Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:14, курсовая работа
Демографический кризис в Российской Федерации, начавшийся с распада СССР и продолжающийся до настоящего времени - упадок в численности коренного населения России.
По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 мая 2010 года составила 141,9 миллиона человек и с начала года уменьшилась на 41,7 тыс. человек, или на 0,03 % (на соответствующую дату предыдущего года наблюдалось сокращение численности населения на 50,4 тыс. человек, или на 0,04 %). Естественная убыль населения в январе-апреле 2010 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. на 24,2 тыс. человек. Миграционный прирост на 61,2 % компенсировал численные потери населения.
Вместе с тем, нельзя отрицать, что, будучи направленной, на поддержку семьи, улучшение условий ее жизнедеятельности и т. д., семейная политика может параллельно способствовать достижению целей демографической политики.
В этой связи ряд авторов (В. А. Борисов, В. М. Медков, М. А. Клупт) считают целесообразным использование термина «семейно-демографическая политика».
Так, М. А. Клупт полагает, что в российских условиях демографическая политика в области рождаемости в значительной своей части должна совпадать с политикой семейной, так как необходимым условием повышения рождаемости является улучшение условий жизни семей с детьми.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИИ 4
1.1. ПРОБЛЕМА СОКРАЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 4
1.2. УХУДШЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ДИАГНОЗ ГОСУДАРСТВА 9
2. ДИНАМИКА И ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ 11
2.1. ДИНАМИКА РОЖДАЕМОСТИ 14
2.2. ДИНАМИКА СМЕРТНОСТИ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ 16
2.3. МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ 17
2.4. СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Учитывая эту определяющую роль рождаемости, более подробно остановимся на сценариях её изменения, принятых в WPP-2004.
По среднему варианту специалистами ООН прогнозируется повышение к 2050 г. суммарного коэффициента рождаемости (СКР) в России до величины 1,85 рождений на 1 женщину репродуктивного возраста. Верхний и нижний варианты отличаются от среднего ровно на 0,5 в большую и меньшую стороны. В итоге получается следующая картина (таблица 2).
Таблица 2 – Динамика суммарного коэффициента рождаемости в России, WPP-2004, 2005–2050 гг., все варианты .
Период | Варианты прогноза | |||
Средний | Верхний | Нижний | Постоянной | |
2005–2010 | 1,40 | 1,65 | 1,15 | 1,33 |
2010–2015 | 1,44 | 1,84 | 1,04 | 1,33 |
2015–2020 | 1,51 | 2,01 | 1,01 | 1,33 |
2020–2025 | 1,58 | 2,08 | 1,08 | 1,33 |
2025–2030 | 1,65 | 2,15 | 1,15 | 1,33 |
2030–2035 | 1,72 | 2,22 | 1,22 | 1,33 |
2035–2040 | 1,79 | 2,29 | 1,29 | 1,33 |
2040–2045 | 1,85 | 2,35 | 1,35 | 1,33 |
2045–2050 | 1,85 | 2,35 | 1,35 | 1,33 |
Рост рождаемости, прогнозируемый, во всех трех вариантах вызывает большие сомнения. Понятно, что прогнозы ООН зеркально отражают те тенденции изменения чисел родившихся, которые имели место в период подготовки очередного пересмотра. Так, прогнозы пересмотров 2000 и 2002 гг. исходили из значения СКР в 1,14 для периода и 2000–2005 гг. для 2050 г. давали увеличение СКР до 1,75, учитывая некоторый рост чисел родившихся после 2000 года.
Пересмотр 2004 г. СКР 1,33 для периода 2000–2005 гг., когда числа родившихся, общие и суммарные коэффициенты рождаемости чуть подросли, и прогнозирует на 2050 г. значение СКР 1,85. Однако подобная ориентация на конъюнктурные колебания рождаемости гарантирует, что прогноз для стран с крайне низкими значениями СКР будет заведомо неверным.
Всё дело в неадекватности самой методологии прогнозирования рождаемости, в ошибочности исходных методологических предпосылок.
Во-первых, это — молчаливое следование концепции «прямой» связи между уровнем благосостояния и уровнем рождаемости. В большинстве прогнозов предполагается, что повышение уровня благосостояния в странах с низкой и сверхнизкой рождаемостью непременно приведет к её росту. При этом никого ничуть не смущает тот факт, что минимальные показатели рождаемости в настоящее время имеют место там, где достигнуты максимальные на сегодня уровни благосостояния.
Во-вторых, специалисты ООН совершенно не учитывают данных социолого-демографических исследований о постоянном снижении репродуктивных установок среди новых поколений, не учитывают инерционное действие сложившихся социальных норм малодетности.
Нет никаких оснований надеяться, на то, что рождаемость в России начнет повышаться без специальной демографической политики и достигнет к середине столетия уровня, близкого к уровню простого воспроизводства.
Следует признать, что картина, нарисованная специалистами ООН, далека от реальности и дезориентирует общественное мнение.
2.2. Динамика смертности и продолжительности жизни
Что касается смертности, то здесь в принципе особых возражений прогноз специалистов ООН не вызывает. Можно рассчитывать, что в ближайшие десятилетия, если не произойдет ничего чрезвычайного и если правительство будет проводить более или менее взвешенную и разумную политику в области охраны здоровья населения, смертность будет постепенно снижаться, ожидаемая продолжительность жизни расти, и Россия, хотя и будет, как и сегодня, отставать от развитых и не очень стран мира, всё-таки несколько приблизится к ним.
Но для этого предстоит сделать очень много, особенно в области борьбы с теми причинами смерти, которые уносят слишком много жизней, особенно в трудоспособных возрастах, где в настоящее время ситуация является просто трагической (таблица 3).
Таблица 3 - Динамика средней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного в России, WPP-2004, все варианты (лет)
Период | Оба пола | Мужчины | Женщины |
2005–2010 | 65,0 | 58,7 | 71,8 |
2010–2015 | 65,6 | 59,6 | 71,9 |
2015–2020 | 66,9 | 61,3 | 72,6 |
2020–2025 | 68,2 | 62,9 | 73,4 |
2025–2030 | 69,2 | 64,3 | 73,9 |
2030–2035 | 70,1 | 65,5 | 74,4 |
2035–2040 | 71,0 | 66,7 | 75,0 |
2040–2045 | 71,9 | 67,8 | 75,7 |
2045–2050 | 72,9 | 68,9 | 76,5 |
Средняя ожидаемая продолжительность жизни новорожденного, согласно WPP-2004, вырастет с нынешних 65 лет до 72,9 лет к середине столетия, в т.ч. с 58,7 года до 68,9 для мужчин, и с 71,8 до 76,5 года для женщин. Этот рост мог бы быть ещё более значительным, если бы не прогнозируемые демографические последствия ВИЧ/СПИД, которые, к сожалению, уже начинают проявляться в нашей стране.
Авторы WPP-2004 ожидают, что в период до 2015 г. уровень распространения эпидемии ВИЧ/СПИД в нашей стране повысится с 1,1% до 1,7% от численности населения в возрасте 15–49 лет. В результате, по мнению авторов WPP-2004, за 2015–2020 гг. потери продолжительности жизни составят 3,2 года против нынешних 0,9 года, что следует признать колоссальной величиной. Отсюда видно значение борьбы с этой чумой XXI в. и факторов и причин, её порождающих.
2.3. Младенческая смертность
Общий прогнозируемый рост средней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного будет главным образом определяться успехами в снижении младенческой смертности. В России ожидается довольно значительное снижение коэффициента младенческой смертности (КМС)[1]: к середине столетия он, по мнению специалистов ООН, должен опуститься до 8,6‰.
Возможно, это излишне пессимистический взгляд на тенденции данного показателя, поскольку для текущего периода ООН дает более высокие значения КМС, чем Росстат (16,9‰ против примерно 12‰). Вероятно, специалисты ООН учитывают тот факт, что младенческая смертность в России снижается гораздо более низкими темпами, чем во многих других странах и поэтому по уровню младенческой смертности наша страна опускается всё ниже и ниже, всё дальше и дальше отставая от наиболее передовых в этом отношении стран мира.
Если в конце XX в. мы занимали 70 место в мире по величине КМС, то в настоящее время — уже 75, а к середине текущего столетия прогнозируется, что Россия опустится на 91 место среди 192 стран, данные о которых приводятся в WPP-2004. Минимальное значение КМС прогнозируется к 2050 г. в Исландии (2,2‰), максимальное в Сьерра Леоне (101,7‰) .
Казалось бы, со своими 12‰ мы гораздо ближе к Исландии, чем к Сьерра Леоне, однако в действительности дорога, которую предстоит пройти, чтобы достичь уровня передовых стран, является гораздо более длинной и трудной, чем то расстояние, которое мы уже преодолели на пути снижения младенческой смертности.
Тем не менее, именно со снижением младенческой смертности связываются основные надежды на рост средней ожидаемой продолжительности жизни новорожденного. Ситуация со смертностью в других возрастах, прежде всего в трудоспособных, является более проблемной, и здесь трудно ожидать каких-то радикальных перемен к лучшему, учитывая состояние российского здравоохранения и специфику самосохранительного поведения значительной части взрослого населения нашей страны.
Впрочем, даже если произойдет чудо, и каким-то фантастическим образом смертность в нашей стране резко снизится, а средняя ожидаемая продолжительности жизни новорожденного сравняется с показателями, например, Японии, это ни в коей мере не остановит депопуляции, население России будет продолжать сокращаться.
Только повышение рождаемости как результат просемейной демографической политики может развернуть ситуацию на 180º и позволит нашей стране выбраться из депопуляционной ямы.
2.4. Старение населения
Главным демографическим последствием описанной выше динамики демографических процессов в России будет, помимо сокращения численности населения, его дальнейшее старение. Уже в настоящее время население России является демографически старым[2]: доля лиц в возрасте 60 лет и старше, по данным переписи населения 2002 г., превышает 15%.
Специалисты ООН оценивают этот показатель по состоянию на 1 июля текущего года в 17,1%. К 2050 г., по всем вариантам WPP-2004, показатель старения населения России будет только расти (график 3).
График 3 — Прогноз старения населения России на период до 2050 г.,
WPP-2004, все варианты .
Особенно быстрый рост доли лиц в возрасте 60 лет и старше прогнозируется по нижнему варианту прогноза и по варианту постоянной рождаемости: специалисты ООН прогнозируют более чем двукратное её увеличение (до 37,6% и 35,4% соответственно).
В результате резко возрастет и средний возраст населения. Если в настоящее время, по оценке ООН, средний возраст населения нашей страны равен 37,3 года, то к 2050 г. он увеличится до 50,9—43,5—48,5 лет по нижнему, среднему и варианту постоянной рождаемости соответственно. И лишь по верхнему варианту средний возраст населения останется прежним и равным 37,3 года.
Старение населения будет иметь многообразные демографические и социально-экономические последствия неблагоприятного характера. Кратко укажем лишь на некоторые из них.
Чисто демографически старение населения означает ухудшение условий его воспроизводства, уменьшение при прочих равных условиях брачности и рождаемости и рост смертности, а, следовательно, углубление депопуляции и рост усилий общества, направленных на её преодоление (если, разумеется, общество всё-таки сочтет, что выход из депопуляции необходим).
Старение населения ведет к обострению и углублению разнообразных проблем в области экономики и в социальной сфере. Старение населения — это, прежде всего старение населения трудоспособного возраста. Если в настоящее время, по оценке ООН, средний возраст трудоспособного населения равен 36,6 года, то к середине столетия он вырастет до 37,8— 39,8 —39,1 года соответственно по среднему, нижнему и варианту постоянной рождаемости. И лишь по верхнему варианту средний возраст трудоспособного населения несколько снизится (до 36,2 года. См. также график 4).