Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:17, реферат
В состав Приволжского федерального округа входят следующие субъекты Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, У ульяновская область.
Административным центром округа является г. Нижний Новгород .
Территория округа составляет 1037 тыс.кв.км, численность населения 30241 тыс.чел.
Введение 3
1.Природно-ресурсный потенциал 4
2.Население и трудовые ресурсы 8
3.Структура и размещение ведущих отраслей экономики 9
4.Транспортная система 19
Заключение 29
Список использованной литературы...................................................................31
Транспортный баланс и транспортно-экономические связи. Приволжский федеральный округ имеет широкие связи со всеми федеральными кругами. В округ по железным дорогам ввозятся 76,5 млн т грузов, что составляет 25,9% от общего объема перевозок от всех видов сообщений, и 140,0 млн т(47,4%) общего объема перевозок ввозится в другие федеральные округа. Из такого сообщения объема ввоза, вывоза и внутреннего грузообмена следует, что Приволжских федеральный округ имеет положительный транспортный баланс. Наиболее тесные связи округ имеет с Уральским федеральным округом, из которого поступают 42,9% или 32,8 млн т всех завозимых грузов.
Приволжский федеральный
округ отправляет в другие федеральные
округа 140 млн т грузов, главным
образом продукции отраслей специализации.
В небольших объемах
Третьим по значимости партнёром округа по поставкам грузов железнодорожным транспортом является Южный федеральный округ. Это является следствием экспортной ориентации транспорта этого округа, так и достаточно тесными хозяйственными связями Поволжья с предприятиями Юга и прежде всего с такими субъектами Российской Федерации как Волгоградская и Астраханская области.
С Сибирским федеральным округом экономические связи сравнительно невелики и составляют 6,7 млн т или 4,8% от общего вывоза грузов из Приволжья.
По железным дорогам Приволжского федерального округа осуществляется также транзитные перевозки в широтном и меридиальном направлениях-Запад-Восток и Север-Юг.
Внешнеторговые перевозки. Железные дороги Приволжского федерального округа имеют выход на сеть железных дорог Казахстана, а по них выходят на страны Центральной Азии, Китай, И ран. На границе Приволжского федерального округа с Казахстаном действуют три передаточных железнодорожных пункта – Озинки, Илецк, Никель-Тау.
Основные экспортные грузы – нефтегрузы, их доля в общем объёме экспорта через передаточные пункты Приволжья достигает – 35,2% (2,9 млн т.) Велика доля и прочих грузов – треть экспорта(2,8 млн т ). Из других грузов следует отметить лесоматериалы – 10,7% (0,9млн т) ,строительные материалы и металлы – по 8,3%(по 0,7 млн т),хлебные грузы – 2,4% (0,2 млн т).
В Приволжье с железных дорог Казахстана было принято 6,1 млн т грузов, из которых почти треть составили нефтегрузы (2.0 млн т) и 31,1% (1,9 млн т).
Сеть железных дорог и её использование
В состав сети железных Приволжского
федерального округа входят магистрали,
обеспечивающие широтные и меридиональные
транспортно – экономические
связи. При этом это не только связи,
вытекающие из потребностей населения
и экономики округа. По ним осуществляется
также большой объём
Высоко загруженным является железнодорожный ход Кропачёво – Аша (граница Приволжского и Уральского округов) – Уфа – Чишмы – Абдулово – Кинель – Самара – Сызрань – Пенза – Ртищево – Балашов – Поворино. Здесь эксплуатационная загрузка по участкам (за 2008 г) колеблется в более широком диапазоне – от 50,3 млн т км/км до 124,4 млн ткм/км.
Увеличение объёмов перевозок
на сети железных дорог будет происходить
не только в связи с ростом внешнеэкономических
и транзитных связей. Большое воздействие
окажет также дальнейшее развитие основных
грузообразующих отраслей экономики
округа и прежде всего его нефтехимического
комплекс. Намечено создание нового нефтехимического
кластера в Нижнекамске (Республике
Татарстан),свободный
Предполагается осуществить
строительство новых
В результате формирования
сети автомобильных дорог и развития
автодорожной сети регионального и
местного значения обеспечено устойчивое
и доступное пассажирское сообщение
между всеми населенными
На дорогах возможно использование интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающие эффективное управление транспортными потоками, оперативное информирование водителей, безопасность движения, управление ликвидацией последствий дорожно-транспортных происшествий и реализация других современных функций.
Железнодорожный транспорт
надежно и устойчиво
Важную роль играет автомобильный транспорт, который обеспечивает внутригородские, пригородные, внутрирайонный перевозки. Республиканское значение имеют автомагистрали Москва – Орел – Курск – Белгород – Харьков, Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону, Москва – Тамбов – Волгоград, Воронеж – Курск, Белгород – Ахтырка.
По территории района проходят ряд газопроводов: Ставрополь – Москва, Саратов – Москва, Средняя Азия – Центр. Территорию района пересекают нефтепровод «Дружба» и аммиакопровод Тольятти – Одесса.
Речной транспорт в районе значительной роли не играет. Небольшое количество грузов перевозится лишь на небольших судоходных участках Дона и Цны. Большая роль этому виду транспорта может быть отведена в рекреационных и туристических целях.
Воздушный транспорт осуществляет грузовые и пассажирские перевозки. Однако роль его в грузовых перевозках невелика. Велика роль воздушного транспорта в межрайонных перевозках и в перевозках пассажиров в дальнее зарубежье.
Таким образом, экономический потенциал района обусловлен природно-ресурсным, трудовым, научно-техническим, производственным потенциалом.
Список использованной литературы