Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:58, курсовая работа
Цель исследования заключается в определении проблем развития туризма между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть государственную политику стран в сфере туризма, программы по развитию и продвижению туристского продукта.
2. Рассмотреть состояние туризма в Казахстане.
3. Проанализировать правила паспортно-визового режима между Республикой Казахстан и Российской Федерацией.
4. Выявить и определить проблемы взаимодействия визового режима и туризма в наших государствах.
5. Изучить туристский потенциал Казахстана и определить маршрут будущего рекламного тура по Казахстану.
Введение
Глава 1. История развития туризма в Республике Казахстан
1.1 Исторические предпосылки развития туризма в Республике Казахстан
1.2 Формирование туристской инфраструктуры в стране
Глава 2. Туристский потенциал Республики Казахстан
2.1 Северный Казахстан
2.2 Южный Казахстан
2.3 Западный Казахстан
2.4 Восточный Казахстан
2.5 Центральный Казахстан
Глава 3. Опыт и проблемы развития Республики Казахстан как объекта, привлекательного для туристов
3.1 Современное состояние туристской индустрии Республики Казахстан
3.2 Проблемы развития туристской отрасли страны
Заключение
Список использованных источников и литературы
И если владельцы знаменитых курортов терпят иногда убытки по причине отсутствия снега, а значит, и туристов, то Чимбулаку это не грозит — глобальное потепление этого горнолыжного «рая» не коснулось и, скорей всего, не коснется.
Правительство страны уверено, что Медеу и Чимбулак по завершении реконструкции станут не просто визитной карточкой Алматы — это будет курорт, построенный по европейским стандартам, который составит огромную конкуренцию знаменитым курортам Швейцарии и Австрии. Это значительно улучшит положение Казахстана на мировой арене туризма и повысит его конкурентоспособность.
Развитие Казахстана, как горнолыжного курорта, имеет положительное влияние и на Россию, ведь она является самым надежным соседом этой страны и они по-дружески обмениваются своими туристами. Развитие туристского потенциала Казахстана позволит производить больший туристский обмен. Ведь большинство казахстанских туристов едут на лечение именно в Белокуриху, Геленджик, Анапу, Сочи, а не на зарубежные курорты.
Учитывая недостаточное развитие инфраструктуры туризма, а также ограниченность финансовых средств, необходимо определить приоритеты первоочередного строительства сети гостиниц, гостевых домов и мотелей, а также кемпингов в рамках реализации проекта "Еврокемпинг" на региональном уровне, направленного на строительство сети гостиниц категории трех-, двухзвездочные и туркласса в следующих регионах:
Акмолинская область - г. Кокшетау, п. Зеренда Зерендинского р-на и г. Щучинск;
Алматинская область - г. Текели, г. Жаркент;
Жамбылская область - г. Тараз (на территории архитектурного комплекса "Тектурмас"), Байзакский р-н (на территории древнего городища "Акыртас"), с. Б. Момышулы Жуалынского р-на.
Следует обеспечить создание сети гостиниц категории туркласса, гостевых домов и кемпингов:
в Восточно-Казахстанской области - у озер Алаколь и Маркаколь, на водохранилище Бухтарма;
в Кызылординской области - на участке Великого Шелкового пути вдоль трассы Шымкент-Самарканд;
в Атырауской области - на городище Сарайчик;
в Мангистауской области - в с. Шетпе Мангистауского района;
в Павлодарской области - на территории Баянаульского ГНПП[43].
Таким образом, можно сказать, что туризм в данной стране только начинает развиваться. И это развитие не произойдет самостоятельно, обязательно в развитии туризма должно быть заинтересованно само правительство государства, ведь частные предприниматели не в состоянии самостоятельно поднять такую значимую для всей страны отрасль.
3.2 Проблемы развития туристской отрасли страны
Развитие туризма в
любой стране зависит от множества
факторов. Для этого очень важна
реклама региона как
Республика Казахстан как и любое другое государство в Средней Азии обладает хорошим туристским потенциалом. Эта страна может предложить туристам различные виды туризма. Любой из нас может выбрать по желанию либо паломнический туризм, либо эко-приключенческий. Туристский продукт Казахстана обладает своей особенностью он, как и турпродукт многих соседних стран обладает сезонным характером, что тоже относится к недостаткам развития туризма в этой стране. Наряду с этим слабо развита реклама этого государства как туристского объекта за рубежом, в большинстве случаев туристы или едут к своим родственникам или просто едут туда по работе. Государственная поддержка туристской отрасли в Республике Казахстан тоже оставляет желать лучшего, законодательная база не проработана должным образом. Также тормозом для привлечения большего числа туристов в данное государство является паспортно-визовый режим государства и трудности при прохождении регистрации иностранных граждан на территории страны. Еще один фактор, тормозящий развитие туризма в республике это уровень развития инфраструктуры. Так как государство только начинает поддерживать сферу туризма как перспективную отрасль для страны, то инфраструктура находится на том уровне, который был заложен еще во время Советского Союза. При таком слабом развитии инфраструктуры цены значительно завышаются, наверно с целью получить большую выгоду от минимального числа туристов.
Итак, при анализе развития туризма были выявлены следующие факторы, тормозящие развитие туризма как самостоятельной отрасли в Республике Казахстан:
• уровень развития инфраструктуры туризма в стране;
• правовое обеспечение туристской отрасли в Казахстане;
• паспортно-визовые формальности пересечения государственной границы государства;
• недостаточная реклама Республики Казахстан иностранным туристам;
• несоответствующая качеству услуг стоимость туристского продукта.
Остановимся подробно на каждом факторе и опишем каким образом тот или иной фактор тормозит развитие отрасли в Казахстане.
Одним из самых серьезных
ограничительных факторов в туристском
бизнесе являются низкие возможности
материальной базы индустрии туризма.
Главной причиной предоставления некачественного
туристского продукта в областных
центрах иностранным туристам является
отсутствие гостиниц соответствующего
класса, а имеющаяся гостиничная
база изношена на 80%, так как большинство
гостиниц было построено еще в 60-х
годах прошлого столетия. С начала
90-х годов было ликвидировано
около 600 гостиниц и уже в начале
2000-х годов общее число
Стандартная комплектация любого
номера казахстанской средней
Наряду с состоянием средств
размещения желает оставлять лучшего
и состояние транспорта, которым
обеспечивают большинство туров
по стране. Основной массе туристов
предлагается перемещение на автобусах
междугороднего сообщения, которые
порой не очень комфортабельны. А
если и есть в автотранспортной базе
предприятия комфортабельные
Если же транспортное обеспечение туров идет с помощью железнодорожного транспорта, то бедным туристам не позавидуешь. При сравнении уровня развития автобусной базы с уровнем развития железнодорожной, то можно сказать: «Лучше поехать на автобусе». Чтобы было понятно, почему сделан такой вывод, опишем состояние железнодорожного транспорта. У железнодорожного транспорта есть следующие недостатки:
1. Большинство поездов находятся в эксплуатации больше 20 лет.
2. По многим направлениям едут так называемые «шоп-туристы» из Алматы, что предоставляет массу неудобств, когда везде и всюду располагается бесконечное число «баулов».
3. Уровень подготовки обслуживающего персонала в поездах далек от европейских стандартов.
4. Состояние вагонов не позволяет чувствовать себя комфортно во время поездки на таких поездах, что значительно сокращает число туристов, пользующихся железнодорожным транспортом.
Но, не смотря на эти недостатки,
туристы, отдыхающие в Республике Казахстан
как иностранные гости, все же
чаще выбирают путешествие поездом,
чем путешествие на автобусе. К
примеру, иностранные туристы чаще
всего пользуются услугами воздушного
транспорта – это 94,7% от всего числа
иностранных туристов. Железнодорожный
транспорт предпочитают использовать
3,3% туристов. На автобусе путешествуют
около 0,4% туристов и остальные 1,6% для
передвижения во время путешествия
используют иные сухопутные средства.
Что же касается казахстанских туристов,
то у них на первом месте стоит
воздушный транспорт(74,4%), затем междугородние
автобусы(14,8%), на третьем месте железнодорожный
транспорт(9,9%) и на последнем месте
прочие сухопутные средства(0,9%). Основной
железнодорожный перевозчик – Республиканское
государственное предприятие «
Если говорить о воздушном транспорте, то можно сказать, что это единственная составляющая инфраструктуры туристской отрасли страны, которая находится на должном уровне. Сегодня международные авиалинии республики позволяют осуществлять полеты в Германию, Индию, ОАЭ, Турцию, Италию, Республику Корея, Венгрию, Израиль, Китай, Тайланд. Основной авиаперевозчик – это «Эйр-Казахстан». Воздушный транспорт в республике необходимо только поддерживать на должном уровне для привлекательности страны для иностранных туристов, а не развивать до должного уровня, как нужно развивать остальные классы средств передвижения.
Говоря о состоянии инфраструктуры туристской отрасли в стране нельзя не сказать о подготовке профессиональных кадров в сфере сервиса и туризма, уровень образования которых зачастую задерживается на окончании общеобразовательной школы. Речь идет не только о менеджерах по туризму, но и об обслуживающем персонале. Почти по всему Казахстану работу администратора выполняет не квалифицированный работник, который имеет образование совершенно другой направленности. Отсюда и не знание основ этики и психологии, неумение общаться с людьми, отсутствие знания иностранных языков, что очень важно при обслуживании зарубежных гостей. В настоящее время в Казахстане насчитывается 28 вузов, которые ведут подготовку менеджеров туризма. Несмотря на то, что подготовка специалистов началась еще в 90-е годы прошлого столетия Казахстан испытывает серьезную недостаточность в квалифицированных кадрах в сфере туризма. Основная причина недостаточный уровень знаний у преподавательского состава вузов о туристском потенциале Казахстана и отсутствие опыта работы в туристской индустрии. Как правило в них ведется обучение без учета рекреационных особенностей страны, в результате чего большинство выпускников не в состоянии в полной мере выполнять туроператорские функции.
А что уж говорить про сферу общественного питания. Квалифицированные в этой сфере только повара, а стать официантом или барменом может стать любой выпускник школы, которому не обязательно проходить профессиональную подготовку в среднеспециальных образовательных учреждениях. Отсюда и можно сделать вывод об уровне обслуживания и в сфере общественного питания.
Без внимания невозможно оставить
и состояние природных объектов
привлекательных для туризма. Все
предприятия занимающиеся обслуживанием
туристов только используют рекреационные
ресурсы страны, но мало кто поддерживает
природные объекты в чистоте
и следит за их правильной эксплуатацией.
Сейчас в правительстве республике
есть различные программы по поддержке
охраны природы, но не все из них
несут в себе именно то предназначение,
которое возложило на них правительство.
К примеру, в данное время правительство
разработало программу под
То же самое касается и других привлекательных для туризма природных объектов, таких как Киин-Кериш, Каньон Чарын, Некрополь Бес-Шатыр. Если за ними идет уход, то его осуществляет не государство, а частные лица, которые опять же желают получить свою выгоду в использовании природных ресурсов.
Наряду с гостиницами
и транспортной базой республики
в упадочном состоянии
Правовая основа туризма в Республике Казахстан складывается из следующих документов: Закон РК от 13 июня 2001г. № 211-II «О туристской деятельности в Республике Казахстан»; Указ Президента РК О Государственной программе Республики Казахстан «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма» от 27 февраля 1998 г.; Постановление Правительства РК “Об образовании Координационного совета по туризму” от 30 октября 2000 г. № 1631; «О первоочередных мерах развития туристской отрасли» Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2000г. № 1947; «Концепция развития туризма в Республике Казахстан» одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 марта 2001г. № 333; «Правила лицензирования туроператорской, турагентской деятельности, услуг инструктора туризма» утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2007 г. № 481; «Квалификационные требования, предъявляемые при лицензировании туроператорской, турагентской деятельности, услуг инструктора туризма » утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 июня 2007 г. №481; «Правила повышения квалификации работников туристских организаций, их аттестации и подготовки различных категорий общественных туристских кадров (инструкторов всех видов спортивного туризма, туристских спасателей и других)» утверждены приказом и.о. председателя Агентства Республики Казахстан по туризму и спорту от 12 марта 2004 г. № 03-2-2/89 [29, 30, 32, 39].
Закон РК «О туристкой деятельности в Республике Казахстан» определяет правовые, экономические, социальные, организационные основы туристской деятельности как одной из отраслей экономики республики. Он состоит из 5 глав. Таких как основные положения; государственное регулирование туристской деятельности; организация туристской деятельности; права и обязанности туриста, обеспечение безопасности туриста; заключительные положения. Глава 1 определяет основные понятия туристской отрасли, основу законодательства республики в сфере туризма, субъекты и объекты туристской деятельности, туристскую индустрию и виды ее услуг, основные формы и виды туризма. Глава 2 раскрывает принципы государственного регулирования туристской деятельности; цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования туристской деятельности; компетенцию Правительства Республики Казахстан; компетенцию уполномоченного органа; компетенцию местных исполнительных органов; работу совета по туризму; работу туристского информационного центра. Глава 3 раскрывает правила лицензирования и стандартизации в области туризма, определяет договор на туристское обслуживание основой оказаний туристских услуг. В ней прописаны правила возмещения убытков и условия изменения договора туристского обслуживания. Данная глава определяет правила работы туристских организаций, объединений туристских организаций, объединений туристов, правила подготовки специалистов в области туризма. Глава 4 определяет права и обязанности туристов, правила обеспечения их безопасности и проведения страхования при оказании услуг. Заключительная Глава 5 раскрывает, какую ответственность несут лица, нарушившие законодательство о туристской деятельности, каким образом происходит контроль за исполнением туристского законодательства в стране [39].