Общая характеристика электроэнергетики Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ развития и современное состояние электроэнергетики Франции. В соответствии с данной целью в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику электроэнергетики Франции;
- проанализировать текущее состояние электроэнергетики Франции: основные тенденции развития;
- изучить перспективы развития электроэнергетики Франции;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Общая характеристика электроэнергетики Франции
§1.1 Историко- географический обзор 4
§1.2 Отраслевой состав 7
§1.3 Развитие электроэнергетики Франции 9
Глава 2. Характеристика отдельных отраслей
§2.1 Атомная электроэнергетика 14
§2.2 Другие отрасли 18
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Курсовая Франция.docx

— 80.64 Кб (Скачать файл)

     EdF — главная генерирующая компания во Франции, поскольку выпуск EdF, зарегистрированный в 2001 г., составлял 93,8% от общего объема отпущенной электрической энергии. В 2001 г. примерно 84% выпуска EdF во Франции было произведено АЭС, 12% — ГЭС, 3% — ТЭС. Как следствие CNR и SNET на данный момент имеют предельную долю рынка – выпуск ГЭС CNR и ТЭС SNET соответственно.

     Компания RTE была создана Законом об электроэнергетике как подразделение EdF, и она является единственным оператором французской высоковольтной и сверхвысоковольтной системы электропередач. Хотя RTE – подразделение EdF, но управление сетевым оператором должно осуществлять независимо от управления другими видами деятельности EdF. Автономность RTE гарантируется Законом об электроэнергетике, предусматривающим, что сетевой оператор имеет свой собственный бюджет.

     Единственная альтернатива по использованию государственной сети электропередач во Франции – строительство прямых соединений.

     Что касается распределения, то с момента введения в действие Закона от 8 апреля 1946 г. собственность на распределительные сети принадлежит государству. Фактически EdF обладает квази-эксклюзивным правом на управление распределительными сетями. Закон 1946 г. предусматривает, что местные органы власти самостоятельно не управляют распределительными сетями, а обязаны предоставить EdF лицензию (концессию) на управление распределительной электрической сетью.

     Однако предусмотрены некоторые ограниченные исключения из этого принципа6:

- в частном секторе, очень маленьким операторам, чья деятельность ограничена только определенной местностью, разрешено осуществлять распределение, несмотря на национализацию;

- в государственном секторе статья 23 Закона 1946 г. предусматривает категорию субъектов, которым разрешено управление местной распределительной сетью. Таковыми являются régies, т.е. субъекты посредством которых местные органы власти могут, если они пожелают, напрямую управлять распределительными сетями на подконтрольной территории, а также sociétés d’économie mixte, т.е. субъекты, в которых государственные или муниципальные власти являются держателями, по крайней мере, половины всего капитала.

     Регулирование электроэнергетики во Франции фактически осуществляется совместно правительством (министерством энергетики и министерством экономики) и вновь созданным независимым регулирующим органом RTE. Действует очень жесткая система государственного регулирования и контроля над отраслью со стороны правительства.

     Правительство определяет общую энергетическую стратегию и политику (в частности, формирует многогодовую инвестиционную программу в области генерации электроэнергии и устанавливает целевые ориентиры, относящиеся к разделению генерирующих мощностей между каждым первичным источником энергии), а также следит за исполнением общественных обязательств в области энергоснабжения (например, министр энергетики отвечает за назначение главы национального оператора системы электропередач). Тарифы на передачу и распределение утверждаются на основе затрат сетей совместно министрами энергетики и экономики по заявке от CRE. Кроме того, тарифы для неквалифицированных покупателей фиксируются министром экономики после консультации с CRE и Советом по конкуренции.

     CRE – административно независимый орган, состоящий из семи членов, назначаемых сроком на семь лет. Два члена, один из которых – председатель, назначаются указом президента, глава каждой палаты парламента также назначает по два члена. Кроме того, еще одного члена назначает глава экономического и социального совета. Члены CRE не могут быть уволены.

     CRE осуществляет надзорную деятельность, ее главная задача состоит в обеспечении недискриминационного доступа независимых производителей к сети. Основные группы полномочий комиссии:  консультационные (в частности, подача предложений по установлению тарифов), проведение расследований, наложение санкций, урегулирование споров, относящихся к доступу к системе передачи и распределения.

     Сегодня во Франции компании, которые осуществляют деятельность в электроэнергетическом секторе, должны вести раздельный учет. CRE должна, по согласованию с Советом по конкуренции, одобрить правила ведения учета, границы счетов и принципы, которыми операторы руководствуются при внедрении раздельного учета. Для обеспечения соответствия утвержденным обязательствам по корректному разделению учета по видам деятельности CRE может использовать свои полномочия по ведению расследований и/или по наложению санкций. 15 февраля 2001 г. CRE приняла постановление – déliberation - точно определяющее принцип разделения деятельности. Сегодня операторы должны согласовывать принципы раздельного ведения учета с CRE на основе déliberation.

     В целом, стоит отметить следующую особенность управления электроэнергетическим сектором Франции: ввиду отсутствия внутренних стимулов к реформе в функционирование отрасли вносятся самые минимальные коррективы, которые, тем не менее, соответствуют принципам Директивы 92/96/ЕС и позволяют на основании взаимности (reciprocity) осуществлять экспансию на внешние рынки. Кроме того, пример Франции доказывает, что централизованная, вертикально-интегрированная, государственная система энергоснабжения  совершенно не является препятствием для сбалансированного, эффективного функционирования и развития электроэнергетики.

Глава 2. Характеристика отдельных отраслей

§2.1 Атомная электроэнергетика

 

     Одной  из ключевых современных отраслей  промышленности стала атомная  энергетика. АЭС вырабатывают более 2/5 всей электроэнергии. В мире Франция занимает второе место после США. Во всем мире нет другой такой страны, которая бы так сильно зависела от ядерной энергетики, как Франция. Большая часть потребления электроэнергии покрывается за счет работы атомных электростанций. В 2012 году на долю 58 функционирующих во Франции атомных электростанций приходилось 78 % французского производства электроэнергии. Первая французская АЭС была построена уже в 1959 году. Однако интенсивное строительство основного количества атомных электростанций началось в 70-е годы, в связи с нефтяным кризисом и желанием Франции уменьшить зависимость страны от высоких цен на нефть и газ. Суммарная нетто мощность 58 действующих АЭС в 2012 году составила 63130 MW7.

     Именно во Франции родился Антуан Анри Беккерель (1852-1908), который в 1896 году открыл естественную радиоактивность солей урана, а в 1903 году, совместно с Пьером Кюри и М. Складовской-Кюри, стал лауреатом Нобелевской премии. Для Марии Кюри Франция является также второй родиной. Французский энергетический концерн Электрисите де Франц – крупнейший в мире продуцент электроэнергии на АЭС. Этот концерн является почти полностью государственным. Он сделал атомную энергию важным экономическим фактором во Франции. До последнего времени французы относились к ядерной энергетике скорее с гордостью, чем со страхом. Однако катастрофа в Фукушиме также и во Франции вызвала дебаты о судьбе атомных электростанций. Беспокойство вызвал сам тот факт, что авария произошла в такой высокотехнологичной стране, как Япония. В прошлом во Франции даже после катастрофы в Чернобыле начались лишь единичные протесты против использования ядерной энергии. После Фукушимы поставлен вопрос, может ли случиться аналогичная авария во Франции.       Также и во Франции случались многочисленные аварии, но население в большинстве случаев не знало о них. Многие АЭС, построенные в 1970-х-1980-х годах, в том, что касается безопасности, вызывают беспокойство у немцев. Две из них расположены непосредственно у границы с Германией: «Фесссенхайм» – почти в 30 км от Фрайбурга – и «Каттеном» – в 60 км от Саарбрюккена. АЭС «Фессенхайм», как и Фукушима, была построена в 1977 году, с использованием той же техники, и, подобно Фукушиме, находится в районе, подверженном землетрясениям. Поэтому Страсбургский городской Совет в апреле 2011 года принял решение о закрытии АЭС «Фессенхайм». Президент Франции (тогда еще Саркози) потребовал установления международных норм безопасности для АЭС. Правда, одновременно Саркози защищал атомную энергетику, «как основополагающий элемент независимости для Франции» и собирался инвестировать 1 млрд. евро в дальнейшее развитие этой отрасли8.

     Развитие во Франции солнечной, ветровой и водной энергии стимулируется, однако, рассматривается только как дополнение к атомной энергетике. В стране существует также атомный консенсус, который распространяется на все партии, кроме зеленых. Таким образом, ситуация с развитием атомной энергетики во Франции отлична от ситуации в Германии, которая настроена на выход из этой отрасли.

    Атомная энергетика расколола Францию. Франция не намерена отказываться от планов развития атомной энергетики. АЭС пользуются широкой поддержкой среди населения страны. В таких условиях антиатомному движению приходится нелегко. Но оно активно, как никогда.

     Франция является мировым лидером по количеству АЭС на душу населения. Президент Николя Саркози вскоре после катастрофы на японской АЭС  «Фукусима» отчетливо заявил, что ни о каком отказе его страны от атомной энергетики не может быть и речи. «Французские реакторы - самые безопасные во всем мире», - заверил он. А министр промышленности и энергетики Эрик Бессон добавил, что если Франция сократит производство атомной энергии, то населению придется затянуть пояса потуже, ведь подорожает электричество.

     До этого французские «зеленые» предложили провести референдум по вопросу об отключении АЭС. Эта инициатива стала для страны новшеством. Совладельцем французского атомного концерна Areva является само государство. Атомная энергетика Франции активно лоббируется властями.

     «Франции повезло, так как выполнение основной части ее программы по атомной энергетике пришлось на то время, когда общественность была шокирована нефтяным кризисом», - говорит Бертран Барре, который до выхода на пенсию возглавлял отдел научной коммуникации в штаб-квартире Areva в Париже. По его словам, в 1974-2000 годах ядерная программа Франции была направлена на отказ от получения энергии из нефти, и общество поддерживало такую тактику.»Наши АЭС работают хорошо. Никаких драматичных событий на них не было, и люди привыкли к атомной энергетике», - отмечает Барре.

     Дезинформация по-парижски. Сегодня катастрофа на «Фукусиме-1» затмила собой события 25-летней давности, происходившие после аварии на Чернобыльской АЭС. В 1986 году власти в Париже на протяжении недель уверяли сограждан в том, что радиоактивное облако из Украины не дошло до французской границы. Но эти утверждения были опровергнуты учеными из Валанса, уличившими атомных лоббистов во лжи.

     В ответ на государственную дезинформацию ученые создали неправительственную Комиссию по независимым исследованиям и информации о радиоактивности (CRIIRAD). Руководит этой - уникальной для Франции - структурой физик Ролан Деборд.

     Деборд держит в руках пробирку с пробой грунта - 40 граммами земли, которые свидетельствуют о том, что в почве Франции и поныне содержатся радиоактивные следы чернобыльской трагедии. «Это цезий-137, период его полураспада - 30 лет. То есть за те 25 лет, что прошли после взрыва на Украине, он не утратил и половины своей радиоактивности», - поясняет Деборд.

     Вне зоны влияния демократии. В 100 километрах от Валанса, в Лионе, расположен главный офис природоохранного объединения Sortir du Nucléare. Входящие в его состав более 900 организаций преследуют одну цель - отказ страны от атомной энергетики. Но для начала активисты Sortir du Nucléare требуют отключить 16 реакторов, находящихся в эксплуатации более 30 лет и потому устаревших. Заместитель координатора Ксавье Рабийу разворачивает на столе карту, которая дает реальное представление о мощи атомной индустрии во Франции. На ней обозначены не только все реакторы страны (в том числе отключенные и испытательные), но и места хранения радиоактивных отходов, базы атомных подлодок9.

     Агентство по ядерной безопасности Франции (ASN) ежегодно регистрирует около 800-900 инцидентов на АЭС по всей стране, отмечает Рабийу. «То, что атомный сектор Франции находится целиком за пределами зоны демократического влияния, это факт, - говорит активист. - Никто не спрашивал граждан ни напрямую, ни через депутатов, согласны ли они с атомной программой».

     Излишки энергии - в Германию. В декабре 2010 года было решено увеличить срок эксплуатации первого блока АЭС в Трикастене до 40 лет. Сейчас атомный концерн Areva и Агентство по ядерной безопасности ASN обсуждают вопрос о продлении срока работы всех реакторов в стране до 50 лет. «И это - несмотря на то, что Франция производит слишком много энергии!» - негодует Ксавье Рабийу. Но это обстоятельство только радует французских атомщиков. Они говорят, что избыток энергии, производимой на АЭС страны, будут продавать в соседнюю Германию. Тем более что ФРГ уже начала отключать свои реакторы10.

 

 

 

 

 

§2.2 Другие отрасли

 

      По материалам годового отчета Генеральной дирекции энергетики и сырьевых ресурсов (ГДЭСР) за 1998 г. политика правительства Франции в области энергетики складывается под влиянием ряда факторов, основными из которых являются: необходимость удовлетворения спроса на энергоносители при защите коммерческих интересов национального капитала, шаги Евросоюза по обеспечению все большей открытости рынков и возрастание конкуренции иностранных компаний, усиливающиеся требования общественности по охране окружающей среды с выводом обсуждения этой проблемы на международный уровень.  
     Выполнение требований и соблюдение экологических норм действительно стало весомым элементом энергетической политики, а не просто временной данью общественным настроениям. Протоколом международной конференции по вопросам изменения климата, проходившей в декабре 1997 г. в Киото (Япония), для стран Евросоюза предусматривается снижение к 2010 г. нынешнего уровня выброса в атмосферу углекислого и других вредных газов на 8%. Для Франции речь идет лишь о стабилизации уровня выброса, однако и это, по мнению экспертов, нелегкая задача, учитывая потребности в энергоносителях при экономическом росте (в среднем на 2% ежегодно в течение последних 10 лет), невозможность в силу финансовых и социальных причин осуществить широкую замену угля природным газом, при использовании которого выбрасывается меньше углекислого газа, а также невозможность увеличения на данном этапе доли атомной и гидроэнергетики, составляющих более 90% общей выработки французской электроэнергии11.  
     Решение экологических проблем будет и далее стимулировать развитие возобновляемых источников энергии. В этой связи большое внимание уделяется совершенствованию и использованию новых типов работающих на газе автомобилей и электромобилей, для чего, помимо поддержки научных разработок, предусматривается введение налоговых льгот для пользователей экологически чистыми машинами, обязательств по их приобретению при обновлении транспортного парка госучреждений и постепенный перевод на них общественного транспорта.  
     Несмотря на остановку реактора «Суперфеникс», будут продолжены исследования по переработке, захоронению в глубоких геологических слоях и консервации на поверхности земли радиоактивных отходов. В 1997 г. велись активные переговоры с местными властями по согласованию вопросов строительства подземных лабораторий с целью интенсификации исследований, для чего предусматривается увеличение бюджетных ассигнований. Тем самым дается понять, что правительство не собирается сворачивать программу развития атомной энергетики.   По всей видимости и остановка «Суперфеникса» – окончательная мера и в дальнейшем не исключен его запуск, поскольку через 10 лет, как считают специалисты, встанет вопрос об обновлении мощностей ныне действующих атомных станций. Загрузка их энергомощностей в 1997 г. составила 83%. Резкое же ее снижение негативно сказалось бы не только на норме выброса углекислого газа, т.к. потребовало бы усиления работы теплоэлектростанций, но и на таком важном факторе энергетической политики, как обеспечение т.н. энергетической независимости12.  
     Последняя представляет собой соотношение собственного производства и добычи к общему потреблению первичных энергоносителей без учета климатических корректив. В 1997 г. она составила 50% (по нефти – 4%, по газу – 7%, по углю – 31% и по электроэнергии -116%).  
     Расширение проникновения французских компаний на зарубежный рынок энергоносителей, разнообразие связей с их поставщиками рассматриваются как меры по укреплению энергетической независимости. Примером этого может служить заключенный фирмой Total контракт на добычу иранского газа, несмотря на американское эмбарго.  
     В нефтедобывающей отрасли особый акцент делается на развитии передовых технологий, позволяющих вести разведку и добычу нефти на большой глубине континентального шельфа. Эти усилия уже увенчались успехом. В 1997 г. Elf открыл крупные месторождения в офшорной зоне Анголы и Конго. Экспорт таких технологий, как считают французские эксперты, может изменить географию нефтедобычи, расширить зоны поиска и увеличить число стран-поставщиков. С учетом прогноза относительно того, что в ближайшие 5 лет офшорная нефть составит более 80% увеличения нефтедобычи стран-нечленов ОПЕК, Франция получает большую степень независимости в плане снабжения нефтью, в т.ч. в ситуации, когда члены ОПЕК договариваются о снижении объема нефтедобычи.  
     В области электроэнергетики правительство, помимо подписания контракта с Electricite de France, предусматривающего снижение тарифов, усиление инвестиционной деятельности за рубежом, реализацию социальных программ и снижение задолженности перед государством, намерено заключить соглашения с независимыми производителями. Эта мера, как предполагается, будет стимулировать развитие альтернативных источников энергии, облегчит управление энергосистемой вследствие ее децентрализации, повысит экономичность электросетей и позволит поддерживать в должном состоянии систему малых ГЭС при усилении во взаимодействии с местными властями режима безопасности плотин.  
     В газовой отрасли, кроме аналогичного контракта с Gaz de France, в преддверии открытия европейского рынка газа и усиления конкуренции инофирм подписаны соглашения о сотрудничестве между GdF, Total и Elf, в т.ч. в рамках дочерних фирм, с целью укрепления их позиций на французском рынке.  
В угледобывающей отрасли внимание правительства привлечено к выполнению т.н. «угольного пакта», заключенного в 1994 г. между руководством группы Charbonnage и профсоюзами при участии министра промышленности относительно закрытия нерентабельных шахт. В 1997 г. было закрыто еще 3 разреза в Эльзасе. Персонал был частично отправлен на пенсию, на курсы профпереориентации или переведен на другие шахты13.  
     В 1997г. расходы потребителей энергии увеличились на 8%, составив 85,6 млрд.фр., что явилось следствием не роста потребления как такового, а роста рыночного курса доллара. Энергозатраты же, как соотношение первичного потребления энергии с учетом климатических корректив и товарного ВВП, снизились на 1,7%, что, по мнению экспертов ГДЭСР, представляет собой положительную тенденцию, сопровождающую увеличение темпов экономического роста.  
Следует отметить, что ГДЭСР, являясь единым, хотя и разветвленным государственным органом, занимается всем комплексом проблем, связанных с энергетикой и сырьевыми ресурсами Франции. В его ведении находятся службы по вопросам атомной энергии, международным связям, возобновляемым источникам энергии и ее рациональному использованию, сырьевым ресурсам и полезным ископаемым, аналитические бюро и управления энергоносителей, газа, электричества и угледобычи.  
Специалисты ГДЭСР считают, что в ближайшие годы при усилении того или иного фактора, влияющего на выработку энергетической политики Франции, она все равно будет включать в себя такие слагаемые, как удовлетворение спроса на энергоносители, развитие возобновляемых источников энергии, дальнейшее использование атомной энергии и обеспечение энергетической независимости государства.  
     Группа впервые начала свою деятельность в 1940 г. с производства и распределения природного газа во Франции.  
«Эльф-Акитэн» занимает 7 место в мире среди нефтяных компаний, а во Франции однозначно является «номер один» по объему оборота, капитализации на бирже, числу акционеров и ряду других показателей. Численность сотрудников «Эльф-Акитэн» в 81 стране мира составила в 1997 году 85 000 человек.  
Результаты группы в 1997 году оцениваются как наилучшие за всю ее историю. В частности это относится к показателям прибыли, росту доходов на акции (+7%) и росту их курса (+42%).  
В сотрудничестве «Эльф-Акитэн» с российской стороной в сфере добычи углеводородов есть ряд сложных проблем. В частности по НПЗ в г.Лейна (проект «Лейна-2000» на 10 млн. тонн нефтепродуктов в год), в 40 километрах от Лейпцига на территории бывшей ГДР.В 1994 году Elf Aquitaine привлекла в качестве акционеров к данному проекту три российские компании «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Мегионнефтегаз» . Их доля в проекте составила 24%. У Elf Aquitaine – 43% и на долю германской «BvS» должно было прийтись 33%.  
     Российские компании должны были оплатить свое участие в проекте поставками сырой нефти. Однако вследствие изменения условий регламентации экспорта энергоносителей предпочли это сделать в денежной форме. Несмотря на дополнительную отсрочку в 1 год, ими было выплачено только 25% из необходимых 240 млн. марок. Таким образом, доля российских компанийперешла к Elf Aquitaine, которая фактически получила 67%. Elf Aquitaine намеревалась ограничить свое участие в проекте 50%. и изыскивала возможность подключения к проекту новых партнеров."Эльф Акитэн» готова обсуждать возвращение российских фирм в проект, но на новых финансовых условиях.  
     Новым моментом в сотрудничестве между российскими и французскими нефтяными компаниями явилось заключенное в первом квартале 1998 года соглашение о стратегическом партнерстве между создающейся структурой «ЮКСИ» и «Эльф Акитэн». По условиям договора к французской фирме должно перейти 5% акций новой компании. Так как образование «ЮКСИ» не состоялось, «Эльф Акитэн» начала переговоры о приобретении 12% акций «Сибнефти» за 528 млн. долл. Французская компания была заинтересована прежде всего в запасах «Сибнефти», которые оцениваются примерно в 700 млн. баррелей. «Эльф» через данный проект предполагала создать свой третий полюс производства – в России (помимо Северного моря и Гвинейского залива). Но 25 августа 1998 года руководство французской компании объявило о своем отказе от альянса с «Сибнефтью», по крайней мере на прежних условиях. Официальное объяснение такому шагу – падение стоимости нефти и ухудшение финансового положения обеих компаний.  
     Определенные надежды руководство «Эльф-Акитэн» возлагает также на сотрудничество с РАО «Газпром», которое существенного развития пока не получило. «Эльф-Акитэн» достаточно сдержанно относится к повышению своей инвестиционной активности в РФ. Компания участвует только в проекте по разработке Шапкинского нефтяного месторождения в Тимано-Печорском бассейне. В нем также принимают участие российская «КомиТЭК» и финская «НЕСТЕ» . Общий объем инвестиций оценивается в 400 млн. долл.  
«Эльф-Акитэн» контролирует деятельность более 50 дочерних фирм и филиалов, расположенных в различных регионах мира.

Информация о работе Общая характеристика электроэнергетики Франции