Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 09:35, реферат
1. Краткая характеристика
Территория: 1,566 млн. км2.
Население: 2,58 млн. чел. (1998).
Столица: Улан-Батор (600,9 тыс. жителей).
Наивысшая точка рельефа: г. Найрамдал-Ур (4374 м).
Официальный язык: монгольский.
Госп. религия: буддизм (ламаизм).
Монголия – малонаселенная страна с многовековыми традициями кочевничества. Ускоренной урбанизации в послевоенный период способствовали общее увеличение численности населения и развитие промышленности. К началу 1990-х годов 3/5 населения страны стали горожанами. Число жителей Улан-Батора (прежнее название Урга) – столицы и единственного крупного города Монголии – увеличилось с 70 тыс. в 1950 до 550 тыс. человек в 1990. В Дархане, крупном промышленном центре, построенном в 1960-е годы к северу от Улан-Батора, в 1990 проживали 80 тыс. человек. К числу других важных городов страны относятся расположенный севернее Улан-Батора, возле границы с Россией торгово-транспортный центр Сухэ-Батор, город-новостройка Эрдэнэт, выросший вокруг горно-обогатительного медно-молибденового комбината, Чойбалсан на востоке, Улясутай и Кобдо на западе Монголии.
Монголия богата пушным зверьем (особенно много сурков-тарбаганов, белок, лисиц), в некоторых частях страны торговля мехом составляет важный источник дохода населения. В озерах и реках северных районов ведется рыболовный промысел.
Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых, их разработка по-прежнему ограничена. В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь, геологические запасы которого исчисляются миллиардами тонн. Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт. Нефть в Монголии была обнаружена в 1951, после чего в Сайн-Шанда – городе к юго-востоку от Улан-Батора, недалеко от границы с Китаем, был построен нефтеперерабатывающий завод (в 1970-е годы добыча нефти прекратилась). Возле озера Хубсугул обнаружены гигантские залежи фосфоритов и даже началась их добыча, однако вскоре, из-за соображения экологии все работы были сведены к минимуму. Еще до начала реформ в Монголии с помощью СССР небезуспешно велись поиски цеолитов – минералов алюмосиликатной группы, которые находят применение в животноводстве и земледелии в качестве адсорбентов и биостимуляторов.
Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс. Первоначально в основе местной промышленности лежала почти исключительно переработка животноводческого сырья, и главными видами выпускаемой продукции были шерстяные ткани, войлок, изделия из кожи, пищевые продукты. Множество новых промышленных предприятий появилось в Монголии после окончания Второй мировой войны – особенно в 1950-е годы и начале 1960-х годов, когда страна получала значительную финансовую помощь от Советского Союза и Китая. В 1980-е годы местная промышленность обеспечивала примерно 1/3 национального продукта Монголии, тогда как в 1940 – лишь 17%. После окончания Второй мировой войны в общем объеме промышленного производства существенно возросла доля тяжелой промышленности. Городов с предприятиями общегосударственного значения насчитывается свыше двух десятков: кроме уже названных Улан-Батора и Дархана, самые крупные – Эрдэнэт, Сухэ-Батор, Баганур, Чойбалсан. Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.
Лишь в середине 20 в. из Улан-Батора в административные центры аймаков были проложены автодороги (большей частью грунтовые). Стратегическая трасса Наушки – Улан-Батор (400 км) стала первой гудронированной дорогой Монголии. В 1949 завершилось строительство отрезка железной дороги, связавшего Улан-Батор с Транссибирской магистралью на территории Советского Союза. Позднее ветка была продолжена дальше на юг, а в 1956 она соединилась с железнодорожной сетью Китая. Хотя проходящая по монгольской земле железная дорога служила в основном для транспортировки грузов между Китаем и Советским Союзом, эта магистраль в немалой степени способствовала экономическому развитию самой Монголии. В конце 1980-х годов почти 3/4 грузовых перевозок в стране осуществлялось с помощью железнодорожного транспорта.
Воздушные
трассы связывают Монголию с Россией,
Китаем, Вьетнамом, Японией. Собственный
самолетный парк Монголии невелик, и дальние
авиамаршруты обслуживают самолеты других
стран. Собственная авиация Монголии имеет
регулярную авиасвязь со всеми аймаками
страны.