Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:12, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение методики проектирвоания элективного курса «занимательная геология.
Задачами работ является раскрытие вопросов:
Элективный курс и его место в профессиональном обучении
Виды элективного курса по географии
Методические подходы к проектированию программы элективного курса
Цели и задачи, его место в структуре учебного планирования в школе
Программы курса «занимательная геология»
Введение 3
1. Теоретические аспекты элективного курса 5
1.1 Элективный курс и его место в профессиональном обучении 5
1.2 Виды элективного курса по географии 13
1.3 Методические подходы к проектированию программы элективного курса 21
2. Занимательная геология 27
2.1 Цели и задачи, его место в структуре учебного планирования в школе 27
2.2 Программы курса 29
2.3 Методы разработки одного занятия «необычные минералы» 31
2.4 Индикаторы эффективных программ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Опыт творческой деятельности
учащихся является ведущей составляющей
содержания элективных курсов, в рамках
компетентностного подхода, так
как через приобретение личностью
опыта происходит развитие ценностного
отношения к объектам мира, в том
числе к миру профессий. Осознанный
выбор будущей образовательно-
Исходя из цели школьного образования, сформулированной в работах Е.И. Казакова, О.Е. Лебедева, А.П. Тряпицыной, которая состоит в том, чтобы научить учащихся решать стандартные жизненные проблемы, то есть понимать сущность и значимость этих проблем, освоить существующие правила и нормы решения этих проблем, уметь их обосновать, ориентироваться в источниках информации, которые могут помочь в их решении, возникает принципиально важный вопрос: как опыт творческой деятельности, являясь ведущим компонентом содержания профильного обучения, трансформируется в компетентность.
Согласно мнения А.П. Тряпицыной, компетентность характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе теоретических знаний и опыта. При решении творческих задач, проблем, происходит актуализация знаний, умений, освоенных ранее, при этом зачастую требуются знания и умения, которые необходимо освоить для успешного решения проблемы. При решении задач, проблем происходит интеграция знаний, умений, навыков, так как задача – это единица интеграции содержания обучения. На основе сформированности опыта творческой деятельности формируется эмоционально-ценностное отношение учащихся к объектам мира и к миру профессий в частности. Эмоционально-ценностное отношение определяет готовность учащихся к решению того или иного типа проблем и задач. Таким образом, опыт творческой деятельности учащихся и опыт их эмоционально-ценностного отношения к объектам мира и есть основа формирования компетентности.
Анализ психолого-
В настоящее время в
условиях модернизации концепции российского
образования, роль элективных курсов на
старшей ступени общего образования,
существенно возрастает. В этой связи,
перед, географии в старшей школе
стоят иные цели и задачи, нежели
в основной. В качестве основной
цели можно выделить создания условий
для существенной дифференциации содержания
обучения старшеклассников с широкими
и гибкими возможностями
В старшей школе помимо базовых и профильных предметов вводятся элективные курсы по географии. Элективные курсы – обязательные учебные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. В основу элективных курсов по географии положены учебные программы, использующиеся в профильном обучении, которые предлагаются на выбор школьникам. Элективные курсы по географии реализуются за счет школьного компонента и могут выполнять две основные функции: одни могут “поддерживать” изучение основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации.
Количество элективных курсов,
предлагаемых в составе профиля,
должно быть избыточно по сравнению
с числом курсов, которые обязан
выбрать учащийся. Элективные курсы
по географии могут выполнить
еще одну важную функцию – они
могут явиться полигоном для
создания и экспериментальной проверки
нового поколения учебных материалов
по географии, для повышения качества
обучения. По элективным курсам единый
государственный экзамен не проводиться.
При этом примерное соотношение
объемов базовых
Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного обучения. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Элективные курсы направлены на расширенное содержание базового курса географии, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов (политологии, обществознания, экономики) на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи экзамена по географии.
В основу элективных курсов по географии положены учебные программы, использующиеся в профильном обучении, которые предлагаются на выбор школьникам. По ряду позиций элективные курсы по географии близки к такой хорошо знакомой учителям форме обучения, как факультатив. Сходство этих форм связано с ориентацией на старшеклассников, с учетом интересов группы учащихся и возможностей педагогов. Но в отличие от факультативов учебный план всех учащихся профильных классов должен включать элективные курсы. При этом ученики не сдают экзаменов по их программе.
Элективные курсы по географии,
предлагаемые учащимся разных школ, могут
отличаться в зависимости от возможностей
педагогического коллектива, материально-технической
оснащенности школы и познавательных
интересов учащихся. Именно они являются
важнейшим средством
В старшей школе перед географией стоят две важнейшие задачи:
Перечислим основные виды элективных курсов по географии:
В предпрофильном обучении:
В профильном обучении (Информационное письмо Департамента общего и дошкольного образования об элективных курсах по географии в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.2003 г.):
Разнообразие видов элективных курсов по географии открывает широкие возможности для творчества учителя и выбора учащихся. Причем каждый педагог способен разработать несколько курсов и включить их в банк данных образовательного учреждения (методического объединения), обновляя содержание по мере необходимости. Сначала необходимо определить, на какую возрастную группу будет ориентирован предлагаемый курс: предпрофильный — на учащихся 9-х классов, профильный — на учащихся 10-11-х классов.
При разработке предпрофильного
курса географии, прежде всего, необходимо
определить основную цель. Целью предпрофильных
образовательных программ является
ориентация на создание конкретного
профильного класса. Это предусматривает
увеличение объема знаний и умений,
имеющих практическое значение, в
том числе профессионально
Во-первых, углубление или расширение рамок географии.
Во-вторых, повышение уровня изучения базового предмета в профильном классе, предполагающее подготовку к экзамену, в том числе в форме ЕГЭ.
В-третьих, приобретение практико-ориентированных знаний и умений, как в границах географии, так и практических навыков, основанных на внепредметных знаниях.
У каждого преподавателя есть любимые темы или разделы по его предмету, а также наиболее результативные формы организации учебного процесса, методики и технологии. Именно их и нужно использовать в элективных курсах по географии, причем избранная тема необязательно должна быть из материала 9-го или 10-11-х классов. Однако содержание ее необходимо согласовать с уровнем развития школьников по базовой географии.
Покажем, как в зависимости от поставленных целей и возможностей педагога определяется тематика элективного курса по географии и формулируется его название. В качестве примера возьмем учебную дисциплину география и перечислим наименования элективных курсов в зависимости от их вида.
Для предпрофильного обучения предлагаем тематику, использующую содержание раздела “Особенности развития биосферы”. Итак, в соответствии с тематикой сформулируем названия теоретических курсов по географии: “Влияние окружающей среды на здоровье человека”, “Влияние человека на биосферу”. Перечислим курсы практической направленности, ориентированные на знакомство учащихся с разными формами познавательной деятельности по географии: “Лабораторный практикум. Оценка состояния окружающей среды”, “Проектная деятельность. Влияние шума на здоровье человека”.
В профильном обучении можно усложнить уже разработанные курсы или использовать другую тематику. В качестве курса, углубляющего знания по профильной географии, предлагаем “Геоэкологические проблемы планеты Земля” или “Региональные геоэкологические проблемы”.
Для межпредметных курсов
важно определить, с каким предметом
осуществляется взаимосвязь, учитывая,
что научная интеграция по многим
смежным дисциплинам уже
При разработке элективного
курса по географии, поддерживающего
базовый учебный предмет, географию,
нужно соотнести уровень
Элективный курс по географии практической направленности, полученные умения которого можно использовать для продвижения на рынке труда, связан с приобретаемыми умениями и навыками, как общего характера, так и с ориентацией на профессиональные области: “Ландшафт приусадебного участка”. Итак, выбор курсов зависит от возрастной группы учащихся (предпрофильное или профильное обучение), вида и целей курсов, определяемых автором.
Можно условно выделить следующие типы элективных курсов по географии:
1) Элективные курсы по
географии, задача которых - углубление
и расширение знаний по
2) Элективные курсы повышенного
уровня сложности по географии,
3) Элективные курсы по
географии, в которых
4) Прикладные элективные
курсы по географии, цель
5) Элективные курсы по
географии, посвященные
6) Элективные курсы по
географии, посвященные
7) Элективные курсы по
географии, посвященные
8) Элективные курсы по
географии, не входящим в
Информация о работе Особо охраняемые природные территории, как объект экотуризма