Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2014 в 20:13, реферат
Первая информация о городах на территории Казахстана относится к VI веку. Первые города находились в долине реки Сырдарьи и в Семиречьи. В настоящее время археологами найдены останки городов VI—IX веков на юге страны и в юго-западном Семиречьи (см. Древние города Казахстана). Территорию Казахстана населяли кочевники, у которых были весьма сложные отношения с горожанами. Города были для кочевников центрами торговли, но нередко объектом нападения. Из современных населённых пунктов Казахстана, имеющих статус города, своей древностью могут похвастаться лишь Туркестан, Тараз и Шымкент.
Рассказ о древних городов Казахстана
Первая информация о городах на территории Казахстана относится к VI веку. Первые города находились в долине реки Сырдарьи и в Семиречьи. В настоящее время археологами найдены останки городов VI—IX веков на юге страны и в юго-западном Семиречьи (см. Древние города Казахстана). Территорию Казахстана населяли кочевники, у которых были весьма сложные отношения с горожанами. Города были для кочевников центрами торговли, но нередко объектом нападения. Из современных населённых пунктов Казахстана, имеющих статус города, своей древностью могут похвастаться лишь Туркестан, Тараз и Шымкент.
В XVII веке на территории Казахстана появились первые русские города — Яицкий городок, Гурьев. Постепенно с российской колонизацией
с севера на юг, русскими казаками были основаны города, большая
часть которых существует и сейчас (см.
также населённые пункты
Казахстана, утратившие статус города). Большинство современных
городов появились в XX веке главным образом в связи с разработкой
месторождений полезных ископаемых.
Отрар расположен
в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси
и Сырдарьи. В науке этот район называется
Отрарский оазис, древние названия которого
Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб. Интересен
тот факт, что Фараб является родиной выдающегося
учёного, мыслителя, философа, продолжателя
Аристотеля - Абу Наср ал-Фараби.
В 1219-1220 годах город штурмовали монгольские
отряды Чингис-хана, в 1405 г. здесь умер
великий завоеватель Тимур. Географическое
положение оазиса совпадает с территорией
современного Отрарского района Южно-Казахстанской области. С запада оазис
ограничен Кызылкумами, занимающими пространство
между двух великих среднеазиатских рек
- Сырдарьи и Амударьи. Часть правобережья
Сырдарьи, входящая в оазис, - плоская или
слегка холмистая степь с бедной однообразной
флорой. Она заканчивается у горного хребта
Каратау, из ущелий которого вытекают
Бугунь, Боролдай, Чаян, Арыстанды и другие
речки. Отрарский оазис всегда занимал
в Южном Казахстане удобное стратегическое положение.
Через Отрар проходил Великий Шелковый
путь, поэтому город упоминают почти все
средневековые арабо- и персоязычные авторы.
Отрар был на стыке различных географических
ландшафтов, буквально в узле многих дорог,
в том числе тех, что шли по Сырдарье на
юг в Шаш, Согд и далее к Мерву, Нишапуру,
Рею, на север и запад через Хорезм в Приаралье,
Повольжье, Причерноморье и на Кавказ.
Трудно найти в Средней Азии более выгодное
и более опасное положение.
Тысячелетия, наполненные завоевательными
войнами, сделали свое дело: сейчас на
месте некогда цветущего города остались
заросшие травой руины. Человек, впервые
попавший сюда, невольно останавливается,
потрясенный видом застывших развалин
городов и селений, замков и сторожевых
башен. Высохшие поля пересекают глубокие
магистральные каналы, растрескавшиеся
от жары, русла которых вот уже сотни лет
не получали ни капли воды. Этот своеобразный
музей под открытым небом "говорит"
нам о жизни наших далеких предков. Археологические
исследования и раскопки в Отрарском оазисе
ведутся археологами Казахстана с 1969 г. Раскапывались городища
Отрар, Куйруктобе, Кок-Мардан, Алтынтобе,
Мардан-Куик. На Отраре вскрывались городские
кварталы XVI-XVIII вв., XIV-XV и XI-XII вв; квартал
гончаров XIII-XIV BB; баня XIII-XV вв; кирпичеобжигательная
мастерская XIII-XIV в.; мечеть и дворец конца
XIV-XV вв.
Интереснейшим сооружением Отрара конца
XIV - начала XV вв. является соборная мечеть.
Ее постройка связана с именем Тимура,
по приказу которого были воздвигнуты
на территории Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави
в Туркестане и мавзолей Арыстан-баба
в Отрарском оазисе. Такой крупный архитектурный
ансамбль, каким является комплекс мечети
в Отраре, вскрыт в средневековом городе Казахстана впервые.
Согласно историку Шараф ад-дину Иезди,
"отправившись от берегов Сейхуна, Тимур
остановился в среду 12 раджаба в Отрарском
дворце Бердибека; все царевичи, эмиры
и близкие из придворных заняли каждый
отдельную комнату". Дворец правителя
пока еще не раскопан, это дело будущего,
но известно, что в нем был зал приемов
- "куриншихана". О нем можно судить
из следующих строк того же историка: "В
это время прибыл к Тимуру от Тохтамыша,
который уже давно скитался бесприютным
бродягой в степях Дешти Кыпчака. В тот
же день Тимур торжественно вошел в приемный
зал и уселся на высоком троне".
На Отраре в 2001-2004 гг. осуществлялся международный
проект ЮНЕСКО - Казахстан - Япония по "Консервации
и сохранению древнего города Отрар".
Консервируется мечеть, баня, комплекс
гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует
государственная программа "Возрождение
древнего Отрара". По замыслу археологов
и специалистов-реставраторов Отрар будет
превращен в средневековый город-музей
и должен стать своеобразными казахстанскими
Помпеями.
Испиджаб - крупнейший, центральный город
на Великом Шелковом Пути. Впервые он упоминается
в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как "город
на Белой реке". Позднее Махмуд Кашгарский
сообщает: "Сайрам - название белого
города (Ал-Мединат ал-Байда), который называется
Испиджаб. Про него говорят также Сайрам".
Этимология топонима Испиджаб в значении
"белая вода" предложена исследователями
на основе согдийского языка. Город под
названием Сайрам дожил до настоящего
времени, и нет сомнения в том, что городище
на его территории соответствует средневековому
Испиджабу. Городище Сайрам датируется
I - XIX в.в. н.э. Оно включено как один из приоритетных
историко-археологических объектов в
государственную программу "Культурное
наследие". В Сайраме огромное изобилие
мазар (святых могил). Следующие мазары
существуют до сих пор: родители выдающегося
поэта и религиозного мистика X. А. Яссави
Карашаш ана (XVIII в.), Ибрагим ата (XIII-XIX в.в.),
Абдел Азиз Баба (XV-XIX в.в.), Ходжа Талиг
(XIII-XIX в.в.), Мирали Баба (конец ХГХ-ХХ в.в.),
Средневековый минарет Хызр (XIII-XIX в.в.)
Сауран. Согласно письменным источникам,
город Сауран (Савран) находился в однодневном
переходе от Шавгара. Сауран был пограничным
городом, основанным племенами огузов
и кимаков. В Сауран огузы приходили торговать
и заключать мирные договоры. Город был
укреплен. Сауран был могущественной крепостью,
благодаря специальным конструкциям и
независимой подаче пищи и воды был готов
продержаться несколько месяцев длительной
осады.
В маршрутнике середины XIII в. Гетума I город
назван Савран, "который очень велик".
В XIV столетии город становится столицей
Ак-Орды и на этот период приходится расцвет
керамического производства. В источниках
XVI-XVII вв. Сауран характеризуется как большой
и богатый город, вокруг которого находились
земледельческие селения, сады и посевы.
Люди продолжали жить в крепости до середины
XVII в.
Остатки Саурана с сохранившимися, но
сильно разрушенными стенами находятся
в 40 км западнее Туркестана. Исследователи
считают, что Саурану IX-XII вв. соответствует
городище Каратобе, расположенное в 3 км
восточнее и датируемое I в. н.э. - XII в. С
2004 г. городище Сауран исследуется по государственной
программе "Культурное наследие".
Со временем здесь будет археологический
парк Сисан.
Сарайчик (Сараджук,
Сараджик, Сарайджук) расположен на правом берегу
р. Жайык, в 55 км севернее современного
города Атырау. Согласно исторической
версии, город Сарайчик был основан в середине
XIII в. ханом Бату (1227-1256 гг.) в удобном месте,
а главное - на узловом участке стыка Европы
и Азии. Через него пролегал Великий Шелковый
путь из стран Европы и столицы Золотой
Орды Сарая Берке на Волге в города Хорезма, Казахстана, Индии, Ирана и Китая. До нас
дошли описания многочисленных купцов
и путешественников о направлении этого
пути. В "Дорожниках" Хамдаллаха Казвини,
написанных около 1339 г., приведены пункты
переходов на этом пути с указанием расстояний.
Подобное встречается и у арабского географа
ал-Омари (XIV в.). Трасса торговой дороги
от Сарайчика до Ургенча протяженностью
"месяц пути" была снабжена колодцами
и караван-сараями. Сарайчик был важным
политическим центром. Здесь проводилась
процедура вступления на ханский престол
Золотой Орды Жанибека (1341-1357 гг.), Бердибека
(1357-1359 гг.) и других представителей династии
Джучидов.