Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 18:50, реферат
Машиностроение — главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны. В развитых странах на долю машиностроения приходится 25-35% ВВП и примерно столько же от общей численности занятых в экономике. Аналогичные показатели для НИС, для других развивающихся стран доля промышленности — 15-20%, в НРС — менее 10%. Ведущие тенденции — рост объема производства при углублении специализации и кооперации различных машиностроительных отраслей, расширение сфер использования, улучшение потребительских свойств конечной продукции.
Сельскохозяйственное
Сельскохозяйственное
Тракторостроение ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 1930-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, в последующие годы — во Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности выпускаются трелевочные тракторы в Петрозаводске, промышленные — в Чебоксарах.
Станкостроение и точное машиностроение занимается производством различных видов станков, приборов, аппаратов, электронной техники. Это наиболее трудоемкие в машиностроении производства, требующие к тому же высокой квалификации работников. Большое значение имеет также близость научных и конструкторских центров. Поэтому предприятия размещаются, как правило, в районах с высокой технической культурой. Станкостроение в своем размещении ориентируется на крупные города, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро. Главными центрами являются Москва, Коломна, Дмитров, Егорьевск (Московская область), Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа. Электротехнику выпускают в Саранске, Чебоксарах, Новосибирске. Важным центром электронной промышленности является Зеленоград.
Металлообработка — особая отрасль машиностроения, которая занимается ремонтом машин и оборудования, а также производством металлических изделий и конструкций. Предприятия этой группы небольшие, а выполняемые операции не отличаются технической сложностью и наукоемкостью. Поэтому размещение отличается повсеместностью, так как главным фактором является потребительский.
Машиностроение территориально организуется в виде определенных сочетаний разных предприятий, связанных между собой в производственном отношении. В целом предприятия МК размещаются повсеместно, однако наибольшая их концентрация характерна для старопромышленных районов европейской части России — Центрального, Приволжского, Уральского (табл. 3.5). За их пределами выделяются Санкт-Петербург и Новосибирск.
Территориальная специализация машиностроения Российской Федерации*
Федеральные округа** |
Специализация машиностроения |
Центральный |
Транспортное машиностроение
(авиакосмическая про- |
Приволжский |
Транспортное машиностроение
(авиакосмическая |
Уральский |
Транспортное машиностроение
(авиакосмическая про- |
Северо-Западный |
Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Энергетическое машиностроение. Производство оборудования для отраслей лесопромышленного комплекса |
Южный |
Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Производство оборудования для пищевой промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение |
Сибирский |
Транспортное машиностроение
(авиакосмическая про- |
Дальневосточный |
Транспортное машиностроение (морское судостроение, судоремонт, авиационная промышленность) |
Перспективы и проблемы развития машиностроения
|
Яндекс.ДиректВсе объявленияГлавная Тайна Библии Уникальное открытие психологов: Технология Исполнения Желанийsuccess-psychology.ru Хостинг от 34 руб. в месяц Бесплатный месяц хостинга в подарок! Безлимитный трафик, поддержка 24/7.ipipe.ru
Одной из главных задач
машиностроения является коренная реконструкция
и опережающий рост таких отраслей,
как станкостроение, приборостроение,
электротехническая и электронная
промышленность, производство вычислительной
техники, что позволит России набрать
темпы для приближения к
Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.
1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:
2. Необходимость структурной перестройки:
3. Проблемы повышения качества производимых машин:
Среди основных направлений развития машиностроительного комплекса в условиях перехода к рыночными отношениям можно выделить:
Факторы развития машиностроения
Яндекс.ДиректВсе объявленияУчебники и тетради по географии В интернет магазин учебников.Доставка РФ.Спец.цены для учителей, школ! Опт!umnikk.ru 18+Английский для туризма. пк+мр3 Мультимедиа. Лингвистический тренажер для активного запоминания слов и фразнезубрилкин.рф
Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Одно из них можно изобразить соотношением: «1:2:4». Оно означает, что если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) — в 4 раза быстрее. В России это соотношение было примерно таково — «1:0,98:1».
Машиностроительная
На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 — мышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.
Ассортимент выпускаемой
продукции российского
В России машиностроение принадлежит
к числу наиболее распространенных
в территориальном отношении
отраслей промышленности. Однако в
одних районах оно имеет
По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.
Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.
При территориальной разобщенности
сырьевых баз и основных потребителей
машин и оборудования районы потребления
имеют преимущества. Дело в том, что
в машиностроении расход сырья на
1 т готовой продукции составляет
в среднем 1,3- 1,5 т, между тем как
затраты на транспортировку любой
машины намного выше, чем затраты
на транспортировку металла, который
был использован для ее производства.
Поэтому даже металлоемкие производства,
дающие малотранспортабельную
Анализ проведенных научных исследований по проблемам размещения отдельных отраслей машиностроения показан, что в решении вопросов их территориальной организации еще нет единства ни в постановке проблемы, ни в методах расчета и оценки эффективности, что усложняет поиск рационального варианта размещения машиностроения в целом.
Экономическая наука располагает
многими приемами расчета сравнительной
эффективности вариантов
Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперированию производства.
Специализация дает большие возможности для использования высокоэффективного производственного оборудования, а также средств автоматизации производственных процессов. Специализация может быть следующих типов:
Специализация тесно связана с кооперирование
Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые влияют на его географию.
Наукоемкость. Производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал — ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.