Механизм рационального использования природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 23:40, курсовая работа

Описание работы

Мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизнедеятельности современного человека. Каждый день добываются тонны, баррели, кубометры природных ресурсов, каждый день мы можем наблюдать наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. В современной рыночной экономике бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, экономическими подходами. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать работающие, эффективные механизмы рационального использования природных ресурсов, успехи уже достигнуты, но на этом не стоит останавливаться.

Файлы: 1 файл

kurs-ecprir.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

С каждым годом растут затраты на воспроизводство природных ресурсов и на природоохранные мероприятия. Предлагается создать  экологические фонды как предприятий, так и территорий. Источниками образования экологических фондов предприятий могут быть: амортизационные отчисления по природоохранным сооружениям и объектам, доходы от хранения в банке средств экологического фонда; часть прибыли предприятия, используемой для финансирования природоохранной деятельности; кредиты, субсидии территориальных экологических фондов и банков на снижение вредных воздействий выбросов предприятия на окружающую среду; другие источники.

Применительно к обеспечению охраны природы и рационального использования природных ресурсов кредит может служить дополнительным источником финансирования ресурсосберегающих мероприятий. Стимулирующее действие кредита заключается в том, что он предоставляется в зависимости от результатов работы предприятий. При этом учитывается степень выполнения последними производственных планов и,  наконец, накоплений, состояние экономики и финансов, своевременное и полное выполнение обязательств в части погашения кредитов. Особую роль в процессе использования экономических фондов при управлении рациональным природопользованием играет материальное стимулирование.

Применяемые долгое время командно-административные методы  управления народным хозяйством ориентировали предприятия на эксплуативный рост промышленного производства, добычи полезных ископаемых, использования сельскохозяйственных площадей, и т.п. Экономические рычаги оптимизации природопользования были малоэффективны.  Другими словами,  в  сферу природопользования в должной мере не были включены экономические рычаги и ответственность трудовых коллективов и отдельных работников за результат, своего труда.

Перевод предприятий на работу в условиях налогообложения прибыли изменяет содержание экономического механизма рационального природопользования. Балансовая прибыль предприятия, а, следовательно, и прибыль, остающаяся в его распоряжении, прямо зависят от уровня использования им резервов увеличения выпуска дополнительной продукции,  в том числе и за счет комплексного использования природных ресурсов, снижения потерь при их обработке. Кроме того, прибыль  зависит от вредного воздействия в результате хозяйственной деятельности на окружающую среду. В этих условиях для предприятий важны все  источники увеличения прибыли, в том числе и от льгот в налогообложении и поощрительных выплат, стимулирующих природоохранную деятельность. Важное значение при работе предприятий в условиях налогообложения прибыли имеет система налоговых льгот от экологичности  хозяйственной деятельности, которая значительно стимулирует природоохранную деятельность предприятий.

Уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий при осуществлении их за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий: налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, а также приборы и оборудование для мониторинга окружающей среды. Наряду с мерами поощрительного воздействия, должны применяться меры экономической ответственности за нарушение правил рационального природопользования. Экономические санкции за нарушение природоохранного законодательства выплачивают за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Анализ практики применения действующего экономического механизма управления природопользованием показывает, что требуется его совершенствование на основе разработки экономических и организационных мер, которые позволят достичь реальных результатов в решении проблемы рационального природопользования. На это направлены усилия многих экономистов-экологов.

 

6.ПЛАТА  ЗА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Один из главных принципов начального этапа рыночной системы - равные условия работы для всех предприятий, различающихся географическим положением, техническим уровнем производства и рядом других факторов. Различие в объективных факторах, определяющих уровень производства, приводит к различным трудовым и материальным затратам на производство продукции, и следовательно, к различной прибыли предприятий.

Таким образом,  рентабельность  и  возможность самофинансирования предприятий зависит от объективных (природно-географических) и  субъективных факторов, характеризующихся  уровнем общественного развития (спросом на продукцию, объемы производства продукции,  уровень технического оснащения, уровень технологии и т. д.). В этих условиях необходимо решить проблему устранения влияния природных факторов на показатели предприятия, чтобы гарантировать им равные экономические возможности социального и технического развития. Однако в промышленности нет единой системы учета и оценки природного фактора, позволяющей методически правильно изымать у "привилегированных" предприятий дифференциальную ренту.

Кроме рассмотренных природных ресурсов имеется некоторое количество природных ресурсов, используемых предприятиями и организациями бесплатно. К ним относятся сельскохозяйственные земли, запасы угля и горючих сланцев, окружающая среда как место для размещения производственных отходов и др.

Плата за природные ресурсы должна соответствовать величине экономического эффекта, получаемого от эксплуатированного природного ресурса на народнохозяйственном уровне, обеспечивать возможность изъятия дифференциальной ренты, возникающей из-за различий в естественной продуктивности этих ресурсов.

Для реализации такого подхода необходимо решить следующие задачи: преодолеть заниженность оптовых и закупочных цен на продукцию природоэксплуатирующих отраслей с целью регулирования ресурсосбережения в народном хозяйстве; обеспечить расширенное воспроизводство природно-ресурсного потенциала на основе полного хозрасчета; осуществить выравнивание условий хозяйствования при формировании дохода нормально работающих предприятий, использующих природные ресурсы разного качества и местоположения.

Плата за ресурсы предназначена для регулирования взаимоотношений государства и предприятия по поводу конкретного природного фактора. Цель ее введения заключается в создании экономических условий для функционирования отдельных предприятий природоэксплуатирующих отраслей и стимулирование рационального использования природных ресурсов, т.е. создание такого механизма экономического стимулирования их использования, который обеспечит повышение эффективности всего общественного производства путем перехода на интенсивный путь развития.

Платежи предприятий за использование природных ресурсов, устанавливаемые на основе дифференциальной  ренты должны рассматриваться как экономические нормативы долговременного действия, характеризующие доход, получаемый предприятием  на основе использования им природных богатств находящихся в государственной собственности. В связи с тем, что этот доход получен не за счет усилий трудового коллектива предприятия, а путем использования предоставленного ему природного источника повышенной продуктивности, он должен изыматься у предприятия и использоваться на региональные и общегосударственные цели.

Стимулирующая функция введения платы за пользование, в том  числе на охрану и восстановление природных ресурсов посредством изъятия у  предприятий  рентных  доходов  через систему  платежей  за  природопользование  реализуется государственная форма собственности на природные ресурсы и своевременно обеспечивается выравнивание условий хозяйствования предприятий, использующих природные ресурсы  разного  богатства и местоположения.

Исходя из роли в обеспечении производственного процесса предлагается разделить все эксплуатируемые природные ресурсы на две группы: природные ресурсы универсального значения и специализированные природные ресурсы. Для промышленных предприятий к природным ресурсам универсального назначения относятся водные ресурсы и прилегающие  территории,  используемые  для размещения в них отходов производства. Природные ресурсы специализированного назначения используются при получении конкретных видов продукции ограниченным кругом отраслей, специализированных на производстве соответствующей продукции. К ним относятся полезные ископаемые по их видам,  служащие материальной основой промышленности, сельскохозяйственные земли, лесные ресурсы.

Для природных ресурсов универсального назначения дифференциальную ренту и соответственно платежи за их использование целесообразно устанавливать в виде издержек замещения этих ресурсов. Они могут быть приняты равными нормам затрат на увеличение обеспеченности народного хозяйства соответствующими видами ресурсов.

Установление платежей за природные ресурсы универсального назначения должно предшествовать разработке прейскурантов новых цен, поскольку плата за эти виды ресурсов учитывается при формировании цен практически на все эти виды продукции и услуг и включается в себестоимость их производства.

При разработке системы платежей за специализированные виды природных ресурсов сохраняются платежи, обеспечивающие формирование фондов воспроизводства этих ресурсов в необходимых случаях вводятся рентные платежи из прибыли предприятий, эксплуатирующих специализированные природные источники.

В основе формирования платежей за воспроизводство природных  ресурсов  лежат  следующие принципиальные положения: следует обеспечить максимально возможный полный возврат на воспроизводство  важнейших видов природных ресурсов при определении сумм платежей по видам ресурсов, в том числе необходимо ввести также платежи при использовании сельскохозяйственных земель (исходя из различных бюджетных ассигнований на их качественное улучшение и охрану);  источником возмещения затрат на воспроизводство природных  ресурсов  является приносимая ими дифференциальная рента.

При установлении новых цен необходимо иметь в виду средний  уровень оптовых цен на минерально-сырьевые ресурсы: он должен быть достаточен как минимум для формирования цены воспроизводства  данного специализированного природного ресурса за счет выручки от реализации всего объема произведенной (добываемой) продукции данного вида. Необходимая сумма в целом по отрасли должна быть включена в проектируемый уровень цены. При этом ее распределение предприятиям-производителям следует не включать в нормативную себестоимость,  как это делалось ранее, а определять по предприятиям пропорционально образующемуся у них дифференциальному рентному доходу. В этих условиях предприятия, использующие относительно худшие специализированные ресурсы частично или полностью освобождаются от платежей за их воспроизводство с перераспределением "недобираемой" части фонда на предприятиях, использующие относительно лучшие источники природных ресурсов.

Для обеспечения функционирования такого механизма, во-первых,  необходимо начинать определение платежей за воспроизводство  природных  ресурсов с сопоставления расчетной выручки от реализации данного вида минерально-сырьевых ресурсов в разрабатываемых ценах с суммой нормативных затрат на добычу (переработку) и включаемых в систему нормативных накоплений. В величину нормативных накоплений включают все удорожания (удешевления) в установленном  порядке, а также проектируемые плата за природные ресурсы универсального назначения, кроме платежей за воспроизводство соответствующего специализированного ресурса. Если размер  дифференциального дохода от эксплуатации данного специализированного отраслевого ресурса, рассмотренный при проектируемом уровне оптовых цен, недостаточен для возмещения в полном объеме затрат на его воспроизводство на величину разницы должен быть повышен проектируемый средний уровень цены.

Во-вторых, следует рассматривать как нижний предел уровня оптовых цен (расчетной выручки от реализации) по одному виду минерально-сырьевого  ресурса сумму, включающую нормативные затраты на добычу данного вида минерально-сырьевого ресурса, платежи за природные ресурсы универсального назначения, используемые при его добыче, платежи за воспроизводство данного специализированного ресурса, нормативные накопления, учитываемые в цене.

При необходимости  установления  требуемых ценовых пропорций  между взаимозаменяемыми видами минерально-сырьевых ресурсов и  стимулирования ресурсосбережения проектируемый уровень оптовой цены может быть повышен по сравнению с ее нижним пределом. В этом  случае возникает дополнительный рентный доход, который в полном объеме подлежит отчислению в федеральный и региональные бюджеты в форме платежей из прибыли природоэксплуатирующих предприятий.

Рентные платежи по своей экономической пользе представляют собой форму изъятия у предприятий дифференциальной ренты,  которая  образуется  в результате устойчивых и незначительных колебаний индивидуальных издержек, объясняемых различиями в природно-географических условиях производства. Они должны устанавливаться для предприятий и групп предприятий природоэксплуатирующих отраслей  в  случаях,  когда у соответствующих предприятий (групп) при установленном уровне оптовых (закупочных) платежей за универсальные  природные ресурсы и платежей за воспроизводство специализированных природных ресурсов образуется избыточный доход за счет использования относительно более благоприятных природных источников. Таким образом, в систему платежей за использование природных ресурсов включаются три их вида: платежи за использование природных ресурсов универсального назначения;  платежи за  воспроизводство специализированных  природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более благоприятных видов специализированных ресурсов.

Рассмотренные платежи за использование природных ресурсов  (в  пределах установленных норм и лимитов) нельзя осуществлять со штрафными платежами за нарушение установленных нормативов и лимитов природопользования.

 

7.СТИМУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИИ МАТЕРИАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ

Затраты на мероприятия по экономии материальных ресурсов на производстве в целом сводятся к ограничению добычи топлива, сырья и других материальных ресурсов. Причем эффективность таких затрат возрастает.  К основным направлениям организации работы по ресурсосбережению в промышленности относятся экономическое стимулирование рационального использования материальных ресурсов, разработка прогрессивной нормативной базы, создание системы управления материальными ресурсами разработка и внедрение научно-технических мер регулирования.

Информация о работе Механизм рационального использования природных ресурсов