Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:16, курсовая работа
Се́верный морско́й путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике.
Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).
Северный
морской путь
Се́верный морско́й путь — кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике.
Северный
морской путь обслуживает порты Арктики и
крупных рек Сибири (ввоз
СМП проходит:
Проходит
по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское,
Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 морских миль, то Северным морским путём — только 5770 морских миль.
Главное препятствие
для прохода судов — лёд. Современное
ледокольное обеспечение
Основные
этапы освоения
*Открытие
пролива, отделяющего Чукотку
*Первая
Камчатская экспедиция —
*Великая
Северная экспедиция — ряд
географических экспедиций
*Впервые
маршрут был пройден с одной
зимовкой в 1878-79 годах
*Первое
сквозное плавание в
*Впервые
за одну навигацию был пройден
экспедицией Отто Шмидта в 1932
году на ледокольном пароходе «
*Первое
сквозное плавание в
*Первая
транспортная операция на
Современное
положение
Россия сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути. Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф»,Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка. По данным исполнительного директора Некоммерческого партнерства по координации использования Севморпути (и бывшего начальника Администрации Северного морского пути) В. Михайличенко, по сравнению с 1980 годами объём перевозок по Северному морскому пути снизился примерно в 5—6 раз с 6—8 миллионов тонн грузов в год. Северный морской путь был открыт для международного судоходства в 1991 году, после распада СССР. Однако лишь сравнительно недавно, вследствие таяния льдов Арктики, этот маршрут стал привлекать иностранные компании. Так, в 2009 году два коммерческих судна последовали курсом между Европой и Азией через северные воды России. В 2011 году этот путь был избран уже 34 судами (для сравнения, через Суэцкий канал в год проходит 18 000 судов). Подсчитано, что грузопоток по может увеличиться с 2012 до до 2019 в десять раз, а в перспективе — в двадцать, до 50 миллионов тонн в год
Северный морской путь на памятной серебряной монете России
Выгоды
использования СМП для
экономия на топливе;
уменьшение
продолжительности рейса
отсутствует платеж за проход судна (как по Суэцкому каналу), правда, платится ледокольный сбор;
отсутствуют
очереди (как в случае с
отсутствует риск нападения пиратов.
История освоения
История
освоения
В середине XVI века англичане (Xью Уиллоби, Ричард Ченслер) предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им проникнуть не удалось. После этого энергичные поиски северо-восточного прохода длились около 100 лет, а затем на 250 лет прекратились.
Поиски Северо-восточного прохода возобновились в середине XIX в., и в 1878 г. швед Эрик Норденшельд неожиданно прошел в одну навигацию почти весь путь, обогнув северную оконечность Евразии – мыс Челюскин (первое достоверное плаванье мимо него) и зазимовав у берегов Чукотки. Вторым мимо Челюскина прошел в 1893 г. норвежец Фритьоф Нансен, а третьим был в 1901 г. русский исследователь Эдуард Толль, остзейский барон.
В годы Великой Отечественной
войны Северный морской путь —
важнейшая транспортная магистраль
Советского Севера. По Северному морскому
пути осуществлялась проводка боевых
кораблей Тихоокеанского флота
Ледоколов «Арктика»
ледокол «Капитан Сорокин»
Ледокол «Сибирь»
В период 1970—1980-х годов работа на Севморпути существенно активизировалась. Это было связано с достижениями науки и техники, в том числе постройки атомного ледокольного флота: с 1960 года в состав флота вошёл атомный ледокол «Ленин», с 1974 года в строй начало входить семейство ледоколов «Арктика». Освоение северного морского пути было связано с развитием Норильского комбината, что потребовало круглогодичной навигации по маршруту Мурманск-Дудинка. Эта задача была поставлена директору Мурманского морского пароходства В. А. Игнатюку в 1970 году. С 1971 года начальником администрации Северного морского пути сталК. Н. Чубаков, который активно включился в решение этого вопроса. В 1972 году был выполнен экспериментальный арктический рейс, а 1 мая 1978 года атомный ледокол «Сибирь» и ледокол «Капитан Сорокин» провели в Дудинку караван из двух дизель-электроходов: «Павел Пономарёв» и «Наварин». В Арктике была открыта круглогодичная навигация.
Самый первый лодокол на СМП
«Ле́нин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР, в первую очередь, для обслуживания Северного морского пути.
На атомном ледоколе «Ленин» произошли две аварии. Первая случилась в феврале 1965 года. Была частично повреждена активная зона реактора. Часть топлива была помещена на плавтехбазу «Лепсе», где оно хранится и по сей день. Плавтехбаза «Лепсе» является одним из самых опасных и сложных ядерно-опасных объектов на северо-западе России. Остальное топливо было выгружено и помещено в контейнер. В 1967 году контейнер погрузили на понтон и затопили в заливе Цивольки, восточное побережье архипелага Новая Земля.
Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Было решено полностью заменить весь реакторный отсек. Часть топлива была помещена опять же на плавтехбазу «Лепсе». Реакторную установку отбуксировали к Новой Земле в залив Цивольки и затопили.
Пароход «Челюскин»
Пароход «Челюскин» в феврале 1934 года успешно прошел весь СМП,но в 1934 году пароход был затёрт льдами в Беринговом проливе и затонул, а 104 члена экспедиции были вынуждены оставить судно и искать спасения на льду.
«Челюскин» — советский пароход. Был построен в Дании на верфях фирмы Burmeister og Wain (B&W, Copenhagen) по заказу советских внешнеторговых организаций. Пароход был предназначен для плавания между устьем Лены(отсюда и первоначальное название корабля «Лена») и Владивостоком. По техническим данным пароход был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблём. По классификации Ллойда он отнесён к судам ледокольного типа. Судно имело водоизмещение 7,5 тысяч тонн.
Спасибо за внимание!)
Борисенко Александр, Шалыгин Никита.
1