Культурологический подход в географическом образовании как средство формирования гуманистических качеств личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 19:50, доклад

Описание работы

Для большинства людей главным, если не единственным, источником географических знаний является школа. И я, как учитель географии, осознаю, что от того, как я организую процесс обучения и воспитания, какие цели и задачи буду реализовывать, какие ценности пропагандировать, зависит уровень географической культуры и гуманистических качеств личности ученика.
Для решения вышеназванных задач я применяю культурологический подход в обучении.

Файлы: 1 файл

Культурологический подход в географическом образовании как средство формирования гуманистических качеств личности.docx

— 22.43 Кб (Скачать файл)

Культурологический  подход в географическом образовании  как средство формирования гуманистических качеств личности. 

 

Работая учителем географии в течение почти 18 лет, я убедилась в том, что роль географических знаний в гармонизации отношений человека с природой, в выработке навыков рационального природопользования, в сохранении жизненной среды человечества, его культурного наследия велика. Не менее значима роль географии в воспитании человеколюбия, толерантности, уважения к другим расам и народам, их религии, культуре. Особенно это актуально в связи с увеличением очагов международной напряженности, с терроризмом, нацизмом и национализмом.

Для большинства  людей главным, если не единственным, источником географических знаний является школа. И я, как учитель географии, осознаю, что от того, как я организую  процесс обучения и воспитания, какие  цели и задачи буду реализовывать, какие  ценности пропагандировать, зависит  уровень географической культуры и  гуманистических качеств личности ученика.

Для решения  вышеназванных задач я применяю культурологический подход в обучении.

В качестве теоретической базы мною использован  труд В.А.Щенева «Культурологический  принцип в изучении географии  своей области».

География обладает огромным культурологическим потенциалом  во всех сферах изучения: природе, населении, его хозяйственной деятельности. При культурологическом подходе  природные и социально-экономические  объекты рассматриваются как  целостные образования, формирующие  бытие человека.

Рассматривая  программный материал через призму культуры, анализируя возможности применения культурологического подхода, я  определила темы с культурологическим потенциалом, выделила культурологические объекты и явления, с опорой на которые реализую данный подход в  обучении. Кроме этого, учитывая, что  культурологические знания имеют межпредметный  характер, мною определены уроки, на которых  возможна межпредметная интеграция. (Смотри таблицу 1)

 

 

Таблица 1.Тематическое планирование уроков географии

(фрагменты)

Класс

Тема

Культурологические

объекты

Личностная значимость

Интеграция,

предмет

6

Введение

Первые представления людей о  форме и размерах Земли, изображения,

первые приборы для ориентирования

Общеобразоват-ое

 значение,

расширение кругозора

История (путешествия),

астрономия (смена дня и ночи, ориентирование по звездам)

6

План местности

Первые изображения местности,

азимут, компас,

топографическая карта

Умение ориентироваться

Практическое значение топогр. карты

История (наскальные изображения,

древние племена)

математика (угол,

градусная мера окружности)

6

Карта

Глобус, карта, условные знаки, геогр. координаты

Возможность видеть модель и поверхность  Земли, источник информации,

умение ориентироваться в пространстве

История (первые глобусы),

математика (окружность, градусная  мера, параллельные и перпендикулярные прямые)

6

Гидросфера 

Батискаф, акваланг, скафандр, морские  суда, каналы, плотины

речные суда, водохранилища, мосты, ГЭС

колодцы

Изучение подводного мира, судоходство, рыболовство, морской туризм, получение  электроэнергии, добыча торфа, нефти  и газа,

пресная вода

Физика (техника),

история (великие мореплаватели)

биология (жизнь в воде)

изобразит. иск. (изображения рек, озер, морей ит.д.)

Литература (описания водоемов)

Музыка (песни о реках, озерах)

6

Атмосфера

Термометр, барометр, гигрометр, флюгер, осадкомер, синоптическая карта, воздушные  и космические суда, зонт

Наблюдение за погодой, поездки, путешествия, спутниковая связь

Физика (техника, приборы, атм. явления)

изобразит. иск. (худ. изобр-е атмосферных  явлений)

Литература

( описания атм. явлений)

7

Южная Америка

Бразильские карнавалы, футбол, коррида, латиноамериканские

танцы, кофе, культура древних индейских  племен

родина картофеля, томатов, табака, Мачу-Пикчу

Расширение кругозора

Латиноамерик. танцы

История (древние индийские племена)

Музыка (латиноамер. мелодии, танцы)

7

Северная Америка 

Иглу эскимосов, вигвамы индейцев, небоскребы, статуя Свободы, Дисней-ленд, Голливуд, штаб-квартиры ООН, канадский хоккей, национ. парки

Расширение кругозора

История (война севера с югом)

Литература (песни и стихи негров, «Хижина дяди Тома»)

Политика и право (организации  ООН)

Музыка (кантри)

9

Население

Религии, особенности размещения, города и села, народные промыслы

Общеобразоват-ое значение

История (как происходило освоение и заселение России)

8,9

Восточная Сибирь

Жизнь в экстремальных

условиях, национальные традиции, быт, еда, одежда

Общеобразоват-ое значение

Основы безоп-сти жизнед-сти (выживание  в экстр. условиях), технология(выделка  шкур, национальная одежда, обувь, головные уборы,блюда)


 

Эффективность любого обучения определяется его системностью и последовательностью.

Осуществляя культурологический подход, большое  внимание уделяю особенностям быта, народным традициям населения материков, отдельных стран. Мы рассматриваем  и сравниваем особенности жилья, национальную кухню, костюмы, музыкальные  предпочтения разных народов. Особенный  акцент делаю на вкладе разных народов  в мировую культуру: латиноамериканские танцы, восточные виды борьбы, искусства, африканская музыка, археологические  и исторические достопримечательности  Европы, Азии и т.д. Ребята выполняют  творческие задания в виде проектов. Изготавливают макеты жилищ, кукол. В Антарктиде нет постоянного  населения, поэтому мы знакомимся с  особенностями жизнедеятельности  в экстремальных условиях. Урок по этой теме я назвала «Человек в  Антарктиде». Провожу его как  урок-проект. Работая в группах, учащиеся составляют Кодекс полярника (определяют, какими знаниями, умениями, навыками, человеческими  качествами, должен обладать полярник), разрабатывают экипировку, рацион питания, инфраструктуру (связь с внешним  миром, тип бытовых и производственных зданий, места проведения досуга).

Курсы социально-экономической  географии России и мира, особенно их региональная часть, обладают большим  культурологическим потенциалом, что  дает возможность проводить уроки, посвящая их одному региону или какой - то одной  стране, знакомясь с  национальными традициями, особенностями  быта, ведения хозяйства, народными  промыслами, вкладом в мировую  цивилизацию. При изучении Центрального района России, проводится урок, посвященный  народным промыслам (Гжельская, Хохломская и Городецкая росписи, Вологодское  кружево, Жостовские подносы, Великоустюжское  чернение серебра). При изучении Японии, учащиеся знакомятся с искусством ношения  кимоно, составления икебаны, чаепития, национальными праздниками, блюдами, видами борьбы, японским театром. Изучая Индию, Китай, учащиеся узнают об особенностях демографической политики в этих странах, чудесами архитектуры, национальной одежде. В проведение предметной декады включаю мероприятия культурологического характера. Проект «География за чашкой чая» объединил учащихся 8-11 классов. Каждый класс готовил церемонию чаепития в определенной стране – России, Японии, Китае, Англии. Предваряли чаепитие презентации о культурных особенностях стран.

Большую роль в осуществлении культурологического  подхода играет использование фольклорного материала. Пословицы и поговорки, загадки и стихи, народные приметы  метко  отражают своеобразие природы, быта и жизненного уклада народа, раскрывают причинно-следственные связи многих географических явлений. А также  дают понять учащимся, что независимо от цвета кожи мудрость народная безгранична  и одинаково точна. Установив  соответствие между пословицей африканских  народов «Один гнилой банан всю  ветвь портит» и русской «Одна  паршивая овечка все стадо портит»  ребята в этом убеждаются.

На уроках в 9 и 10 классах с целью формирования политической культуры я провожу  «минутки информации», на которых мы обсуждаем актуальные события, как  в нашей стране, так и в мире. Это позволяет формировать у  детей собственное мировоззрение, потребность жить «здесь» и «сейчас». И дает возможность проявить себя, получить положительную оценку. Осознание проблем, обнаружение причин их возникновения поможет учащимся глубже понять те социально-экономические условия, в которых они живут, избежать критиканской оценки изучаемых явлений.

Огромное  воспитательное значение имеет изучение культурно-географических особенностей своего края, района, села.

Понимая, что  любовь и бережное отношение к  природе малой Родины – залог  любви к Родине большой, особое внимание я уделяю изучению географии нашего села и его окрестностей. Начинается изучение в 6 классе с наблюдений во время экскурсий, выполнения практических работ по изучению рельефа, водных объектов, составления простейших планов местности, использования личного опыта, знаний учащихся. В качестве творческих домашних заданий ребята проводят опросы населения, исследования, узнавая, как происходило  заселение и освоение села, о происхождении  названий местных географических объектов.

В результате к курсу географии России уже  имеются основные знания о селе и  окружающей природе. В 8 классе знания систематизируются, углубляются и  расширяются за счет знакомства с  природными комплексами, природными ресурсами, памятниками природы в окрестностях нашего села. В 9 классе добавляются  знания о численности и составе  населения, демографической ситуации и рынке труда в нашем селе, особенностях социокультурного уклада (народные традиции, промыслы, быт), об основных видах деятельности в базовом  хозяйстве и частном секторе, о развитии инфраструктуры. Результатом  такой целенаправленной и последовательной исследовательской работы является методическое пособие - «Екатерининское и его окрестности». Данное пособие для учащихся позволяет вызвать интерес, сформировать серьезное отношение к изучению географии своей малой Родины. Ведь по географии села есть учебник, хоть и маленький, к созданию которого причастны сами ученики.

Осуществление данного проекта, а также в  целом решение всех образовательных  и воспитательных задач только в  рамках урока не возможно, поэтому  большую роль играет организация  внеурочной деятельности по предмету.

Многое в  воспитании зависит от того, что  окружает ребенка. А окружать его  должно очень многое  и позитивное, в том числе  красота.

Все кабинеты и рекреации школы украшены комнатными цветами, композициями сухоцветов. Экологизация педагогической среды – одно из направлений работы по экологическому образованию и воспитанию школьников. Проектно-исследовательская работа «Экологический паспорт школы» позволила нам увидеть направление дальнейшей работы.


Информация о работе Культурологический подход в географическом образовании как средство формирования гуманистических качеств личности