Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 18:15, реферат
Сельское хозяйство не только древнейшая, но и наиболее распространенная отрасль материального производства. Действительно, в мире нет ни одной страны, жители которой не занимались бы сельским хозяйством и смежными отраслями - растениеводством, охотой, рыболовством. Во всем мире в них занято около 1,1 млрд. человек.
Понятие мирового хозяйства.
Первичный сектор мирового хозяйства.
Сельское хозяйство.
Лесное хозяйство.
Рыболовство.
Вторичный сектор мирового хозяйства.
Промышленность.
Третичный сектор мирового хозяйства.
Транспорт.
Сухопутный транспорт: три основных вида.
Водный транспорт: особая роль морского транспорта.
Воздушный транспорт.
Торговля.
Список использованной литературы.
По данным “World Almanac”.
Наконец, третью группу образуют новейшие отрасли, большей частью относящиеся к наукоемким отраслям или, как их часто называют, отраслям “высокой технологии”. Это микроэлектроника, Вычислительная техника, роботостроение, индустрия информатики, атомное и аэрокосмическое производства, химия органического синтеза, микробиологическая проиышленность - подлинные “катализаторы” НТР. Как правило, в наши дни они растут наиболее быстрыми и устойчивыми темпами. В США, ФРГ, Великобритании, Франции, Италии на эти отрасли приходится 35 - 40% всей валовой продукции обрабатывающей промышленности. Воздействие их на географию мировой промышленности все время возрастает, хотя пока ограничивается в основном экономически развитыми и “новыми индустриальными” странами.
Транспорт является основой географического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение производительных сил. Транспорт и сам активно воздействует на это размещение, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран. Без него было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг, да и общение людей.
Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную сеть.Масштабы ее очень велики.
Мировая транспортная сеть.
Виды путей сообщения |
Длина, тысяч километров | |||
1950 год |
1970 год |
1980 год |
1990 год | |
Железные дороги |
1320 |
1340 |
1248 |
1210 |
в т.ч. электрофицированные |
60 |
125 |
164 |
193 |
Автодороги |
15540 |
19700 |
22300 |
23600 |
в т.ч. с твердым покрытием |
7645 |
12150 |
16000 |
20000 |
Судоходные реки и каналы |
560 |
525 |
540 |
544 |
Нефте- и продуктопроводы |
175 |
395 |
520 |
600 |
Магистральные газопроводы |
186 |
545 |
760 |
900 |
Воздушные пути |
3300 |
5510 |
6900 |
7900 |
По расчетам С. Б. Шлихтера (1995 год).
Все виды транспорта группируются не только по значению и уровню развития, но и по географическим сферам их применения. В этом случае выделяют сухопутный (наземный), водный и воздушный транспорт.
Структура перевозок мировой транспортной системы.
Вид транспорта |
Грузооборот, % |
Пассажирооборот, % | ||
1950 год |
1990 год |
1950 год |
1990 год | |
Железнодорожный |
30,8 |
16,0 |
25,6 |
11,2 |
Автомобильный |
7,5 |
8,3 |
74,1 |
79,9 |
в т.ч. легковой |
- |
- |
56,8 |
60,1 |
Внутренний водный |
5,6 |
2,7 |
0,6 |
0,4 |
Морской |
51,9 |
62,1 |
0,8 |
0,3 |
Нефтяной трубопроводный |
3,1 |
7,2 |
- |
- |
Газопроводный |
1,1 |
3,6 |
- |
- |
Воздушный |
0,1 |
0,1 |
1,2 |
8,2 |
Всего |
6,88 трлн тъкм |
45,7 трлн тъкм |
2,5 трлн пассъкм |
16,1 трлн пассъкм |
По расчетам С. Б. Шлихтера (1995 год).
Автомобильный транспорт по праву можно назвать транспортом XX века. Он зародился в начале века, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из неотъемлимых элементов цивилизации. Протяженность автомобильных дорог все время растет, и уже достигла 24 млн. км; примерно половина ее приходиться на пять стран - США, Индию, Россию, Японию и Китай. Самого высокого уровня автоматизации достигли США, где на 1000 жителей в среднем приходится 600 автомобилей. Во многих странах Западной Европы он тоже очень высок (300 - 400 и более).
Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках, остается важным видом сухопутного транспорта. Мировая железнодорожная сеть в основном сложилась еще в начале XX века.
Общая протяженность ее уже в течение длительного времени довольно стабильна (1,2 - 1,3 млн. км), но размещение отличается очень большой неравномерностью. Хотя железные дороги имеются в 140 странах, более 1/2 их общей длины приходится на “первую десятку” стран: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, ФРГ и Бразилию. По густоте сети выделяются страны Европы. Наряду с этим имеются огромные пространства, где железнодорожная сеть очень редка или вообще отсутствует.
Трубопроводный транспорт получил развитие прежде всего благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Самые длинные трубопроводы, достигающие иногда 4 - 5 тысяч км, построены в странах СНГ, Канаде, США, странах Ближнего Востока.
Морской транспорт - очень важная составная часть мировой транспортной системы. Благодаря развитию морского транспорта Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает 4/5 всей международной торговли.
Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы - наливные (нефть, нефтепродукты), навалочные и насыпные (уголь, руда, зерно, фосфориты и др.), причем обычно на расстояние 8 - 10 тысяч км. Но “контейнерная революция” на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок и так называемых генеральных грузов - готовых изделий и полуфабрикатов.
Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж (вместимость) которого превышает 420 млн. тонн. До середины 70-х годов почти половину этого тоннажа составляли танкеры.
Теперь доля их заметно уменьшилась, многие супертанкеры стоят на приколе или даже сданы на слом. Морские суда плавают под флагами почти 160 стран, но главную роль и здесь играют страны “первой десятки”, которую возглавляют Либерия, Панама и Япония.
Наличие большого морского флота у некоторых развивающихся стран, особенно у Либерии и Панамы, объясняется тем, что на самом деле под флагами этих стран ходят суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Великобритании, Италии, Швеции. Такое “бегство” флота объясняется стремлением судовладельцев традиционных морских держав сэкономить на налогах, на заработной плате моряков. Следовательно, фактически флот, плавающий под “удобными” (“дешевыми”, “подставными”) флагами, принадлежит не развивающимся, а развитым странам Запада.
Общее число морских портов на всех морях и океанах превышает 2,7 тысячи. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн. тонн грузов, всего немногим более 30. В том числе 11 из них имеют грузооборот свыше 100 млн. тонн. Для развитых стран наиболее характерны универсальные порты, способные принимать и отправлять самые разнообразные грузы. В развивающихся странах, Канаде, Австралии, ЮАР крупные порты обычно узко специализированы на экспорте нефти, руды, угля.
Крупнейшие универсальные морские порты мира
в начале 1990-х годов.
Порт |
Страна |
Грузооборот, млн. т |
Роттердам |
Нидерланды |
290 |
Сингапур |
Сингапур |
190 |
Новый Орлеан |
США |
175 |
Кобе |
Япония |
170 |
Нью-Йорк |
США |
155 |
Тиба |
Япония |
135 |
нагоя |
Япония |
130 |
Хьюстон |
США |
125 |
Иокогама |
Япония |
125 |
Шанхай |
Китай |
115 |
Внутренний водный транспорт - старейший вид транспорта. Но и в наши дни и по грузообороту (не считая воздушного), и по пассажирообороту, и по длине сети он занимает последнее место в мировой транспортной системе.
Развитие и размещение внутреннего водного транспорта в первую очередь связано с природными предпосылками - наличием рек и озер, пригодных для судоходства. Амазонка, Парана, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго имеют значительно большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Вот почему по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Бельгия, а также Китай. На все же гигантские речные системы Азии, Африки и Латинской Америки приходится лишь 5% этого грузооборота.
Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные реки и каналы). Самые значительные из них находятся в США, Китае, России и зарубежной Европе.
Главный
район озерного судоходства в
мире - Великие озера в США и
Канаде, которые соединины с
Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный вид транспорта. Действительно, если в 1948 году воздушным транспортом во всем мире было перевезено около 20 млн. пассажиров, то в 1990 году - более 1,2 млрд.! Это значит, что авиатранспортом пользуется почти каждый четвертый житель Земли. Сеть регулярных авиалиний теперь опоясывает весь земной шар, протягиваясь на миллионы километров. Ее опорные точки - 5 тысяч аэропортов, крупнейшие из которых ежегодно пропускают десятки миллионов пассажиров. В межконтинентальных пассажирских сообщениях воздушный транспорт вышел на первое место, почти полностью вытеснив морской. На авиалиниях, пересекающих Атлантику, в воздухе одновременно находятся не менее ста авиалайнеров.
Самые главные воздушные державы мира - США, Россия, Япония, Великобритания, Франция, Канада, ФРГ.
Пассажирооборот крупнейших аэропортов мира.
Аэропорт |
Город |
Страна |
Количество пассажиров в 1994 г., млн. чел. |
О’Хара |
Чикаго |
США |
66,4 |
Хартсфилд |
Атланта |
США |
54,1 |
Даллас |
Даллас |
США |
52,6 |
Хитроу |
Лондон |
Великобритания |
51,7 |
Лос-Анжелес |
Лос-Анжелес |
США |
51,0 |
Ханеда |
Токио |
Япония |
42,2 |
Рейн-Майн |
Франкфурт-на-Майне |
Германия |
35,1 |
Сан-Франциско |
Сан-Франциско |
США |
34,5 |
Стейплетон |
Денвер |
США |
33,1 |
Майами |
Майами |
США |
30,2 |
Шарль де Голль |
Париж |
Франция |
29,6 |
Дж. Ф. Кеннеди |
Нью-Йорк |
США |
28,8 |
Кимпо |
Сеул |
Респ. Корея |
27,3 |
Мак-Керан |
Лас-Вегас |
США |
26,8 |
Детройт |
Детройт |
США |
26,8 |
Орли |
Париж |
Франция |
26,6 |
Гонконг |
Гонконг |
Сянган (Гонконг) |
25,9 |
Скай-Харбор |
Феникс |
США |
25,6 |
Логан |
Бостон |
США |
25,4 |