Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 20:44, контрольная работа
Геральдика – (от средне-векового латинского слова heraldus – глашатай) – гербоведение. Со 2-й половины XIX в. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее – в 13 – 1-ой половине XIX вв. – составление дворянских, цеховых и земельных гербов .
Геральдика – эмблематическая система, сложившаяся на протяжении Средних Веков в Западной и Средней Европе и характеризующаяся своеобразными обычаями оформления и употребления особых личных и коллективных знаков, прежде всего – гербов (лат. Arma – оружие или доспехи; польск. Herb от нем. Erbe – наследство), а также устойчивым единством репрезентативной, идентификационной и декоративной функций этих знаков.
Введение 3
Значение символики Ленинградской области 5
1.1 Символика г. Выборг 5
1.2 Символика г. Колпино 13
1.3 Символика г. Тихвин 14
Заключение 16
Список литературы 18
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
Кафедра Истории и теории дизайна и медиакоммуникаций
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Основы корпоративной символики»
тема:
Символика городов Ленинградской области (история и современность).
Студента(ки): Борщ Оксаны Сергеевны
Специальность : Реклама и связи с общественностью
Курс:2 Группа:СЗ-42С
Шифр зачетной книжки:1235289
СОДЕРЖАНИЕ
Геральдика – (от средне-векового латинского слова heraldus – глашатай) – гербоведение. Со 2-й половины XIX в. Вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы; ранее – в 13 – 1-ой половине XIX вв. – составление дворянских, цеховых и земельных гербов1.
Геральдика – эмблематическая система, сложившаяся на протяжении Средних Веков в Западной и Средней Европе и характеризующаяся своеобразными обычаями оформления и употребления особых личных и коллективных знаков, прежде всего – гербов (лат. Arma – оружие или доспехи; польск. Herb от нем. Erbe – наследство), а также устойчивым единством репрезентативной, идентификационной и декоративной функций этих знаков.
Складыванию геральдики предшествовало лишенное общей системы употребление различных эмблематически значимых (притяжательных, хозяйских), символических и декоративных изображений, имевших различное (варварское, античное, восточное и иное) происхождение, в оформлении доспехов, знамен, печатей, монет, использование разнообразных знаков собственности и т.д. Многие из этих изображений позднее перешли в гербы, что до сих пор вызывает у некоторых авторов искушение преувеличить возраст геральдики.
На протяжении XIII в. Гербами обзаводятся те, кто претендовал на равенство с военной знатью или по крайней мере на частичную независимость от нее, а впоследствии и представители дискриминируемых групп; распространяются гербы духовных лиц и корпораций (в т.ч. городов), горожан и крестьян (последние, как и евреи, широко пользуются гербами лишь с XIV в.).
Муниципальные образования в соответствии с федеральным законодательством и геральдическими правилами вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности2.
1.1 Символика г. Выборг
Как известно, в ходе третьего крестового похода шведов на Восток в 1293 г. был основан замок Выборг, ставший впоследствии основой для города Выборг3а. Через 40 лет после основания замка население перебирается на материк и образует там поселение, которое называется так же – Выборг. В это время в качестве городской печати используются личные печати наместников Выборгского лена.
После 1403 г., когда поселению королем Швеции Эриком XIII даруется статус города, город получает и свою первую городскую печать. На ней в древнем варяжском щите изображены три короны в пояс, под ними золотая литера «W».
Однако историю герба Выборга, вероятно, следует вести с 1448 г., когда на печати появляется разделительная полоса или выражаясь языком геральдики – почетная ординарная (геральдическая) фигура – пояс. В это же время герб оформляется в цветовом выражении, учитывая конкретно историческую эпоху вполне естественно, что золото и лазурь (синий) столь характерные для Швеции нашли свое отражение и в гербе Выборга как крайнего восточного форпоста этого государства. По традиции и технологии тех времен при изготовлении использовались финифти (эмали) и металлы, поэтому описание герба или его блазанс даже в современном языке будут звучать следующим образом: в лазоревом щите золотой пояс в верхнем поле три открытые золотые короны, в нижем – золотая литера «W».
Безусловно, представляет определенный интерес указанный выше первый герб Выборга. Рассмотренные в верхнем поле три короны не что иное, как Трекрунор, или знак тройственной Кальмарской Унии, в соответствии с которой по инициативе Датской Королевы Маргариты в 1397 г. под властью Дании объединились Норвегия с Исландией и Швеция с Финляндией. Задачи этого военно-экономического союза заключались в том, чтобы противодействовать экспансии Ганзейского союза и немецких купцов, активно осваивавших северное побережье Балтики, чем наносили определенный ущерб местным торговцам. Хотя в 1523 г. Уния, с приходом к власти шведского дворянина Густава Вазы (ставшего впоследствии основателем шведской королевской династии Вазы), была расторгнута, Трекрунор и поныне является элементом государственного герба Швеции. Таким образом, в те далекие времена данный символ должен был указывать на особую значимость города –крепости Выборг как первоначально для Унии, так и позднее для Швеции, о чем более чем красноречиво свидетельствует вся история города. Следует отметить, что официально Трекрунор требует размещения корон как 2+1 (т.е. два государства: Норвегия и Швеция под властью Дании), в выборгском же гербе это правило не всегда соблюдалось. Относительно литеры «W» необходимо отметить, что, по мнению многих исследователей, данный символ должен напоминать о цели в ходе, которой была основана крепость, а именно христианизации языческих племен населявших данный регион, в том числе и карелов.
По одной из наиболее признаваемых версий трактовки названия города Wiborg следует понимать как состоящее слово из двух древнегерманских частиц, т.е. Wi и borg. В последней частице даже не искушенный лингвист явно услышит знакомое слово (Улеаборг, Туборг, и т.д.), которое переводится как «крепость», что касается Wi, то склоняются к тому, что оно обозначает «святой, святая». Таким образом, Wiborg обозначает «Святая крепость». В этой связи первая буква имени города была помешена на герб.
Геральдика как наука о гербах не терпит не точностей и бессмыслицы, поэтому для людей далекого XIV-XV вв. символы, изображенные на гербе не были просто красивыми картинками, а несли вполне конкретный смысл. Если попытаться реконструировать его исходя из того, что известно и так как это принято в геральдике, то в результате получается что, Выборг – «Святая крепость» («W») которая, будучи городом Унии (Трекрунор), имеет существенное значение (пояс) для Швеции (лазоревое поле). Иными словами, Выборг – это город монахов, т.к. основан в святых целях, купцов т.к. должен был поддержать купцов Унии, и солдат, т.е. непосредственно самих основателей – шведов, которые, будучи потомками викингов достойны этого имени.
Герб Выборга был представлен на утверждение в мае 1729 г. в Тайную коллегию, и 3 марта 1730 г. принимается без изменений. Однако на самом деле герб стал не такой, какой он был при шведах. Верхнее поле из лазоревого (синего) поля становится червленым (красным), над гербом появляется северогерманская корона и исчезает золотой пояс.
На первый взгляд не совсем приметные изменения, которые можно было бы даже списать на неопытность художника или иные бюрократические проволочки столь характерные для России, если бы не столь значительное значение, существенным образом изменяющие первоначальный смысл. Дело в том, что изображение Трекрунора на лазоревом поле – это устойчивый символ, который в рассматриваемую эпоху является элементом национальной принадлежности Швеции, изменив поле на радикально червленый цвет совершенно по-иному будет происходить трактовка герба. В этой связи необходимо отметить, что для России червленый (красный) цвет так же во многом характерен, как и для Шведов лазоревый. Истоки данного явления вероятно следует искать в языческих конях древней Руси, когда славяне считали себя детьми Бога Ярило, т.е. Солнца, а потому поклоняясь ему они почитали красный цвет как символ этого божества. Видимо с этим же можно связывать традиционную покраску щитов русских воинов в красный цвет — цвет крови и жизни. В этой связи представляется справедливым новое прочтение герба излагать следующим образом: Выборг («W»), шведский город (Трекрунор), но ныне русский (червленое верхнее поле). Относительно северогерманской короны над гербом вполне естественно, что данный символ должен был указывать, на то, что Выборг является административным центром вновь присоединенных по Ништадскому мирному договору Финских земель. В издании Фон Винклера «Гербы городов, губерний, областей и посадов» данный герб указывается в разделе Великого Княжества Финляндского как герб Выборгской губернии. В этом плане довольно часто употребляется даже такое понятие как «Выборг – столица Старой Финляндии», имеется ввиду, что «Новая Финляндия» отошла к России после русско-шведской войны 1808-1809 гг. Потеря пояса так же свидетельство о потере у нового владельца города того особого интереса, который был первоначально у Унии, а затем у Швеции.
Существует мнение исследователей, что изменения в гербе в виде верхнего червленого были обусловлены необходимостью отражать различие между двумя районами, составлявшими территорию наместничества – восточным и западным. В данном случае червленый цвет символизировал район Северного Приладожья, издревле входивших в состав русских земель, а голубое поле – западный район с Выборгом.
Однако на этом изменения в гербе далеко не закончились, и следующее его изображение связано с Екатериной II, когда просвещенная Императрица, занимаясь государственными делами, старалась внести немного изящества в жизнь совей Империи. Коснулось это от части и геральдики, когда 4 октября 1788 г. правительствующий Сенат и Екатериной II был утвержден новый вариант герба, он предусматривал размещение над щитом двух ангелов в красных хитонах и золотыми перевязями, крылья у одного золотые, у другого лазоревые.
Во многом данное изображение напоминало герб Выборга из книги Дальберга 1709 г. «Suecia antiqia et hoderna» (Швеция старая и новая), но как таковой особой смысловой нагрузки данные фигуры не несут, т.к. их невозможно посчитать даже и в качестве щитодержателей (их изображают по другому), т.к. как и на старинной гравюре они несли скорее декоративную нагрузку характерную для того периода, что не сложно отметить на других изображениях, где представители небесного воинства встречаются сплошь и рядом. Ссылки на то, что данные ангела указывают на особую святость города, представляются малоубедительными, ввиду того, что в этот период в Выборге не отмечается каких-либо событий хотя бы косвенно на это указывающих. Тем не менее, указанное изменение было должным образом оформлено, в связи с чем с полным основанием данный герб был занесен Фон Винклером на страницы Гербовника по Российским городским гербам.
Этот герб просуществовал вплоть до 1816 г., официальный «Фридрихсгамский мир» был заключен 5 сентября 1809 г., русские войска с боями заняли почти всю территорию будущего Великого княжества в составе империи. Царь со Сперанским выехали в новую провинцию. В это время встает вопрос о включении Выборга в состав Великого Княжества Финляндского. Для этого в 1812 г. создается специальная комиссия, которая констатирует, что герб 1788 г. неправильно использовался как герб Выборгской губернии. В 1816 г. Александр I убирает три короны как элемент шведского владычества, а той же специальной комиссией, которая занималась присоединением Выборга к Великому Княжеству Финляндскому, был предложен Императору вариант герба предполагавший устранения различия между гербом города и гербом губернии. Представленный проект был утвержден 2 сентября того же года, он представлял из себя немецкий барочный щит, на котором в лазоревом поле был изображен Выборгский серебряный замок с двумя башнями (вид со стороны моря) и над ним золотая литера «W».
Не смотря на то что этот герб с различными вариациями просуществовал более ста лет, он не нашел понимания у геральдистов ввиду того, что в случае его «прочтения» оказывается, что Замок Выборг в Выборге, т.е. Выборг Выборгский. Имеющая место тавтология, обусловленная дублированием городских символов, становится особенно абсурдной, если принять во внимание, что по существующей в геральдике трактовке металлов и эмалей, предложенную еще геральдистом Ансельмой, серебро является символом чистоты, доброты и невинности и в сочетании с лазурью, символизирующей красоту, ясность мягкость. Выходит, что боевой замок Выборг, участвовавший, не в одном сражении является невинным и мягким, как воздушное пристанище ангелов и эльфов.
Примечательно, что параллельно с этим
в ходе проводимой в 1857 г. в Российской Империи
унификации имеющихся гербов была создана
система, которая предусматривала дополнение
геральдических щитов различными атрибутами,
указывающих на род занятия и значимость
города в системе административно-
Позднее в конце XIX начале XX вв. осуществляются дальнейшие попытки по созданию герба Выборга. Появляется герб, на котором уже верхнее поле лазоревое, а нижнее червленое и в них соответственно размещаются изображение замка и литера «W». Причем замок имеет различное цветовое решение, как серебро, так и диамант (черный).
После обретения Финляндией независимости в 1918 г. в качестве городского герба Выборга вновь используется герб Александра I (1817 г.), а в качестве губернского используется герб Карелии. Подобная ситуация сохраняется вплоть до 1944 г. (за небольшим исключением, когда Выборг был с 1939 по 1944 гг. советским).
После того как Выборг стал окончательно принадлежать СССР ввиду государственной политики, закрепленной в Конституции, исключавшей существование гербов кроме государственного, вопросов об исторической территориальной и городской символики долгое время не стояло. В их качестве применялась новая символика, где основными элементами были индустриальные мотивы. Аналогичная «эмблема» в 60 и 70-ых гг. была и в г. Выборге. На ней на фоне Выборгского замка был изображен нос корабля, башенный кран со стрелой и шестеренка. Видимо уже тогда осознавая определенную ущербность подобной «прозрачной» символики с 19 ноября 1971 г. Был начат конкурс, который продолжался вплоть до 07.10.1992 г.
Информация о работе Символика городов Ленинградской области (история и современность)