Особенности населения Северного района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Население и трудовые ресурсы. По численности населения Европейский Север занимает последнее место среди районов России. В 2001 г. на территории района проживало 5,6 млн. человек, или 3,9% населения страны. С J991 г. прослеживается тенденция сокращения общей численности населения, что обусловлено особенностями демографической ситуации в регионе. Все области и республики района относятся к депопуляционным.

Файлы: 1 файл

курсовик 2011.docx

— 55.05 Кб (Скачать файл)

 

 

Особенности населения  Северного района

С образовательного сайта Вороновой

 Население и трудовые  ресурсы. По численности населения  Европейский Север занимает последнее  место среди районов России. В  2001 г. на территории района  проживало 5,6 млн. человек, или  3,9% населения страны. С J991 г. прослеживается  тенденция сокращения общей численности  населения, что обусловлено особенностями  демографической ситуации в регионе.  Все области и республики района  относятся к депопуляционным. 
Характер расселения в регионе обусловлен различиями в природных условиях и уровнем социально-экономического развития отдельных территорий. Почти половина населения Европейского Севера проживает в Архангельской и Вологодской областях, пятая часть — в Республике Коми, несколько меньше — в Мурманской области и Карелии. Средняя плотность населения более чем в 2 раза ниже общероссийской и составляет 3,8 человека/кв. км, минимальная плотность населения — в Не¬нецком автономном округе (0,25 человека/кв. км), максимальная — в Вологодской области (8,9 человека/кв. км).Район отличается высоким уровнем урбанизации. Городское население в 2001 г. составило 76,1 % всего населения, при этом самый высокий показатель в Мурманской области (91,6%), а самый низкий — в Ненецком автономном округе (60,8%). В районе 68 городов и 108 поселков городского типа. Размещение городских поселений отражает уровень экономической освоенности и процесс заселения отдаленных районов — почти половина всех городов Европейского Севера находится на территории Вологодской и Мурманской областей, а 75% поселков городского типа — в республиках Карелии, Коми и Архангельской области. 
Национальный состав населения неоднороден: карелы, коми проживают на территории своих республик, ненцы — в автономном округе, входящем в состав Архангельской области, саамы — в Мурманской области, вепсы — в Вологодской области и Карелии. 
В экономике занято 70% трудовых ресурсов: 64% — в отраслях материального производства, 36% — в непроизводственной сфере. В 2001 г. численность безработных в районе превысила 317 тыс. человек, а уровень безработицы составил 10,6%. Наиболее высокий уровень безработицы отмечен в Республике Коми и Мурманской области, где преобладают добывающие отрасли промышленности.

Потенциал Северного  экономическго района

Состав: республики Карелия  и Коми; Архангельская, Вологодская  и Мурманская области, Ненецкий автономный округ. Площадь — 1466,3 тыс. кв. км. Население  — 5581 тыс. человек. 
Район отличается обширностью территории, значительной протяженностью вдоль Полярного круга, экстремальными природными условиями (лишь Вологодская область не включена в зону Севера), значительным и разнообразным природно-ресурсным потенциалом, слабой и неоднородной освоенностью территории, неравномерной заселенностью и нехваткой рабочей силы, неразвитостью и растянутостью коммуникационной системы, низким уровнем развития социальной инфраструктуры. 
Основой хозяйства Северного экономического района является использование уникального положения на транспортных путях всероссийского и международного значения с выходом в Северный Ледовитый океан, реализация потенциала приграничного сотрудничества с Финляндией и Норвегией, богатого природно-ресурсного потенциала, постоянного состава населения и сложившейся системы расселения. 
В настоящее время район является крупным индустриальным центром, специализирующимся на добыче и переработке разнообразных природных ресурсов. Здесь производятся фосфатное сырье, целлюлоза, бумага, картон, древесно-волокнистые плиты, вывозится древесина, добываются железная руда, уголь, рыба, выпускаются чугун, сталь, азотные и фосфатные удобрения. Все большее значение в новых геополитических условиях приобретает морской транспорт района и главный незамерзающий порт Мурманск.Кризисное состояние экономики Северного района приобретает затяжной характер. В 2001 г. объем промышленного производства составил лишь 73% от уровня 1991 г. Наиболее значительно  
общий объем промышленного производства сократился в республиках Карелия, Коми и Мурманской области, меньше — в Вологодской и Архангельской областях; его рост наблюдался в Ненецком автономном округе. Реальные доходы населения снижаются при одновременном росте потребительских цен на товары и услуги. 
Огромную проблему для региона составляет экологическая угроза загрязнения прибрежных вод радиоактивными отходами, захоронение которых осуществляется в районе Новой Земли. 
Объем инвестиций в экономику района сократился за 1991 — 2001 гг. почти в 4 раза, в большей степени это затронуло Вологодскую область, в меньшей — Республику Карелию. В 2001 г. инвестиции в хозяйственный комплекс Европейского Севера превысили 71 млрд руб., 57% направлено в промышленность, 25% — в различные отрасли транспорта. Иностранные инвестиции невелики (1,5% от РФ) и в основном сосредоточены в республиках Коми (более V3) и Карелия (почти '/5)- 
Район обладает значительным научным потенциалом. На его территории действует 92 научно-исследовательские организации, где работают более 8 тыс. человек, в том числе 1362 доктора и кандидата наук. Затраты на научные исследования в 2001 г. составили 1,1 млрд руб., 78% пошли на конкретные научные разработки. Наибольшим научным потенциалом отличается Мурманская область, где сосредоточена 1/3 организаций и персонала и где почти 2/5 затрат было использовано на научные исследования Европейского Севера. 
Огромные размеры территории, расположенной по обе стороны Полярного круга, определили разнообразие природных условий. Северный экономический район является крупной топливно-энергетической и минерально-сырьевой базой страны и в значительной мере обеспечивает рыночные потребности большинства европейских районов России и зарубежных стран в топливе, фосфатном сырье, строительных материалах. 
В недрах района сосредоточено около 40% важнейших топливных ресурсов европейской части страны. Общие перспективные нефтегазоносные площади составляют около 600 тыс. кв. км и сосредоточены в Республике Коми, Архангельской области и шельфовой зоне Баренцева моря. Балансовые запасы нефти — 1,3 млрд. т, газа — 1,1 трлн. куб. м. Значительны геологические за¬пасы угля — 214 млрд. т (Печорский бассейн), в полтора раза пре¬вышающие запасы Донецкого бассейна Украины. В Республике Коми обнаружены запасы горючих сланцев и почти повсеместно — запасы торфа. 
Железные руды Кольского полуострова и Карелии составляют примерно 5% общероссийских запасов; имеются большие запасы медно-никелевых руд Кольского полуострова, бокситов Архангельской области и Республики Коми, титановых и баритовых руд Республики Коми. На архипелаге Новая Земля обнаружены значительные запасы полиметаллических руд, в республиках Карелия и Коми — запасы золота. В Архангельской области открыто месторождение алмазов. Федеральное значение имеют Хибинские нефелин-апатитовые месторождения. 
В районе сосредоточено около 40% лесных ресурсов европейской части, причем хвойные породы занимают 81 % лесопокрытой площади, главным образом в Архангельской области и Рес¬публике Коми. 
Значительны водные ресурсы (38% водных ресурсов европейской части страны). Земельные ресурсы (около 90% — это северные территории) слабо используются в хозяйственной деятельности.

Хозяйственный комплекс Северного района

 Европейский Север  до сих пор играет заметную  роль в экономике страны. В  2001 г. район обеспечивал 4,6% ВРП, 4,8% производства промышленной продукции, 3,0% поступлений налогов и сборов  в бюджетную систему России, 3,9% экспорта страны. Новым фактором  развития региона станет эксплуатация  нефтегазовых ресурсов западной  части Арктической зоны РФ  и перекачка углеводородного  сырья из Западной Сибири на  Кольский полуостров. 
Доля производственного потенциала Европейского Севера (4,7%) в 1,2 раза выше доли численности населения, что обусловлено наличием здесь фондоемких добывающих отраслей промышленности. В 2001 г. стоимость основных фондов составила примерно 1 трлн. руб., из них почти 70% задействовано в отраслях, оказывающих рыночные и нерыночные услуги. Более половины основных фондов сосредоточено в промышленности и на транспорте. Ведущее место в хозяйственном комплексе Северного эконо мического района занимают промышленность (почти 50% ВРП) торговля (11%), транспорт (9,8%); сельское хозяйство в OCHOBHOIV обслуживает внутренние нужды района. 
Промышленность. Развитие производительных сил Европейского Севера традиционно опирается на использование ресурсного потенциала, что предполагает высокий удельный вес добывающей промышленности

  • прежде всего топливно-энергетического, металлургического комплекса и химической промышленности.
  • Топливно-энергетический комплекс обеспечивает свыше 28% промышленной продукции района и осуществляет добычу угля, нефти, природного газа и газового конденсата, переработку нефти и газа, а также производство электро- и теплоэнергии. В 2001 г. по добыче угля и нефти район занимал 4-е место, газа — 5-е, элек¬троэнергии — 8-е место в стране, обеспечивая производство 7,1 % угля, 3,9% нефти, менее 1% газа в России.
  • Металлургический комплекс дает более 27% промышленной продукции района и включает черную и цветную металлургию. Он работает достаточно стабильно — растет производство стали и готового проката на Череповецком металлургическом комбинате (АО «Северсталь»), увеличивается выпуск алюминия, металлического никеля, черновой и рафинированной меди на предприятиях Мурманской области.
  • Лесная промышленность производит почти 20% промышленной продукции района. В 2001 г. район дал 30,7% общероссийского производства деловой древесины, 22,7% пиломатериалов, 25,4% фанеры, 51,3% целлюлозы, 45,6% бумаги и 38,9% картона.
  • Развитие химической промышленности носит экстенсивный характер, и доля этой отрасли в выпуске промышленной продукции Севера невелика. Район — главный производитель фосфорсодержащего сырья в России, и выпуск апатитового концентрата рас¬тет. Увеличивается и производство минеральных удобрений на базе отходов черной металлургии. В 2001 г. на долю района пришлось более 1/10 их общероссийского выпуска.
  • Среди отраслей пищевой промышленности общероссийское значение имеет рыбная ('/5 улова рыбы в стране). Традиционными отраслями специализации являются маслодельная промышленность, производство сгущенного и сухого молока.Из комплектирующих отраслей Европейского Севера выделяются машиностроение (судостроение и судоремонт, тракторостроение) и традиционная льняная промышленность.
  • Сельское хозяйство. Число фермерских хозяйств за последние 8 лет практически не менялось и в 2002 г. составило 3,6 тыс. Средний размер земельного участка (34 га) почти вдвое меньше среднероссийского показателя. Сельское хозяйство не обеспечи¬вает потребностей района. Продолжают сокращаться поголовье скота и птицы и как следствие — производство молока, мяса, яиц.
  • Транспорт и межрайонные связи. Транспортная инфраструктура региона сформирована под воздействием окраинного положения района, наличия непосредственного выхода в моря Северного бассейна, грузоемкости продукции добывающих отраслей промышленности. В районе развиты все виды транспорта, но наибольшее значение имеют железнодорожный (почти 70% грузооборота), морской и речной. 
    На долю района приходится 3,2% внешнеторгового оборота России, в том числе 3,9% ее экспорта и 1,4% импорта. Вывозятся черные и цветные металлы, древесина и изделия из нее, продукция топливно-энергетического комплекса (ТЭК), ввозится продукция машиностроения и нефтехимического комплекса. В межрайонном обмене преобладают вывоз из района продукции лесной промышленности, энергоресурсов, черных и цветных металлов, минеральных удобрений и фосфатного сырья, рыбы. 
    Внутри района существуют большие различия, обусловленные значительными доходами населения, занятого в добывающих отраслях промышленности (Ненецкий автономный округ, Республика Коми, Мурманская область), где высока и стоимость жизни, и низкими — в обрабатывающих отраслях промышленности Вологодской, Архангельской областей и Республики Карелии. Обеспеченность населения жильем соответствует среднероссийским показателям, но значительно уступает по благоустройству жилищного фонда. Не соответствует российским стандартам и уровень развития других отраслей социальной сферы — здравоохранения, образования, культуры.Вологодская область Мурманская область


 

 

Размещение отраслей промышленности

                       Северного экономического района

 

 

|Отрасль промышленности |Административно-         |Наименование промышленного |

|                       |территориальная  единица |центра                     |

|Черная металлургия     |Вологодская  обл.        |Череповец                  |

|Цветная металлургия    |Мурманская  обл.          |Мончегорск, Кандалакша.    |

|                       |Республика Карелия       |Надвоицы                   |

|Машиностроение         |Вологодская обл.         |Череповец, Вологда.        |

|                       |Архангельская обл.       |Архангельск.               |

|                       |Республика Коми          |Инта, Воркута, Сыктывкар,  |

|                       |                         |Щельяюр                    |

|                       |Мурманская обл.          |Мурманск                   |

|                       |Республика Карелия       |Петрозаводск               |

|Нефтеперерабатывающая  |Республика  Коми          |Ухта                       |

|Химическая             |Вологодская обл.         |Череповец                  |

|                       |Республика Коми          |Сосногорск                 |

|Лесная и               |Мурманская обл.          |Мурманск, Кандалакша, Умба.|

|деревообрабатывающая   |                         |                           |

|                       |Республика Карелия       |Петрозаводск, Южкозеро,    |

|                       |                         |Кестеньга, Кемь.           |

|                       |Вологодская обл.         |Белозерск, Сокол, Великий  |

|                       |                         |Устюг.                     |

|                       |Архангельская обл.       |Архангельск, Онега,        |

|                       |                         |Карпогоры, Котлас, Коноша. |

|                       |республика Коми          |Сыктывкар, Воркута         |

|                       |                         |,Нарьян-Мар.               |

|Целлюлозно-бумажная    |республика  Карелия       |Суоярви,  Кондопога,        |

|                       |                         |Питкяранта.                |

|                       |Архангельская обл.       |Кодино, Новодвинск ,       |

|                       |                         |Коряжма.                   |

|Рыбная                 |Мурманская обл.          |Мурманск                   |

|                       |республика Карелия       |Беломорск, Петрозаводск    |

|                       |Архангельская обл.       |Архангельск, Мезень, Шойна,|

|                       |                         |Индига                     |

 

Характеристика транспортной системы

                       Северного экономического района

 

      Основные   перевозки    осуществляются    тремя   видами   транспорта:

железнодорожным,  морским  и  речным.  На  их  долю  приходится  свыше   90%

грузооборота.  Большое  развитие  получил   трубопроводный   транспорт.    В

Ухтинском  нефтепромысловом   районе  функционирует  система  нефтепроводов,

подающая сырую  нефть  на  Ухтинский  нефтеперерабатывающий  завод.  Крупный

магистральный   нефтепровод   Ярославль   -   Кириши   снабжает    Киришский

нефтеперерабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса  -  Ухта

- Ярославль - Москва  нефть Усинского месторождения  поступает на  переработку

на Московский НПЗ.  Два   магистральных  газопровода   (Белоусово  -  Санкт-

Петербург,  Ухта - Вологда  -Череповец   -   Санкт-Петербург)   обеспечивают

подачу   газа Санкт-Петербургскому  и Череповецкому промышленным узлам.  С

вводом в действие в 80-е годы магистрального  газопровода  Ухта  -Рыбинск  -

Торжок увеличилась  подача газа этим промышленным  центрам,   а  также  стала

возможным часть  сибирского  газа направить в  Финляндию.   Этот  газопровод,

получивший название «Сияние Севера",  соединен газопроводом Вуктыл  -  Пунга

- Надым с газовыми  месторождениями севера Тюменской  области.

       Перевозки грузов морским   транспортом   внутри   района  относительно

невелики.  Однако  велика   роль   морского   транспорта   в   осуществлении

внешнеторговых связей как  самого  района (вывоз лесоматериалов,   апатитов,

железной руды), так  и других районов страны.

        Большую роль, особенно во внутрирайонных  перевозках,  играет  речной

транспорт.  Грузооборот   Северного,   Беломорско-Онежского   и   Печорского

пароходств  составляет около 20  млрд.т*км.   Во  внутрирайонных  перевозках

преобладают  лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом  значительно

увеличились после  реконструкции  в  80-х  годах   Волго-Балтийского  водного

пути.

        Северный  район  слабо  обеспечен   благоустроенными   автомобильными

дорогами.  Основная сеть дорог сосредоточена в южной  части района,  где  они

играют  большую  роль  в  обслуживании  внутрирайонных  сообщений.   Большое

значение  имеют  автомагистрали  Санкт-Петербург  -  Мурманск,   Вологда   -

Архангельск, Вологда - Новая Ладога.

         Основу  транспортной  сети  района  составляют   железные   дороги,

обеспечивающие как  регулярную  внутреннюю  связь,  так  и  связь  с  другими

районами страны.  На долю железнодорожного транспорта приходится  около  80%

грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы,  направляемые на  юг

и запад европейской  части  страны,   апатиты,  продукция  цветной  и  черной

металлургии;  во ввозе - уголь (из Кузбасса),  нефтепродукты (из   Поволжья)

 и хлебные грузы  (из южных зерновых баз страны).

         Архангельская область и республика  Коми слабо обеспечены  железными

дорогами.   Многие  районы  здесь  не  имеют   железнодорожных    путей    и

обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора,  Сухона  и

Вычегда. Главными  перевалочными  пунктами  являются  Котлас,   Архангельск,

Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.

         Наиболее крупные  грузопотоки  связаны с лесопромышленным  освоением

района.Древесина  к  железнодорожным   магистралям    поступает   из   более

удаленных   лесоэксплуатационных   районов    по    рекам    и    лесовозным

железнодорожным и  автомобильным путям. В  Архангельске,  Котласе,  Коряжме,

Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия  по переработке  древесины.

Погрузка  древесины   осуществляется   на   станциях   Бакарица,    Вычегда,

Архангельск,  Пукса, Микунь,  Исакогорка,  Сухона,  Вага  и  Котлас.  Лесная

продукция вывозится  в центральные и южные районы страны.

          Для  печорского    направления   характерен   большой   грузопоток

воркутинского каменного  угля.  Крупнейшими станциями  погрузки угля  являются

Инта,  Мульда  и  Воркута.  Уголь  идет  на  Череповецкий   металлургический

комбинат  (около  10  млн.т  в  год),   в  Санкт-Петербург,   Архангельск  и

другие промышленные центры страны.  Значительный объем  перевозок  связан  с

развозом нефтепродуктов Ухтинского района.

              Важным  условием  развития  производительных  сил    Северного

экономического   района   является  новое   железнодорожное   строительство.

Здесь построены  лесовозные  линии  Архангельск  -   Карпогоры   и  Микунь  -

Кослан - Ертом.  В  верховьях Печоры построена линия  Сосногорск  -  Троицко-

Печорск. Введены  в  эксплуатацию   новые   железнодорожные  линии  Ядриха  -

Красавино - Великий  Устюг и Сыня  -   Усинск.   Электрифицированы   наиболее

грузонапряженные  участки: Данилов  -  Вологда,  Буй  -  Вологда  -Череповец,

Вологда - Коноша. Участок  Александров – Ярославль -  Буй  -  Свеча  на  всей

протяженности электрифицирован и специализируется на  пропуске  пассажирских

поездов из Москвы  на восток и обратно.

      Слабое  развитие транспорта железных  и автомобильных  дорог   сдерживают

развитие Северного  экономического района. Поэтому в  перспективе есть  проект

создания  Архангельского  корридора,  который  будет  включать   параллельно

расположенные  автомобильные  и  железнодорожные   магистрали   Архангельск-

Финляндия.

      Жизнь  современного  общества   невозможна  без  развитого  транспорта.

Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями  и  городами,

растут перевозки  пассажиров от места жительства к  местам приложения труда  и

отдыха.  Транспорт  соединяет  между собой различные  экономические  районы,

обеспечивает функционирование современного производства.

      Размещение  транспорта как отрасли материального  производства  отражает

закономерности   размещения    производительных   сил    той    общественно-

экономической формации,  потребности которой он  обслуживает.   Транспорт  в

своем   развитии   не     только    отражает    закономерности    размещения

производительных  сил.  Как  активный   фактор    процессов    общественного

воспроизводства транспорт  со своей стороны  оказывает  существенное  влияние

на размещение производства.

      Транспорту   принадлежит    исключительная   роль    в    формировании

экономических   районов   страны.   Благодаря    транспорту   осуществляется

географическое  разделение  труда  между  районами,   специализация  их   на

производствах наиболее  выгодных  в данных условиях.

 

 

                                 Заключение

 

      Для  Северного экономического  района  из-за  специфических  природных,

экономических условий  и  своеобразия  транспортно-экономического  положения

важным фактором перехода к рынку являются всемерное  улучшение  использования

природно-ресурсного потенциала,  развитие  транспортной  сети  и  расширение

транзитных экспортных функций, создание международных деловых  центров,  бирж

и других  объектов  рыночной  инфраструктуры.  В  связи  с  этим  необходимо

широкое  комплексное  освоение,   рациональное   использование   на   основе

природосберегающих  технологий  в  первую  очередь  нефтегазовых   ресурсов,

выявленных   в   шельфовой   зоне   Баренцева   моря,   а   также   алмазов,

апатитонефелиновых, титановых и железных руд, бокситов,  лесных  ресурсов  и

др.

      Специфические  региональные  предпосылки  перехода  района  к  рыночным

Информация о работе Особенности населения Северного района