Основные положения методологии экономической географии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 21:18, контрольная работа

Описание работы

Основные положения методологии экономической географии разработаны Н.Н. Баранским в 50-х годах XX столетия и не утратили своего значения до настоящего времени.
Методология — путь или метод добывания истины, а методика — путь и способ обучения истинам, уже ранее добытым.
Методология методики экономической и социальной географии содержит следующие основные положения:

Файлы: 1 файл

28.doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

1. Основные положения методологии экономической географии разработаны Н.Н. Баранским в 50-х годах XX столетия и не утратили своего значения до настоящего времени.

Методология — путь или метод добывания истины, а методика — путь и способ обучения истинам, уже ранее добытым.

Методология методики экономической и социальной географии содержит следующие основные положения:

1. В основе методики обучения  экономической географии, равно  как и других школьных дисциплин,  лежит материалистическая диалектическая  теория познания, сущность которой состоит в том, что процесс познания идет от обобщения к практике.

Процесс обучения отличается тем, что  учащиеся познают известные истины, но ход этого процесса аналогичен процессу познания новой истины. Обучение состоит из двух видов деятельности: познавательной деятельности учащегося — учения и педагогической деятельности учителя.

Задача состоит не только в том, чтобы дать знания в виде рассказа, беседы, лекции, но и в форме диалога, чтобы в процессе становления знания активно участвовал ученик. I

2. Важнейшее положение диалектического  материализма о ведущей роли  способа производства в развитии и размещении отраслей хозяйства является основополагающим в экономической географии. Это положение является исходным при обосновании основных принципов размещения отраслей народного хозяйства, важнейшего из них — пропорционального развития отраслей народного хозяйства.

Основное понятие «экономический район» было дано В.И. Лениным в работе «Развитие капитализма в России» (1899 г.). Экономический район рассматривается в качестве общественно-исторической категории, неразрывно связанной со способом производства материальных благ. Это положение В.И. Ленина получило дальнейшее развитие в трудах экономиков-географов и, прежде всего, Н.Н. Баранского.

План характеристики географических районов сходен с планом описания экономического района, но в него включены вопросы экономической оценки природных условий и ресурсов, а также вопросы исторического развития.

 

 

4. Особенности методов обучения экономической и социальной географии

Существуют общие методы обучения экономической и физической географии.

Методы обучения географии, основанные на источниках знаний: словесные, наглядные и практические.

Методы обучения географии, основанные на характере познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное обучение, частично-поисковый и исследовательский.

Вместе с тем, в экономической  географий увеличивается доля объяснения. Необходимо показать динамику процессов и взаимосвязей общества и природы, используя графические изображения и кинофильмы. Провести сравнения по сходству в целях обобщения, группировки, формирования общих понятий, а также сравнения по различию в целях выявления специфики, формирования единичных понятий.

Вместе с тем, существуют специфические методические приемы, применяемые лишь в экономической географии: работа с экономическими картами, установление экономико-географического положения и его оценка на карте, а отсюда и необходимость работы с Экономической картой.

Экономико-географическое положение — отношение данного объекта (промышленного предприятия, города, района) к объектам, находящимся вне его (транспортным путям, районам, государственным границам, крупнейшим промышленным базам), оказывающим определенное влияние на его развитие. Понятие введено в науку Н.Н. Баранским.

Методический прием изучения экономико-географического положения экономического района содержит следующие вопросы:

— положение на территории государства (центральное, окраинное, пограничное);

—  экономическое окружение (соседние районы, государства);

—  положение по отношению  к топливно-энергетическим и сырьевым базам; •

—  положение по отношению  к транспортным магистралям;

 • Выводы о влиянии  ЭГП района на развитие его  хозяйства. •

При изучении государств очень важно определить его политико-географическое положение: •

—  по отношению к  капиталистическим, развитым и развивающимся  странам;

— по отношению к странам, входящим в военные блоки, нейтральные  государства и др. государствам;

—  по отношению к районам военных конфликтов.

• Выводы о влиянии политико-географического  положения на размещение и развитие хозяйства.

• При составлении экономико-географической характеристики района или объекта  необходимо выполнить:

—  изучение современных тенденций экономического развития. Следовательно, необходимо использования современного экономического и политического материала;

— работу со статистическими данными. Особенно большое внимание уделяется работе с цифровым материалом, работе со статистическими показателями. Следует отметить, что у экономических карт более ограниченные возможности для получения полной характеристики изучаемых объектов и территорий, чем у физических. Так, умение сопоставлять различные физико-географические карты дает возможность устанавливать существующие закономерности. Умение читать экономико-географическую карту позволяет лишь в какой-то мере объяснить экономико-географические явления, и почти невозможно установить уровень развития промышленности и сельского хозяйства, обеспеченность страны сырьем, соотношение городского и сельского населения региона. Эти карты являются хорошими наглядными средствами.

Умение читать экономико-географическую карту приобретается благодаря следующим упражнениям:

—  анализ отдельных  условных знаков;

—  показ на карте  положения объектов с установлением  их многосторонних связей с другими объектами;

—  составление характеристик:

а) отраслей хозяйства.

б) городов.

в) экономических районов  и стран.

Составление характеристики требует обязательного установления логических связей. Например, связь сельского хозяйства с почвенными и климатическими условиями.

Характеристика городов:

—  отраслевая структура  промышленности города;

—  взаимосвязь между  отраслями;

—  связь города с  другими центрами;

—  разделение городов по численности населения (миллионные, большие, средние и т.д.);

—  разграничение по отраслям народного хозяйства;

—  по транспортному  предназначению (железнодорожный, речной, морской порт и др.); Характеристика экономических районов и стран:

— установление  экономико-географического положения;

—  хозяйственная оценка природных условий и ресурсов;

— выделение ведущих  отраслей, специализаций;

— установление их связи  с местным сырьем, топливом; —  установление  связей между  ведущими  отраслями промышленности (ЭПЦ);

— установление межрайонных  и межгосударственных связей.

При характеристике географического района дается:

1. Географическое положение.

2. Исторический обзор.

3. Хозяйственная оценка природных  условий.

4. Характеристика экономических  районов и ТПК. При работе с картами особенно важно сделать подбор физических и экономических карт для сравнения, а также выяснения взаимозависимости между природной средой и экономикой. Такая работа развивает мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Работа по совместному анализу карт закрепляется работой по контурным картам. Большое значение имеет работа с картодиаграммами, что дает возможность сравнивать объемы производства. Диаграммные фигурации могут быть: квадратными, треугольными, круговыми и др. По масштабу определяется площадь фигур. Стороны фигур вычисляются с применением таблиц Брадиса.

При характеристике географического  района применяется составление  картограмм (обеспеченность гидроресурса, лесными ресурсами, расположенность территории и др.) или точечные карты, изображающие абсолютные количественные показатели (численность населения, сбор сельскохозяйственных культур, поголовье скота). Величину точки указывает учитель.

Схематические графики используются для выражения логических связей. Они имеют значение не только для наглядного выражения цифрового материала, но и для более наглядного показа связей — внутриотраслевых, отраслевых, межотраслевых и межрайонных. Работа со схематической графикой состоит в чтении, анализе и обосновании выводов.

Работа со статистическими  данными. Целый ряд вопросов, касающихся экономического строя современных государств и их развития, не могут разрабатываться сколько-нибудь серьезно в настоящее время без учет массовых данных, собранных относительно всей территории страны по одной определенной программе и сведенных вместе специалистами статистиками (Ленин В.И., изд. 5, т. 19, стр. 323).

Какое значение имеют цифры в экономико-географических характеристиках? Они придают экономико-географическим явлениям количественную определенность и уточняют экономико-географические характеристики отраслей народного хозяйства страны или районов. Кроме того, они показывают:

1. Степень развития явления,  его масштабность. Например, выплавка  стали в СССР в 1975 г. —  141 млн т., а в 1980 г. — 168 млн т., а в России в 2002 г. — 70 млн т.

2. Тенденцию в развитии (темпы  роста производства, прирост населения).

3. Соотношение частей в целом:  структура; состав самодеятельного  населения; структура экспорта и импорта.

Ученики должны уметь пользоваться цифрами для доказательств. В тексте учебника, в приложениях и в атласе учащиеся должны найти необходимые цифровые подтверждения тех или иных положений: добыча угля, нефти, стали по годам. Необходимо знать опорные масштабные цифры, раскрывающие порядок величин. Например, производство нефти в СССР в 1985 г. было равно 600 млн т, а в 2002 г. около 300 млн т. Округление цифр — важный методический прием в работе с цифра-ми. Все используемые цифры служат мерилом масштаб-| ности или средством сравнения. Поэтому допускается | возможность округления.

IЛучшему усвоению и осмысливанию цифрового материала способствует его систематизация в виде графического выражения (графики, различные виды диаграмм, в зависимости от анализируемого процесса или явления) и таблицы. При составлении таблиц указываются название объекта или явления; содержание (о чем идет речь); единица измерения (если это необходимо); за какой период проводится сравнение; анализ и вывод.


Информация о работе Основные положения методологии экономической географии