Северный морской путь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:16, курсовая работа

Описание работы

Се́верный морско́й путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике.
Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Файлы: 1 файл

Презентация Microsoft Office PowerPoint.pptx

— 2.10 Мб (Скачать файл)

Северный  морской путь 

 

Се́верный морско́й путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике.

 

Северный  морской путь обслуживает порты Арктики и  крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз  леса, природных ископаемых).

      СМП проходит:

 

Проходит  по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Северный морской путь ограничен западными входами в новоземельские проливы и меридианом, проходящим на север от мыса Желания, и на востоке в Беринговом проливе параллелью 66 градусов северной широты и меридианом 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы. Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути составляет свыше 14 тыс. км (через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км).

Альтернатива Северному  морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский  каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий  канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.

 

Главное препятствие  для прохода судов — лёд. Современное  ледокольное обеспечение позволяет, при необходимости, организовать круглогодичную навигацию.

 

Основные  этапы освоения 

 

*Открытие  пролива, отделяющего Чукотку от Аляски Семёном  Дежнёвым в 1648 году.

*Первая  Камчатская экспедиция — подтверждение  наличия пролива между Азией и Америкой с  декабря 1724 года по 1729 год.

*Великая  Северная экспедиция — ряд  географических экспедиций вдоль  арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки  и Японии во второй четверти XVIII века.

*Впервые  маршрут был пройден с одной  зимовкой в 1878-79 годах экспедицией шведа Нильса  Норденшельда на барке «Вега».

*Первое  сквозное плавание в направлении  с востока на запад, с зимовкой  у полуострова Таймыр, совершила гидрографическая  экспедиция Северного *Ледовитого  океана под руководством Бориса  Вилькицкого на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» в 1914—1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.

*Впервые  за одну навигацию был пройден  экспедицией Отто Шмидта в 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».

*Первое  сквозное плавание в направлении  с востока на запад за одну навигацию в 1934 году на ледорезе «Литке» (капитан Н. М. Николаев).

*Первая  транспортная операция на Северном  морском пути — сквозное грузовое  плавание лесовозов «Ванцетти»  и «Искра» из Ленинграда во Владивосток c 8 июля по9 октября 1935 года.

 

Современное положение 

 

Россия сегодня  продолжает освоение и использование  Северного морского пути. Основными  пользователями Северного морского пути в России сегодня являются «Норильский  никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф»,Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка. По данным исполнительного директора Некоммерческого партнерства по координации использования Севморпути (и бывшего начальника Администрации Северного морского пути) В. Михайличенко, по сравнению с 1980 годами объём перевозок по Северному морскому пути снизился примерно в 5—6 раз с 6—8 миллионов тонн грузов в год. Северный морской путь был открыт для международного судоходства в 1991 году, после распада СССР. Однако лишь сравнительно недавно, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании. Так, в 2009 году два коммерческих судна последовали курсом между Европой и Азией через северные воды России. В 2011 году этот путь был избран уже 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов). Подсчитано, что грузопоток по может увеличиться с 2012 до до 2019 в десять раз, а в перспективе — в двадцать, до 50 миллионов тонн в год

 

Северный  морской путь на памятной серебряной монете России

Выгоды  использования СМП для транзитных перевозок:

 

  экономия  на топливе;

  уменьшение  продолжительности рейса уменьшает  расходы на оплату труда персонала  и уменьшает стоимость фрахта  судна;

  отсутствует  платеж за проход судна (как  по Суэцкому каналу), правда, платится  ледокольный сбор;

  отсутствуют  очереди (как в случае с Суэцким  каналом);

  отсутствует  риск нападения пиратов.

 

              История освоения  

История освоения 

 

В середине XVI века англичане (Xью Уиллоби, Ричард Ченслер) предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им проникнуть не удалось. После этого энергичные поиски северо-восточного прохода длились около 100 лет, а затем на 250 лет прекратились.

 

Поиски  Северо-восточного прохода возобновились  в середине XIX в., и в 1878 г. швед Эрик Норденшельд неожиданно прошел в одну навигацию почти весь путь, обогнув северную оконечность Евразии – мыс Челюскин (первое достоверное плаванье мимо него) и зазимовав у берегов Чукотки. Вторым мимо Челюскина прошел в 1893 г. норвежец Фритьоф Нансен, а третьим был в 1901 г. русский исследователь Эдуард Толль, остзейский барон.

В годы Великой Отечественной  войны Северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево  море. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись при противодействии авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. В августе 1942 года ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнёв» и береговая артиллерия порта Диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру «Адмирал Шеер». По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. Было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов. Большой вклад в развитие арктического транспортного флота внес начальник Главсевморпути И. Д. Папанин. За самоотверженный труд в годы войны свыше ста работников Главсевморпути награждены орденами и медалями СССР.

Ледоколов «Арктика»

 

ледокол «Капитан Сорокин»

 

Ледокол «Сибирь»

 

В период 1970—1980-х годов работа на Севморпути существенно активизировалась. Это было связано с достижениями науки и техники, в том числе постройки атомного ледокольного флота: с 1960 года в состав флота вошёл атомный ледокол «Ленин», с 1974 года в строй начало входить семейство ледоколов «Арктика». Освоение северного морского пути было связано с развитием Норильского комбината, что потребовало круглогодичной навигации по маршруту Мурманск-Дудинка. Эта задача была поставлена директору Мурманского морского пароходства В. А. Игнатюку в 1970 году. С 1971 года начальником администрации Северного морского пути сталК. Н. Чубаков, который активно включился в решение этого вопроса. В 1972 году был выполнен экспериментальный арктический рейс, а 1 мая 1978 года атомный ледокол «Сибирь» и ледокол «Капитан Сорокин» провели в Дудинку караван из двух дизель-электроходов: «Павел Пономарёв» и «Наварин». В Арктике была открыта круглогодичная навигация.

Самый первый лодокол на СМП

 

«Ле́нин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.

 

На атомном  ледоколе «Ленин» произошли две  аварии. Первая случилась в феврале 1965 года. Была частично повреждена активная зона реактора. Часть топлива была помещена на плавтехбазу «Лепсе», где оно хранится и по сей день. Плавтехбаза «Лепсе» является одним из самых опасных и сложных ядерно-опасных объектов на северо-западе России. Остальное топливо было выгружено и помещено в контейнер. В 1967 году контейнер погрузили на понтон и затопили в заливе Цивольки, восточное побережье архипелага Новая Земля.

Вторая  авария на ледоколе произошла в 1967 году. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Было решено полностью заменить весь реакторный отсек. Часть топлива  была помещена опять же на плавтехбазу «Лепсе». Реакторную установку отбуксировали к Новой Земле в залив Цивольки и затопили.

Пароход «Челюскин»

 

Пароход «Челюскин» в феврале 1934 года успешно  прошел весь СМП,но в 1934 году пароход был затёрт льдами в Беринговом проливе и затонул, а 104 члена экспедиции были вынуждены оставить судно и искать спасения на льду.

 

«Челюскин» — советский пароход. Был построен в Дании на верфях фирмы Burmeister og Wain (B&W, Copenhagen) по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход был предназначен для плавания между устьем Лены(отсюда и первоначальное название корабля «Лена») и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблём. По классификации Ллойда он отнесён к судам ледокольного типа. Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн.

Спасибо за внимание!)

 

Борисенко Александр, Шалыгин Никита.

 

1


Информация о работе Северный морской путь