Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:19, реферат
Святое море", "святое озеро", "святая вода" - так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке. Байкал находится в восточной Сибири и является самым глубоким озером на земле (1637 м). Байкал обладает колоссальным объемом воды – 23 тысячи кубом км, что составляет 20% всех мировых запасов поверхностных пресных вод.
Отдельная проблема – браконьерство. Сколько вылавливается в Байкале омуля - точно сегодня никто не знает. В статистике отражается "учтенный улов", который за последнее пятилетие был на уровне 2200 тонн в год. Знакомые с ситуацией работники Байкалрыбвода давно говорят о необходимости внесения в статистику значительных поправок. По мнению специалистов 30-40% омуля уходит на сторону при легальной добыче (то есть не попадает в отчеты), еще не меньше 20% - через браконьеров. Таким образом, объем так называемых "учтенных уловов" достигает превышает 3500 тонн.
О размахе браконьерства также можно судить по количеству задержанных нарушителей - около 10 тысяч человек за год и это при том, что рыбинспекция не в состоянии вести каждодневный контроль по всей акватории озера.
Еще одним из популярных объектов
добычи является хариус. О реальных
запасах этой рыбы в озере, о том,
сколько его вылавливается, также
можно лишь догадываться. Однако факт,
что практически в любом
Кроме промышленных предприятий, загрязняющих озеро, браконьеров, уничтожающих редких байкальских тюленей, и нефтяников, мечтающих провести трубу по его берегу, у Байкала есть «враги» - десятки тысяч туристов. О масштабах проблемы говорит такой факт. В 2010 и 2011 гг. Гринпис организовал международные лагеря, участники которых, в общей сложности всего за пару месяцев собрали около 6500 мешков рассортированного по видам отходов мусора и около 15 тонн металлолома. Большая часть собранного мусора была отправлена на переработку.
Пример лагерей способствовал привлечению местных иркутских фирм и организаций к очистке побережья озера. некоторые туристические фирмы своими силами организовали вывоз мусора.6
Однако такими мерами решить проблему в комплексе нельзя. В связи с этим, эксперты Гринпис подготовили проект регионального закона, который мог бы создать юридическую и финансовую базы для решения острейшей «мусорной» проблемы. Проект передан в администрацию Иркутской области.
3. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал и меры по его охране.
1 мая 1999 г., после
10 лет рассмотрений и
Данным законом устанавливается, что правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Кроме этого, в законе устанавливается зонирование байкальской природной территории, границы байкальской природной территории, основные принципы охраны озера Байкал, и особые режимы жизнедеятельности в зоне байкальской природной территории, порядок и формы государственного регулирования в области охраны озера Байкал. В частности, элементами государственного регулирования охраны озера Байкал в соответствии с законом предусматривается существование специально уполномоченного органа по охране озера Байкал, осуществление государственного экологического контроля и мониторинга в области охраны озера Байкал.7 Приняты и действуют подзаконные нормативные правовые акты, в частности:
Кроме Федерального закона «Об охране озера Байкал» и принятых в соответствие с ним нормативных правовых актов Правительства РФ, в настоящее время действует целый ряд нормативных правовых актов содержащих правовые нормы об охране окружающей среды, которые могут и должны применяться в целях сохранения экосистемы озера Байкал.
Регулирование
некоторых законодательных
Тем временем, 3 декабря 2012 председатель Правительства Медведев Д.А. подписал распоряжение о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории». Согласно проекту закона установление границ водоохранной и рыбоохранной зон Байкала устанавливаются исключительно правительством РФ.
Также предусматривается запрет на размещение отходов производства и потребления I–III класса опасности в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и захоронение отходов в границах прилегающей к Байкалу водоохранной зоны. Экологи видят в инциативе Медведева Д.А. хорошее начинание. Ведь это позволит улучшить контроль над промышленными проектами, которые бизнес планирует реализовывать на Байкале, в том числе и со стороны местного населения.15
Также правительство России приняло Концепцию Федеральной целевой программы (ФЦП) охраны озера Байкал и социально-экономического развития Байкальской природной территории (БПТ) на период до 2020 года, в которой определены основные цели и задачи, обозначено ее финансирование (общее — 57 800 млн. руб., из средств федерального бюджета — 48 500 млн. руб.). Программа ориентирована на реализацию специальных мер природоохранного характера, направленных на снижение негативного воздействия на экологическую ситуацию на БПТ и создание условий для использования ее уникального природного потенциала.16
Решено направить госзаказчику ФЦП предложение о включении в перечень мероприятий Программы следующий комплекс работ по научному сопровождению:
— «Комплексная экологическая оценка состояния БПТ, в том числе бассейна р. Селенга, ее дельты и экосистемы озера Байкал»;
— «Ландшафтное планирование и функциональное зонирование Центральной экологической зоны БПТ»;
— «Разработка
технологий космического мониторинга
природно-экологических процессов озера
Байкал, БПТ и развитие информационно-
— «Эколого-правовая и социально-экономическая оценки эффективности Закона «Об охране озера Байкал»;
— «Разработка Программы эффективного и экологически чистого развития теплоэнергоснабжения Центральной экологической зоны»;
— «Научные рекомендации по перепрофилированию ОАО БЦБК и ликвидации накопленных отходов его деятельности».
По данным направлениям уже созданы большие научные заделы, есть высококвалифицированные кадры, имеется инструментальное и материально-техническое обеспечение.17
Существует немало решений властей различного уровня о необходимости развития альтернативных производств в регионе Южного Байкала. Большинство из них так и не дали конкретных результатов.
Очередной жертвой, на этот раз запуска
БЦБК, может стать Программа
27 января 2010 года она
была представлена в
По оценкам экспертов, одно рабочее место в туриндустрии Байкальска может создать дополнительно от 2 до 4 рабочих мест в сферах, связанных с обслуживанием, поддержкой, контролем турбизнеса, туробъектов и пр.
А,
например, организованный туризм, безусловно,
может и должен стать альтернативой
загрязняющим производствам на Байкале.
Чтобы подержать его развитие,
Озеро Байкал и его экосистема неослабно привлекает внимание научной мысли вот уже почти три столетия. Причем исследованием природы Байкальского региона занимаются не только ученые-естественники (геологи, географы, физики, химики, биологи), но и историки, этнографы, филологи, философы, археологи. Поэтому круг научных, да и не только научных, проблем, связанных с экосистемой озера Байкал, очень широк.
Несмотря на трудно доступность, озеру Байкал с его уникальными богатствами угрожает деградация, главным образом в результате экологически неблагоприятной хозяйственной деятельности в водосборном бассейне.
Для решения «байкальской»
проблемы сделано очень много
и даже не сопоставимо больше, чем
для любой российской территории.
Уже в постперестроечное время
были приняты федеральные целевые
программы, первый и единственный в
России региональный закон «Об охране
оз. Байкал», озеро включено ЮНЕСКО
в список Участков мирового природного
наследия. Однако мы вынуждены признать,
что все эти «высокие»
Одна из причин такой
ситуации заключается в отсутствии
профессионализма людей, разрабатывающих
и реализующих эти
Список использованной литературы
1 Бухаров А. А. Байкал в цифрах (краткий справочник). — Иркутск: Изд-во ИП «Макаров С. Е.», 2001.
2 М.Т. Гогаева, М.А. Миндзаев
Тенденции развития природоохранительного
3 М.М. Бринчук Экологическое право и Российское государство // Экологическое право, 2003.
4 Экологическое право: учеб. / Т.С. Бакунина, Г.Е. Быстров, Г.В. Выпханова; отв ред. Г.Е. Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. -М.: ТК «Велби», «Проспект». 2007.
5 Бухаров А. А. Байкал в цифрах (краткий справочник). — Иркутск: Изд-во ИП «Макаров С. Е.», 2001.
6 Современное
состояние проблемы охраны озера Байкал,
режим доступа: http://baikal-business.ru.
7Федеральный закон «Об охране озера Байкал» №94-ФЗ.
8 Об утверждении видов деятельности запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории: Постановление Правительства РФ от 30.08.2001 г. N 643 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.01.2010 г. N 1) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 37. Ст. 3687.
9 О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности: Постановление Правительства РФ от 26.03.2001 г. N 234 // Собрание законодательства РФ. 2001. N 14. Ст. 1366.
10 Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал: Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. N 67 // Собрание законодательства РФ. 2002. N 5. Ст. 533.
11 Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон: Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 г. N 661 // Собрание законодательства РФ. 2000. N 37. Ст. 3727.
12 О первоочередных мерах по реализации Федерального закона «Об охране озера Байкал»: Приказ Госкомэкологии РФ от 05.10.1999 г. N 564 (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 03.12.1999 г. N 740)[Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
13 Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал: Приказ Минприроды РФ от 05.03.2010 г. N 63 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26.
14 Об утверждении перечня промысловых эндемичных видов водных животных озера Байкал: Приказ Госкомрыболовства РФ от 08.05.2003 г. N 155 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 38.