Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:24, курсовая работа
Использование занимательного и дополнительного материала на уроках познания мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность учащихся, внимание, память, поддерживает интерес к изученному. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.
Однако не следует забывать, что в применении занимательности на уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебном процессе отрицательную роль.
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы изучения курса "Познание мира" в начальных классах 5
1.1 Задачи и содержание курса «Познания мира» в начальных классах 5
1.2 Современные методы преподавания «познания мира» в начальных классах 9
2. Сочетание использования различных методов при обучении уроков «Познания мира» 14
2.1. Использование дополнительного материала на уроках «Познания мира» 14
2.2. Использование занимательного материала на уроках познания мира 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Большой интерес на уроках вызывает прослушивание и разбор «подслушанных в природе разговоров» между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал помогает не только в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом. Но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным и сохранять их.
Использую такой материал на разных этапах урока: во время проверки домашнего задания, при изучении нового материала, при его закреплении. (Н. Сладков «Вести из леса» при изучении тем о временах года).
Например: Тема урока «Звери осенью»
Разобрать с учащимися, какие изменения произошли в неживой природе с приходом осени, устанавливается основной фактор. Который повлиял на эти изменения. Этот фактор-температура. Изменения в неживой природе приводят к изменению в жизни животных. Как готовятся зверёк зиме? Послушай, как рассказали животные.
Карточка «Белка и лесная мышь»
-Видали? Видали? Я гриб на сучок сушить повесила, а Мышь их у меня таскает…
Ах, злодейка!
-Кто у кого больше стащил? Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они у тебя ,
Белка, в дупле оказались!
- Какие звери на зиму запасают корм?
По рассказам Н. Сладкова, Э. Шима дети с удовольствием готовят инсценировки [10].
Тема урока «Транспорт»
Использовать в ходе урока карточки с изображением транспорта. Разделив класс на две группы и предложить ученикам одной группы нарисовать транспортные средства, которые есть в городе, а второй группе транспорт который есть в деревне. После выполнения задания рассмотреть различия нарисованных машин и совместно сделать выводы.
Познание мира невозможно без установления связей и отношений, которые существуют в нем. Это относится и к связям экологическим. Изучение экологических связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения, речи. Раскрытие экологических связей повышает интерес учащихся к предмету. Например, деревья, изменяя освещенность. Влажность, температуру воздуха под пологом леса создают определённые условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других.
Но не в полной мере будут развиваться познавательные интересы у детей, если задание будет давать только учитель.
Поэтому предлагается детям самостоятельно подготовить загадки или интересные вопросы, рассказы к этой или иной теме.
Таким образом, использование занимательного материала в виде загадок, ребусов, картинок, кроссвордов вовлекает учащихся в образовательный процесс, помогает лучше и быстрее запоминать изученный материал и развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Познавательные интересы младших школьников не устойчивы и не дифференцированны. Они находятся в стадии развития и становления. Детей занимают все стороны жизни: природа, техника, космос, спорт, искусство, события в мире и т. д. Младшие школьники одинаково увлекаются одновременно всем, они быстро переключаются с одних увлечений на другие. Но именно младший школьный возраст благоприятен для развития любознательности и познавательных интересов. Поэтому учителю начальных классов важно не упустить время для интенсивного формирования этих важных черт личности. Задача состоит в том, чтобы создать в процессе обучения, воспитания и развития условия, которые бы наиболее активно способствовали становлению личности школьника.
Задачи урока познания мира как учебного предмета не только в том, чтобы ученики получили знания о природе, но и в том, чтобы они овладели системой знаний, т. е. понимали доступные их возрасту причинные зависимости в природе, связь между деятельностью людей и особенностями природы.
Именно такое обучение гарантирует эффективное усвоение знаний, формирование личности школьника в целом и развитие любознательности как важнейшей интеллектуальной черты.
Использование дополнительного и занимательного материала на уроках познания мира способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Игры и занимательность выступают как средство, будящее мысль, увлекают на путь поисков ответов на волнующие вопросы.
Именно такое обучение гарантирует эффективное усвоение знаний, формирование личности школьника в целом и развитие любознательности как важнейшей интеллектуальной черты.
Использование дополнительного и занимательного материала на уроках познания мира способствует более прочному и сознательному усвоению изученного материала, развивает интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания и применять их на практике.
Таким образом, такие материалы не перестают влиять на развитие ребёнка и в учебном процессе школы.
Приложение 1
«Птицы Восточного Казахстана».
Красочная презентация для начальной школы, показывающая птиц, которые обитают в Восточном Казахстане. Предназначена для использования во внеклассных мероприятиях, проектной деятельности, а также во время проведения уроков по курсу “Познание мира” в рамках регионального компонента с целью познакомить учащихся с птицами, которые обитают в данной природной зоне, птицами, которые охраняются государством и занесены в Красную книгу. Используется на уроках «Познание мира» на этапах актуализации знаний, изучения, повторения, обобщения материала.
Например: слайды №2 – 21.
- К какой группе можно отнести животное?
- Что о них знаете? Где они обитают? Назовите птиц нашего края.
- Птицы встречаются по всему свету, их можно увидеть даже на вершинах полярных ледников. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Многие птицы нуждаются в охране.
- Какую пользу приносят птицы?
- Орнитологи – слышали вы это слово? Что оно обозначает?
- Что отличает птиц от всех остальных животных?
Информация о работе Сочетание использования различных методов при обучении уроков «Познания мира»