Комплексная характеристика Испании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:34, реферат

Описание работы

Королевство Испания, государство на юго-западе Европы, занимающее 85% территории Пиренейского п-ова.
Испания – это земля контрастов, глубоких природных различий, которые отражаются и в ее климате, и в ее культуре, и в формах жизни.

Содержание работы

1. Своеобразие страны 3
2. География 5
3. История 8
4. Климат и природа Испании 20
5. Население и культура 27
6. Хозяйство 30
7. Расселение 37
8. Районы 40
9. Состояние окружающей и природной среды 43
10. Перспективы 45
Список используемых источников 50

Файлы: 1 файл

Испания.docx

— 74.64 Кб (Скачать файл)

Государство способно эффективно отстаивать свои стратегические интересы и обеспечивать безопасность, только обладая высокоразвитой и конкурентоспособной  экономикой, обеспечивая высокий  уровень жизни населения. В этом ключевом пункте задачи международной  деятельности тесно смыкаются с  целями социально-экономического роста.

Динамичное развитие Испании  требует постоянного расширения экспорта товаров и услуг, углубления процессов интернационализации  производства. Одним из критериев  успешности внешнеполитической стратегии  является ее итоговая экономическая эффективность. Поэтому поиски внешних рынков стали важнейшей дипломатической задачей. В результате повысилась роль экономической дипломатии и (с учетом энергодефицитности страны) энергетической геополитики. Размах испанских транснациональных корпораций (ТНК) стал фактором позиционирования Мадрида в формирующемся многополярном мире. На волне хозяйственного подъема и роста международного влияния в предкризисный период (1995–2007 гг.) Мадрид стал примериваться к роли глобального игрока: расширять географию внешних контактов, совершенствовать внешнеполитический инструментарий, выдвигать масштабные дипломатические инициативы. Внешние интересы Испании приобрели отчетливый мультирегиональный характер, что побудило ее политически и экономически играть одновременно на нескольких полях.

Выбор приоритетных внешнеполитических партнеров изначально соответствовал ориентации на социально-экономическую  и политическую модернизацию страны. Отсюда – усилия по укреплению позиций  в рамках Евросоюза, являвшегося самой сплоченной интеграционной группировкой в современном мире. Западноевропейская интеграция стала для Испании главным внешним трансформационным фактором, а государства ЕС – основными партнерами в системе международных связей.

Другой приоритет – страны Латинской Америки, отношения с которыми строятся как на двустороннем уровне, так и в формате Ибероамериканского сообщества наций (ИСН). Ориентиром здесь служит создание латиноамериканскими и иберийскими государствами международного трансатлантического пространства (макрорегиона). Стратегической целью является превращение Ибероамерики в одну из несущих конструкций формирующегося полицентричного миропорядка. В этом случае Испания будет одновременно представлена в двух центрах новой мировой системы – ЕС и ИСН, что в исторической перспективе может открыть перед страной большие возможности.

В фокусе дипломатических усилий Мадрида – регион Средиземноморья. Это направление оказалось весьма эффективным по своим результатам, поскольку испанскому транснациональному капиталу удалось проникнуть на рынки североафриканских и ближневосточных стран и закрепить их в роли важной сырьевой базы энергетического сектора Испании. Именно с этими государствами была связана крупнейшая дипломатическая инициатива правительства ИСРП – «Альянс цивилизаций», явившаяся частью движения к культурно-цивилизационной совместимости современного мира. В геополитическом смысле Мадрид стремился к тому, чтобы Испания не стала первой линией европейской обороны против радикальных представителей ислама и жертвой конфликтов, сотрясающих мусульманский мир.

В список «критически важных»  для Испании регионов в начале XXI в. вошла Африка к югу от Сахары. Такие страны, как Экваториальная Гвинея, Нигерия и Южная Африка, приобрели статус значимых торгово-экономических партнеров и способствовали диверсификации внешних связей, расширению сырьевой базы испанской экономики. Именно эту цель и преследовал Мадрид, наращивая помощь африканским странам и помогая им в решении социальных проблем. Наибольших значений эта помощь достигла в период второй легислатуры (2008–2011 гг.) правительства Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, при котором содействие беднейшим государствам приобрело характер долгосрочной стратегии.

Между тем ситуация на южном  и юго-восточном направлениях является неустойчивой и может в любой  момент для Испании осложниться. События в Ливии и вокруг Сирии  – яркое тому доказательство.

Торгово-экономические ставки Мадрида особенно велики в Азиатско-Тихоокеанском регионе. АТР превратился в мощную мировую силу, стал подлинным «фаворитом процесса глобализации», равновеликой Западу несущей конструкцией мирового сообщества. Отношения с Китаем, Индией, Японией, «азиатскими тиграми» и другими странами формируют новый вектор международной деятельности испанского государства. Высокая динамика и беспрецедентный масштаб происходящих в этом районе процессов и событий – один из главных вызовов испанской дипломатии, которая должна эффективно содействовать национальному бизнес-сообществу, стремящемуся утвердиться на азиатских и тихоокеанских рынках.

При обсуждении перспектив Испании в многополярном мире нельзя обойти вниманием ее отношения  с Россией. Актуальной задачей остается раскрытие потенциала испано-российского политического, торгово-экономического и научно-технического сотрудничества – в частности, в свете синхронных по времени модернизационных усилий двух стран. Анализ ключевых международных процессов и кризисов с российским и испанским участием свидетельствует о наличии у обоих государств в целом близких или совпадающих интересов. Основным контекстом выстраивания испано-российского партнерства во втором десятилетии XXI в. станет преодоление последствий мирового кризиса. Необходимо генерировать нестандартные идеи и подходы, способные создать новые форматы и реально работающие институты испано-российского сотрудничества, в том числе в русле практической реализации концепции «Партнерство для модернизации».

Тяжелые финансово-экономические  и социально-психологические последствия  кризисных потрясений 2008–2011 гг. нанесли  ущерб ресурсной базе внешней  политики, ослабили региональные и  глобальные позиции Мадрида, значительно  сузив политическое поле для маневра.

В период кризиса проявилась периферийность Испании, ее относительная  слабость по сравнению с лидерами ЕС – Германией и Францией. Сохраняющаяся  финансовая уязвимость ставит перед  испанской дипломатией ряд сложных  задач. Во-первых, Мадриду следует  соизмерять внешнеполитические шаги с  имеющимися ресурсами, обеспечивать связь  между поставленными целями и  конкретными инструментами их достижения, делать внешнюю политику экономически обоснованной, низкозатратной. Во-вторых, Испания должна последовательно отвергать конфронтационный подход и придерживаться кооперационной повестки дня в отношениях с большинством внешнеполитических контрагентов, искать точки взаимопонимания и сферы взаимодействия, участвовать в разблокировании кризисных ситуаций и таким образом отражать возникающие угрозы. В-третьих (и это главное), путь к повышению роли и веса Испании в мировой политике лежит через устранение внутренних изъянов национальной социально-экономической модели. Кардинальная задача внешней политики Мадрида – эффективное содействие комплексной модернизации испанской экономики, ее переводу на рельсы инновационного развития с использованием всех преимуществ широкого международного сотрудничества.

Определенные изменения  во внешней политике испанского государства  связаны с институциональными переменами, начало которым положило вступление в силу 1 декабря 2009 г. Лиссабонского договора (своего рода Конституции light Европейского союза). Учреждение постов фактически президента и министра иностранных дел ЕС и формирование дипломатического корпуса Евросоюза (Европейской службы внешнеполитической деятельности – ЕСВД) расширяют горизонты и увеличивают международные возможности Объединенной Европы, но одновременно акцентируют проблему координации дипломатических усилий Брюсселя и отдельных стран-членов Евросоюза. Это создает во многом новый контекст деятельности Мадрида на мировой арене и неизбежно корректирует содержание внешнеполитического курса Испании и его механизмы. Эффективное сопряжение коммунитарной и национальной внешних политик стало еще одним вызовом испанскому истеблишменту и его дипломатической службе.

С учетом названных обстоятельств  представляется рациональным укрепление двухпартийной внешней политики, при которой, независимо от того, какая партия – ИСРП или НП – находится у власти, каждая из них защищает консенсусно понимаемые национальные интересы. В этом случае открывающиеся перед Испанией в процессе формирования многополярного мира внешние возможности могут быть использованы для внутреннего социально-экономического развития. 

 

Список используемых источников

  1. Альтамира-и-Кревеа Р. История Испании. М., 1951
  2. Волкова Г.И., Дементьев А.В. Политическая история Испании ХХ века. М., 2005.
  3. Гарсиа Х. Испания XX в. М., 1967
  4. Голубчик М. М., Евдокимов С. П. География: Учебник для экологов и природопользователей. М., 2003
  5. Лагутина Е.И., Лачининский В.А. Страны Пиренейского полуострова. Л., 1984
  6. http://www.krugosvet.ru
  7. http://geo2000.ru/

 


Информация о работе Комплексная характеристика Испании