Природно-ресурсный потенциал Центрального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:19, реферат

Описание работы

Центральный экономический район России включает город Москву и 12 областей: Брянскую, Владимирскую, Ивановскую, Тверскую, Калужскую, Костромскую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тульскую и Ярославскую. Район занимает территорию 485,1 тыс. км2 (2,8% площади России), но при этом концентрирует 20,4% населения России, 23% городов, 18% поселков городского типа и существенную долю промышленного производства. Главные причины выдающегося экономического значения Центра заключаются в особенностях его исторического развития. Современный Центр вырос из древнейшего ядра Русского государства, сложившегося вокруг Москвы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1.Природно-ресурсный потенциал ЦЭР.
Экономико-географическая оценка. …………………………………..5
1.1.Рельеф………………………………………………………………..5
1.2.Минеральные ресурсы ……………………………………………..6
1.3.Климат……………………………………………………………….7
1.4.Водные ресурсы…………………………………………………….8
1.5.Почвенные ресурсы………………………………………………...9
1.6.Лесные ресурсы…………………………………………………….10
1.7. Рекреационные ресурсы…………………………………………..11
2. Население и трудовые ресурсы…………………………………….12
3.Промышленный потенциал ЦЭР……………………………………15
3.1.Машиностроение и металлообработка…………………………...16
3.2.Химическая и нефтехимическая промышленность……………...18
3.3.Легкая промышленность…………………………………………..19
3.4.Топливно-энергетический комплекс……………………………...20
Заключение……………………………………………………………..21
Список литературы…………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Природно-ресурсный потенциал.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 

3.Промышленный  потенциал ЦЭР

На территории ЦЭР  сформировался сложный промышленный комплекс преимущественно обрабатывающих отраслей и  производств, обладающий достаточно высоким уровнем взаимосвязанности.

Ведущие отрасли района: машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая, легкая промышленность. Большое развитие в районе получили пищевая промышленность, угледобыча, электроэнергетика, металлургия, деревообработка, промышленность строительных материалов, стекольная и фаянсовая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.Машиностроение и металлообработка. Машиностроительный комплекс ЦЭР по численности занятых и товарной продукции не имеет равных в стране. Среди отраслей машиностроения ведущее место принадлежит тем из них, которые в наибольшей степени зависят от наличия квалифицированных кадров и используют мощный научно-технический потенциал района.      

Станкостроительная и  инструментальная промышленность ЦЭР  производит 1/5 металлорежущих станков  и около 1/3 металлообрабатывающего инструмента в СНГ. Предприятия  сосредоточены в Москве и Московской области, а также в Рязанской (Рязань, Сасово), Ивановской (Иваново) и Калужской (Сухиничи) областях. Предприятия электротехнической промышленности сосредоточены в столице и в области (Подольск, Серпухов), а также в Ярославле, Рыбинске, Владимире, Кольчугине. Приборостроение наиболее развито в Москве и в области, а также в Орловской, Ярославской и Смоленской областях.

Ведущим производственным объединением в автомобильной промышленности ЦЭР является Московский автозавод им. И. А. Лихачева. Предприятие специализируется на выпуске грузовых автомобилей среднего тоннажа и малосерийных легковых автомобилей высшего класса. Филиалы ЗИЛа расположены в Москве, Рязани, Смоленске, Ярославле, Ярцеве, Мценске и др. городах. На базе автомашин ЗИЛ в Московской области создано производство самосвалов (Мытищи), автобусов (Ликино-Дулево). Московский завод им. Ленинского комсомола — головное предприятие ПО “Москвич”, имеющее филиалы в Ивановской и Тверской областях.

ЦЭР — родина отечественного железнодорожного машиностроения. Производство тепловозов сосредоточено в Коломне, Брянске, Калуге, Людинове, Муроме; вагонов — в Брянске, Твери, Мытищах.

Высокой степенью концентрации отличается авиационная промышленность района. Ее предприятия расположены в Москве, Смоленске, Рыбинске (производство двигателей).

В Волго-Окском междуречье — Ярославль, Рыбинск, Кострома, Москва, Гороховец — локализуется судостроение.

Принципиальное значение имеют расширение и реконструкция  многочисленных в ЦЭР предприятий тракторного (Владимир) и сельскохозяйственного (Люберцы, Рязань, Тула, Бежецк) машиностроения. ЦЭР не имеет равных по производству оборудования для текстильной промышленности (Иваново, Шуя, Коломна, Климовск, Орехово-Зуево, Кострома), швейной (Подольск, Тула, Ржев), химической (Ярославль, Мытищи, Кострома), угольной (Тула, Узловая, Скопин, Ясногорск), энергетической (Подольск, Семибратово), промышленности строительных материалов, деревообрабатывающей, полиграфической (Рыбинск) и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Химическая и нефтехимическая промышленность.   В этих отраслях промышленности район имеет значительные основные фонды, крупную научную базу и емкого потребителя. Однако развитие отрасли сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии, сложной экологической ситуацией высокоурбанизированного района.

ЦЭР занимает ведущее место по производству азотных и фосфорных удобрений. Крупнейшими поставщиками сложных удобрений (включая азотные) являются Новомосковское и Щекинское ПО “Азот” (Тульская обл.), Дорогобужский завод (Смоленская обл.). Фосфорные удобрения производит ПО “Минудобрения” в Воскресенске, использующее привозные апатитовые концентраты. На базе местных фосфоритов в Московской и Брянской областях производится фосфоритная мука. Производство синтетических смол и пластмасс сосредоточено в Московской и Тульской областях, изделий из пластмассы — в Москве, Московской (Орехово-Зуево, Жилево, Любучаны) и Смоленской (Сафоново) областях. Район занимает одно из ведущих мест в стране по выпуску химических волокон (Клин, Серпухов Московской области; Рязань, Тверь, Щекино и Шуя). Синтетический каучук производится в Ярославле и Ефремове на привозном нефтегазовом сырье. Ярославский и Московский шинные заводы выпускают примерно 1/4 часть производства шин, в этих же центрах сконцентрировано производство резинотехнических изделий, в Москве — резиновой обуви. Синтетические красители выпускаются в Ивановской области, лаки и краски — в Ярославской и Московской областях; здесь же локализуются новые производства — химических реактивов и фотохимическое.

По развитию химической и нефтехимической промышленности в ЦЭР выделяются Москва, Московская, Тульская и Ярославская области.

 

 

 

3.3.Легкая промышленность.   Легкая промышленность района отличается высокой степенью концентрации, прежде всего текстильной промышленности. На долю легкой промышленности района приходится 1/3 часть производства отрасли, что объясняется наличием мощной производственной базы, крупных НИИ, квалифицированных кадров, широким потребительским спросом. Предприятия района производят почти 80% хлопчатобумажных тканей России, при этом на предприятиях Ивановской, Московской, Владимирской областей — 4/5 всего объема производства х/б тканей в районе. Крупнейший текстильный центр страны — Иваново.

Предприятия шелковой промышленности, дающие 45% шелковых тканей,  находятся в основном в столице и области, а также в Ивановской, Владимирской и Рязанской областях. Предприятия льняной промышленности, выпускающие также 80% всего объема льняных тканей РФ, расположены в местах произрастания сырья — льна-долгунца (Владимирская, Костромская, Ивановская и Ярославская области). Основной центр льняной промышленности — Кострома, но в последнее время появились предприятия и в Смоленской области. В районе производится 60% всего объема выпуска шерстяных тканей, но при этом на столичную область приходится 2/3 тканей района. Среди других областей выделяются Брянская, Ивановская и Тверская. Для текстильной промышленности района особенно характерны широкие межрайонные связи — вывозится 3/4 всей текстильной продукции, в том числе более 4/5 хлопчатобумажной.

 

 

 

 

 

3.4.Топливно-энергетический комплекс.   ТЭК ЦЭР лишь частично удовлетворяет потребности района. Добыча угля в Подмосковном бассейне снижается.

По добыче торфа ЦЭР  занимает ведущее место в России. Здесь работают крупнейшие торфопредприятия мощностью 1-2 млн. т торфа в год. Большая часть продукции приходится на Московскую, Ярославскую и Тверскую области. Но в топливном балансе района доля местных видов топлива снизилась до 10-15%. Большая часть торфа используется не в энергетических целях, а для нужд сельского хозяйства.

В настоящее время  ЦЭР — один из ведущих в стране по выработке электрической и тепловой энергии.

Основу топливно-энергетического  комплекса составляют крупные ГРЭС и ТЭЦ мощностью более 1 млн. кВт  каждая — Конаковская, Костромская, Каширская, Рязанская ГРЭС, Московские ТЭЦ и др. Вслед за первой в стране атомной электростанцией — Обнинской — построены крупные АЭС: Смоленская, Тверская. Потребности ЦЭР в нефтепродуктах в значительной мере обеспечиваются Рязанским, Ярославским и Московским нефтеперерабатывающими заводами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Развитие производительных сил ЦЭР на перспективу определяется его экономическими и природными особенностями:

*     общий высокий уровень развития и диверсификации экономики, особенно промышленности;

*     ведущее положение района в развитии научно-технического прогресса;

*     обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами;

*     центральное положение среди других развитых районов и высокий уровень развития транспортно-экономических связей;

*     влияние Москвы — крупнейшего индустриально-транспортного узла, научного и культурного центра страны — на развитие ЦЭР очень велико.

В перспективе район  сохранит ориентацию на развитие преимущественно  обрабатывающих отраслей промышленности с пониженной материало- и энергоемкостью, но требующих высококвалифицированного труда.

Ухудшение экологических  условий окружающей среды требует  изменения подхода к развитию промышленного потенциала, размещения промышленных новостроек в малых  городах и ПГТ на территории менее развитых в индустриальном отношении областей — Брянской, Тверской, Калужской, Костромской, Орловской, Рязанской, Смоленской. Существует необходимость в ограничении роста промышленности и населения крупных городов, Московской и Тульско-Новомосковской городских агломераций, а также в устранении диспропорций в структуре трудоиспользования в Ивановской области и ряде городских поселений других областей.

В перспективе машиностроение и металлообработка ЦЭР будут  определять научно-технический прогресс промышленности района. Преимущественными направлениями развития машиностроения в районе по-прежнему будут отрасли точного и сложного машиностроения, ориентирующиеся на использование наиболее  квалифицированного труда. Главное внимание будет уделено реконструкции и техническому перевооружению действующих машиностроительных предприятий. В сложившихся и формирующихся машиностроительных территориальных группировках и узлах дальнейшее развитие получит внутри- и межотраслевая кооперация. В связи с созданием высокоспециализированных предприятий целесообразна деконцентрация крупных заводов, особенно Москвы и других областных центров, путем организации их филиалов и смежников на периферийных территориях ЦЭР, в том числе в малых и средних городах.

Перспективное размещение заводов автомобильной промышленности ЦЭР складывается под воздействием ряда факторов, которые свойственны и другим отраслям машиностроения. Это, во-первых, разукрупнение прежних универсальных заводов и выделение из их числа специализированных “дочерних” предприятий. Во-вторых, создание производственных объединений во главе с основным предприятием.

Перспективное развитие отдельных отраслей химической промышленности района, особенно химии органического  синтеза, будет ограничиваться в  связи с недостаточными сырьевыми, топливными и водными ресурсами, а также с учетом охраны окружающей среды.

Перспективы топливоснабжения района связаны с ориентацией  на поступление различных видов высокоэффективного топлива извне. Поступление нефти, природного газа и энергетических углей планируется осуществлять в основном из восточных районов страны, недостающего мазута — с поволжских нефтеперерабатывающих заводов.

Возрастающее электропотребление района в перспективе будет удовлетворяться также за счет передачи энергии электронным транспортом не только из соседних энергосистем, но и из восточных районов.

 

 

Список литературы

1. Соловьев Н.А. «Проблемы  развития и размещения производительных  сил Центрального района».

2. Алаев Э.Б. «Развитие  и размещение производительных сил СССР: Центральный экономический район».

3. Кушаков «Бизнес-карта  России. Социально-экономический потенциал».

4. Рязанцев С.Н.«Центральный  район. Экономико-географическая  характеристика».

5. “Российская Федерация  и регионы Центрального экономического района в 1991 году”. 

 


Информация о работе Природно-ресурсный потенциал Центрального района