Методы географических 
исследований
Эмпирические методы 
(методы наблюдения). К их числу следует 
отнести классический экспедиционный 
(полевой) метод, который применяется со 
времени зарождения географии и является 
первоисточником всех географических 
знаний. В свою очередь главными путями 
его реализации служат наблюдение – получение 
первичной информации об изучаемом объекте 
и также наблюдение, но с применением количественных 
показателей.  
Экспедиционный (полевой) 
метод может осуществляться стационарным, 
полустационарным и маршрутным способами. 
Поскольку сплошное полевое изучение 
территории дело дорогостоящее, а иногда 
и очень трудно осуществимое, во многих 
случаях целесообразно ее выборочное 
изучение, получившее название "метода 
ключей". Этот метод означает глубокое 
и всестороннее исследование отдельных 
объектов с последующей экстраполяцией 
выводов на более обширные ареалы. К числу 
эмпирических следует отнести и разнообразные 
камеральные, лабораторные методы исследований.  
Наблюдение – это самый 
первичный, но от того и самый простой 
познавательный процесс. Все наблюдения 
можно подразделить на две большие группы 
– натурные и экспериментальные. Правда, 
в таком подразделении присутствует большая 
доля условности: с одной стороны, экспериментальное 
исследование может быть проведено с натурными 
моделями, с другой – натурное наблюдение, 
проводимое на моделях, содержит элементы 
эксперимента. При этом еще следует иметь 
в виду то, что один и тот же объект рассматривается 
многими науками, и поэтому наблюдения 
над некоторыми фактами могут быть единообразными 
для многих наук, имеющих общий объект.  
Например, изучая лес, 
одни измеряют высоту, толщину, а другие 
– морфологические параметры модельного 
дерева. Но из этих единообразных наблюдений 
делаются разные выводы, сообразно предмету 
исследования соответствующей науки или 
целям конкретного исследования: в геоэкологии 
– об экономических условиях этого леса; 
в ботанике – о морфологии деревьев; в 
лесотаксации – о бонитете леса и т.д
 
 
Все методы географических 
исследований можно разделить на   традиционные 
и современные. К традиционным методам 
относятся:
наблюдения (дают фактические 
данные о географических объектах и могут 
быть - маршрутные и площадные, периодические 
и непрерывные, стационарные и дистанционные);
 
 
    Важным методом географического 
исследования остаются наблюдения. Маршрутные 
и площадные, периодические и непрерывные, 
стационарные и дистанционные, они дают 
важные фактические данные о географических 
объектах, их развитии, изменениях.
 
Методы 
географических исследований невозможно 
себе представить без наблюдений. Они 
могут быть непрерывными или периодическими, 
площадными и маршрутными, дистанционными 
или стационарными, тем менее все они предоставляют 
важнейшие данные о развитии географических 
объектах и тех изменениях, которые они 
претерпевают. Невозможно изучить географию, 
сидя за столом в кабинете или за школьной 
партой в классе, необходимо научиться 
извлекать полезную информацию из того, 
что можно увидеть собственными глазами
 
 
Что такое «метод» 
? Это способ достижения какой – либо цели, 
решения конкретной задачи; совокупность 
приёмов познания действительности. В 
географии применяются как универсальные, 
так и специальные методы исследования.
 
 
 
 
 
 
В методике географии 
наблюдение понимается как непосредственное 
восприятие учащимися объектов и процессов 
в природе и на производстве с целью формирования 
географических представлений, понятий 
и практических умений. 
Познание окружающей действительности 
начинается с чувственного восприятия, 
т. е. с отображения в сознании человека 
внешних особенностей объекта или явления. 
Для научного же познания окружающего 
мира требуется выработка у учащихся умений 
наблюдать, т. е. не просто «смотреть», 
но одновременно и мыслить, чтобы в сознании 
возникал «верный снимок с объективной 
действительности» (по выражению В. И. 
Ленина). 
Умение наблюдать важно для 
выработки ценных качеств характера учащихся: 
пытливости, наблюдательности, сознательности, 
умения творчески мыслить. 
Упражнения учащихся в наблюдениях 
полезны и в следующих отношениях: они 
прививают интерес к занятиям по географии, 
приучают их сознательно усваивать географический 
материал. 
Для подготовки нашей молодежи 
к жизни следует систематически развивать 
у учащихся умение наблюдать на географической 
площадке, на стационарных площадках, 
во время экскурсий и походов по родному 
краю, на уроках, на практических занятиях, 
на внешкольных занятиях. 
Выполняя требование программы 
по географии об организации систематических 
наблюдений в природе и на производстве, 
многие школы уже сделали наблюдения неотъемлемой 
частью процесса обучения. Однако массовые 
Обследования школ в различных областях 
РСФСР показывают, что наблюдения в обучении 
еще не наш., ли широкого применения по 
следующим причинам: 
1. Значительная часть учителей 
географии не подготовлена к использованию 
метода наблюдений в обучении. 
2. Во многих школах еще не организованы 
весьма удобные для занятий «лаборатории 
под открытым небом» — географические 
площадки и опорные посты для наблюдений 
стационарного характера. 
3. Еще не разработаны вопросы, 
разрешение которых позволило бы более 
полно и всесторонне изучить ближайшие 
к школе участки родного края путем проведения 
наблюдений комплексного характера под 
руководством не только географа, но и 
хорошо объединенного коллектива преподавателей 
смежных предметов. 
Умение наблюдать можно выработать 
у учащихся лишь в результате правильно 
организованных и систематически в определенной 
последовательности проводимых упражнений. 
При этом всегда следует заботиться о 
том, чтобы развивать у учащихся не только 
«зоркость видения», но одновременно и 
мыслительные способности. 
Успех организации наблюдений 
определяется: 1) четкостью цели наблюдения 
(над каким географическим объектом и 
зачем нужно наблюдать); 2) подготовкой 
учащихся к проведению наблюдений (в какой 
последовательности вести наблюдения, 
какими приборами, как фиксировать наблюдаемые 
явления, как обрабатывать и оформлять 
полученные результаты). 
Рассмотрим требования по проведению 
наблюдений погоды. Для понимания причин 
изменений погоды и взаимосвязей между 
отдельными ее компонентами нужны длительные 
наблюдения в строго продуманной системе. 
Погода и климат оказывают влияние 
на развитие растений, на животный мир 
и на различные стороны жизни населения 
в определенной части Земли. Опыт передовых, 
особенно сельских, школ показывает, что 
учащиеся, хорошо разбирающиеся в вопросах 
микроклиматических различий отдельных 
участков земной поверхности и в вопросах 
прогнозирования погоды, могут своим активным 
участием в работах принести немалую пользу 
сельскохозяйственному производству. 
Четко усвоенные сведения о климате родного 
края помогут учащимся путем сравнений 
ярче представлять своеобразные особенности 
климата других стран при изучении страноведческих 
курсов в дальнейших классах. 
Простейшие наблюдения погоды 
дети ведут уже в начальной школе в связи 
с наблюдениями сезонных изменений в природе. 
В начале V класса эти наблюдения продолжаются 
по той же простой программе, которая рекомендуется 
для начальной школы. Наблюдения в этот 
период ведут дежурные (2—3 человека в 
классе), результаты записываются в общеклассный 
календарь погоды. Перед организацией 
наблюдений на этом этапе учащимся предлагается 
вспомнить: 
1) Как обозначается температура 
ниже 0°? 2) Как узнать по стрелкам, в какую 
сторону дул ветер? 3) Как отражается облачность? 
4) Как по значкам узнать характер выпадавших 
осадков? 5) Какие явления называются «особыми»? 
И т. д. 
Перед изучением темы «Атмосфера» 
(примерно за месяц) в наблюдения включаются 
все учащиеся класса и программа наблюдений 
усложняется. Вводятся трехразовые наблюдения, 
позволяющие накопить фактический материал 
для получения данных о среднесуточной 
и среднемесячной температуре и давлении, 
силе ветра в баллах, видах облаков и пр. 
В целях подготовки детей к фронтальным 
наблюдениям по усложненной программе 
проводится беседа на основе анализа классных 
календарей за предшествующие месяцы. 
Перед учащимися ставятся примерно следующие 
вопросы: в какой день месяца температура 
воздуха была более низкой? Как понижение 
температуры сказалось на давлении воздуха? 
Как понижение давления повлияло на силу 
ветра? В каком направлении в эти дни дули 
ветры? Какие в эти дни дули ветры? Какие 
в эти дни преобладали облака? Какое в 
эти дни было состояние облачности? Какие 
осадки выпадали в эти дни? Почему водин 
из дней с утра шел мокрый снег, а во второй 
половине дня выпадение снега прекратилось? 
Результаты фронтальных наблюдений 
записываются в индивидуальных дневниках 
погоды и одновременно дежурные заносят 
их на общеклассный календарь. 
В конце месяца вычерчиваются 
график изменения температуры за месяц, 
роза ветров, диаграммы количества ясных, 
облачных и пасмурных дней, а также дней 
с осадками. 
При анализе дневников погоды 
особое внимание обращается на выяснение 
связей между элементами погоды. Например, 
на основе записей в дневнике могут быть 
выяснены следующие связи: 
1. Как изменялась температура 
воздуха по месяцам? Правильность ответа 
сопоставить с изменением средних температур 
по месяцам. Какой вывод можно сделать? 
2. Как изменялось состояние 
облачности по месяцам? В какой месяц наблюдалось 
наибольшее количество ясных дней? В какой 
месяц наименьшее количество? Какой вывод 
можно сделать об изменении облачности 
по месяцам? 
3. Какие выпадали осадки в сентябре? 
А в ноябре? Почему в ноябре появились 
снежинки? 
4. Какие ветры преобладали в 
сентябре? А в ноябре? 
5. Как изменялась высота солнца 
по месяцам? В какой месяц солнце стояло 
выше над горизонтом? В какой месяц — наиболее 
низко? 
6. Из каких же элементов слагается 
погода? Назовите элементы погоды. Каков, 
по вашему мнению, общий признак, характеризующий 
погоду? Какую общую закономерность по 
месяцам можно пррследить в изменении 
погоды? 
С наступлением весны интерес 
у школьников к наблюдениям над погодой 
значительно повышается. Ведь природа 
на их глазах начинает пробуждаться: с 
каждым днем солнце все выше поднимается 
над горизонтом, продолжительность дня 
нарастает, сходит снежный покров, вскрываются 
реки, появляются первая зелень и цветы, 
распускаются листья на кустарниках и 
деревьях, начинается прилет птиц. Все 
это вызывает у школьников приподнятое 
настроение и стремление глубже познать 
окружающую природу. 
Учитывая это, программу наблюдений 
над погодой целесообразно расширить, 
включив в нее изменения, какие происходят 
в природе на глазах у учащихся (т. е. организовать 
фенологические наблюдения). 
Программу фенологических наблюдений 
можно заимствовать из книг: Н. В. Попова 
«Фенологические наблюдения в школе» 
и из «Методики преподавания географии» 
С. Ф. Каргаловой, Т. С. Панфиловой и В. Г. 
Эрдели, изд. 1959 и 1966 гг. 
Накопленные материалы по наблюдениям 
погоды по месяцам и сезонам дают возможность 
на конкретных данных проследить изменения 
погоды в течение года. 
Для выяснения основных особенностей 
в изменении погоды по временам года необходимы 
не только записи наблюдений учащихся, 
но и обобщенные местной метеорологической 
станцией наблюдения над изменением погоды 
по сезонам за несколько лет (10—15 лет). 
Сопоставление этих данных наблюдений 
позволяет учащимся под руководством 
учителя выявить определенные закономерности 
в ходе изменений погоды по временам года. 
На этой основе обеспечивается формирование 
понятия о климате вообще и о климате родного 
края в частности.