Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 16:40, реферат
Цель работы: раскрыть комплексные социально-экономические характеристики и особенности Дальневосточного экономического района.
Задачи работы:
Дать характеристику Дальневосточного экономического района.
Описать его экономико-географическое положение, демографическую ситуацию, хозяйство,
Рассмотреть основные экономические связи района,
Введение…………………………………………………………………………..3
1. ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РАЙОНА
1.1 Особенности географического положения и его влияние на развитие района……………………………………………………………………………...4
1.2 Природно-ресурсный потенциал…………………………………………….6
2. СТРУКТУРА И РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СИЛ РАЙОНА
2.1 Территориальная организация и структура производственных сил Дальнего Востока…………………………………………………………….….10
2.2 Значение транспорта и экономических связей в хозяйстве Дальнего Востока…………………………………………………………………………...15
3.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА…………………..17
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………………………….…..22
Область в целом развивается благодаря природным богатствам. А их наличие дает возможность развивать промышленность, так как горнодобывающую, металлообработку, выработка электроэнергии. Постепенно развиваются легкая и пищевая промышленность. Что более характерно для этого района - это горнодобывающий и металлургический комплекс. Цветные металлы, черный металл, драгоценные металлы пользуются спросом во всем мире.
На Дальнем Востоке распространены, добывают и обогащают оловосодержащие руды. Особенно ими богат Хабаровский край. Оловосодержащие руды добываются на западе Еврейской автономной области и возле Комсомольска. Но огромна их добыча, а на юге Сихотэ-Алиня, в районе Дальнегорска-Кавалерово.
В Приморском крае производятся свинцово-цинковые концентраты и свинец. Найдены и осваиваются новые большие месторождения свинцово-цинковых руд - Вознесенское и Николаевское. Вольфрам, довольно редкий металл добывают в Магаданской области и Приморском крае.
Горнорудная промышленность по добыче алмазов работает в Верхневилюйском районе Якутии. Уже есть город Мирный, автомобильная дорога и построена Вилюйская ГЭС. Осваивается добыча алмазов на месторождениях «Айхал» и «Удачное», уже есть транспортное сообщение. Дальневосточные моря дают 60 % рыбы и морепродуктов. Идет промысел крабов в Беринговом море и на Камчатке, дорогого морепродукта и деликатеса. Также промышляют тюленем, нерпой, белухой. Особую ценность представляют лососевые рыбы - кета, горбуша, нерка, чавыча. В заливе Посьет Японского моря работает единственное в стране предприятие по выращиванию моллюсков в естественных условиях. Дальнем Востоке созданы мукомольная, (Хабаровский мелькомбинат); мясная, маслобойно-жировая (сырьем для которой служит соя) промышленность.
Развито машиностроение в Приморском и Хабаровском краях и в Амурской области. В остальных областях и Якутии налажены ремонтное дело и производство некоторых запасных частей для машин и техники местного хозяйства. Развиваются судостроительные и судоремонтные предприятия. В Биробиджане выпускают сельхозтехнику, приспособленную под условия региона.
В настоящее время стала развиваться электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Биробиджане и в некоторых других городах. Эта тенденция позволяет этому региону постепенно избавиться от зависимости иностранных инвесторов, перейти от продажи сырья к продаже товаров, произведенных с этого сырья, что гораздо выгоднее, а заодно защищает государственные полезные ископаемые от иностранного посягательства.
Сельскохозяйственное машиностроение размещается в городе Свободном (Амурская область). В Благовещенске построен завод "Амурэлектроприбор", во Владивостоке - завод инструментов и другие заводы, в Хабаровске работает завод "Дальдизель", в Комсомольске-на-Амуре - завод подъемно-транспортного оборудования, в Биробиджане - "Дальсельмаш". Развитие производства сельскохозяйственных машин позволит региону пользоваться техникой местного производства, не закупать дорогую зарубежную, которая еще кроме всего дорога в обслуживании.
В Хабаровске и Приморском крае развивается швейная, трикотажная и обувная промышленность. Топливно-энергетический комплекс района развивается опережающими темпами. Энергетическое хозяйство основывается главным образом на использовании бурых и каменных углей. Более половины добычи бурых углей дают месторождения Приморского края, значительную часть - Амурской и в меньшей степени Сахалинской областей.
На северо-востоке Сахалина - от Охи до Катангли - добывается нефть. Отсюда по двум нефтепроводам она поступает на нефтеперерабатывающие заводы Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти на острове невелики и далеко не удовлетворяют потребности района. Поэтому много нефти и нефтепродуктов на Дальний Восток завозится из Западной Сибири.
Лесные богатства
дали возможность для развития
лесозаготовительной,
Больше всего древесины - свыше 40 % - заготовляет Хабаровский край. Среди лесных товаров, вывозимых из Хабаровского края, нужно, прежде всего, назвать стандартные дома, фанеру, тару, паркет, хвойно-витаминную муку, кормовые дрожжи, этиловый спирт и углекислоту. Уровень развития лесной и деревообрабатывающей промышленности пока еще не в полной мере соответствует имеющимся здесь возможностям. Много широколиственной древесины остается невывезенной, в то время как хвойные породы вывозятся полностью.
Несмотря на эти богатства нужно уже заниматься развитием лесопроизводственной промышленности, а точнее заниматься восстановлением вырубленных лесов, так как они являются источником дохода региона и очищают воздух, так называемые легкие планеты особенно нужны этому региону, потому что там развито очень много отраслей промышленности, вредных для окружающей среды.
Климат не позволяет выращивать очень большой ассортимент в открытом грунте, но можно выращивать зерно, сою и рис. Это морозоустойчивые культуры, которым не противопоказана влажность. Соя – это выгодная культура, так как позволяет производить продукты питания, не содержащие животных жиров. Такие продукты подойдут вегетарианцам и людям с низким достатком, так как союсодержащие продукты стоят дешевле.
Овощи в принципе выращивать можно, но в теплицах с обогревом, поэтому овощи и зелень в том регионе дорогие.
Особенно неплохо практикуется на Камчатке выращивание в закрытом грунте, для обогрева используются термальные источники. Выращиваются кормовые культуры, и уже можно развивать животноводство. Оно развито на юге. В основном разводят оленей. Ввиду того, что многие животные стали входить в красную книгу, некоторые промысловые виды стали выращивать на специализированных фермах. Это не дает животным исчезнуть как виду и приносит деньги региону. Кроме пушных животных разводят крупный рогатый скот молочно-мясного направления. Легкая промышленность имеет внутрирайонное значение. Хлопчатобумажные, швейные, трикотажные и кожевеннобувные предприятия находятся в Благовещенске, Биробиджане, Хабаровске, Белогорске, Райчихинске, Артеме и других городах. Пищевая промышленность (овощеконсервная, мясомолочная и маслобойная) размещена в основном в южной зоне района.
2.2 Значение
транспорта и экономических
Так как в районе развивается промышленность, то для перевозки, людей, сырья, товара нужен транспорт. Сейчас в регионе есть все разновидности транспорта, но основные перевозки приходятся на железнодорожный. Транспорт появился в этом регионе в 19 веке после прокладки Транссибирской магистрали, по ней перевозят грузы страны Тихоокеанского побережья в европейские страны. Дополнительные ветви предназначены для доступа к лесозаготовительным базам.
Железнодорожное освоение
средней зоны Дальнего Востока связано
с Байкало-Амурской магистралью (БАМ).
С постройкой этой магистрали Россия
получила второй выход на Тихоокеанское побережье
и возможность освоения различных видов
полезных ископаемых в зоне тяготения
БАМа. Строительство БАМа привело к созданию
ряда комплексов на трассе и особенно
важного для района Дальнего Востока -
Южно-Якутского территориально-
Морским транспортом возят лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыбу и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Находка, Советская Гавань. В районе мало автомобильных дорог, но огромное значение имеет автомобильный транспорт. Воздушный транспорт перевозит пассажиров с этого района в другие. Очень многие районы этого региона труднодоступны для других видов транспорта. До сих пор сохранился олений транспорт. Товары в этом регионе дороже чем в других регионах России, потому что часто привозится издалека и не всегда железнодорожным транспортом. Срочные грузы могут привозиться на самолете.
С Дальнего
Востока вывозятся на продажу
Внешнеэкономическая деятельность региона развивается с Японией, Китаем, Бразилией, Индией. Эти шаги не столько выгода, сколько возможность выживания. Россия должна давать инвестиции на разработку месторождений, а не иностранцы. Это чревато в будущем огромными убытками для всех граждан целом.
РОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЙОНА
Заключение
Промышленность в анализируемом регионе расположена неравномерно и в связи с этим можно увидеть неравномерность экономического развития по всей территории. В целом этот регион-это не просто сырьевой придаток России, поставляющий алмазы, золото, олово, вольфрам, ртуть, висмут, плавиковый шпат, цинк, свинец, он еще является и хорошим промышленным районом, так как там выращивается соя, ловится рыба, заготавливается лес. Там начинает развиваться судостроительная промышленность, рыбная промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность. Расширяется внешнеэкономическая деятельность района. Поэтому улучшается транспортное сообщение, становятся лучше экономические показатели. Уже объем вывезенных грузов увеличивается, так как развивается промышленность.
Анализируемый регион-это база для экономического развития. Потихоньку начинают создаваться совместные промышленные предприятия по производству продуктов питания и электроники. Начинает развиваться сфера туризма, а следовательно, транспортная сеть.
Список используемой литературы
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
РЕФЕРАТ:
по дисциплине «Экономическая география и регионалистика»
Студентки 3 курса заочного отделения
Факультета экономики и управления
Ивановой Оксаны Николаевны
На тему: «Социальная характеристика Дальневосточного района»
Руководитель-консультант
Емельянов А.С.
Защищен Оценка
«___» __________2011 г.
Ярославль 2013
1 Экономическая география РФ: Учебник для экон. спец. Вузов / Под ред. А.Д. Данилова, В.В. Кистанова и С.И. Ледовских. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2003, 504 с.
Информация о работе Социальная характеристика Дальневосточного региона