Развитие мелкой моторики в процессе занятия ручным трудом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы:
Развитие мелкой моторики у детей старшего возраста через организацию ручного труда – оригами, вышивание лентами.
Строя свою работу, я поставила перед собой следующие задачи:
-Подобрать и проанализировать литературу, касающуюся проблемы развития мелкой моторики;
-Собрать практический материал по ручному труду;
-Совершенствование знаний, умений, навыков детей.

Содержание работы

1 . Введение
2 . Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики детей
дошкольного возраста.
1.1.Что такое мелкая моторика? И почему она важна для детей.
1.2. Проблемы развития мелкой моторики.
1.3. Возрастные особенности развития мелкой моторики рук детей.
1.4. Направления работы по развитию мелкой моторики.
3. Глава 2. Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук.
2.1. Ручной труд в развитии детей дошкольного возраста.
2.2. Что ручной труд развивает у детей?
2.3. Анализ работы по развитию мелкой моторики рук .
4. Заключение.
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

Развитие моторики рук может иметь свои возрастные особенности. В возрасте 1-2 года ребенок может держать два предмета в одной руке, чертить карандашом различные каракули, переворачивать страницы книги. В возрасте 2-3 года ребенок может открывать различные ящики и доставать их содержимое, играет с песком, нанизывает бусы, лепит незатейливые фигурки с пластилина или глины. В 3-4 года четко держит карандаш или ручку пальцами, собирает и строит различные постройки с кубиков и многое другое. В 4-5 лет рисует карандашами, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина несколько частей, т.е. например ручки, ножки, голова и т.д. Умеет шнуровать ботинки.

В норме к 6-7 годам заканчивается созревание определенных зон головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи. Соответственно развивать мелкую моторику начинают задолго до поступления в школу. Это значит, что родители и работники детских учреждений должны этим активно заниматься. Вообще развивать мелкую моторику нужно с раннего возраста, например у малышей новорожденных можно массировать кончики пальцев, всем известны такие игры как « Сорока» и многое в этом роде. Все это благоприятно влияет. Должно уделяться много времени играм, упражнениям и т.д. все это поможет развить ребенка интеллектуально, да и вообще проводить время в приятной игре с малышом. А в дальнейшем это благоприятно отразиться на школьном обучении. Родители должны замечать все «мелочи» поведения ребенка в играх и увлечениях. Так же малышам нужно прививать самообслуживание, например, учить застёгивать пуговички, шнуровать обувь, держать ложку и т.д. В дошкольном возрасте развитие моторики является главной и неотъемлемой частью.

1.4. Направления работы  по развитию мелкой моторики.

      Для развития мелкой  моторики руки разработано много  интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие  материалы. В дошкольных учреждениях  педагоги используют накопленный  опыт по данному  направлению  и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируется в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей  детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных  функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы:

- систематичность проведения игр  и упражнений. Не  следует ожидать  немедленных результатов, так как  автоматизация навыка развивается  многократным его повторением.

- последовательность (от простого к сложному).

- все игры и упражнения должны  проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном  фоне. Любое достижение ребёнка  должно быть оценённым.

  Существует огромное количество  игр и упражнений, развивающих  мелкую мускулатуру. Их можно  условно разделить на несколько  групп: игры на развитие тактильного  восприятия, игры с водой и  песком, фольклорные пальчиковые  игры, упражнения с предметами, игры  на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и тд.

  Широко используется продуктивная  деятельность в развитии мелкой  моторики - рисование, лепка, аппликация, конструирование, вышивание. Необходимо  привить детям любовь к природным  материалам, глине, пластилину. Это  очень трудная и кропотливая  работа, которая также развивает  силу руки и пальцев, обеспечивает  смену тонуса мускулатуры рук. Не менее интересными и полезными  для развития пальцев рук являются  занятия с использованием бумаги. Её можно мять, рвать, разглаживать, резать.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Часто к данному процессу привлекают родителей: работы выходного дня, конкурсы рисунков, выставки семейных работ и т.д. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, вышиванием, бумагопластикой, ребёнок не научиться писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку ребёнка умелой. 

Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперёд к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приёмы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное – будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно  одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом. Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные  особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, педагоги продолжают добиваться поставленной цели.

  Таким образом, целенаправленная,  систематическая и планомерная  работа по развитию  мелкой  моторики рук у детей дошкольного  возраста во взаимодействии с  родителями способствует формированию  интеллектуальных способностей, положительно  влияет на речевые зоны коры  головного мозга, а самое главное -  способствует сохранению физического  и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит  его к успешному обучению в  школе.

Глава 2. Ручной труд как средство развития мелкой моторики рук.

2.1 Ручной труд в развитии  детей дошкольного возраста

Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения.

Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.) . Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость.

2.2. Что ручной труд  развивает у детей

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система специальных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идёт с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений. Воспитывается усидчивость, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Занимая ребёнка ручным трудом, помогаем ему в развитии мелкой моторики рук. Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с современным уровнем научно-технического прогресса. Это объясняется тем, что родителям проще посадить ребёнка за компьютер или телевизор, включив на несколько часов, или мультфильмы, тогда ребёнок не будет отвлекать от взрослых дел. Труднее заниматься с детьми полезной работой и в виде ручного труда – это требует внимания, заботы, терпения, времени.

Развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка.

В младшем дошкольном возрасте ручной труд заключается в разнообразной предметной деятельности:

- застёгивание и расстёгивании пуговиц;

- шнурование  ботинок;

- шнуровка на специальных рамках;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозайкой;

- сортировка мозайки по ячейкам;

- игры с конструкторами;

- перебирание круп, зёрен.

Занятия ручным трудом позволяет снять стресс, помогает выразить чувства и приобщать к социальной активности необщительных детей.

Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Через ручной труд можно определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, что является показателем интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Дети часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма. Неподготовленности к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыков ручной умелости.

Занятия ручным трудом окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

 

2.3.Анализ работы по  развитию мелкой моторики рук.

Начав работу с этой группой и наблюдая за детьми, я отметила, что дети не правильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых работ по аппликации, лепке, рисованию. У них не были сформированы навыки самообслуживаниям. Мелкая моторика развита плохо. В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Для диагностики я использовала задания различной степени трудности.

 На первом этапе мною производилась диагностика координационной работы левой и правой рук. Для этого дети выполняли следующие упражнения:

  1. Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
  2. «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)
  3. «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).
  4. «Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).
  5. Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.
  6. «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца 
        Кроме пальчиковых упражнений мною были использованы также различные графические упражнения. На втором этапе диагностики применяла следующие методики:
  7. Ребенку предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
  8. Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.
  9. Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.

 
Результаты диагностики: 
На каждом этапе  были выявлены различные ошибки при выполнении заданий. 
Этап пальчиковых упражнений: 
При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы.

При выполнении 2-го задания неточность отмечалась в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданны в образце. Некоторые дети при повторном показе этого движения шагают безымянными и средними пальцами или средним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.

Информация о работе Развитие мелкой моторики в процессе занятия ручным трудом