Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 12:56, реферат
Легкая промышленность объединяет множество отраслей и подотраслей, главные из которых — текстильная, швейная и обувная. Эти отрасли в настоящее время особенно быстро развиваются в странах новой индустриализации и других развивающихся странах, что во многом объясняется их высокой обеспеченностью сырьем и дешевой рабочей силой. Промышленно развитые страны, уступив свои позиции по ряду традиционных массовых, технически несложных производств (дешевые виды тканей, обуви, одежды и др. виды продукции широкого потребления), сохраняют ведущую роль в изготовлении особо модных, высококачественных, дорогих изделий, ориентированных на высокую технологию и квалификацию труда, ограниченный круг потребителей (производство ковров, мехов, ювелирных изделий, эталонов обуви, одежды, тканей из дорогого сырья и т. п.).
Легкая промышленность объединяет множество отраслей и подотраслей, главные из которых — текстильная, швейная и обувная. Эти отрасли в настоящее время особенно быстро развиваются в странах новой индустриализации и других развивающихся странах, что во многом объясняется их высокой обеспеченностью сырьем и дешевой рабочей силой. Промышленно развитые страны, уступив свои позиции по ряду традиционных массовых, технически несложных производств (дешевые виды тканей, обуви, одежды и др. виды продукции широкого потребления), сохраняют ведущую роль в изготовлении особо модных, высококачественных, дорогих изделий, ориентированных на высокую технологию и квалификацию труда, ограниченный круг потребителей (производство ковров, мехов, ювелирных изделий, эталонов обуви, одежды, тканей из дорогого сырья и т. п.).
В одежде и обуви четко проявляются
профессиональные признаки человека (военное
обмундирование, костюмы служащих,
различные виды спецодежды), его
религиозная принадлежность (одеяние
священнослужителей), классовая принадлежность,
интеллектуальный уровень. Несмотря на
интернационализацию стиля
Большинство изделий легкой промышленности – результат художественной деятельности специалистов высокого класса. Это составляет одну из специфических черт легкой промышленности. Человеку свойственно чувство прекрасного, необходима смена состояния (физического, духовного, эмоционального, трудового и т.д.). Таким образом, потребление продукции отрасли связано с условиями жизни, ее ритмами – суточными, сезонными, сменой местонахождения – на работе, на отдыхе, в домашней обстановке, пребывание в городе или сельской местности и т.д.
Текстильная промышленность в эпоху
НТР существенно изменила свою структуру.
На протяжении длительного периода
времени главной отраслью текстильной
промышленности мира оставалась хлопчатобумажная,
за которой следовали шерстяная,
льняная и переработка
Текстильная промышленность в целом более быстрыми темпами развивается по группе развивающихся стран. Главным регионом текстильной промышленности в мире стала Азия, дающая сегодня около 70% общего количества тканей, более половины производства хлопчатобумажных и шерстяных тканей.
Основными производителями
Среди ведущих продуцентов шерстяных тканей также значительная часть азиатских стран. Крупнейший в мире изготовитель этих тканей – Китай (15%), далее следуют Италия (14%), Япония, США, Индия, Турция, Республика Корея, ФРГ, Великобритания, Испания.
И в производстве наиболее дорогих шелковых тканей, при абсолютном лидерстве США (свыше 50%), так же очень велика доля азиатских стран, особенно Индии, Китая и Японии (более 40%).
Значительно уменьшилось производство льняных тканей. В большом количестве их выпускают только в России и в странах Западной Европы (во Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании).
Развитые страны мира (особенно США, Италия, Япония, ФРГ, Франция), при сокращении их доли в производстве хлопчатобумажных и шерстяных тканей, остаются крупнейшими производителями трикотажа, тканей из химических волокон (синтетических и смесовых). Хотя и в этих видах текстильной промышленности их роль неуклонно падает за счет организации производства в развивающихся странах (Индия, Китай, Республика Корея, Тайвань и др.).
В России, бывшей одним из крупнейших изготовителей всех видов натуральных тканей в мире, в их производстве наблюдается сильнейший спад.
Велико значение развивающихся стран и в производстве продукции швейной промышленности (бельевые изделия, верхняя одежда и пр.). Многие из них, и прежде всего Китай, Индия, Южная Корея, Тайвань, Колумбия, стали крупнейшими производителями и экспортерами готовой одежды. Развитые страны (особенно США, Франция, Италия и др.) все больше специализируются на производстве модных, элитарных, индивидуальных изделий,
Обувная промышленность среди отраслей легкой индустрии в наибольшей мере переместилась из развитых стран в страны с дешевым трудом – развивающиеся страны. Лидерами в изготовлении обуви стали КНР (обогнавшая по ее производству прежних лидеров Италию и США и дающая более 40% обуви в мире) и другие азиатские страны — Республика Корея, Тайвань, Япония, Индонезия, Вьетнам, Таиланд. В развитых странах (выделяются Италия, США, Австрия, ФРГ) сохранилось в основном изготовление кожаной обуви из дорогого сырья, с высокой трудоемкостью производства. Крупнейшим производителем и экспортером такой обуви является Италия. В России производство обуви за последние годы сократилось в несколько раз, и страна из крупнейшего в мире продуцента обуви (в 1990 г. уступала только КНР) превратилась в значительного ее импортера.
Легкая промышленность – самая динамичная отрасль индустрии, учитывающая смену моды, вкусов, умеющая «чувствовать» специфику рыночного спроса. Отличительная особенность отрасли – спрос на рабочую силу, обладающую профессиональными традициями и навыками изготовления, художественной культурой и вкусом. Отрасль непрерывно предъявляет все новые требования к сырью и полуфабрикатам, фурнитуре, их оформлению и т.д. Быстрая смена фасонов, внедрение новых изделий предъявляют и свои требования к оборудованию, всей организации производства.
Особая проблема легкой промышленности
– учет специфических вкусов непосредственного
потребителя ее продукции, целесообразность
использования в конкретных географических
условиях, в разной обстановке (работа,
дом, отдых, прогулка, спорт и т.д.).
Климатические особенности даже
в одной стране могут быть разными,
что требует соответствующей
одежды и обуви. Изделия отрасли
учитывают возраст покупателя, его
физические данные, должны отвечать санитарно-гигиеническим
стандартам их использования. Продукция
должна соответствовать и самым
разнообразным культурно-