Методы географических
исследований
Эмпирические методы
(методы наблюдения). К их числу следует
отнести классический экспедиционный
(полевой) метод, который применяется со
времени зарождения географии и является
первоисточником всех географических
знаний. В свою очередь главными путями
его реализации служат наблюдение – получение
первичной информации об изучаемом объекте
и также наблюдение, но с применением количественных
показателей.
Экспедиционный (полевой)
метод может осуществляться стационарным,
полустационарным и маршрутным способами.
Поскольку сплошное полевое изучение
территории дело дорогостоящее, а иногда
и очень трудно осуществимое, во многих
случаях целесообразно ее выборочное
изучение, получившее название "метода
ключей". Этот метод означает глубокое
и всестороннее исследование отдельных
объектов с последующей экстраполяцией
выводов на более обширные ареалы. К числу
эмпирических следует отнести и разнообразные
камеральные, лабораторные методы исследований.
Наблюдение – это самый
первичный, но от того и самый простой
познавательный процесс. Все наблюдения
можно подразделить на две большие группы
– натурные и экспериментальные. Правда,
в таком подразделении присутствует большая
доля условности: с одной стороны, экспериментальное
исследование может быть проведено с натурными
моделями, с другой – натурное наблюдение,
проводимое на моделях, содержит элементы
эксперимента. При этом еще следует иметь
в виду то, что один и тот же объект рассматривается
многими науками, и поэтому наблюдения
над некоторыми фактами могут быть единообразными
для многих наук, имеющих общий объект.
Например, изучая лес,
одни измеряют высоту, толщину, а другие
– морфологические параметры модельного
дерева. Но из этих единообразных наблюдений
делаются разные выводы, сообразно предмету
исследования соответствующей науки или
целям конкретного исследования: в геоэкологии
– об экономических условиях этого леса;
в ботанике – о морфологии деревьев; в
лесотаксации – о бонитете леса и т.д
Все методы географических
исследований можно разделить на традиционные
и современные. К традиционным методам
относятся:
наблюдения (дают фактические
данные о географических объектах и могут
быть - маршрутные и площадные, периодические
и непрерывные, стационарные и дистанционные);
Важным методом географического
исследования остаются наблюдения. Маршрутные
и площадные, периодические и непрерывные,
стационарные и дистанционные, они дают
важные фактические данные о географических
объектах, их развитии, изменениях.
Методы
географических исследований невозможно
себе представить без наблюдений. Они
могут быть непрерывными или периодическими,
площадными и маршрутными, дистанционными
или стационарными, тем менее все они предоставляют
важнейшие данные о развитии географических
объектах и тех изменениях, которые они
претерпевают. Невозможно изучить географию,
сидя за столом в кабинете или за школьной
партой в классе, необходимо научиться
извлекать полезную информацию из того,
что можно увидеть собственными глазами
Что такое «метод»
? Это способ достижения какой – либо цели,
решения конкретной задачи; совокупность
приёмов познания действительности. В
географии применяются как универсальные,
так и специальные методы исследования.
В методике географии
наблюдение понимается как непосредственное
восприятие учащимися объектов и процессов
в природе и на производстве с целью формирования
географических представлений, понятий
и практических умений.
Познание окружающей действительности
начинается с чувственного восприятия,
т. е. с отображения в сознании человека
внешних особенностей объекта или явления.
Для научного же познания окружающего
мира требуется выработка у учащихся умений
наблюдать, т. е. не просто «смотреть»,
но одновременно и мыслить, чтобы в сознании
возникал «верный снимок с объективной
действительности» (по выражению В. И.
Ленина).
Умение наблюдать важно для
выработки ценных качеств характера учащихся:
пытливости, наблюдательности, сознательности,
умения творчески мыслить.
Упражнения учащихся в наблюдениях
полезны и в следующих отношениях: они
прививают интерес к занятиям по географии,
приучают их сознательно усваивать географический
материал.
Для подготовки нашей молодежи
к жизни следует систематически развивать
у учащихся умение наблюдать на географической
площадке, на стационарных площадках,
во время экскурсий и походов по родному
краю, на уроках, на практических занятиях,
на внешкольных занятиях.
Выполняя требование программы
по географии об организации систематических
наблюдений в природе и на производстве,
многие школы уже сделали наблюдения неотъемлемой
частью процесса обучения. Однако массовые
Обследования школ в различных областях
РСФСР показывают, что наблюдения в обучении
еще не наш., ли широкого применения по
следующим причинам:
1. Значительная часть учителей
географии не подготовлена к использованию
метода наблюдений в обучении.
2. Во многих школах еще не организованы
весьма удобные для занятий «лаборатории
под открытым небом» — географические
площадки и опорные посты для наблюдений
стационарного характера.
3. Еще не разработаны вопросы,
разрешение которых позволило бы более
полно и всесторонне изучить ближайшие
к школе участки родного края путем проведения
наблюдений комплексного характера под
руководством не только географа, но и
хорошо объединенного коллектива преподавателей
смежных предметов.
Умение наблюдать можно выработать
у учащихся лишь в результате правильно
организованных и систематически в определенной
последовательности проводимых упражнений.
При этом всегда следует заботиться о
том, чтобы развивать у учащихся не только
«зоркость видения», но одновременно и
мыслительные способности.
Успех организации наблюдений
определяется: 1) четкостью цели наблюдения
(над каким географическим объектом и
зачем нужно наблюдать); 2) подготовкой
учащихся к проведению наблюдений (в какой
последовательности вести наблюдения,
какими приборами, как фиксировать наблюдаемые
явления, как обрабатывать и оформлять
полученные результаты).
Рассмотрим требования по проведению
наблюдений погоды. Для понимания причин
изменений погоды и взаимосвязей между
отдельными ее компонентами нужны длительные
наблюдения в строго продуманной системе.
Погода и климат оказывают влияние
на развитие растений, на животный мир
и на различные стороны жизни населения
в определенной части Земли. Опыт передовых,
особенно сельских, школ показывает, что
учащиеся, хорошо разбирающиеся в вопросах
микроклиматических различий отдельных
участков земной поверхности и в вопросах
прогнозирования погоды, могут своим активным
участием в работах принести немалую пользу
сельскохозяйственному производству.
Четко усвоенные сведения о климате родного
края помогут учащимся путем сравнений
ярче представлять своеобразные особенности
климата других стран при изучении страноведческих
курсов в дальнейших классах.
Простейшие наблюдения погоды
дети ведут уже в начальной школе в связи
с наблюдениями сезонных изменений в природе.
В начале V класса эти наблюдения продолжаются
по той же простой программе, которая рекомендуется
для начальной школы. Наблюдения в этот
период ведут дежурные (2—3 человека в
классе), результаты записываются в общеклассный
календарь погоды. Перед организацией
наблюдений на этом этапе учащимся предлагается
вспомнить:
1) Как обозначается температура
ниже 0°? 2) Как узнать по стрелкам, в какую
сторону дул ветер? 3) Как отражается облачность?
4) Как по значкам узнать характер выпадавших
осадков? 5) Какие явления называются «особыми»?
И т. д.
Перед изучением темы «Атмосфера»
(примерно за месяц) в наблюдения включаются
все учащиеся класса и программа наблюдений
усложняется. Вводятся трехразовые наблюдения,
позволяющие накопить фактический материал
для получения данных о среднесуточной
и среднемесячной температуре и давлении,
силе ветра в баллах, видах облаков и пр.
В целях подготовки детей к фронтальным
наблюдениям по усложненной программе
проводится беседа на основе анализа классных
календарей за предшествующие месяцы.
Перед учащимися ставятся примерно следующие
вопросы: в какой день месяца температура
воздуха была более низкой? Как понижение
температуры сказалось на давлении воздуха?
Как понижение давления повлияло на силу
ветра? В каком направлении в эти дни дули
ветры? Какие в эти дни дули ветры? Какие
в эти дни преобладали облака? Какое в
эти дни было состояние облачности? Какие
осадки выпадали в эти дни? Почему водин
из дней с утра шел мокрый снег, а во второй
половине дня выпадение снега прекратилось?
Результаты фронтальных наблюдений
записываются в индивидуальных дневниках
погоды и одновременно дежурные заносят
их на общеклассный календарь.
В конце месяца вычерчиваются
график изменения температуры за месяц,
роза ветров, диаграммы количества ясных,
облачных и пасмурных дней, а также дней
с осадками.
При анализе дневников погоды
особое внимание обращается на выяснение
связей между элементами погоды. Например,
на основе записей в дневнике могут быть
выяснены следующие связи:
1. Как изменялась температура
воздуха по месяцам? Правильность ответа
сопоставить с изменением средних температур
по месяцам. Какой вывод можно сделать?
2. Как изменялось состояние
облачности по месяцам? В какой месяц наблюдалось
наибольшее количество ясных дней? В какой
месяц наименьшее количество? Какой вывод
можно сделать об изменении облачности
по месяцам?
3. Какие выпадали осадки в сентябре?
А в ноябре? Почему в ноябре появились
снежинки?
4. Какие ветры преобладали в
сентябре? А в ноябре?
5. Как изменялась высота солнца
по месяцам? В какой месяц солнце стояло
выше над горизонтом? В какой месяц — наиболее
низко?
6. Из каких же элементов слагается
погода? Назовите элементы погоды. Каков,
по вашему мнению, общий признак, характеризующий
погоду? Какую общую закономерность по
месяцам можно пррследить в изменении
погоды?
С наступлением весны интерес
у школьников к наблюдениям над погодой
значительно повышается. Ведь природа
на их глазах начинает пробуждаться: с
каждым днем солнце все выше поднимается
над горизонтом, продолжительность дня
нарастает, сходит снежный покров, вскрываются
реки, появляются первая зелень и цветы,
распускаются листья на кустарниках и
деревьях, начинается прилет птиц. Все
это вызывает у школьников приподнятое
настроение и стремление глубже познать
окружающую природу.
Учитывая это, программу наблюдений
над погодой целесообразно расширить,
включив в нее изменения, какие происходят
в природе на глазах у учащихся (т. е. организовать
фенологические наблюдения).
Программу фенологических наблюдений
можно заимствовать из книг: Н. В. Попова
«Фенологические наблюдения в школе»
и из «Методики преподавания географии»
С. Ф. Каргаловой, Т. С. Панфиловой и В. Г.
Эрдели, изд. 1959 и 1966 гг.
Накопленные материалы по наблюдениям
погоды по месяцам и сезонам дают возможность
на конкретных данных проследить изменения
погоды в течение года.
Для выяснения основных особенностей
в изменении погоды по временам года необходимы
не только записи наблюдений учащихся,
но и обобщенные местной метеорологической
станцией наблюдения над изменением погоды
по сезонам за несколько лет (10—15 лет).
Сопоставление этих данных наблюдений
позволяет учащимся под руководством
учителя выявить определенные закономерности
в ходе изменений погоды по временам года.
На этой основе обеспечивается формирование
понятия о климате вообще и о климате родного
края в частности.