Методы географических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 22:58, реферат

Описание работы

Эмпирические методы (методы наблюдения). К их числу следует отнести классический экспедиционный (полевой) метод, который применяется со времени зарождения географии и является первоисточником всех географических знаний. В свою очередь главными путями его реализации служат наблюдение – получение первичной информации об изучаемом объекте и также наблюдение, но с применением количественных показателей.

Файлы: 1 файл

Методы географических исследований.docx

— 20.13 Кб (Скачать файл)

Методы географических исследований

Эмпирические методы (методы наблюдения). К их числу следует отнести классический экспедиционный (полевой) метод, который применяется со времени зарождения географии и является первоисточником всех географических знаний. В свою очередь главными путями его реализации служат наблюдение – получение первичной информации об изучаемом объекте и также наблюдение, но с применением количественных показателей.  
Экспедиционный (полевой) метод может осуществляться стационарным, полустационарным и маршрутным способами. Поскольку сплошное полевое изучение территории дело дорогостоящее, а иногда и очень трудно осуществимое, во многих случаях целесообразно ее выборочное изучение, получившее название "метода ключей". Этот метод означает глубокое и всестороннее исследование отдельных объектов с последующей экстраполяцией выводов на более обширные ареалы. К числу эмпирических следует отнести и разнообразные камеральные, лабораторные методы исследований.  
Наблюдение – это самый первичный, но от того и самый простой познавательный процесс. Все наблюдения можно подразделить на две большие группы – натурные и экспериментальные. Правда, в таком подразделении присутствует большая доля условности: с одной стороны, экспериментальное исследование может быть проведено с натурными моделями, с другой – натурное наблюдение, проводимое на моделях, содержит элементы эксперимента. При этом еще следует иметь в виду то, что один и тот же объект рассматривается многими науками, и поэтому наблюдения над некоторыми фактами могут быть единообразными для многих наук, имеющих общий объект.  
Например, изучая лес, одни измеряют высоту, толщину, а другие – морфологические параметры модельного дерева. Но из этих единообразных наблюдений делаются разные выводы, сообразно предмету исследования соответствующей науки или целям конкретного исследования: в геоэкологии – об экономических условиях этого леса; в ботанике – о морфологии деревьев; в лесотаксации – о бонитете леса и т.д

 

 

Все методы географических исследований можно разделить на   традиционные и современные. К традиционным методам относятся:

наблюдения (дают фактические данные о географических объектах и могут быть - маршрутные и площадные, периодические и непрерывные, стационарные и дистанционные);

 

 

    Важным методом географического исследования остаются наблюдения. Маршрутные и площадные, периодические и непрерывные, стационарные и дистанционные, они дают важные фактические данные о географических объектах, их развитии, изменениях.

 

Методы географических исследований невозможно себе представить без наблюдений. Они могут быть непрерывными или периодическими, площадными и маршрутными, дистанционными или стационарными, тем менее все они предоставляют важнейшие данные о развитии географических объектах и тех изменениях, которые они претерпевают. Невозможно изучить географию, сидя за столом в кабинете или за школьной партой в классе, необходимо научиться извлекать полезную информацию из того, что можно увидеть собственными глазами

 

 

Что такое «метод» ? Это способ достижения какой – либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов познания действительности. В географии применяются как универсальные, так и специальные методы исследования.

 

 

 

 

 

 

В методике географии наблюдение понимается как непосредственное восприятие учащимися объектов и процессов в природе и на производстве с целью формирования географических представлений, понятий и практических умений. 
Познание окружающей действительности начинается с чувственного восприятия, т. е. с отображения в сознании человека внешних особенностей объекта или явления. Для научного же познания окружающего мира требуется выработка у учащихся умений наблюдать, т. е. не просто «смотреть», но одновременно и мыслить, чтобы в сознании возникал «верный снимок с объективной действительности» (по выражению В. И. Ленина). 
Умение наблюдать важно для выработки ценных качеств характера учащихся: пытливости, наблюдательности, сознательности, умения творчески мыслить. 
Упражнения учащихся в наблюдениях полезны и в следующих отношениях: они прививают интерес к занятиям по географии, приучают их сознательно усваивать географический материал. 
Для подготовки нашей молодежи к жизни следует систематически развивать у учащихся умение наблюдать на географической площадке, на стационарных площадках, во время экскурсий и походов по родному краю, на уроках, на практических занятиях, на внешкольных занятиях. 
Выполняя требование программы по географии об организации систематических наблюдений в природе и на производстве, многие школы уже сделали наблюдения неотъемлемой частью процесса обучения. Однако массовые Обследования школ в различных областях РСФСР показывают, что наблюдения в обучении еще не наш., ли широкого применения по следующим причинам: 
1. Значительная часть учителей географии не подготовлена к использованию метода наблюдений в обучении. 
2. Во многих школах еще не организованы весьма удобные для занятий «лаборатории под открытым небом» — географические площадки и опорные посты для наблюдений стационарного характера. 
3. Еще не разработаны вопросы, разрешение которых позволило бы более полно и всесторонне изучить ближайшие к школе участки родного края путем проведения наблюдений комплексного характера под руководством не только географа, но и хорошо объединенного коллектива преподавателей смежных предметов. 
Умение наблюдать можно выработать у учащихся лишь в результате правильно организованных и систематически в определенной последовательности проводимых упражнений. При этом всегда следует заботиться о том, чтобы развивать у учащихся не только «зоркость видения», но одновременно и мыслительные способности. 
Успех организации наблюдений определяется: 1) четкостью цели наблюдения (над каким географическим объектом и зачем нужно наблюдать); 2) подготовкой учащихся к проведению наблюдений (в какой последовательности вести наблюдения, какими приборами, как фиксировать наблюдаемые явления, как обрабатывать и оформлять полученные результаты). 
Рассмотрим требования по проведению наблюдений погоды. Для понимания причин изменений погоды и взаимосвязей между отдельными ее компонентами нужны длительные наблюдения в строго продуманной системе. 
Погода и климат оказывают влияние на развитие растений, на животный мир и на различные стороны жизни населения в определенной части Земли. Опыт передовых, особенно сельских, школ показывает, что учащиеся, хорошо разбирающиеся в вопросах микроклиматических различий отдельных участков земной поверхности и в вопросах прогнозирования погоды, могут своим активным участием в работах принести немалую пользу сельскохозяйственному производству. Четко усвоенные сведения о климате родного края помогут учащимся путем сравнений ярче представлять своеобразные особенности климата других стран при изучении страноведческих курсов в дальнейших классах. 
Простейшие наблюдения погоды дети ведут уже в начальной школе в связи с наблюдениями сезонных изменений в природе. В начале V класса эти наблюдения продолжаются по той же простой программе, которая рекомендуется для начальной школы. Наблюдения в этот период ведут дежурные (2—3 человека в классе), результаты записываются в общеклассный календарь погоды. Перед организацией наблюдений на этом этапе учащимся предлагается вспомнить: 
1) Как обозначается температура ниже 0°? 2) Как узнать по стрелкам, в какую сторону дул ветер? 3) Как отражается облачность? 4) Как по значкам узнать характер выпадавших осадков? 5) Какие явления называются «особыми»? И т. д. 
Перед изучением темы «Атмосфера» (примерно за месяц) в наблюдения включаются все учащиеся класса и программа наблюдений усложняется. Вводятся трехразовые наблюдения, позволяющие накопить фактический материал для получения данных о среднесуточной и среднемесячной температуре и давлении, силе ветра в баллах, видах облаков и пр. 
В целях подготовки детей к фронтальным наблюдениям по усложненной программе проводится беседа на основе анализа классных календарей за предшествующие месяцы. Перед учащимися ставятся примерно следующие вопросы: в какой день месяца температура воздуха была более низкой? Как понижение температуры сказалось на давлении воздуха? Как понижение давления повлияло на силу ветра? В каком направлении в эти дни дули ветры? Какие в эти дни дули ветры? Какие в эти дни преобладали облака? Какое в эти дни было состояние облачности? Какие осадки выпадали в эти дни? Почему водин из дней с утра шел мокрый снег, а во второй половине дня выпадение снега прекратилось? 
Результаты фронтальных наблюдений записываются в индивидуальных дневниках погоды и одновременно дежурные заносят их на общеклассный календарь. 
В конце месяца вычерчиваются график изменения температуры за месяц, роза ветров, диаграммы количества ясных, облачных и пасмурных дней, а также дней с осадками. 
При анализе дневников погоды особое внимание обращается на выяснение связей между элементами погоды. Например, на основе записей в дневнике могут быть выяснены следующие связи: 
1. Как изменялась температура воздуха по месяцам? Правильность ответа сопоставить с изменением средних температур по месяцам. Какой вывод можно сделать? 
2. Как изменялось состояние облачности по месяцам? В какой месяц наблюдалось наибольшее количество ясных дней? В какой месяц наименьшее количество? Какой вывод можно сделать об изменении облачности по месяцам? 
3. Какие выпадали осадки в сентябре? А в ноябре? Почему в ноябре появились снежинки? 
4. Какие ветры преобладали в сентябре? А в ноябре? 
5. Как изменялась высота солнца по месяцам? В какой месяц солнце стояло выше над горизонтом? В какой месяц — наиболее низко? 
6. Из каких же элементов слагается погода? Назовите элементы погоды. Каков, по вашему мнению, общий признак, характеризующий погоду? Какую общую закономерность по месяцам можно пррследить в изменении погоды? 
С наступлением весны интерес у школьников к наблюдениям над погодой значительно повышается. Ведь природа на их глазах начинает пробуждаться: с каждым днем солнце все выше поднимается над горизонтом, продолжительность дня нарастает, сходит снежный покров, вскрываются реки, появляются первая зелень и цветы, распускаются листья на кустарниках и деревьях, начинается прилет птиц. Все это вызывает у школьников приподнятое настроение и стремление глубже познать окружающую природу. 
Учитывая это, программу наблюдений над погодой целесообразно расширить, включив в нее изменения, какие происходят в природе на глазах у учащихся (т. е. организовать фенологические наблюдения). 
Программу фенологических наблюдений можно заимствовать из книг: Н. В. Попова «Фенологические наблюдения в школе» и из «Методики преподавания географии» С. Ф. Каргаловой, Т. С. Панфиловой и В. Г. Эрдели, изд. 1959 и 1966 гг. 
Накопленные материалы по наблюдениям погоды по месяцам и сезонам дают возможность на конкретных данных проследить изменения погоды в течение года. 
Для выяснения основных особенностей в изменении погоды по временам года необходимы не только записи наблюдений учащихся, но и обобщенные местной метеорологической станцией наблюдения над изменением погоды по сезонам за несколько лет (10—15 лет). 
Сопоставление этих данных наблюдений позволяет учащимся под руководством учителя выявить определенные закономерности в ходе изменений погоды по временам года. На этой основе обеспечивается формирование понятия о климате вообще и о климате родного края в частности. 

 

 

 


Информация о работе Методы географических исследований