Ресурсы восточной сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 15:58, реферат

Описание работы

Восточная Сибирь, несмотря на еще недостаточную ее изученность в геологическом отношении, отличается исключительным богатством и широким разнообразием природных ресурсов. Здесь сосредоточена большая часть гидроэнергетических ресурсов и общегеологических запасов угля, находятся уникальные месторождения цветных, редких и благородных металлов (меди, никеля, кобальта, молибдена, ниобия, титана, золота, платины и др.), многих видов нерудного сырья (слюды, асбеста, талька, графита, магнезита, плавикового шпата и др.), открыты крупные запасы нефти и природного газа. Восточной Сибири принадлежит первое место в Российской Федерации по запасам древесины.

Файлы: 1 файл

ресурсы восточной сибири.docx

— 454.45 Кб (Скачать файл)

В то же время возникают  новые бумажные, кожевенные, мыловаренные, стекольные, мукомольные производства.

[править] Транспорт

Пароход «Сокол» на Енисее.

В Сибири для судоходства  использовалось не менее 24 рек. Из них  лишь по восьми движение осуществлялось вверх и вниз по течению, на остальных  шестнадцати велся лишь сплав  товаров и леса по течению[6]. Речное судоходство ограничивалось природными условиями: лед на реках держался от 5 до 8 месяцев, тогда как в Европейской России 2-7 месяцев. Довольно частые на сибирских реках мели, пороги, шивера, необходимость «переволакиваться» значительно ограничивали размеры судов.

В 1844 году первый рейс между Тюменью и Томском совершил пароход «Основа». В 1860 году по рекам Западной Сибири плавали уже 10 пароходов, в 1880 году — 37, в 1894 году — 105 пароходов и 200 барж. Первый пароход на Енисее появился в 1863 году. В 1896 году на всех реках Сибири насчитывалось 172 парохода.

В 1805 году было закончено  строительство Кругобайкальской дороги, что обеспечило бесперебойное сообщение с Забайкальем[7].

В 1890 — 1900-ых годах была построена Сибирская железная дорога (иначе-«Транссибирская магистраль»), связывающая Сибирь и Дальний Восток с Европейской Россией. Железная дорога значительно изменила экономические условия. Отпала потребность в крупных посредниках, не нужно было создавать крупные годовые запасы товаров в торговых городах, например, Томске, Иркутске, Верхнеудинске. Товар доставлялся непрерывно в течение всего года по железной дороге мелкими партиями, торговля стала более мелкой, стала требовать меньше оборотного капитала и менее продолжительных сроков кредита[8].

[править] Сельское хозяйство

В середине XIX века в Западной Сибири было 702 тысяч лошадей, 1113 тысяч голов крупного рогатого скота, 1452 тысяч овец; во всей Сибири имелось 266 тысяч оленей. На сто человек  приходилось в Сибири 56, а в  Европейской России — всего 26 лошадей, коров было соответственно 63 и 36, овец в Восточной Сибири 140, а в Европейской России — 61[9].

В середине XIX века урожайность в Сибири была несколько выше, чем в европейской части страны, после отмены крепостного права урожайность в Европейской России росла быстрее, чем в Сибири.

В начале XVIII века в  Европейской России возделывалось 55 видов культур, а в Сибири всего 14. В середине XIX века, число культур возросло в Европейской части до 113, а в Сибири до 29. В Сибири и на Дальнем Востоке перед Первой мировой войной было учтено 7,6 млн десятин пашни, что составило 0,7 % всей территории[10].

[править] Финансы

Реверс сибирской монеты чеканки Сузунского монетного двора.

До 1740-х годов существовал запрет на вексельные переводы из России в Сибирь и обратно. Правительство опасалось, что воеводы и губернаторы, прикрываясь купеческими вексельными операциями, смогут выводить из Сибири свои деньги. В Сибирь деньги перевозились в наличном виде.

С 5 декабря 1763 года по 7 июня 1781 года исключительно для  обращения в Сибири чеканится  медная Сибирская монета.

С 1769 года появились в обращении ассигнации (бумажные деньги). После разрешения вексельного перевода платежей из России в Сибирь начал распространяться безналичный расчет, начинается становление банковской системы. Открываются государственные банковские конторы для кредитно-вексельных операций в 1772 году в Тобольске, а в 1779 в Иркутске.

В 1800 году правила торговли с Китаем разрешали только бартерные операции. Запрещены покупка и продажа товаров за деньги, а также кредитные операции.

В 1830-е — 1860-е годы в Сибири появляются городские общественные банки[11].

[править] Образование, наука, культура

В 1878 году основан Томский университет. До широкого распространения университетской и вузовской науки, роль научных центров в Сибири исполняли краеведческие музеи. Иркутский областной краеведческий музей был основан в декабре 1782 года.

В 1851 году в Иркутске был создан Сибирский отдел Русского географического общества (СОРГО). Через 27 лет он был разделен на два отдела Восточно-Сибирский и Западно-Сибирский (ВСОРГО и ЗСОРГО)[12].

[править] Переселение в Сибирь

После крестьянской реформы 1861 года увеличился поток крестьян-переселенцев в Сибирь.

[править] XX век

Новосибирский оперный театр. 1945.

В начале XX века Восточная  Сибирь становится тылом для русско-японской войны. Продолжается быстрое экономическое развитие Сибири, связанное со строительством Транс-Сибирской магистрали. Городское население Сибири с 1840 года до 1913 года выросло в 6,2 раза[13].

Во время гражданской  войны летом 1918 года в Сибири свергается Советская власть и Омск становится центром антибольшевистского правительства Колчака. 6 апреля 1920 года создаётся буферная Дальневосточная республика. После поражения белых войск в Сибири снова устанавливается советская власть (См. Восточный театр военных действий Гражданской войны в России).

В 1925 году вместо существовавших раньше губерний был образован Сибирский край с центром в Новосибирске, в 1930 разделённый на Западно-Сибирский край и Восточно-Сибирский край, впоследствии также разделённые на области.

В конце 1920-х годов  начинается индустриализация Сибири. В 1920-1930-ых годах развивается угольная промышленность в Кузнецком угольном бассейне. Строительство и новые заводы требуют рабочих рук. В 1928 — 1937 годах в Новосибирскую облась прибыло 2706,1 тысяч человек, в Иркутскую — 777,1 тысяч, в Читинскую — 440,1 тысяч человек. К 1939 году доля городского населения Сибири выросла до 31,3 %[14].

Ещё до революции 1917 была построена железная дорога от Ново-Николаевска до Семипалатинска, а в 1926—1931 годах от Семипалатинска была построена Туркестано-Сибирская магистраль, соединившая Сибирь со Средней Азией.

Во время сталинских репрессий Сибирь становится местом массовой «кулацкой ссылки» и местом размещения лагерей ГУЛАГ.

Во время Великой  Отечественной войны население  крупных городов Сибири резко  растёт за счёт эвакуации промышленности и людей из Европейской части  СССР. В 1941 — 1942 годах в Сибирь прибыло  около 1 миллиона человек[15].

В 1957 году по инициативе академиков М. А. Лаврентьева, С. Л. Соболева и С. А. Христиановича было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР.

В 1950-1970-ых годах  на реках Сибири строится ряд крупных  ГЭС (Новосибирская ГЭС на Оби, Енисейский каскад ГЭС, Ангарский каскад ГЭС). 8 июля 1974 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».

[править] Население Сибири

Год

1710

1851[16][17]

1911[18]

Население, тыс. человек

312,4

2268

8511,4


 

[править] Карты Сибири

Старинная схема Иркутска и окрестностей, 1699-1701 гг.

1705 год.

1720 год.

1792 год.

Сибирский тракт

Сибирский край. 1929.

[править] См. также

  • Территориально-политическая экспансия России
  • Сибирский тракт
  • Русские открытия в Тихом океане
  • Сибирские татары

[править] Примечания

↑ Показывать компактно

  1. ↑ Матвеев А. Снова об Ингальской долине // Наука в Сибири, 1998. № 1-2.
  2. ↑ Белов М. И. Арктическое мореплавание с древнейших времен до середины XIX века. — М.: Издательство «Морской Транспорт», 1956
  3. ↑ Антипин В. Гражданин Сибири // Русский Репортер, 2011. № 07 (185)
  4. ↑ Дулов А. В. Географическая среда и история России (Конец XV — середина XIX вв.). М., 1983.
  5. ↑ Хроленок С. Ф. Золотопромышленность Сибири (1832—1917). Иркутск, 1990.
  6. ↑ Обзор внутреннего судоходства Европейской России за 1854 год. СПб., 1855
  7. ↑ Шахеров В. П. Торгово-промышленное освоение Юго-Восточной Сибири в конце XVIII — начале XIX в. — Новосибирск, 1987.
  8. ↑ Соболев М. Пути сообщения // Сибирь, ее современное состояние и ее нужды. Сб. статей. СПб., 1908.
  9. ↑ Арсеньев К. Статистические очерки России. СПб., 1848.
  10. ↑ История Сибири. Л., 1966. Т. 3.
  11. ↑ А. В. Старцев, Ю. М. Гончаров История предпринимательства в Сибири (XVII — начало XX в.)// Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999 ISBN 5-7904-0087-6
  12. ↑ Краеведческие записки / Икут. обл. краев. музей. – Иркутск: Оттиск, 2001. – Вып. 8: Посв. 150-летию Вост.-Сиб. отд. Рус. геогр. о-ва (ВСОРГО).
  13. ↑ Природно-ресурсный потенциал Иркутской области. – Ир-кутск, 1998.
  14. ↑ Исупов В. А. Городское население Восточной Сибири в пе-риод социалистической реконструкции народного хозяйства СССР // Проблемы индустриального освоения Сибири в 20-30-е годы. Ир-кутск: Иркут. ун-т, 1991. С.87; Численность и состав населения СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1979 года: Стат. сб. – М.,1984.
  15. ↑ Мисевич К. Н. География населения Сибири. – Иркутск, 1992.
  16. ↑ Кеппен П. Девятая ревизия. Исследование о числе жителей в России в 1851 г. СПб.
  17. ↑ Без учёта численности войск
  18. ↑ Азиатская Россия. СПб., 1914. Т. 1.

[править] Литература

  • Каргалов В. В. Московские воеводы XVI—XVII вв. — М., 2002.
  • Ладвинский М.Ф. Переселенческое движение в России // Исторический вестник, 1892. – Т. 48. - № 5. – С. 449-465.
  • Летопись Сибирская. — СПб., 1821.
  • Новгородская Карамзинская летопись, первая выборка // ПСРЛ, т. 42. — СПб., 2002.
  • Политические отношения Московского государства к югорской земле (1455—1499) // Журнал Министерства народного просвещения, 1891, январь.
  • Савинов Д. Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.
  • Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. — М., 1838.
  • Сибирь в составе Российской империи. М.: Новое литературное обозрение, 2007.
  • Я. Г. Солодкин Я. Г. «КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ О СИБИРСТЕЙ ЗЕМЛИ…»: МЕСТО ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СООТНОШЕНИЕ С НОВЫМ ЛЕТОПИСЦЕМ //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2007. № 1 (27). С. 77-84

[править] Ссылки

  • Сибирская Заимка — электронный научно-популярный журнал по истории Сибири.
  • Освоение Сибири: информационные ресурсы
  • Историко-географические особенности заселения и хозяйственного освоения юга Западной Сибири
  • Институт истории СО РАН
  • Е. Б. Лукичёва. «Историческое краеведение» Томский политехнический университет
  • Евгений ВЕРШИНИН. Наказал Бог народ — наслал воевод
  • Багрин Е. А. «ОХОЧИЕ ЛЮДИ» НА ВОЕННОЙ ГОСУДАРЕВОЙ СЛУЖБЕ В ПРИБАЙКАЛЬЕ И ЗАБАЙКАЛЬЕ в XVII в.
  • Города и остроги земли Сибирской

Государственные образования  периода Гражданской войны в  России и становления СССР (1917—1924)  [показать]

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СИБИРИ


Сибирь – это огромная территория от Урала до берегов Тихого океана. Здесь сосредоточена основная часть ресурсов России, включая полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы  и рекреационные ресурсы. Сибирь имеет высокий потенциал в  топливно-энергетическом комплексе, черной и цветной металлургии, пищевой, химической, лесной и деревоперерабатывающей промышленности. Благодаря открытию крупных месторождений нефти  и газа Сибирский регион стал основным источником дохода бюджетных средств, получаемых от продажи углеводородов.

Западная Сибирь превосходит  по численности населения и в  плане экономического развития Восточную  Сибирь. Здесь лучше развита не только промышленность, в том числе  иобрабатывающая, но и сельское хозяйство. Восточная Сибирь менее развита с экономической точки зрения, чем Западная, потому что здесь более суровые климатические условия и преобладает горный и плоскогорный рельеф. Но Восточная Сибирь богата полезными ископаемыми и другими природными ресурсами. Здесь находится знаменитое озеро Байкал, которое содержит 20% мировых запасов пресной воды, и крупные реки Енисей и Лена. Байкал ежегодно привлекает множество туристов со всего мира.

Сибирь – это богатейший в отношении природных ресурсов регион страны, где сконцентрированы огромные запасы нефти, газа, каменного  и бурого угля, железных руд, руд  цветных металлов, торфа, асбеста, соли, золота и алмазов. Сибирский регион богат лесами, в основном хвойных  пород, где занимаются заготовкой древесины, а также добывают ценный мех, местные  воды рек и озер богаты рыбой, в  том числе и ценных пород. Благодаря  наличию плодородных земель в  регионе развивается земледелие и животноводство.

В Сибири сосредоточено большое  количество крупных центров нефтяной промышленности, таких как Югра, который расположен в Ханты-Мансийском автономном округе и где добывают 80% нефти всего западносибирского региона. Вторым по объему добычи нефти в регионе считается Ямало-Ненецкий автономный округ. В Западной Сибири крупномасштабная добыча нефти ведется на месторождениях Ватинское, Федоровское, Самотлорское, Варыганское, Усть-Булыкское, Покуровское, Советско-Соснытское. В Восточной Сибири добыча нефти ведется на месторождениях Талаканское, Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское, а также на шельфе острова Сахалин. Не менее перспективными считаются новые месторождения Западной Сибири, введенные в эксплуатацию в начале 2009 года – Урненское и Усть-Тегусское.

Природный газ в основном добывают на севере региона. К числу  крупнейших газовых месторождений  Западной Сибири относятся Уренгойское, Заполярное, Медвежье и Ямбургское. Газ, добываемый в Западной Сибири, состоит на 97% из метана и не содержит серы. В нем мало азота и углекислоты. Еще одним преимуществом добычи углеводородов в Западной Сибири является то, что их запасы залегают на глубине менее трех тысяч метров, и содержатся в легко поддающихся бурению устойчивых породах. В Восточной Сибири наиболее крупными месторождениями газа считаются Ковыктинское, Агалеевское, Чаяндинское, Чиканское, Собинское и Киринское, расположенное на шельфе острова Сахалин.

Заводы по переработке  нефти и газа находятся в Омске, Томске, Сургуте, Нижневартовске, Тобольске, Красноярске, Хабаровске, Ачинске и  Ангарске. В промышленные комплексы по переработке углеводородов входят нефтеперерабатывающие заводы, выпускающие бензин, дизельное топливо, мазут, метанол и серную кислоту, а также фабрики по производству синтетического каучука, шин, резинотехнических изделий, пластмасс, кордных тканей, медикаментов, красителей, удобрений и т.д.

Информация о работе Ресурсы восточной сибири