Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 16:31, реферат
Среди важнейших вопросов исторической этнографии видное место занимает проблема многовековых этнокультурных контактов и взаимодействий ее коренных народов друг с другом и с народами соседних историко-культурных областей Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии, Центральной Азии и Дальнего Востока. Эти этнокультурные взаимодействия оказались усиленными включением многочисленных этносов Сибири в состав российского государства и формирования (с 17 в.) местных очагов пришлого русского населения.
Народы Сибири
Среди основных
этнографических регионов России многими
историко-культурными
Среди важнейших вопросов исторической этнографии видное место занимает проблема многовековых этнокультурных контактов и взаимодействий ее коренных народов друг с другом и с народами соседних историко-культурных областей Восточной Европы, Казахстана и Средней Азии, Центральной Азии и Дальнего Востока. Эти этнокультурные взаимодействия оказались усиленными включением многочисленных этносов Сибири в состав российского государства и формирования (с 17 в.) местных очагов пришлого русского населения.
Наиболее крупные коренные народы Сибири:
Среднечисленные:
25 народов
по причине небольшой
Современные ученые отмечают большое разнообразие языковой ситуации в среде коренного населения Сибири. Ведущей тенденцией является все большее распространение двуязычия (знания наряду с родным языком русского либо языка соседней народности).
Народы Сибири принадлежат к различным языковым семьям и группам. По численности говорящих на родственных языках на первом месте стоят народы алтайской языковой семьи. Алтайская языковая семья в пределах Сибири делится на три группы: тюркскую, монгольскую и тунгусо-маньчжурскую. Тюркская ветвь очень обширна: в Сибири к ней принадлежат алтае-саянские народы (алтайцы, хакасы, тувинцы), западносибирские татары, якуты, долганы. К монгольской группе принадлежат буряты. В тунгусо-маньчжурскую группу входят эвенки, эвены, нанайцы, ульчи.
В Западной Сибири с отдаленных времен формировались этнические общности уральской языковой семьи. Это были угроязычные и самоедоязычные племена лесостепной и таежной полосы от Урала до Верхнего Приобья. В настоящее время в Обь-Иртышском бассейне обитают угорские народы — ханты и манси. К самодийским (самоедоязычным) принадлежат селькупы на Средней Оби, энцы в низовьях Енисея, нганасаны, или тавгийцы, на Таймыре, ненцы, населяющие лесотундру и тундру Евразии от Таймыра до Белого моря.
Коренные народы Сибири и Дальнего Востока монголоидны по основным особенностям их антропологических типов. Монголоидный тип населения Сибири генетически мог зародиться только в Центральной Азии.
Устойчивые хозяйственно-культурные типы коренных народов Сибири:
У коренных народов к периоду прихода русских скотоводство было развито значительно больше земледелия. Но с XVIII в. земледельческое хозяйство занимает все большее место у западносибирских татар, распространяется оно и среди традиционных скотоводов южного Алтая, Тувы и Бурятии.
Для низовий больших рек, а также ряда малых рек Северо-Восточной Сибири характерен комплекс оседлых рыболовов. Рыболовство в качестве основного занятия преобладало в бассейне Оби (у хантов, мансов, селькупов), в нижнем течении Амура (у нивхов, ульчей, нанайцев) на Камчатке (у ительменов).
В обширной таежной зоне Сибири на основе древнего охотничьего уклада сформировался специализированный хозяйственно-культурный комплекс охотников-оленеводов, к которым относились эвенки, эвены, юкагиры, ороки, негидальцы. Промысел этих народов состоял в добывании диких лосей и оленей, мелких копытных и пушных зверей. Рыболовство почти повсеместно было вспомогательным занятием. В отличие от оседлых рыболовов охотники-оленеводы тайги вели кочевой образ жизни.
Материальная культура охотничьих народов тайги была полностью приспособлена к постоянным передвижениям. Характерный пример этого — эвенки. Жилищем у них служил конический чум, покрытый оленьими шкурами и выделанными кожами (“ровдугой”), также сшитой в широкие полосы вываренной в кипятке берестой. При частых перекочевках эти покрышки перевозились во вьюках на домашних оленях. Для передвижения по рекам эвенки пользовались берестяными лодками, настолько легкими, что их без труда мог переносить на спине один человек.
Типичными оленеводами являлись ненцы, оленные чукчи и коряки. В их хозяйстве главную роль играло оленеводство, которое являлось основным источником средств существования. Оленеводы кочевали круглый год от зимних пастбищ до летних.
Арктическими охотниками на морского зверя являлись эскимосы, оседлые чукчи, коряки, жившие на морском побережье. Их хозяйство состояло в промысле тюленей и моржей.
Историко-этнографические области:
Ко времени прихода русских в Сибирь коренные народы достигли довольно высокой ступени развития уже в XVII-XVIII вв. Этнографические материалы XIX в. констатируют преобладание у народов Сибири отношений патриархально-общинного строя, связанного с натуральным хозяйством, простейшими формами соседско-родственной кооперации, общинной традицией владения угодьями, организации внутренних дел и сношений с внешним миром при достаточно строгом учете “кровных” генеалогических связей в брачно-семейной и бытовой (по преимуществу религиозно-обрядовой и непосредственного общения) сферах.
Менее
всего поддавалась
Отличительной
чертой шаманизма является вера в
то, что определенные люди — шаманы
— имеют способность, приведя
себя в исступленное состояние, вступать
в непосредственное общение с
духами — покровителями и помощниками
шамана в борьбе с болезнями, голодом,
пропажами и прочими