
Русский религиозный философ Н. А. Бердяев говорил, например, о том, что пейзаж русской земли и «пейзаж» русской души неразрывно связаны [1]. Русскому этносу свойственно пейзажное мышление, обусловленное прежде всего необозримостью российских просторов. В душе русского народа та же необъятность, безграничность. В отличие от народов Западной Европы, он в большей мере является народом откровений и вдохновений, нежели рационалистического расчета.
Вспомним восторженные слова Н. В. Гоголя: «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройти ему? И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! Какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!...» («Мертвые души»). Только ей, подобно стремительной «птице-тройке» было под силу преодолеть эту незнакомую евразийскую бескрайность. Всего за 70 лет отважный народ прошел через суровые азиатские дебри от Урала до Берингова пролива. Тот же Бердяев отмечал: «Огромные пространства легко давались русскому народу, но нелегко давалась ему организация этих пространств в величайшее в мире государство, поддержание и сохранение порядка в нем. На это ушла большая часть сил русского народа» [1,с. 65]. До сих пор эта проблема остается труднейшей для страны, именуемой теперь как Российская Федерация.
Духовная гармония русского человека с окружающим природным ландшафтом — излюбленная тема отечественной художественной литературы. Ей посвятили немало вдохновенных строк И. С. Тургенев, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др. Она же может стать особым предметом этико-эстетического ландшафтного исследования.
Красота окружающего природного мира первая сформировала у человека чувство прекрасного. Это ей он посвятил множество песен, стихов, восторгаясь ей, создал различные произведения искусства. И хотя человек уже сам создал множество прекрасных и удивительных вещей, географический ландшафт все равно остается одной из самых богатых эстетических кладовых.