Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 00:22, курсовая работа
Юго-Восточная Азия населена народами, имеющими разное историческое прошлое и неодинаковые этнографические характеристики. С глубокой древности в этом регионе происходили постоянные миграции населения, смешивались и разделялись этнические группы, возникали крупные народы, исчезали небольшие. У народов и племенных групп Юго-Восточной Азии чрезвычайно различны уровни социального развития. Здесь сосуществуют общества, у которых государства сложились еще на рубеже нашей эры, общества, у которых еще сильны архаические уклады, и племена, все еще находящиеся на первобытнообщинном уровне развития. Все это делает Юго-Восточную Азию невероятно интересным объектом для исторических, этнологических и социологических исследований.
Введение 3
Общая характеристика региона 4
Этнолингвистический состав 5
Этническая и политическая история 6
Каменный век 6
Эпоха бронзы и раннего железа 8
Появление государственности 10
Особенности этнокультурной системы 13
Этнический состав населения Камбоджи 15
Этнический состав населения Вьетнама 17
Список использованной литературы: 19
Многие ученые считают, что современные
мыонги, живущие в горах, Вьетнама
являются прямыми потомками донгшонцев,
построивших ирригационные
Изображения на барабанах говорят об использовании труда рабов.
В эпоху донгшона ( точнее в эпоху поздней бронзы и железа, во второй половине I тысячелетия до н. э. и в первые века нашей эры) появились какие-то социально-культурные конфликты, что вызвало уход значительной массы населения в горы.
Следует особо выделить южноиндокитайскую позднебронзовую культуру, которая охватывала также западную часть современной Индонезии. У народов горных плато Восточного Индокитая до сих пор сохранилась граница между северной и южной историко-этнографическими подобластями, различие между которыми берет начало, вероятнее всего, еще с эпохи бронзы. Южная подобласть является переходной между материковой и островной частью полуострова, так как обнаруживает культурную близость с территорией, населенной индонезийскими народами. Все эти факты говорят о древности расселения мон-кхмеров на юге Индокитая, о заселении горных плато Восточного Индокитая в эпоху бронзы, а также о том, что ведущее место в заселении гор в этом районе занимали индонезийцы. Традиции южноиндокитайской бронзовой культуры прослеживаются у современных горцев Южного Вьетнама мон-кхмерской и индонезийской языковых групп. У горных индонезийцев больше общего с южной подгруппой. Также можно провести четкую этнографическую границу при сравнении северной и южной подгрупп горных мон-кхмеров Южного Вьетнама. Для седангов, кату и лове (северная подгруппа) характерны замкнутая планировка поселений, чаще с общинным домом, свайное жилище с входом с торцовой стороны, тканевые сумки, короткая стрижка. В современной народной культуре кхмеров до настоящего времени сохранились элементы сближающие их с северным типом горцев: короткая стрижка, общинные дома «сала»). Для южных горных кхмеров (ма, срэ, мнонги) характерны линейный тип планировки, жилище с входом с широкой стороны дома, плетенные корзины, украшение медными колокольчиками, орнаментика слона и павлина, ношение длинных волос.
Появление государственности
Во второй половине I тысячелетия до н. э. в материковой части ЮВА появляются раннегосударственные объединения: Ба и Шу в Сычуани и Юньнани, дальше к востоку Чу и Намвьет, заменившее государство Ванланг, и возникшее позднее во Вьетнаме Аулак. Государства Ба и Шу связаны с тибето-бирманскими народами, в том числе бирманцами, Чу - с историей тайских и мяо-яосских народов, Намвьет и Аулак - с индонезийцами и вьетами.
Донгшонская культура – это общность
различных по происхождению народов:
малайско-полинезийских, тайских, мон-кхмерских
и тибето-бирманских. Возможно, кхмеры
соприкасались некогда с
Фунань возникла в начале нашей эры, находилась на территории современных Камбоджи и Южного Вьетнама. Расположение Фунани в долине Меконга способствовало связям с Китаем и Индией. Этническая принадлежность фунаньцев до конца не ясна, они говорили на докхмерском языке аустроазиатской группы, а затем, видимо, сменили его на древнекхмерский. Тем не менее, в кхмерских источниках фунаньцы не рассматриваются как древнейшее население Камбоджи, кхмеры не считали их своими предками. Д.В. Деопик сделал вывод о кхмерском происхождении имен рабов Фунани, но правящая верхушка, скорее всего, была индонезийскоязычной.
Интересная группа мегалитических
памятников начала нашей эры в
Северном Лаосе подтверждает широкое
распространение индонезийцев на материке
в древности: выдолбленные из камня
кувшины и круги из отдельно положенных
камней. На развитие общественного
строя у древних индонезийцев
соседство государства лак-
Тямпа возникла на месте южноиндокитайской бронзовой культуры, выросшей из донгшонской и связанной с островным миром, во II веке н. э на побержье Южного Вьетнама. В общей этнографической картине того времени преобладали элементы «индонезийской», морской, культуры. Это связано с распространением культуры равнинного рисоводства, возникшей на приморских равнинах. К концу эпохи бронзы малайско-полинезийские народы в основной массе переселились на острова, в Индокитае осталась лишь небольшая группа тямских народов, одним из основных путей переселения была река Меконг. Языковые связи тямов с горными кхмерами (эде, джараи, нонг, раглаи) подтверждают, что эти народы являются коренным, автохтонным населением Восточного Индокитая. Создание Тямпы повлекло за собой ассимиляцию части индонезийских и мон-кхмерских народов и вытеснение основной их части в горы, которое закончилось примерно к X веку. В 1283 году продвижение Тямпы в горы было остановлено монголами, а в XV веке территория этого государства сократилась под натиском вьетов. Период войны против вьетов, продолжавшийся до XVII века, был временем наибольшего проникновения культуры тямов в культуру горных индонезийцев и горных кхмеров (кохо, ма).
Ченла, княжество в Южном Лаосе и Северной Камбодже, созданное кхмерами, освободилось из-под власти Фунани в VI веке. Этот переворот способствовал распространению влияния кхмеров в Фунани, а также быстрой миграции этого народа. С этого периода начинается активное культурное влияние на горных кхмеров, которое особенно усиливается в ангкорскую эпоху Камбоджи (IX-XV вв.). По мнению Л. Мальре, государство Ченла было образовано индонезийским по языку населением, но имена рабов, как показывают исследования Д.В. Деопика, в этом государстве в основном кхмерского происхождения.
В ранний период истории Фунани и Тямпы индийское культурное влияние в Индокитае было особенно сильным. С этим связано освоение горцами десятеричной сиситемы счета, в отличие от кхмерской пятеричной. В первые века века нашей эры имеет место обширная индийская торговая колонизация. Факт сосредоточения торговли в руках чужеземцев говорит о слабости рабовладельческих отношений у местного населения и о стойкости общины. Орошаемое рисоводство позволяет только общинную организацию труда. В VII-VIII вв. происходит переориентация торговли с внешней на внутреннюю, усиливаются местная господствующая верхушка и местные торговцы.
В VI-VII вв. появляется монское государство Дваравати в прибрежном Таиланде с центром в долине Чая Прайи. Города-государства на юге Бирмы, основанные в первые века нашей эры индийцами, находились в вассальной зависимости от монских вождей. Позже власть в этих городах переходит к бывшим вассалам, а затем они попадают в зависимость от Фунани. После падения Фунани монские города-государства Бирмы попали в зависимость от Дваравати.
В XI веке часть народа мранма (цяны) пришла с севера в район Северо-Восточной Бирмы. Мранма занимались земледелием и скотоводством, вытеснили из долины Чаусхе монов, от которых они приняли многие черты культуры (одежда, архитектура, письменность, буддизм южного толка). В свою очередь в Бирму проникло много элементов скотоводческой культуры. В слиянии с пью мранма дали начало бирманцам, которые стали доминировать во всей Бирме с середины XI в.
В X веке Вьетнам освободился от Китайской зависимости, у вьетов складывается централизованное государство. Расширяются связи горцев и вьетов, особенно с XVI века. Распространяется сельскохозяйственная техника вьетов: ирригация и плуг. Во второй половине XIX века Вьетнам стал колонией Франции.
Имеются материалы о становлении государственности в XII-XIV веке у тайских народов в Северо-Восточной Индии, Бирме, Таиланде и Лаосе.
Многими современными горцами были предприняты попытки создать независимые государственные объединения, завоеванные позже соседними крупными народами. Ма, стремясь сбросить влияние Фунани переселились с берегов Меконга в район плато Дарлак, и образовали здесь свое княжество. В конце XV века вьетнамские войска захватили страну ма. Во второй половине XVI века появляются теократические государства у индонезийских народов, джараев и эде. Камбоджийские монархи совершали военные походы против горцев для захвата рабов. В конце XVI века лаосское королевство со столицей во Вьентьяне развивает связи с горными кхмерами северной группы (банары, седанги). У седангов сохранилось предание, что лао научили их добывать и обрабатывать железо. В конце XVIII-XIX лао интенсивно продвигаются в районы горных кхмеров Южного Лаоса (брао и боловен). Предки нынешнего мон-кхмерского народа лава также предпринимали попытки создать государство в Северном Таиланде. Со времен господства монов лава стали уходить из долин в горы, оставшееся население смешалось с монами и с тайцами. В VIII веке государство пью Шрикшетра попадает в зависимость от Наньчжао, тибето-бирманского государства в Юньнани.
Особенности этнокультурной системы
Типичная для каждой страны Индокитая этнокультурная система состоит из народов равнин, горцев, народов горных долин. Многочисленные национальные меньшинства, живущие обычно в горах, лесах или на морском побережье и отставшие в своем развитии, обычно занимаются подсечно-огневым земледелием, собирательством, охотой и другими промыслами. «Их взаимоотношения с крупными народами, живущими в долинах, образуют особую систему «горцы-жители долин», особый социально-культурный баланс» (Я.В. Чеснов, Историческая этнография стран Индокитая, М.; 1976; с.71). В Бирме горцев называют чинами и качинами, в Таиланде и Лаосе - кха и лаотхень, во Вьетнаме - тхыонгами, в Камбодже - пнонгами.
По типу поселения народы Индокитая можно разделить на три категории: жителей равнин, обитателей горных долин и горцев. Крупные народы (вьетнамцы, лаотянцы, кхонтаи, бирманцы) наиболее зависимы от экологической среды, так как их посеселения строго приурочены к большим аллювиальным равнинам. Поселения жителей горных долин, тай во Вьетнаме и шань в Бирме, расположены в долинах, а поля – и в долинах, и на склонах гор. Поля либо террасируются и орошаются, либо обрабатываются подсечно-огневым способом. Для горцев вовсе не характерно заселение и хозяйственное использование только горных местностей. Мон-кхмерские и индонезийские народы (банары, седанги, мнонги, ма, джараи, эде и др.) на территории Южного Вьетнама используют как горные склоны, так и равнины. Хозяйственный уклад горцев обусловлен не природной средой, а «социально-экономическим и политическим балансом с соседними народами», необходимостью хозяйственной специализации (Я.В. Чеснов, Историческая этнография стран Индокитая, М.; 1976; с.71). Почти все горцы в прошлом были вытеснены в горные районы. Народ лава в Таиланде был вытеснен в горы из равнин и долин центрального Таиланда тайскими народами, долины Лаоса до лао принадлежали мон-кхмерам группы кха. Народ тайхай во Вьетнаме тоже обитали в равнинах, знали поливное земледелие, но под давлением тайцев переселились в горы. А. Метр считал, что современные горцы Южного Вьетнама и Камбоджи перселились в горы с прибрежных долин и равнин Меконга. У кхмеров даже существует легенда о том, как горцев с берегов Меконга изгнал Будда.
Этническое и культурное своеобразие горцев, отличающихся от родственных и неродственных народов долин и равнин, является результатом социально-экономической истории этого региона. На хозяйственно-культурный тип горцев повлияла также промысловая специализация. С древности в этом регионе существует торговая сеть, состоящая из больших и малых караванных путей, деревенских рынков и мелких торговых путей. Торговля у горцев появляется в результате разделения труда и индивидуальной, семейной, деревенской или порайонной специализации производства. Например, чины и качины в Бирме, лава в Таиланде, уни, кэлао, мяо и эде во Вьетнаме, куи в Камбодже специализируются на производстве металлических изделий, так же у горцев есть специализированные центры по производству керамики, тканей, центры по добыче соли. Для жителей равнин горцы в основном поставляют продукты, связанные с лесными промыслами, такие как древесина, лак, смолы, лекарственные растения, дичь, слоновая кость, мед, циновки. «Лесные промыслы, дающие товары для внешнего обмена, накладывают свой отпечаток на внутреннюю торговлю и внутреннее разделение труда, эти внешние связи организуют и концентрируют ремесла, удовлетворяющие внутренние нужды» (Я.В. Чеснов, Историческая этнография стран Индокитая, М.; 1976; с.78).
Карены поставляют бирманцам и монам лак, мед, воск, кардамон, слоновую кость дичь, мясо домашних животных, хлопковые ткани, получая за это рис, керамику, соль и рыбную пасту. Торговля у них ведется через бродячих торговцев из бирманцев и шань, индийцев или китайцев. Кекху в Бирме обменивают лак, рис и хлопок на бетель и соль. Палауны торгуют чаем, получают взамен ткани, воск, сахар, керосин. Среди чинов Бирмы распространена ремесленная специализация по деревням, например, в селах Айбур и Хнаринг сконцентрирована работа по бронзе, серебру, производству циновок, а в деревне Куахранг производят керамические изделия. Народ тин в Таиланде выращивает чай и производит циновки, поставляет лесные продукты, дрова в обмен на рис. Ламеты в Лаосе занимаются продажей риса, спальных циновок из коры деревьев, покупают у лао керамику и орудия труда, а у лу – соль. В Северном Вьетнаме горцы уни, кэлао и мяо занимаются изготовлением металлических изделий, жители долин тхай продают изделия из керамики, раглаи выменивают за бетель железные ножи, одежду, одеяла, бусы, гонги и керамические изделия. Большинство горцев занимается ремеслом не весь год, а в свободное от полевых работ время, поэтому внутри одной деревни существует хозяйственная специализация отдельных семей, как, например, у эде во Вьетнаме.
Этнический состав населения Камбоджи
Большую часть населения Камбоджи составляют кхмеры. В II-III тысячелетии до нашей эры предки мон-кхмеров, происхождение которых до конца не выяснено, переселились на юг Индокитайского полуострова и смешались с австралоидами. Кхмеры относятся к тай-малайскому типу южномонголоидной расы, имеют темный цвет кожи, широкий нос, маленький рост.
Особо выделяют группу народов, почти слившихся с кхмерами, это так называемые «ассимилированные кхмеры». В период Ангорской империи они входили в конгломерат кхмерских племен, затем остановились на более низком уровне развития, чем кхмеры. В XX веке происходила активная ассимиляция этих народов, в настоящее время «ассимилированные кхмеры» населяют речные долины и лесные предгорья. К ним относятся: куи, самрае, пуар, с’оуть. Народ куи (нтра, о, антор, нлур, манник, малок, дамрей и др.) проживает в северных районах страны, к северо-востоку от озера Тонлесап до гор Дангрек. До недавнего времени куи говорили на особом языке мон-кхмерской группы, но в настоящее время забывают его. Занимаются добычей железа, собирательством. выращивают суходольный рис. Самрае живут на северо-западе Камбоджи, в районе Кампонгтхома, выделывают шкуры, занимаются животноводством. Пуар занимают территорию на западе в районе Баттамбанга, на востоке около Поусата. До 1897 года находились в рабстве, занимаются охотой и собирательством, в основном кардамона. К востоку от Кампота проживают с’оуть, крайне темнокожие и низкорослые негритосы.