Охрана озера Байкал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:19, реферат

Описание работы

Святое море", "святое озеро", "святая вода" - так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке. Байкал находится в восточной Сибири и является самым глубоким озером на земле (1637 м). Байкал обладает колоссальным объемом воды – 23 тысячи кубом км, что составляет 20% всех мировых запасов поверхностных пресных вод.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ЭПП.docx

— 57.78 Кб (Скачать файл)

Отдельная проблема – браконьерство. Сколько вылавливается в Байкале омуля - точно сегодня никто не знает. В статистике отражается "учтенный улов", который за последнее пятилетие был на уровне 2200 тонн в год. Знакомые с ситуацией работники Байкалрыбвода давно говорят о необходимости внесения в статистику значительных поправок. По мнению специалистов 30-40% омуля уходит на сторону при легальной добыче (то есть не попадает в отчеты), еще не меньше 20% - через браконьеров. Таким образом, объем так называемых "учтенных уловов" достигает превышает 3500 тонн.

О размахе браконьерства  также можно судить по количеству задержанных нарушителей - около 10 тысяч  человек за год и это при том, что рыбинспекция не в состоянии вести каждодневный контроль по всей акватории озера.

Еще одним из популярных объектов добычи является хариус. О реальных запасах этой рыбы в озере, о том, сколько его вылавливается, также  можно лишь догадываться. Однако факт, что практически в любом прибрежном населенном пункте его промыслом  занимаются весьма интенсивно. В 2005 году тревожная информация пришла из Байкальского заповедника. Его работники сообщили, что все побережье в районе п.Танхой уставлено сетями и хариус практически исчез.

Кроме промышленных предприятий, загрязняющих озеро, браконьеров, уничтожающих редких байкальских тюленей, и нефтяников, мечтающих провести трубу по его  берегу, у Байкала есть «враги» - десятки тысяч туристов.  О масштабах проблемы говорит такой факт. В 2010 и 2011 гг. Гринпис организовал международные лагеря, участники которых, в общей сложности всего за пару месяцев собрали около 6500 мешков рассортированного по видам отходов мусора и около 15 тонн металлолома. Большая часть собранного мусора была отправлена на переработку.

Пример лагерей способствовал  привлечению местных иркутских  фирм и организаций к очистке  побережья озера. некоторые туристические фирмы своими силами организовали вывоз мусора.6

Однако такими мерами решить проблему в комплексе нельзя. В  связи с этим, эксперты Гринпис  подготовили проект регионального  закона, который мог бы создать  юридическую и финансовую базы для  решения острейшей «мусорной» проблемы. Проект передан в администрацию  Иркутской области.

 

3. Правовое регулирование в области охраны озера Байкал и меры по его охране.

1 мая 1999 г., после  10 лет рассмотрений и согласований, Президентом Российской Федерации  подписан Федеральный закон «Об  охране озера Байкал» №94-ФЗ.

Данным  законом устанавливается, что правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется указанным  Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, а также  законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Кроме этого, в законе устанавливается зонирование байкальской природной территории, границы байкальской природной территории, основные принципы охраны озера Байкал, и особые режимы жизнедеятельности в зоне байкальской природной территории, порядок и формы государственного регулирования в области охраны озера Байкал. В частности, элементами государственного регулирования охраны озера Байкал в соответствии с законом предусматривается существование специально уполномоченного органа по охране озера Байкал, осуществление государственного экологического контроля и мониторинга в области охраны озера Байкал.7 Приняты и действуют подзаконные нормативные правовые акты, в частности:

  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении видов деятельности запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»8;
  • Постановление Правительства РФ от 26.03.2001 г. № 234 «О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности»9;
  • Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. N 67 «Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал»10;
  • Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 г. № 661 «Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон»11;
  • Приказ Госкомитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 05.10.1999 г. № 564 «О первоочередных мерах по реализации Федерального закона «Об охране озера Байкал»12;
  • Приказ Минприроды РФ от 05.03.2010 г. N 63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал»13;
  • Приказ Госкомрыболовства РФ от 08.05.2003 г. N 155 «Об утверждении перечня промысловых эндемичных видов водных животных озера Байкал»14.

Кроме Федерального закона «Об охране озера  Байкал» и принятых в соответствие с ним нормативных правовых актов  Правительства РФ, в настоящее  время действует целый ряд  нормативных правовых актов содержащих правовые нормы об охране окружающей среды, которые могут и должны применяться в целях сохранения экосистемы озера Байкал.

Регулирование некоторых законодательных вопросов о Байкале осуществляется Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ. Следует также отметить, что регулирование отношений собственности в Байкальской природной территории осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, отношения, складывающихся в ходе судоходства на озере Байкал Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.

Тем временем, 3 декабря 2012 председатель Правительства Медведев Д.А. подписал распоряжение о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу Байкальской природной территории». Согласно проекту закона установление границ водоохранной и рыбоохранной зон Байкала устанавливаются исключительно правительством РФ.  

Также предусматривается запрет на размещение отходов производства и потребления I–III класса опасности в центральной  экологической зоне Байкальской  природной территории и захоронение  отходов в границах прилегающей  к Байкалу водоохранной зоны. Экологи видят в инциативе Медведева Д.А. хорошее начинание. Ведь это позволит улучшить контроль над промышленными проектами, которые бизнес планирует реализовывать на Байкале, в том числе и со стороны местного населения.15

Также правительство России приняло Концепцию Федеральной целевой программы (ФЦП) охраны озера Байкал и социально-экономического развития Байкальской природной территории (БПТ) на период до 2020 года, в которой определены основные цели и задачи, обозначено ее финансирование (общее — 57 800 млн. руб., из средств федерального бюджета — 48 500 млн. руб.). Программа ориентирована на реализацию специальных мер природоохранного характера, направленных на снижение негативного воздействия на экологическую ситуацию на БПТ и создание условий для использования ее уникального природного потенциала.16

Решено  направить госзаказчику ФЦП предложение о включении в перечень мероприятий Программы следующий комплекс работ по научному сопровождению:

— «Комплексная экологическая оценка состояния БПТ, в том числе бассейна р. Селенга, ее дельты и экосистемы озера Байкал»;

— «Ландшафтное планирование и функциональное зонирование Центральной экологической зоны БПТ»;

— «Разработка технологий космического мониторинга природно-экологических процессов озера Байкал, БПТ и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры системы БПТ»;

— «Эколого-правовая и социально-экономическая оценки эффективности Закона «Об охране озера Байкал»;

— «Разработка Программы эффективного и экологически чистого развития теплоэнергоснабжения Центральной экологической зоны»;

— «Научные рекомендации по перепрофилированию ОАО БЦБК и ликвидации накопленных отходов его деятельности».

По данным направлениям уже созданы большие научные заделы, есть высококвалифицированные кадры, имеется инструментальное и материально-техническое обеспечение.17

Существует  немало решений властей различного уровня о необходимости развития альтернативных производств в регионе Южного Байкала. Большинство из них так и не дали конкретных результатов.

Очередной жертвой, на этот раз запуска  БЦБК, может стать Программа социально-экономического развития г. Байкальска, основанная на Стратегии развития Слюдянского района в 2010-2014 годах.

27 января 2010 года она  была представлена в Министерство  регионального развития РФ, и  предполагала создание особой  экономической зоны туристического  типа. В Байкальске собирались  развивать горнолыжный курорт  «Гора Соболиная», строить санаторно-оздоровительный  комплекс ОАО «АК «Транснефть», подвесную пассажирскую канатную дорогу, ледяную баню «Лёд и пламя», рекреационный центр ОАО «Полюс Золото». Общий объём инвестиций только в эти проекты, по предварительным оценкам, превысил бы 7 млрд рублей. Сроки реализации проекта – с 2010 по 2014 год. Программа предусматривала и перспективное перепрофилирование БЦБК.

По оценкам экспертов, одно рабочее место в туриндустрии Байкальска может создать дополнительно  от 2 до 4 рабочих мест в сферах, связанных с обслуживанием, поддержкой, контролем турбизнеса, туробъектов и пр.

А, например, организованный туризм, безусловно, может и должен стать альтернативой  загрязняющим производствам на Байкале. Чтобы подержать его развитие, в сентябре 2002 года Гринпис организовал проект «Discover Lake Baikal». К участию в нем были приглашены специалисты по экотуризму из США, Голландии, Германии, Англии.18

                                        

 

                                                         Заключение

Озеро Байкал и его экосистема неослабно  привлекает внимание научной мысли  вот уже почти три столетия. Причем исследованием природы Байкальского региона занимаются не только ученые-естественники (геологи, географы, физики, химики, биологи), но и историки, этнографы, филологи, философы, археологи. Поэтому круг научных, да и не только научных, проблем, связанных с экосистемой озера Байкал, очень широк.

Несмотря на трудно доступность, озеру  Байкал с его уникальными богатствами угрожает деградация, главным образом в результате экологически неблагоприятной хозяйственной деятельности в водосборном бассейне. 

Для решения «байкальской»  проблемы сделано очень много  и даже не сопоставимо больше, чем  для любой российской территории. Уже в постперестроечное время  были приняты федеральные целевые  программы, первый и единственный в  России региональный закон «Об охране оз. Байкал», озеро включено ЮНЕСКО в список Участков мирового природного наследия. Однако мы вынуждены признать, что все эти «высокие» документы  не повлияли реально на улучшение  экологической обстановки в регионе. А федеральная программа по охране Байкала, принятая в 2001 году, через три года решением Минфина России закрыта как неперспективная.

Одна из причин такой  ситуации заключается в отсутствии профессионализма людей, разрабатывающих  и реализующих эти природоохранные  документы. Как правило, они близки к федеральным природоохранным  структурам, не знают реальной обстановки. На всех уровнях власти политика «запретов» не применима. Необходимы не только серьезные проработки законодательной базы, правовой базы, учитывающих всю экосистему озера Байкал но и проведение конкретных, радикальных и действенных мероприятий по спасению данной уникальной территории.

 

                     

                    Список использованной литературы

  1. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» №94-ФЗ.
  2. Постановление Правительства РФ от 30.08.2001 г. N 643 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.01.2010 г. N 1) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 37
  3. Постановление Правительства РФ от 26.03.2001 г. N 234 // Собрание законодательства РФ. 2001. N 14.
  4. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. N 67 // Собрание законодательства РФ. 2002. N 5.
  5. Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 г. N 661 // Собрание законодательства РФ. 2000.
  6. Приказ Госкомэкологии РФ от 05.10.1999 г. N 564 (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 03.12.1999 г. N 740)[Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
  7. Приказ Минприроды РФ от 05.03.2010 г. N 63 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26.
  8. Приказ Госкомрыболовства РФ от 08.05.2003 г. N 155 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 38.
  9. Бухаров А. А. Байкал в цифрах (краткий справочник). — Иркутск: Изд-во ИП «Макаров С. Е.», 2001.
  10. Л.Е. Бандорин Актуальные вопросы правового регулирования платы за загрязнение окружающей среды // Экологическое право. 2003. № 4.
  11. М.М. Бринчук Экологическое право и Российское государство // Экологическое право, 2003.
  12. М.Т. Гогаева, М.А. Миндзаев Тенденции развития природоохранительного законодательства // Экологическое право. 2003, №2.
  13. Экологическое право: учеб. / Т.С. Бакунина, Г.Е. Быстров, Г.В. Выпханова; отв ред. Г.Е. Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. -М.: ТК «Велби», «Проспект». 2007.
  14. Программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012- 2020 годы" ,режим доступа: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/ViewFcp/View/2012/359/
  15. Современное состояние проблемы охраны озера Байкал, режим доступа: http://baikal-business.ru.pshenkin.net/ds.php3?id=506
  16. Законопроект о защите Байкала внесён в Госдуму, источник доступа: http://www.baikalwave.eu.org/index.php?option=com_content&view

1 Бухаров А. А. Байкал в цифрах (краткий справочник). — Иркутск: Изд-во ИП «Макаров С. Е.», 2001.

2 М.Т. Гогаева, М.А. Миндзаев Тенденции развития природоохранительного законодательства // Экологическое право. 2003, №2.

3 М.М. Бринчук Экологическое право и Российское государство // Экологическое право, 2003.

4 Экологическое право: учеб. / Т.С. Бакунина, Г.Е. Быстров, Г.В. Выпханова; отв ред. Г.Е. Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. -М.: ТК «Велби», «Проспект». 2007.

5 Бухаров А. А. Байкал в цифрах (краткий справочник). — Иркутск: Изд-во ИП «Макаров С. Е.», 2001.

6 Современное состояние проблемы охраны озера Байкал, режим доступа: http://baikal-business.ru.pshenkin.net/ds.php3?id=506

7Федеральный закон «Об охране озера Байкал» №94-ФЗ.

8 Об утверждении видов деятельности запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории: Постановление Правительства РФ от 30.08.2001 г. N 643 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.01.2010 г. N 1) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 37. Ст. 3687.

9 О предельных значениях уровня воды в озере Байкал при осуществлении хозяйственной и иной деятельности: Постановление Правительства РФ от 26.03.2001 г. N 234 // Собрание законодательства РФ. 2001. N 14. Ст. 1366.

10 Об особенностях охраны, вылова (добычи) эндемичных видов водных животных и сбора эндемичных видов водных растений озера Байкал: Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 г. N 67 // Собрание законодательства РФ. 2002. N 5. Ст. 533.

11 Об экологическом зонировании Байкальской природной территории и информировании населения о границах Байкальской природной территории, ее экологических зон и об особенностях режима экологических зон: Постановление Правительства РФ от 06.09.2000 г. N 661 // Собрание законодательства РФ. 2000. N 37. Ст. 3727.

12 О первоочередных мерах по реализации Федерального закона «Об охране озера Байкал»: Приказ Госкомэкологии РФ от 05.10.1999 г. N 564 (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 03.12.1999 г. N 740)[Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.

13 Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал: Приказ Минприроды РФ от 05.03.2010 г. N 63 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. N 26.

14 Об утверждении перечня промысловых эндемичных видов водных животных озера Байкал: Приказ Госкомрыболовства РФ от 08.05.2003 г. N 155 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 38.

Информация о работе Охрана озера Байкал