Приёмы развивающего обучения на уроках географии. Развитие внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 15:26, реферат

Описание работы

В основе любой методической системы лежат педагогические приёмы – наиболее простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся.
Любой приём хорош только тогда, когда применяется в нужном месте в нужное время. Дело в том, что педагогические приёмы зависят не от применяемых средств обучения, а от конкретной педагогической ситуации.
Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.

Файлы: 1 файл

priyomy_razvivayushchego_obucheniya_na_urokah_geografii.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Приёмы  развивающего обучения на уроках географии. Развитие внимания.

В основе любой методической системы лежат педагогические приёмы – наиболее простые по своей структуре способы воздействия учителя на учащихся.

Любой приём хорош только тогда, когда применяется в нужном месте  в нужное время. Дело в том, что педагогические приёмы зависят не от применяемых средств обучения, а от конкретной педагогической ситуации.

Развивающее обучение разрабатывалось с конца 50-х годов в рамках школ Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина.

В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин выделили следующие дидактические  принципы в своей концепции развивающего обучения:

1. В обучении  главную роль играет система  научных понятий, на основе  которых ученик овладевает универсальным  принципом решения задач определенного типа.

2. Учебная деятельность  направлена на абстрактно-теоретические  формы мышления ученика. Знания  усваиваются посредством движения  от общего к частному и выяснением  условий происхождения содержания  понятий. 

3. Овладение теоретическими  знаниями развивает у учащихся теоретическое мышление, а также формирует творческий подход к осуществлению практической деятельности.

4. Усвоение знания происходит  методом восхождения мысли от  абстрактного к конкретному. Это  происходит таким образом. Ученик  анализирует учебный материал с помощью учителя. Затем выделяет в нем общее и фиксирует общее в знаковой форме, т.е. строит его содержательную конструкцию. Продолжая анализ материала, он раскрывает закономерные связи между общим и его различными проявлениями, т.е. получает частное. 5. Учащиеся не создают образовательных продуктов, а присваивают их в процессе учебной деятельности.

Таким образом, в развивающем обучении акцент переносится  с изучения учебного материала на учебную деятельность ученика по развитию теоретического мышления и на всестороннее развитие личности учащегося. При этом знания все равно передаются ученикам, но с применением дедуктивного подхода.

Таким образом, можно вывести  формулу развивающего обучения: развитие мышления + развитие памяти + развитие внимания + мотивация = интеллектуальная личность, или применительно к географии – географически образованная личность.

Хочу подробнее остановиться на некоторых приёмах развития внимания.

Вниманием называется направленность сознания личности на какой-либо объект и сосредоточенность на нём психической деятельности.

Развитие внимания тесно  связано с наблюдательностью. Умение наблюдать даёт возможность хорошо ориентироваться в учебном материале, но и в окружающей человека природе, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности.

Одним из интересных приёмов развития внимания является «Географический лабиринт». Данный приём представляет собой особый вид текста, рассчитанный на последовательное и внимательное прохождение набора истинных и ложных утверждений. От каждого утверждения отходят стрелки с надписью «ДА» и «НЕТ». Если утверждение истинно, то следует идти по стрелке «ДА», а если ложно – по стрелке «НЕТ». 
Приведу в качестве примера задание по теме «Праздники в Германии», которое я использовала при проведении внеклассного мероприятия в 11 классе «Народные традиции стран Европы».

Традиции в  Германии можно определить, как то, что делает немцев немцами. Традиции в Германии требуют, чтобы называющий себя немцем был пунктуален, педантичен, дотошен. Народные традиции в Германии во многом построены внешнем антураже: на костюме, не менявшемся века, на кухне с аналогичной историей, на местной архитектуре, со своей непременной историей местечка или города или его жителей, их музыке и песнях.

Существует  стереотипное мнение, что Германия - это страна порядка и педантизма. Это так и не так. Немцы могут  и опоздать, что делает их милее  и сближает с нами. И праздники  в Германии тоже любят, как и у  нас.

Давайте проверим, насколько вы внимательно изучили народные праздники Германии и попробуем пройти географический лабиринт.

 

 

 

 

 

 

 

Географический  лабиринт по теме «Праздники в Германии»

 

ДА 


 да да


 

 

 нет нет нет


 

 да да


 

  


         да нет нет


 

 да да


 


 нет нет


       нет


 

 да да


 

 

 

Ответ: 1-2-5-6-9-8-7-10-11-12


Информация о работе Приёмы развивающего обучения на уроках географии. Развитие внимания