Международные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 18:25, реферат

Описание работы

На протяжении многих веков развития человеческих и межгосударственных отношений войны и конфликты были основным средством разрешения противоречий. Победивший силой доказывал «правоту» своих территориальных, политических и иных притязаний. И если ранее мало кого интересовали истинные причины войн и конфликтов, так как единственным средством установления «временного мира» была война, то со временем ситуация в мире стала меняться. Первые международные конгрессы и конференции стали качественным показателем в повороте от вечного противостояния и войн к международному сотрудничеству.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ
1.1. ООН
ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

тмо-международные конфликты.docx

— 29.75 Кб (Скачать файл)

БЕЛАРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Научные подходы к урегулированию международных конфликтов»

 

 

По дисциплине: «теория международных отношшений»

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка 2группы 2-го курса

Син Да Сом

Преподаватель:

Буяшова Т. С.

 

 

 

 

Минск 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ

     1.1. ООН

ГЛАВА 2. ПОДХОДЫ К МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНФЛИКТОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Введение

На протяжении многих веков развития человеческих и межгосударственных отношений войны и конфликты были основным средством разрешения противоречий. Победивший силой доказывал «правоту» своих территориальных, политических и иных притязаний. И если ранее мало кого интересовали истинные причины войн и конфликтов, так как единственным средством установления «временного мира» была война, то со временем ситуация в мире стала меняться. Первые международные конгрессы и конференции стали качественным показателем в повороте от вечного противостояния и войн к международному сотрудничеству. В XIX веке появляются международные организации. В 1899 и 1907 годах созываются первые конференции мира (г. Гаага), принимаются конвенции по ограничению средств и методов, ведения войны, создаются и закрепляются механизмы разрешения международных конфликтов.

Вызовы современного мира накладывают на государства и международные организации особую ответственность, в связи с чем мировое сообщество выработало способы и механизмы мирного разрешения споров и конфликтов. Хотя человечеству не удалось предотвратить и разрешить все конфликты, усилия государств и международных организаций помогли урегулировать многие из них.

 

1.МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Центральной проблемой теории международных отношений является проблема международных конфликтов. И это вполне оправданно, если иметь в виду цель, которая объективно стоит перед всем человечеством последние десятилетия, — это выживание, предотвращение глобальной термоядерной катастрофы.

Поскольку любое вооруженное столкновение есть лишь крайнее выражение политического конфликта, его высшая стадия, постольку изучение причин конфликтов и способов их урегулирования, особенно на тех стадиях, когда это еще сравнительно легко осуществить, имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение.

Международный конфликт — это непосредственное или косвенное столкновение интересов двух или нескольких сторон (государств, групп государств, народов, политических движений) на основе имеющихся между ними противоречий объективного или субъективного характера. По своему происхождению эти противоречия и порожденные ими проблемы в отношениях между государствами могут быть территориальными, национальными, религиозными, экономическими, военно-стратеги- ческими, научно-техническими и т. д. Но в целом конфликт всегда принимает политическую форму, поскольку эти противоречия осознаются и разрешаются государствами с присущей им внутренней, внешней и военной политикой через механизм формирования и осуществления этой политики.

Возникновение и развитие международного конфликта связано не только с объективными противоречиями, возникающими в отношениях между государствами, но и с такими субъективными факторами, как внешняя политика самих государств. Конфликт вызывается, «подготавливается», разрешается именно сознательной целенаправленной внешней политикой государств, но нельзя игнорировать и такой субъективный фактор, как личные характеристики и качества причастных к принятию решений политических деятелей. Иногда личные взаимоотношения между лидерами могут оказать существенное влияние на межгосударственные отношения, в том числе и на развитие конфликтных ситуаций.

Международный кризис - это конфликтная ситуация, при которой: затрагиваются жизненно важные цели действующих субъектов международной политики, для принятия решения субъекты имеют крайне ограниченное время, события обычно развиваются непере едбачувано; ситуация, однако, не перерастает в вооруженный кон.

Итак, кризис - это еще не война, а скорее, пример ситуации \"ни мира, ни войны\" Это такой вид отношений между субъектами международных отношений, при котором одна из сторон не желает войны или насилия, но обид две считают свои цели достаточно весомыми, чтобы рисковать ради них возможным решением войнанням війни.

Война - это крупномасштабный конфликт между государствами, которые стремятся достичь своих политических целей с помощью организованной вооруженной борьбы Мировая война возникает, когда в военный конфликт вовлекаются я группы государств, преследующих глобальные цели, она приводит к значительным человеческим и материальным утратитт.

Можно выделить следующие фазы развития конфликта:

Первая фаза конфликта - это формирование отношения противоположных сторон друг к другу, которое обычно выражается в более или менее конфликтной форме

Вторая фаза - это субъективное определение конфликтующими сторонами своих интересов, целей, стратегий и форм борьбы для разрешения противоречий

Третья фаза - связанная с привлечением к конфликту экономических, политических, идеологических, психологических, моральных, правовых, дипломатических средств, а также других государств, через блоки или договоры

Четвертая фаза - предполагает нарастание борьбы до наиболее острого политического уровня - международного политического кризиса, который может охватить отношения непосредственных участников, государства определенного региона, других х регионов На этой фазе возможен переход к применению военной силыи.

Пятая фаза - международный вооруженный конфликт, который может развиться до высокого уровня вооруженной борьбы с применением современного оружия, возможным привлечением сообщников

На любой из указанных фаз может начаться альтернативный процесс развития, который может воплощаться в переговорный процесс и приводит к ослаблению и ограничение конфликта

Итак, вооруженные конфликты стоят человечеству крайне дорого как в человеческом, так и в материальном измерениях Перед человечеством возникла потребность найти способы избежать вооруженного разрешения противоречий Для успе ишного преодоления конфликтов необходимы прежде взаимопонимания, взаимные уступки и компромиссы конфликтующих сторон Эффективное решение конфликта обусловлено наличием у каждой из сторон позиции, оп нае необходимость компромиссов, границы компромиссных уступок, характер и объем возможных взаимных компенсаций за эти уступки Конфликт не может быть разрешен, если одна или обе стороны будут глухи к предложений своего партнера на переговораорах.

 

1.1. ООН

С древних времен для урегулирования конфликтов привлекалась третья сторона, которая вставала между конфликтующими с тем, чтобы найти мирное решение. Обычно в качестве третьей стороны выступали наиболее уважаемые в обществе люди.

Одним из таких посредников на современном этапе выступает Организация Объединенных наций. Еще в 1945 году Устав ООН предназначил будущей организации высокую роль в поддержании международного мира и безопасности. Изначально она заключалась в том, чтобы рассматривать угрозы миру, акты агрессии, споры и конфликты между государствами. Совет Безопасности, опираясь на консенсус и военную мощь своих пяти постоянных членов, должен был осуществлять мирное решение споров, устранить, подавить угрозы миру и акты агрессии или противопоставить им силу. Общие принципы международного мира и безопасности, включая принципы руководства разоружением и контролем над вооружениями, должны были быть предметом рассмотрения на Генеральной Ассамблее и рекомендаций, обращенных к государствам членам или Совету Безопасности.

Урегулирование внутригосударственного конфликта сталкивается с суверенитетом отдельных государств, зачастую не желающих постороннего вмешательства в свою национальную политику. Но каждый конфликт уникален по своей природе, поэтому на данном этапе пока не удается создать универсальной системы раннего предупреждения. Однако создание такой системы, которая будет располагать данными о социально-экономической обстановке в различных странах, является одним из наиболее важных направлений деятельности исследовательских научных центров ООН.

ООН опирается на своих представителей в различных странах по всему миру, региональные организации, НПО и гражданское общество. Кроме того, согласно статье 35 Устава Организации Объединены Наций как любой Член ООН, так и заинтересованное государство, не являющееся Членом Организации, могут довести до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи о любом споре или ситуации, которая может привести к международным трениям и вызвать спор.

Статей 33 Устава ООН определены пути регулирования международных противоречий и конфликтов, которые могут привести к нарушению мира и спокойствия между народами Этот документ обязывает членов ООН соблюдать я принципов справедливости и права, чтобы на этой основе путем переговоров, всесторонним изучением проблемы, привлечением разнообразных посредников и арбитров искать и находить выходы, безусловно, придерживается сражаясь судебной процедуры и мирно регулируя проблему При этом основная роль принадлежит дипломатическим службам В процессе переговоров конфликтную ситуацию можно решить односторонними или взаимными поступкам и, другой приемлемой формой компромисса Стороны, которые конфликтуют, могут достичь окончательного согласия, констатируя (изначально) факт наличия проблемы Следовательно, регулирование дела поручают доверенным предста вник (глава государства, глава правительства, министр иностранных дел, посол) Работу в этом направлении можно продолжить обменом дипломатическими нотами Для разрешения противоречий могут быть привлечены также дру х заинтересованных сторон Именно так в свое время было решено конфликт на Корейском полуострове, и наиболее кровопролитный - в Индокитаяндокитаї.

Роль ООН как гаранта мира и безопасности, в деле разрешения международных конфликтов очень велика. И именно эта организация осуществляет различные комплексные операции связанные с установлением и поддержание мира и оказывает различную гуманитарную помощь.

 

2.ПОДХОДЫ К МЕЖДУНАРОДНЫХ  КОНФЛИКТОВ

Наиболее приемлемая форма урегулирования международного конфликта - это достижение баланса интересов его сторон, что позволяет в конечном счете устранить саму причину конфликта. В случае если подобного баланса достичь не удалось, мало того, интересы одной из сторон вследствие военного поражения подавлены, то конфликт переходит в латентную форму, которая в любой момент может при благоприятных внутренних и международных условия снова возродить конфликт.

В процессе урегулирования конфликта необходим учет социокультурной среды каждой сторон, а также уровня и характера развития системы международных отношений. В соответствии с этим выделяются три модели урегулирования конфликта: гегемонистская, статусная и ролевая. Гегемонистская модель урегулирования конфликта соизмеряет поведение сторон с установками "центра силы" и ориентирована на использование насилия или угрозы насилия, а в стратегии решения склонна к игре с "нулевой суммой", в которой выигрыш одной стороны равен проигрышу другой.

 Статусная модель урегулирования  международного конфликта структурно  соизмеряет поведение с физическими  действиями, необходимыми для поддержания  или восстановления баланса сил; она процессуально расширяет  конфликтное поле до включения  в него предмета спора, вызвавшего  конфликт, а в стратегии решения  склонна к урегулированию на  основе паритета или правовых  норм. Ролевая модель международного  конфликта структурно соразмеряет  физическое поведение с необходимостью  как достижения своих целей, так  и воздействия на цели другой  стороны: процессуально расширяет  поле до включения в него  всей конфликтной ситуации, предшествовавшей  обращению к физическим действиям, а в стратегии решения склонна  к разрешению или даже урегулированию конфликта.

Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:

• поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общественного развития;

• основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий;

• предотвращение подразумевает максимальное снижение негативных последствий потенциальных конфликтов;

• основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия.

Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтов определяются исходя из принципов демократического развития мира

1. Интернационализация жизни  мирового сообщества в хозяйственно-экономической, политической и культурной сферах. Свидетельство тому — существующие  уже десятилетия и вновь создаваемые  экономические союзы, сообщества, совместные предприятия.

2. Строгое соблюдение  всеми странами и народами  принципа мирного сосуществования  Главное в содержании этого  принципа — признание всеми  субъектами международных отношений  права каждого народа на свободный  выбор пути развития и недопустимости  его навязывания любому государству  и обществу, а также признание  объективно существующей многовариантности общественного развития.

3. Снижение уровня военного  противостояния — непрерывное, последовательное  и равномерное сокращение вооружений, прежде всего оружия массового  поражения. Это одно из важнейших  направлений в предотвращении  конфликтов с применением вооруженных  сил, снижении их разрушительных  последствий. Разоружение может  стать основой более интенсивного  социально-экономического прогресса, который поднимет международную  безопасность на более высокий  уровень, улучшит условия жизни  людей, снизив, таким образом, и опасность  внутриполитических конфликтов. Во-первых, разоружение должно быть взаимное, равномерное и равноценное для  всех конкурирующих сторон. Во-вторых, недопустимость монополии одной  из сторон в разработке нового  оружия, в том числе имеющего  оборонительный характер. В-третьих, в современных условиях, когда  невозможен абсолютный контроль  за процессами разоружения и  разработкой нового оружия, необходимо  развитие доверия и сотрудничества в этих областях

Информация о работе Международные конфликты