Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:50, доклад
Для большинства людей главным, если не единственным, источником географических знаний является школа. И я, как учитель географии, осознаю, что от того, как я организую процесс обучения и воспитания, какие цели и задачи буду реализовывать, какие ценности пропагандировать, зависит уровень географической культуры и гуманистических качеств личности ученика.
Для решения вышеназванных задач я применяю культурологический подход в обучении.
Культурологический подход в географическом образовании как средство формирования гуманистических качеств личности.
Работая учителем географии в течение почти 18 лет, я убедилась в том, что роль географических знаний в гармонизации отношений человека с природой, в выработке навыков рационального природопользования, в сохранении жизненной среды человечества, его культурного наследия велика. Не менее значима роль географии в воспитании человеколюбия, толерантности, уважения к другим расам и народам, их религии, культуре. Особенно это актуально в связи с увеличением очагов международной напряженности, с терроризмом, нацизмом и национализмом.
Для большинства
людей главным, если не единственным,
источником географических знаний является
школа. И я, как учитель географии,
осознаю, что от того, как я организую
процесс обучения и воспитания, какие
цели и задачи буду реализовывать, какие
ценности пропагандировать, зависит
уровень географической культуры и
гуманистических качеств
Для решения вышеназванных задач я применяю культурологический подход в обучении.
В качестве теоретической базы мною использован труд В.А.Щенева «Культурологический принцип в изучении географии своей области».
География обладает
огромным культурологическим потенциалом
во всех сферах изучения: природе, населении,
его хозяйственной
Рассматривая программный материал через призму культуры, анализируя возможности применения культурологического подхода, я определила темы с культурологическим потенциалом, выделила культурологические объекты и явления, с опорой на которые реализую данный подход в обучении. Кроме этого, учитывая, что культурологические знания имеют межпредметный характер, мною определены уроки, на которых возможна межпредметная интеграция. (Смотри таблицу 1)
Таблица 1.Тематическое планирование уроков географии
(фрагменты)
Класс |
Тема |
Культурологические объекты |
Личностная значимость |
Интеграция, предмет |
6 |
Введение |
Первые представления людей о форме и размерах Земли, изображения, первые приборы для |
Общеобразоват-ое значение, расширение кругозора |
История (путешествия), астрономия (смена дня и ночи, ориентирование по звездам) |
6 |
План местности |
Первые изображения местности, азимут, компас, топографическая карта |
Умение ориентироваться Практическое значение топогр. карты |
История (наскальные изображения, древние племена) математика (угол, градусная мера окружности) |
6 |
Карта |
Глобус, карта, условные знаки, геогр. координаты |
Возможность видеть модель и поверхность Земли, источник информации, умение ориентироваться в |
История (первые глобусы), математика (окружность, градусная мера, параллельные и перпендикулярные прямые) |
6 |
Гидросфера |
Батискаф, акваланг, скафандр, морские суда, каналы, плотины речные суда, водохранилища, мосты, ГЭС колодцы |
Изучение подводного мира, судоходство, рыболовство, морской туризм, получение электроэнергии, добыча торфа, нефти и газа, пресная вода |
Физика (техника), история (великие мореплаватели) биология (жизнь в воде) изобразит. иск. (изображения рек, озер, морей ит.д.) Литература (описания водоемов) Музыка (песни о реках, озерах) |
6 |
Атмосфера |
Термометр, барометр, гигрометр, флюгер, осадкомер, синоптическая карта, воздушные и космические суда, зонт |
Наблюдение за погодой, поездки, путешествия, спутниковая связь |
Физика (техника, приборы, атм. явления) изобразит. иск. (худ. изобр-е атмосферных явлений) Литература ( описания атм. явлений) |
7 |
Южная Америка |
Бразильские карнавалы, футбол, коррида, латиноамериканские танцы, кофе, культура древних индейских племен родина картофеля, томатов, табака, Мачу-Пикчу |
Расширение кругозора Латиноамерик. танцы |
История (древние индийские племена) Музыка (латиноамер. мелодии, танцы) |
7 |
Северная Америка |
Иглу эскимосов, вигвамы индейцев, небоскребы, статуя Свободы, Дисней-ленд, Голливуд, штаб-квартиры ООН, канадский хоккей, национ. парки |
Расширение кругозора |
История (война севера с югом) Литература (песни и стихи негров, «Хижина дяди Тома») Политика и право (организации ООН) Музыка (кантри) |
9 |
Население |
Религии, особенности размещения, города и села, народные промыслы |
Общеобразоват-ое значение |
История (как происходило освоение и заселение России) |
8,9 |
Восточная Сибирь |
Жизнь в экстремальных условиях, национальные традиции, быт, еда, одежда |
Общеобразоват-ое значение |
Основы безоп-сти жизнед-сти (выживание в экстр. условиях), технология(выделка шкур, национальная одежда, обувь, головные уборы,блюда) |
Эффективность любого обучения определяется его системностью и последовательностью.
Осуществляя
культурологический подход, большое
внимание уделяю особенностям быта, народным
традициям населения материков,
отдельных стран. Мы рассматриваем
и сравниваем особенности жилья,
национальную кухню, костюмы, музыкальные
предпочтения разных народов. Особенный
акцент делаю на вкладе разных народов
в мировую культуру: латиноамериканские
танцы, восточные виды борьбы, искусства,
африканская музыка, археологические
и исторические достопримечательности
Европы, Азии и т.д. Ребята выполняют
творческие задания в виде проектов.
Изготавливают макеты жилищ, кукол.
В Антарктиде нет постоянного
населения, поэтому мы знакомимся с
особенностями
Курсы социально-экономической географии России и мира, особенно их региональная часть, обладают большим культурологическим потенциалом, что дает возможность проводить уроки, посвящая их одному региону или какой - то одной стране, знакомясь с национальными традициями, особенностями быта, ведения хозяйства, народными промыслами, вкладом в мировую цивилизацию. При изучении Центрального района России, проводится урок, посвященный народным промыслам (Гжельская, Хохломская и Городецкая росписи, Вологодское кружево, Жостовские подносы, Великоустюжское чернение серебра). При изучении Японии, учащиеся знакомятся с искусством ношения кимоно, составления икебаны, чаепития, национальными праздниками, блюдами, видами борьбы, японским театром. Изучая Индию, Китай, учащиеся узнают об особенностях демографической политики в этих странах, чудесами архитектуры, национальной одежде. В проведение предметной декады включаю мероприятия культурологического характера. Проект «География за чашкой чая» объединил учащихся 8-11 классов. Каждый класс готовил церемонию чаепития в определенной стране – России, Японии, Китае, Англии. Предваряли чаепитие презентации о культурных особенностях стран.
Большую роль
в осуществлении
На уроках
в 9 и 10 классах с целью формирования
политической культуры я провожу
«минутки информации», на которых мы
обсуждаем актуальные события, как
в нашей стране, так и в мире.
Это позволяет формировать у
детей собственное
Огромное воспитательное значение имеет изучение культурно-географических особенностей своего края, района, села.
Понимая, что любовь и бережное отношение к природе малой Родины – залог любви к Родине большой, особое внимание я уделяю изучению географии нашего села и его окрестностей. Начинается изучение в 6 классе с наблюдений во время экскурсий, выполнения практических работ по изучению рельефа, водных объектов, составления простейших планов местности, использования личного опыта, знаний учащихся. В качестве творческих домашних заданий ребята проводят опросы населения, исследования, узнавая, как происходило заселение и освоение села, о происхождении названий местных географических объектов.
В результате
к курсу географии России уже
имеются основные знания о селе и
окружающей природе. В 8 классе знания
систематизируются, углубляются и
расширяются за счет знакомства с
природными комплексами, природными ресурсами,
памятниками природы в
Осуществление данного проекта, а также в целом решение всех образовательных и воспитательных задач только в рамках урока не возможно, поэтому большую роль играет организация внеурочной деятельности по предмету.
Многое в воспитании зависит от того, что окружает ребенка. А окружать его должно очень многое и позитивное, в том числе красота.
Все кабинеты и рекреации школы украшены комнатными цветами, композициями сухоцветов. Экологизация педагогической среды – одно из направлений работы по экологическому образованию и воспитанию школьников. Проектно-исследовательская работа «Экологический паспорт школы» позволила нам увидеть направление дальнейшей работы.