Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:20, реферат
настоящее время на территории Ямало-Ненецкого автономного округа проживает около 20 народов. Большинство из них поселились на Ямале после второй половины 20 века, что связано с освоением Советским Союзом северных земель. Лишь несколько народов жили на крайнем севере с незапамятных временен, территория полуострова Ямал и Нижнего Приобья является исторической родиной для хантов, ненцев, коми-ижемцев, селькупов.
В настоящее время на территории
Ямало-Ненецкого автономного
Ханты
Ханты – это народ, издревле проживающий на севере Российской Федерации, преимущественно на территориях Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Ханты – не единственное название данного народа, на западе он известен как остяки или югры, однако более точное самоназвание «ханты» (от хантыйского «кантах» - человек, народ) в советское время было закреплено в качестве официального.
В исторических хрониках первые письменные упоминания о народе ханты встречаются в русских и арабских источниках Х века нашей эры, но доподлинно известно, что предки хантов проживали на территории Урала и Западной Сибири уже в 6-5 тысячелетии до н.э., впоследствии они были вытесненными кочевниками в земли Северной Сибири.
Обычно ханты – это люди невысокого
роста, около 1,5-1,6 м, с прямыми черными
или темно-каштановыми
Культура народа, язык и духовный
мир не однородны. Это объясняется
тем, что ханты расселились довольно
широко и в разных климатических условиях
сформировались различные культуры. Южные
ханты в основном занимались рыболовством,
однако им были известны также земледелие
и скотоводство. Основными занятиями северных
хантов были оленеводство и охота, реже
рыболовство.
Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона. Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда предварительно выкапывали яму (по тип землянки). Ханты-оленеводы жили в чумах – переносное жилище, состоящее из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой (летом) или шкурами (зимой).
Ханты с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Также у хантов существовали тотемные покровители, семейные божества и покровители-предки. Каждый род имел свое тотемное животное, его почитали, считая одним из далеких родственников. Данное животное нельзя было убивать и употреблять в пищу.
Медведя почитали повсеместно, его считали защитником, он помогал охотникам, охранял от болезней, разрешал споры. При этом на медведя, в отличии от других тотемных животных, можно было охотиться. Для того чтобы примирить дух медведя и убившего его охотника ханты устраивали медвежий праздник. Лягушка почиталась как хранительница семейного счастья и помощница рожениц. Были и священные места, место на котором живет покровитель. На таких места запрещалась охота и рыбалка, так как животных охраняет сам покровитель.
До наших дней традиционные ритуалы и праздники дошли в измененном виде, их адаптировали под современные взгляды и приурочили к определенным событиям (например медвежий праздник проводят перед выдачей лицензий на отстрел медведя).
Ненцы
Ненцы населяют обширную территорию северных земель Российской Федерации от побережья Северного Ледовитого океана до полуострова Таймыр. Ненцы преимущественно проживают на территории Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа и Таймырского автономного округа.
Это народ самодийской группы, в первом тысячелетии нашей эры мигрировавший на северные земли из южной Сибири. Самоназвание ненцев – ненць, ненэй – что в переводе с ненецкого языка означает настоящий человек, с 1930 этот термин является официальным названием народа. Иногда можно встретить и другие, уже устаревшие, названия – юраки, самоеды.
У народа есть свой язык – ненецкий
- относящийся к уральской
В облике ненцев сочетаются монголоидные и европеоидные черты. Обычно это невысокие (около 1,6 м) люди со светлой иногда слегка желтоватой кожей, каштановыми или черными волосами, темно-карими глазами.
За долгие века жизни в суровых северных условиях ненцы научились изготавливать уникальную одежду, наилучшим образом сохраняющую тепло и защищающую от ветра, снега, дождя и мороза. Одежда ненцев делиться на мужскую и женскую.
Мужская зимняя одежда состоит из малицы, пим, меховых штанов, пояса, чижей, совика и шапки. Женская зимняя одежда включает ягушку, пимы, меховые штаны, пояс, чижи и шапку. Малица представляет собой глухую мужскую верхнюю одежду до колен из оленьих шкур, сшитых мехов внутрь. К горловине малицы пришивают капюшон на завязках, а к рукавам варежки. Малица подвязывается поясом. На малицу надевается совик – также глухая верхняя одежда, но она сшита мехом наружу, капюшон отделан мехом, нет вшитых варежек. Совик носиться без пояса.
Женщины зимой носят ягушку, она отличается от мужской малицы только разрезом спереди и богатой отделкой. Ненецкая обувь обычно шьется высокой, до паха, такую обувь называют пимы. Пимы шьются из шкур, снятых с ног оленей, на пошив мужских пим уходит около 10 шкурок, на пошив женских 8. Для удобства ношения пимы подвязывают ремешками под коленями и закрепляют ремешками к кольцам, нашитым на меховые штаны. Под пимы надевают чижи – меховые чулки до паха, женские чижи короче мужских.
Летняя одежда редко шилась специально, обычно это была поношенная зимняя одежда без подклада у которой сильно вытерся мех. С приходом русских и развитием торговли летнюю одежду стали шить из сукна.
Коми
Известно, что народ коми живет на северных землях с 1 тысячелетия до нашей эры. Название коми происходит от самоназвания народа – коми войтыр, что в переводе означает коми народ. Коми нередко называют зырянами, слово зыряне в переводе с коми языка означает живущий на границе. В результате постепенного расселения народ коми условно разделился на северный (коми-ижемцы) и южный (сысольцы, прилузцы) этносы.
Коми в основном проживают на
территории республики Коми, часть
коми проживает в Ямало-Ненецком
автономном округе и Ханты-Мансийском
автономном округе.
Язык коми (коми язык, коми-зырянский язык)
относится к уральской языковой семье.
В основу письменности коми положена кириллица.
В северных районах Российской Федерации
выходят телепередачи и печатные издания
на коми-языке.
Обычно зыряне имеют средний или чуть выше среднего рост (около 165-170 см), правильное телосложение. Невысокое, слегка уплощенное лицо обрамлено темными или черными волосами, переносье широкое, глаза серые или карие. Ближе к югу у коми встречаются голубые глаза и светлые волосы.
Северные коми были оленеводами, охотниками и рыбаками, южные коми занимались охотой и рыбалкой, знали скотоводство и земледелие, но до 18 века это были скорее подсобные отрасли. В 18 веке из-за увеличения добычи промысловых зверей произошло резкое сокращение их численности, с этого времени скотоводство, оленеводство и земледелие стали основными занятиями коми.
Коми жили в деревнях и селах, расположенных на берегу реки. Дома старались располагать вдоль реки в один ряд. Северные поселения располагались на значительных расстояниях друг от друга и состояли из нескольких домов. В южных поселениях могло жить до нескольких сотен человек, нередко такие поселения образовывались из-за слияния соседних деревень.
Жилищем служили срубные прямоугольные избы с высоким подклетом (нижним этажом, чаще всего нежилым), крытые односкатной крышей. Во дворе находились хозяйственные постройки и двухэтажный хлев.
Одежда южных коми по стилю и крою напоминала русскую одежду. Женщины носили рубахи, сарафаны, шубы; мужской гардероб состоял из рубахи, холщевых штанов, кафтана и шубы. Отличие от русских костюмов заключалось в используемых цветах тканей и особенностях отделки. Северные коми нередко носили одежду, характерную для ненцев.
Селькупы
Селькупы – самый
Официальное название народа – селькупы – утвердили только в 30-х годах 20 века, оно происходит от самоназвания северной этнографической группы и переводиться как лесной человек. Однако, это не единственное самоназвание народа, южные селькупы называли себя чумылкуп (земляной человек), обские – сюсёкуп (таежный человек).
Селькупы относятся к
Селькупский язык относится у уральской языковой семье. У селькупов долгое время не существовало письменности, первая попытка создать письменность на основе кириллицы относиться к 19 веку, однако эта попытка не имела большого успеха так как русский алфавит не позволил корректно передать звучание языка.
Вторая попытка состоялась в 30х годах 20 века, за основу приняли латиницу, издали большое количество учебной литературы на селькупском языке. Но всего через 7 лет, в 1930 году селькупскую письменность снова перенесли на кириллицу из-за чего началась большая путаница. В настоящее время селькупский язык практически не используется в печатных источниках, основными сферами применения языка остаются народные промыслы, общение в семье, фольклор.
Традиционными занятиями селькупов являются рыболовство и охота. Северные селькупы занимались оленеводством в основном в качестве вспомогательной отрасли (транспорт, шкуры и.т.д.). Южные селькупы умели изготавливать керамические изделия, обрабатывать металлы, ткать холсты, добились больших успехов кузнечном деле, выращивали зерно и табак. Данные отрасли активно развивались вплоть до 17 века, когда были вытеснены более качественными привозными товарами.
Информация о работе Коренные жители Ямало-Ненецкого автономного округа