Особенности населения
Северного района
С образовательного
сайта Вороновой
Население и трудовые
ресурсы. По численности населения
Европейский Север занимает последнее
место среди районов России. В
2001 г. на территории района
проживало 5,6 млн. человек, или
3,9% населения страны. С J991 г. прослеживается
тенденция сокращения общей численности
населения, что обусловлено особенностями
демографической ситуации в регионе.
Все области и республики района
относятся к депопуляционным.
Характер расселения в регионе обусловлен
различиями в природных условиях и уровнем
социально-экономического развития отдельных
территорий. Почти половина населения
Европейского Севера проживает в Архангельской
и Вологодской областях, пятая часть —
в Республике Коми, несколько меньше —
в Мурманской области и Карелии. Средняя
плотность населения более чем в 2 раза
ниже общероссийской и составляет 3,8 человека/кв.
км, минимальная плотность населения —
в Не¬нецком автономном округе (0,25 человека/кв.
км), максимальная — в Вологодской области
(8,9 человека/кв. км).Район отличается высоким
уровнем урбанизации. Городское население
в 2001 г. составило 76,1 % всего населения,
при этом самый высокий показатель в Мурманской
области (91,6%), а самый низкий — в Ненецком
автономном округе (60,8%). В районе 68 городов
и 108 поселков городского типа. Размещение
городских поселений отражает уровень
экономической освоенности и процесс
заселения отдаленных районов — почти
половина всех городов Европейского Севера
находится на территории Вологодской
и Мурманской областей, а 75% поселков городского
типа — в республиках Карелии, Коми и Архангельской
области.
Национальный состав населения неоднороден:
карелы, коми проживают на территории
своих республик, ненцы — в автономном
округе, входящем в состав Архангельской
области, саамы — в Мурманской области,
вепсы — в Вологодской области и Карелии.
В экономике занято 70% трудовых ресурсов:
64% — в отраслях материального производства,
36% — в непроизводственной сфере. В 2001
г. численность безработных в районе превысила
317 тыс. человек, а уровень безработицы
составил 10,6%. Наиболее высокий уровень
безработицы отмечен в Республике Коми
и Мурманской области, где преобладают
добывающие отрасли промышленности.
Потенциал Северного
экономическго района
Состав: республики Карелия
и Коми; Архангельская, Вологодская
и Мурманская области, Ненецкий автономный
округ. Площадь — 1466,3 тыс. кв. км. Население
— 5581 тыс. человек.
Район отличается обширностью территории,
значительной протяженностью вдоль Полярного
круга, экстремальными природными условиями
(лишь Вологодская область не включена
в зону Севера), значительным и разнообразным
природно-ресурсным потенциалом, слабой
и неоднородной освоенностью территории,
неравномерной заселенностью и нехваткой
рабочей силы, неразвитостью и растянутостью
коммуникационной системы, низким уровнем
развития социальной инфраструктуры.
Основой хозяйства Северного экономического
района является использование уникального
положения на транспортных путях всероссийского
и международного значения с выходом в
Северный Ледовитый океан, реализация
потенциала приграничного сотрудничества
с Финляндией и Норвегией, богатого природно-ресурсного
потенциала, постоянного состава населения
и сложившейся системы расселения.
В настоящее время район является крупным
индустриальным центром, специализирующимся
на добыче и переработке разнообразных
природных ресурсов. Здесь производятся
фосфатное сырье, целлюлоза, бумага, картон,
древесно-волокнистые плиты, вывозится
древесина, добываются железная руда,
уголь, рыба, выпускаются чугун, сталь,
азотные и фосфатные удобрения. Все большее
значение в новых геополитических условиях
приобретает морской транспорт района
и главный незамерзающий порт Мурманск.Кризисное
состояние экономики Северного района
приобретает затяжной характер. В 2001 г.
объем промышленного производства составил
лишь 73% от уровня 1991 г. Наиболее значительно
общий объем промышленного производства
сократился в республиках Карелия, Коми
и Мурманской области, меньше — в Вологодской
и Архангельской областях; его рост наблюдался
в Ненецком автономном округе. Реальные
доходы населения снижаются при одновременном
росте потребительских цен на товары и
услуги.
Огромную проблему для региона составляет
экологическая угроза загрязнения прибрежных
вод радиоактивными отходами, захоронение
которых осуществляется в районе Новой
Земли.
Объем инвестиций в экономику района сократился
за 1991 — 2001 гг. почти в 4 раза, в большей
степени это затронуло Вологодскую область,
в меньшей — Республику Карелию. В 2001 г.
инвестиции в хозяйственный комплекс
Европейского Севера превысили 71 млрд
руб., 57% направлено в промышленность, 25%
— в различные отрасли транспорта. Иностранные
инвестиции невелики (1,5% от РФ) и в основном
сосредоточены в республиках Коми (более
V3) и Карелия (почти '/5)-
Район обладает значительным научным
потенциалом. На его территории действует
92 научно-исследовательские организации,
где работают более 8 тыс. человек, в том
числе 1362 доктора и кандидата наук. Затраты
на научные исследования в 2001 г. составили
1,1 млрд руб., 78% пошли на конкретные научные
разработки. Наибольшим научным потенциалом
отличается Мурманская область, где сосредоточена
1/3 организаций и персонала и где почти
2/5 затрат было использовано на научные
исследования Европейского Севера.
Огромные размеры территории, расположенной
по обе стороны Полярного круга, определили
разнообразие природных условий. Северный
экономический район является крупной
топливно-энергетической и минерально-сырьевой
базой страны и в значительной мере обеспечивает
рыночные потребности большинства европейских
районов России и зарубежных стран в топливе,
фосфатном сырье, строительных материалах.
В недрах района сосредоточено около 40%
важнейших топливных ресурсов европейской
части страны. Общие перспективные нефтегазоносные
площади составляют около 600 тыс. кв. км
и сосредоточены в Республике Коми, Архангельской
области и шельфовой зоне Баренцева моря.
Балансовые запасы нефти — 1,3 млрд. т, газа
— 1,1 трлн. куб. м. Значительны геологические
за¬пасы угля — 214 млрд. т (Печорский бассейн),
в полтора раза пре¬вышающие запасы Донецкого
бассейна Украины. В Республике Коми обнаружены
запасы горючих сланцев и почти повсеместно
— запасы торфа.
Железные руды Кольского полуострова
и Карелии составляют примерно 5% общероссийских
запасов; имеются большие запасы медно-никелевых
руд Кольского полуострова, бокситов Архангельской
области и Республики Коми, титановых
и баритовых руд Республики Коми. На архипелаге
Новая Земля обнаружены значительные
запасы полиметаллических руд, в республиках
Карелия и Коми — запасы золота. В Архангельской
области открыто месторождение алмазов.
Федеральное значение имеют Хибинские
нефелин-апатитовые месторождения.
В районе сосредоточено около 40% лесных
ресурсов европейской части, причем хвойные
породы занимают 81 % лесопокрытой площади,
главным образом в Архангельской области
и Рес¬публике Коми.
Значительны водные ресурсы (38% водных
ресурсов европейской части страны). Земельные
ресурсы (около 90% — это северные территории)
слабо используются в хозяйственной деятельности.
Хозяйственный комплекс
Северного района
Европейский Север
до сих пор играет заметную
роль в экономике страны. В
2001 г. район обеспечивал 4,6% ВРП,
4,8% производства промышленной продукции,
3,0% поступлений налогов и сборов
в бюджетную систему России, 3,9%
экспорта страны. Новым фактором
развития региона станет эксплуатация
нефтегазовых ресурсов западной
части Арктической зоны РФ
и перекачка углеводородного
сырья из Западной Сибири на
Кольский полуостров.
Доля производственного потенциала Европейского
Севера (4,7%) в 1,2 раза выше доли численности
населения, что обусловлено наличием здесь
фондоемких добывающих отраслей промышленности.
В 2001 г. стоимость основных фондов составила
примерно 1 трлн. руб., из них почти 70% задействовано
в отраслях, оказывающих рыночные и нерыночные
услуги. Более половины основных фондов
сосредоточено в промышленности и на транспорте.
Ведущее место в хозяйственном комплексе
Северного эконо мического района занимают
промышленность (почти 50% ВРП) торговля
(11%), транспорт (9,8%); сельское хозяйство
в OCHOBHOIV обслуживает внутренние нужды
района.
Промышленность. Развитие производительных
сил Европейского Севера традиционно
опирается на использование ресурсного
потенциала, что предполагает высокий
удельный вес добывающей промышленности
- прежде всего топливно-энергетического, металлургического комплекса и химической промышленности.
- Топливно-энергетический комплекс обеспечивает свыше 28% промышленной продукции района и осуществляет добычу угля, нефти, природного газа и газового конденсата, переработку нефти и газа, а также производство электро- и теплоэнергии. В 2001 г. по добыче угля и нефти район занимал 4-е место, газа — 5-е, элек¬троэнергии — 8-е место в стране, обеспечивая производство 7,1 % угля, 3,9% нефти, менее 1% газа в России.
- Металлургический комплекс дает более 27% промышленной продукции района и включает черную и цветную металлургию. Он работает достаточно стабильно — растет производство стали и готового проката на Череповецком металлургическом комбинате (АО «Северсталь»), увеличивается выпуск алюминия, металлического никеля, черновой и рафинированной меди на предприятиях Мурманской области.
- Лесная промышленность производит почти 20% промышленной продукции района. В 2001 г. район дал 30,7% общероссийского производства деловой древесины, 22,7% пиломатериалов, 25,4% фанеры, 51,3% целлюлозы, 45,6% бумаги и 38,9% картона.
- Развитие химической промышленности носит экстенсивный характер, и доля этой отрасли в выпуске промышленной продукции Севера невелика. Район — главный производитель фосфорсодержащего сырья в России, и выпуск апатитового концентрата рас¬тет. Увеличивается и производство минеральных удобрений на базе отходов черной металлургии. В 2001 г. на долю района пришлось более 1/10 их общероссийского выпуска.
- Среди отраслей пищевой промышленности общероссийское значение имеет рыбная ('/5 улова рыбы в стране). Традиционными отраслями специализации являются маслодельная промышленность, производство сгущенного и сухого молока.Из комплектирующих отраслей Европейского Севера выделяются машиностроение (судостроение и судоремонт, тракторостроение) и традиционная льняная промышленность.
- Сельское хозяйство. Число фермерских хозяйств за последние 8 лет практически не менялось и в 2002 г. составило 3,6 тыс. Средний размер земельного участка (34 га) почти вдвое меньше среднероссийского показателя. Сельское хозяйство не обеспечи¬вает потребностей района. Продолжают сокращаться поголовье скота и птицы и как следствие — производство молока, мяса, яиц.
- Транспорт и межрайонные связи. Транспортная инфраструктура региона сформирована под воздействием окраинного положения района, наличия непосредственного выхода в моря Северного бассейна, грузоемкости продукции добывающих отраслей промышленности. В районе развиты все виды транспорта, но наибольшее значение имеют железнодорожный (почти 70% грузооборота), морской и речной.
На долю района приходится 3,2% внешнеторгового оборота России, в том числе 3,9% ее экспорта и 1,4% импорта. Вывозятся черные и цветные металлы, древесина и изделия из нее, продукция топливно-энергетического комплекса (ТЭК), ввозится продукция машиностроения и нефтехимического комплекса. В межрайонном обмене преобладают вывоз из района продукции лесной промышленности, энергоресурсов, черных и цветных металлов, минеральных удобрений и фосфатного сырья, рыбы.
Внутри района существуют большие различия, обусловленные значительными доходами населения, занятого в добывающих отраслях промышленности (Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Мурманская область), где высока и стоимость жизни, и низкими — в обрабатывающих отраслях промышленности Вологодской, Архангельской областей и Республики Карелии. Обеспеченность населения жильем соответствует среднероссийским показателям, но значительно уступает по благоустройству жилищного фонда. Не соответствует российским стандартам и уровень развития других отраслей социальной сферы — здравоохранения, образования, культуры.Вологодская область Мурманская область
|
|
|
Размещение отраслей промышленности
Северного экономического района
|Отрасль промышленности |Административно-
|Наименование промышленного |
|
|территориальная единица |центра
|
|Черная металлургия
|Вологодская обл.
|Череповец
|
|Цветная металлургия |Мурманская
обл. |Мончегорск,
Кандалакша. |
|
|Республика Карелия
|Надвоицы
|
|Машиностроение
|Вологодская обл.
|Череповец, Вологда.
|
|
|Архангельская обл.
|Архангельск.
|
|
|Республика Коми
|Инта, Воркута, Сыктывкар, |
|
|
|Щельяюр
|
|
|Мурманская обл.
|Мурманск
|
|
|Республика Карелия
|Петрозаводск
|
|Нефтеперерабатывающая |Республика
Коми |Ухта
|
|Химическая
|Вологодская обл.
|Череповец
|
|
|Республика Коми
|Сосногорск
|
|Лесная и
|Мурманская обл.
|Мурманск, Кандалакша, Умба.|
|деревообрабатывающая |
|
|
|
|Республика Карелия
|Петрозаводск, Южкозеро, |
|
|
|Кестеньга, Кемь.
|
|
|Вологодская обл.
|Белозерск, Сокол, Великий |
|
|
|Устюг.
|
|
|Архангельская обл.
|Архангельск, Онега,
|
|
|
|Карпогоры, Котлас, Коноша. |
|
|республика Коми
|Сыктывкар, Воркута
|
|
|
|,Нарьян-Мар.
|
|Целлюлозно-бумажная |республика
Карелия |Суоярви,
Кондопога, |
|
|
|Питкяранта.
|
|
|Архангельская обл.
|Кодино, Новодвинск ,
|
|
|
|Коряжма.
|
|Рыбная
|Мурманская обл.
|Мурманск
|
|
|республика Карелия
|Беломорск, Петрозаводск
|
|
|Архангельская обл.
|Архангельск, Мезень, Шойна,|
|
|
|Индига
|
Характеристика транспортной
системы
Северного экономического района
Основные
перевозки осуществляются
тремя видами транспорта:
железнодорожным,
морским и речным. На их
долю приходится свыше 90%
грузооборота. Большое
развитие получил трубопроводный
транспорт. В
Ухтинском нефтепромысловом
районе функционирует система
нефтепроводов,
подающая сырую
нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий
завод. Крупный
магистральный
нефтепровод Ярославль -
Кириши снабжает Киришский
нефтеперерабатывающий
завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу
Уса - Ухта
- Ярославль - Москва
нефть Усинского месторождения
поступает на переработку
на Московский НПЗ.
Два магистральных газопровода
(Белоусово - Санкт-
Петербург, Ухта
- Вологда -Череповец -
Санкт-Петербург) обеспечивают
подачу газа Санкт-Петербургскому
и Череповецкому промышленным узлам.
С
вводом в действие
в 80-е годы магистрального газопровода
Ухта -Рыбинск -
Торжок увеличилась
подача газа этим промышленным центрам,
а также стала
возможным часть
сибирского газа направить в
Финляндию. Этот газопровод,
получивший название
«Сияние Севера", соединен газопроводом
Вуктыл - Пунга
- Надым с газовыми
месторождениями севера Тюменской
области.
Перевозки грузов морским
транспортом внутри района
относительно
невелики. Однако
велика роль морского
транспорта в осуществлении
внешнеторговых связей
как самого района (вывоз лесоматериалов,
апатитов,
железной руды), так
и других районов страны.
Большую роль, особенно во внутрирайонных
перевозках, играет речной
транспорт. Грузооборот
Северного, Беломорско-Онежского
и Печорского
пароходств составляет
около 20 млрд.т*км. Во внутрирайонных
перевозках
преобладают лесные
грузы. Межрайонные связи речным
транспортом значительно
увеличились после
реконструкции в 80-х годах
Волго-Балтийского водного
пути.
Северный район слабо обеспечен
благоустроенными автомобильными
дорогами. Основная
сеть дорог сосредоточена в южной
части района, где они
играют большую
роль в обслуживании внутрирайонных
сообщений. Большое
значение имеют
автомагистрали Санкт-Петербург
- Мурманск, Вологда -
Архангельск, Вологда
- Новая Ладога.
Основу транспортной сети района
составляют железные дороги,
обеспечивающие как
регулярную внутреннюю связь,
так и связь с другими
районами страны.
На долю железнодорожного транспорта
приходится около 80%
грузооборота района.
В вывозе преобладают лесные грузы,
направляемые на юг
и запад европейской
части страны, апатиты, продукция
цветной и черной
металлургии; во
ввозе - уголь (из Кузбасса), нефтепродукты
(из Поволжья)
и хлебные грузы
(из южных зерновых баз страны).
Архангельская область и республика
Коми слабо обеспечены железными
дорогами. Многие
районы здесь не имеют
железнодорожных путей
и
обслуживаются речным
транспортом по рекам Северная Двина,
Печора, Сухона и
Вычегда. Главными
перевалочными пунктами являются
Котлас, Архангельск,
Сыктывкар, Ухта, Печора,
Вельск и Череповец.
Наиболее крупные грузопотоки
связаны с лесопромышленным освоением
района.Древесина
к железнодорожным магистралям
поступает из более
удаленных лесоэксплуатационных
районов по рекам
и лесовозным
железнодорожным и
автомобильным путям. В Архангельске,
Котласе, Коряжме,
Сыктывкаре и Соколе
находятся крупные предприятия
по переработке древесины.
Погрузка древесины
осуществляется на станциях
Бакарица, Вычегда,
Архангельск, Пукса,
Микунь, Исакогорка, Сухона,
Вага и Котлас. Лесная
продукция вывозится
в центральные и южные районы
страны.
Для печорского направления
характерен большой грузопоток
воркутинского каменного
угля. Крупнейшими станциями
погрузки угля являются
Инта, Мульда
и Воркута. Уголь идет на
Череповецкий металлургический
комбинат (около
10 млн.т в год), в Санкт-Петербург,
Архангельск и
другие промышленные
центры страны. Значительный объем
перевозок связан с
развозом нефтепродуктов
Ухтинского района.
Важным условием развития производительных
сил Северного
экономического
района является новое
железнодорожное строительство.
Здесь построены
лесовозные линии Архангельск
- Карпогоры и Микунь
-
Кослан - Ертом. В
верховьях Печоры построена линия
Сосногорск - Троицко-
Печорск. Введены
в эксплуатацию новые
железнодорожные линии Ядриха
-
Красавино - Великий
Устюг и Сыня - Усинск.
Электрифицированы наиболее
грузонапряженные
участки: Данилов - Вологда, Буй
- Вологда -Череповец,
Вологда - Коноша. Участок
Александров – Ярославль - Буй
- Свеча на всей
протяженности электрифицирован
и специализируется на пропуске
пассажирских
поездов из Москвы
на восток и обратно.
Слабое
развитие транспорта железных
и автомобильных дорог
сдерживают
развитие Северного
экономического района. Поэтому в
перспективе есть проект
создания Архангельского
корридора, который будет включать
параллельно
расположенные автомобильные
и железнодорожные магистрали
Архангельск-
Финляндия.
Жизнь
современного общества невозможна
без развитого транспорта.
Быстро растет грузообмен
между различными районами, местностями
и городами,
растут перевозки
пассажиров от места жительства к
местам приложения труда и
отдыха. Транспорт
соединяет между собой различные
экономические районы,
обеспечивает функционирование
современного производства.
Размещение
транспорта как отрасли материального
производства отражает
закономерности
размещения производительных
сил той общественно-
экономической формации,
потребности которой он обслуживает.
Транспорт в
своем развитии
не только отражает
закономерности размещения
производительных
сил. Как активный фактор
процессов общественного
воспроизводства транспорт
со своей стороны оказывает существенное
влияние
на размещение производства.
Транспорту
принадлежит исключительная
роль в формировании
экономических
районов страны. Благодаря
транспорту осуществляется
географическое
разделение труда между районами,
специализация их на
производствах наиболее
выгодных в данных условиях.
Заключение
Для
Северного экономического района
из-за специфических природных,
экономических условий
и своеобразия транспортно-экономического
положения
важным фактором
перехода к рынку являются всемерное
улучшение использования
природно-ресурсного
потенциала, развитие транспортной
сети и расширение
транзитных экспортных
функций, создание международных деловых
центров, бирж
и других объектов
рыночной инфраструктуры. В
связи с этим необходимо
широкое комплексное
освоение, рациональное использование
на основе
природосберегающих
технологий в первую очередь
нефтегазовых ресурсов,
выявленных в
шельфовой зоне Баренцева
моря, а также алмазов,
апатитонефелиновых,
титановых и железных руд, бокситов,
лесных ресурсов и
др.
Специфические
региональные предпосылки перехода
района к рыночным